Урок педагогики «Методические рекомендации для педагогов по составлению авторской программы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

















Урок педагогики

«Методические рекомендации для педагогов по составлению авторской программы»















подготовили:

заместитель заведующего по ВМР

Бумажникова Валентина Васильевна,

старший воспитатель

Ермолаева Нина Васильевна.














Таёжный

2013

Для чего педагог создает свою авторскую педагогическую разработку? Педагогу есть из чего выбирать - огромный выбор программ, которые допускаются к использованию в образовательном процессе и, тем не менее, педагоги создают новые программы, разрабатывают учебные комплексы и в этом есть необходимость.

Состояние образовательной системы страны претерпевает изменения, требования к подготовке обучающихся изменены с точки зрения «развития компетентностей», «эффективности обучения», включения «общественно-государственных институтов». Поэтому, выстраивая свою образовательную траекторию, подчиняя её своему контингенту воспитанников с опорой на ожидаемый результат обучения педагог будет создавать программы, которые, кстати, учитываются при прохождении аттестационных процедур.

Слайд 2

Авторская программа написана педагогом по собственному замыслу с учетом потенциала, опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей решения, отличающихся новизной и актуальностью

Авторская программа помимо традиционной структуры содержания должна включать: научную базу, интеграцию различных видов и форм обучения, новизну, организацию системы воспитательной работы, здоровьезберегающий компонент, учет региональных особенностей в содержании и др.

Слайд 3

Процесс разработки авторской программы занимает довольно длительный период времени.

Создание программы — процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального мастерства. Подразумевается, что чем выше профессиональный уровень педагога, тем выше качество его программы.

В содержании авторской программы должен быть представлен собственный личностный опыт педагога в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности.

Слайд 4

Направленности дополнительных образовательных программ: художественно-эстетическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, культурологическая, естественно-научная.

Слайд 5

Приступая к работе, важно все продумать, учесть свои силы, готовность изложить свои мысли на бумаге и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов. Начиная работу над программой, педагог должен ответить на следующие вопросы:

    • В чем смысл программы?

    • В чем новизна и оригинальность?

    • Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

    • Каким будет результат реализации программы?

    • Есть ли необходимость в такой программе в конкретном учреждении?

Слайд 6

Название программы — ее визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное - отражающим содержание программы.

Объем программы не должен превышать 15-20 страниц- Громоздкий объем программы отнюдь не является показателем ее высокого качества.

Слайд 7

Алгоритм работы над программой:

  • 1. Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет).

  • 2. Установление цели, ради которой вводится новая программа.

  • 3. Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

  • 4. Определение элементов содержания, необходимых для новой-программы.

  • 5. Определение знаний, умений, которыми должны овладеть дети.

  • 6. Определение средств, методов и форм обучения.

  • 7. Составление списка необходимой литературы.

Слайд 8

Содержательные характеристики программы:

  • Актуальность;

  • Преемственность;

  • Целостность, логичность;

  • Полнота изложения;

  • Реалистичность;

  • Адаптивность;

  • Оригинальность;

  • Грамотность.

Слайд 9

Структура программы:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Критерии и способы оценки качества реализации программы.

  5. Методическое обеспечение программы.

  6. Список литературы, использованный при разработке программы и необходимый в ходе ее реализации.

Слайд 10

Приложение к программе.

Каждая программа должна иметь приложение, состоящее из методических рекомендаций педагогам по реализации различных этапов программы, диагностических методик, рекомендуемых к использованию. После реализации программы приложение дополняется методическими разработками, использованных в ходе реализации программы (методические и дидактические материалы, перечень конкретных заданий, программа индивидуальных занятий, творческие работы воспитанников, фотоматериалы и др).

Слайд 11

Структура дополнительной образовательной программы:

Титульный лист: наименование образовательного учреждения; где, когда, кем утверждена дополнительная образовательная программа; название программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации программы; Ф.И.О., должность, автора (авторов); название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.

Слайд 12

Содержание программы (указываются основные разделы программы):

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание изучаемого курса.

  4. Методическое обеспечение программы.

  5. Список литературы (библиография).

Слайд 13

  1. Пояснительная записка (актуальность, обоснование программы):

  • Направленность программы, отличительные особенности программы от уже существующих; новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

  • Вид программы. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, основные этапы, разделы). Общее количество часов в год. Количество часов и занятий в неделю. Периодичность занятий.

  • Основные формы и методы работы, внедряемые технологии.

  • Место данной программы в образовательной системе учреждения, связь предполагаемой программы с имеющимися разработками по аналогичному направлению, со смежными дисциплинами.

  • Возраст детей (на какие группы детей рассчитана программа, количественный состав воспитанников (возрастные и индивидуальные особенности детей)).

  • Сведения о педагогических кадрах участвующих в реализации данной программы (взаимодействие со специалистами сопутствующих дисциплин – интеграция).

Цель, задачи дополнительной образовательной программы.

Цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.

Цель — заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.

Цель – это заранее прогнозируемый результат, поэтому она должна согласовываться с предполагаемым результатом. При этом, описание должно проводится с учетом терминологии, соответствующей для данной направленности дополнительного образования. Например: формирование системы ценностных отношений…, создание условий и предпосылок для всестороннего развития…, формирование определенных качеств ребенка в области и др..

Задачи программы – это тактика деятельности. В задачах должна быть конкретизирована цель, ступени ее достижения, способ решения на каждом этапе реализации цели. Формулировка задач должна быть четкой, конкретной, отвечать на вопрос» Что сделать?». Например: разработать систему деятельности, создать рабочую группу, повысить, закрепить, определить возможные пути развития личности.

  • Предполагаемые результаты (способы их проверки, формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы).

В данном разделе необходимо: 1. Сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. 2. Перечислить качества личности (компетенции ребенка (интегративные качества), которые он приобретет в ходе усвоения конкретной программы. 3. Дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тесты, соревнования, выставки, конкурсы и пр.)

Слайд 14

Учебно-тематический план (перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий):

Слайд 15

Содержание изучаемого курса.

  • Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание выше указанных тем (теория, практика) в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Кратко описать тему означает: 1. Указать ее название. 2. Перечислись основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы. 3. Указать, в каких формах организуется образовательный процесс.

  • Обязательно в данном разделе указать формы подведения итогов реализации содержания программы для воспитанников (самопрезентации, открытые занятия, конкурсы, акции, различные программы, тестировании и др.).

  • Содержание программы может быть представлено как в текстовой, так и в табличной форме. Вариант табличной формы предлагаем ниже:

Слайд 16

Методическое обеспечение программы.

  • Описание основных способов, форм, методов работы с детьми.

  • Описание внедряемых технологий (их организационные формы, преобладающие методы, преобладающий подход к детям, преимущества выбранной технологии).

  • Описание учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальная литература).

Слайд 17

Список литературы: перечень использованной литературы, рекомендуемая литература для педагогов, воспитанников, родителей, с указанием автора, названия, издательства и года издания.





Материалы Интернет-сайтов



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ