Урок на тему «Специфика проекта как формы учебной деятельности»
Урок на тему«Специфика проекта как формы учебной деятельности»
Проект есть всякое действие
индивидуальное или групповое,
совершаемое от всего сердца”
Уильям Херд Килпатрик
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.
Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой Он создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектной работы строится на следующих подходах:
Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики
Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты
Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему
Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим
Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности
Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося
Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.
Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.
Метод проектов можно охарактеризовать как:
личностно-ориентированный;
деятельностный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;
инициативность, творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:
Индивидуализировать обучение
Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников
Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе
Помогает выполнять работу в собственном ритме
Использовать полученные знания в практическом применении
Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности
Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности
Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов
То есть можно сделать вывод, что метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. На уроках ОБЖ мы используются некоторые из них:
Так в рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» мы выполняем практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».
Перед учащимися была ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке мы обсудили тему, и затем дети разбились на группы по интересам, выбрали для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации ребята подходили ко мне со своими находками, обращались в библиотеку школы и района, а также выходили в интернет. Они с удовольствием работали над созданием своего продукта и старались выполнить его качественно и в срок. Продукт проекта получился разнообразным:
картотека съедобных и несъедобных грибов и растений,
брошюра «Лесные ягоды», комплекс упражнений для успокоения,
аптечка природных лекарственных средств,
макеты и презентация временных укрытий,
Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики ответственно готовились к защите своего проекта. Они подготовили не только материал выступления, но и постарались, чтобы все проектанты группы приняли в презентации активное участие. В данном случае решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполнили совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
В рамках изучения ПДД учащиеся разработали информационный проект «История создания светофора».
Идея выполнения данного проекта пришла нам после сообщения в газете «ДДД» о юбилее светофора, в декабре месяце. Ребята на уроке предложили издать брошюру, по данной теме. Проектанты разделились на несколько групп. В задачи разработчиков книжки входили:
Поиск и оформление материала по истории появления светофоров,
Разработку иллюстраций первых светофоров, светофоров для пешеходов
Соответствие сигналам светофора сигналов регулировщика
Стихотворения о светофоре
Выпуск листовки-обращения к водителям и пешеходам с призывом соблюдать ПДД
Выставка поздравительных открыток
Создание карты опасных мест на дороге.
На данном примере видно, что введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.
Продукт проекта:
Листовки с призывами беречь природу,
Карта опасных объектов на территории города Оренбурга, плакаты на экологическую тему,
Презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы
Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Так мини-проекты, (по Сергееву Игорю Станиславовичу) укладываются в один урок. Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»
Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Краткосрочный проект. В год празднования 65-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне мы выполнили проект «Ордена и медали – почетные награды за боевые и трудовые отличия и заслуги».
В ходе выполнения проекта учащиеся исследовали боевой и трудовой путь своей семьи, Изучили жизнь ветеранов ВОВ, живущих в микрорайоне школы, изучили награды, которыми были награждены участники войны и труженики тыла.
Уроки в рамках данного проекта были использованы для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продуктов проекта осуществлялась во внеурочное время.
Проектанты подготовили не только презентации о награжденных, их боевом и трудовом пути, но и создали именные поздравительные открытки для ветеранов,
Среднесрочные проекты. С целью формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека: умения сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценить формирующие его факторы, усвоение знаний о здоровом образе жизни, освоение методов и средств пропаганды здорового образа жизни выполняется среднесрочный проект «Я выбираю здоровье!»
На заключительных уроках по разделу ЗОЖ в 10 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Учащиеся отвечают на вопросы:
Что я хочу?
Что я могу?
Что я должен сделать для достижения гармонии в жизни?
Эти вопросы становятся во главу угла в разработке проекта.
Этапы работы над проектом.
1 этап - Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы.
2 этап - Разработка плана деятельности.
3 этап - Поиск информации.
4 этап - Выполнение проекта.
5 этап - Презентация проектов.
6 этап - Подведение итогов, анализ, оценка.
Выполняя проект, учащиеся самостоятельно выбирают тему, рекомендуется обсуждение в кругу семьи.
Темы проектных работ разнообразны:
Спорт – это жизнь
Режим дня школьника в век скоростей и информации
ВИЧ. Остановим вместе!
Досуг молодежи
Школа – территория без никотина
Хорошая учеба + забота о здоровье = счастливый школьник
Охрана природы – дело каждого!
«Профилактика прогрессирования близорукости учащихся МОУ «СОШ № 5»
Здоровое поколение – здоровая Россия!
Шум – его влияние на здоровье
Если проект объемный мы совместно с учащимися разрабатываем программу, в которой указывается перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
На этапе поиска информации разрабатывается круг вопросов и заданий. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:
интервью,
опросы,
обработка статистических данных
Далее учащиеся самостоятельно или в группах принимают решения о форме представления результата деятельности, содержании портфолио, в котором собраны все рабочие материалы проекта.
Формы продуктов проектной деятельности
Плакат
Комплекс физических упражнений
Индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности
Видеоклип
Публикации
Разработка и проведение классных часов
Проведение мероприятий.
Система оценивания проектных работ
Выполненный проект вначале оценивает сам автор. Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3–х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта.
Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение.
Проект, на выполнение которого требует много времени (2 четверти), предполагает присуждение 1,2,3 места, либо победу в номинации:
За лучшее исследование
За лучшую защиту проекта
За лучший продукт проекта
За лучшее портфолио проекта
Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.
Критерии оценки проекта.
Критерии оценки выполнения проекта:
практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
важность темы проекта;
полнота раскрытия темы;
оригинальность предложенных решений;
качество выполнения продукта проекта;
качество портфолио.
Критерии оценки защиты проекта:
раскрытие содержания проекта;
использование средств наглядности, компьютерных средств;
убедительность презентации;
ответы на вопросы.
В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Обучая учащихся мы все хотим, чтобы наши ученики получали прочные знания, которые будут востребованы ими в будущем. Метод проектов – это разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями, который позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда, позволяет нам организовать успешное обучение, сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
Литература
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ