Урок педагогики «Методические рекомендации для педагогов по составлению авторской программы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»
«Методические рекомендации для педагогов по составлению авторской программы»
подготовили:
заместитель заведующего по ВМР
Бумажникова Валентина Васильевна,
старший воспитатель
Ермолаева Нина Васильевна.
Таёжный
2013
Для чего педагог создает свою авторскую педагогическую разработку? Педагогу есть из чего выбирать - огромный выбор программ, которые допускаются к использованию в образовательном процессе и, тем не менее, педагоги создают новые программы, разрабатывают учебные комплексы и в этом есть необходимость.
Состояние образовательной системы страны претерпевает изменения, требования к подготовке обучающихся изменены с точки зрения «развития компетентностей», «эффективности обучения», включения «общественно-государственных институтов». Поэтому, выстраивая свою образовательную траекторию, подчиняя её своему контингенту воспитанников с опорой на ожидаемый результат обучения педагог будет создавать программы, которые, кстати, учитываются при прохождении аттестационных процедур.
Слайд 2
Авторская программа написана педагогом по собственному замыслу с учетом потенциала, опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей решения, отличающихся новизной и актуальностью
Авторская программа помимо традиционной структуры содержания должна включать: научную базу, интеграцию различных видов и форм обучения, новизну, организацию системы воспитательной работы, здоровьезберегающий компонент, учет региональных особенностей в содержании и др.
Слайд 3
Процесс разработки авторской программы занимает довольно длительный период времени.
Создание программы — процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального мастерства. Подразумевается, что чем выше профессиональный уровень педагога, тем выше качество его программы.
В содержании авторской программы должен быть представлен собственный личностный опыт педагога в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности.
Слайд 4
Направленности дополнительных образовательных программ: художественно-эстетическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, культурологическая, естественно-научная.
Слайд 5
Приступая к работе, важно все продумать, учесть свои силы, готовность изложить свои мысли на бумаге и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов. Начиная работу над программой, педагог должен ответить на следующие вопросы:
В чем смысл программы?
В чем новизна и оригинальность?
Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?
Каким будет результат реализации программы?
Есть ли необходимость в такой программе в конкретном учреждении?
Слайд 6
Название программы — ее визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное - отражающим содержание программы.
Объем программы не должен превышать 15-20 страниц- Громоздкий объем программы отнюдь не является показателем ее высокого качества.
Слайд 7
Алгоритм работы над программой:
1. Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет).
2. Установление цели, ради которой вводится новая программа.
3. Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
4. Определение элементов содержания, необходимых для новой-программы.
5. Определение знаний, умений, которыми должны овладеть дети.
6. Определение средств, методов и форм обучения.
7. Составление списка необходимой литературы.
Слайд 8
Содержательные характеристики программы:
Актуальность;
Преемственность;
Целостность, логичность;
Полнота изложения;
Реалистичность;
Адаптивность;
Оригинальность;
Грамотность.
Слайд 9
Структура программы:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы, использованный при разработке программы и необходимый в ходе ее реализации.
Слайд 10
Приложение к программе.
Каждая программа должна иметь приложение, состоящее из методических рекомендаций педагогам по реализации различных этапов программы, диагностических методик, рекомендуемых к использованию. После реализации программы приложение дополняется методическими разработками, использованных в ходе реализации программы (методические и дидактические материалы, перечень конкретных заданий, программа индивидуальных занятий, творческие работы воспитанников, фотоматериалы и др).
Слайд 11
Структура дополнительной образовательной программы:
Титульный лист: наименование образовательного учреждения; где, когда, кем утверждена дополнительная образовательная программа; название программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации программы; Ф.И.О., должность, автора (авторов); название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.
Слайд 12
Содержание программы (указываются основные разделы программы):
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы (библиография).
Слайд 13
Пояснительная записка (актуальность, обоснование программы):
Направленность программы, отличительные особенности программы от уже существующих; новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Вид программы. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, основные этапы, разделы). Общее количество часов в год. Количество часов и занятий в неделю. Периодичность занятий.
Основные формы и методы работы, внедряемые технологии.
Место данной программы в образовательной системе учреждения, связь предполагаемой программы с имеющимися разработками по аналогичному направлению, со смежными дисциплинами.
Возраст детей (на какие группы детей рассчитана программа, количественный состав воспитанников (возрастные и индивидуальные особенности детей)).
Сведения о педагогических кадрах участвующих в реализации данной программы (взаимодействие со специалистами сопутствующих дисциплин – интеграция).
Цель, задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.
Цель — заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.
Цель – это заранее прогнозируемый результат, поэтому она должна согласовываться с предполагаемым результатом. При этом, описание должно проводится с учетом терминологии, соответствующей для данной направленности дополнительного образования. Например: формирование системы ценностных отношений…, создание условий и предпосылок для всестороннего развития…, формирование определенных качеств ребенка в области и др..
Задачи программы – это тактика деятельности. В задачах должна быть конкретизирована цель, ступени ее достижения, способ решения на каждом этапе реализации цели. Формулировка задач должна быть четкой, конкретной, отвечать на вопрос» Что сделать?». Например: разработать систему деятельности, создать рабочую группу, повысить, закрепить, определить возможные пути развития личности.
Предполагаемые результаты (способы их проверки, формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы).
В данном разделе необходимо: 1. Сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. 2. Перечислить качества личности (компетенции ребенка (интегративные качества), которые он приобретет в ходе усвоения конкретной программы. 3. Дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тесты, соревнования, выставки, конкурсы и пр.)
Слайд 14
Учебно-тематический план (перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий):
Слайд 15
Содержание изучаемого курса.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание выше указанных тем (теория, практика) в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Кратко описать тему означает: 1. Указать ее название. 2. Перечислись основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы. 3. Указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
Обязательно в данном разделе указать формы подведения итогов реализации содержания программы для воспитанников (самопрезентации, открытые занятия, конкурсы, акции, различные программы, тестировании и др.).
Содержание программы может быть представлено как в текстовой, так и в табличной форме. Вариант табличной формы предлагаем ниже:
Слайд 16
Методическое обеспечение программы.
Описание основных способов, форм, методов работы с детьми.
Описание внедряемых технологий (их организационные формы, преобладающие методы, преобладающий подход к детям, преимущества выбранной технологии).
Описание учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальная литература).
Слайд 17
Список литературы: перечень использованной литературы, рекомендуемая литература для педагогов, воспитанников, родителей, с указанием автора, названия, издательства и года издания.
Материалы Интернет-сайтов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ