Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в ОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Топки


Муниципальный семинар для заместителей директоров по УВР

и учителей начальных классов по теме:

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в ОУ»









Выполнила:

учитель начальных классов

Семендяева Елена Ивановна


Топки

2014

Содержание


Введение в тему………………………………………………………………………… 3 стр.


  1. Значение портфолио………………………………………………………… 3 стр.

  2. Цели и задачи портфолио…………………………………………………… 4 стр.

  3. Функции портфолио…………………………………………………………. 4 стр.

  4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы……………………. 5 стр.

  5. Структура, содержание и оформление портфолио……………………….. 5 стр.

  6. Критерии оценки достижений обучающихся……………………………… 15 стр.

  7. Преимущества портфолио…………………………………………………… 21 стр.




































Портфель индивидуальных учебных достижений –

нечто большее, чем просто альтернативный

способ оценки.

В.К. Загвоздкин.


Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов, к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации.

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания.

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Портфолио – индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.

  1. Значение портфолио

Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

Портфель достижений предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

  1. Цели и задачи портфолио

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

  1. Функции  портфолио


Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

  • оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

  • диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

  • целеполагания – поддерживает учебные цели;

  • мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

  • содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

  • рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.


Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

  • потребность в активной познавательной деятельности.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

  1. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?


Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.


Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов; тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий и др.


  1. Структура, содержание и оформление портфолио

Примерная структура портфолио может быть представлена следующей таблицей

 

УУД

Разделы портфолио

Мой портрет

Мои учебные помощники

Мои рабочие материалы

Мои достижения

Личностные

Смысловая линия

«Я сам», «Я чувствую», «Мое отношение»


Автопортрет,

«Моя семья»,

схема

«Мир увлечений»,


анкеты


Таблица «Это нужно знать для того, чтобы…», правила поведения в школе, законы жизни класса

Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей, таблица «Что такое хорошо и что такое плохо?» (выводы по собственным жизненным и литературным событиям)

Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений»,  «Мои самые важные поступки в школе и дома»

Регулятивные

Смысловая линия

«Я могу», «Я  знаю как», «Я знаю разные способы»



«Что я могу, умею делать?»,

«Что я хочу делать и чему могу научиться?»

План-список чтения, план график работы в проекте, план-памятка решения задач, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (при возникновении опасности)





Самостоятельные работы по предметам





Самые лучшие работы

Общеучебные

Смысловая линия

«Я учусь»


«Я учусь в школе – значит,  я ученик», «Дерево проблем», «Мои любимые книги»


Вопросы для работы с разными видами текста

Тексты, вырезки из журналов по выбранной теме, образцы самостоятельных работ



Словарь новых терминов, лучшие работы, сочинения

Коммуникативные


Смысловая линия


«Мы вместе»,

«Способы общения»



«Мои друзья»

Памятка «Правила общения», рисуночные анкеты

Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей

Продукты совместного

творчества         (с родителями, одноклассниками)



С чего же начать работу над портфолио?


1 шаг. Начать с мотивации (Рассказать, что портфолио – это папка–накопитель, коллекция работ учащихся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют).

Далее познакомить со структурой портфолио.

Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся.


2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.


3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио проводить и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в год; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).


4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):

- грамотность;

-эстетическое оформление;

- наличие шкалы достижения цели;

- содержательность;

- соответствие материалов портфолио цели;

- творческий подход;

- наличие системы оценивания.


5 шаг. Создать систему оценивания и определить объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»); следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.



Содержание и оформление Портфолио ученика начальных классов.

Классический портфолио состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img032.jpg

C:\Users\Елена\Pictures\img425.jpgC:\Users\Елена\Pictures\img429.jpg


C:\Users\Елена\Pictures\img423.jpgC:\Users\Елена\Pictures\img428.jpg










Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.


А так же из разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов:


Цель раздела «Мой мир» – представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:

  • «Моё имя» – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img054.jpgG:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img042.jpg

G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img043.jpgG:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img049.jpg







  • «Моя семья»; здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.



G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img050.jpg













  • «Мой город» – рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить и схему маршрута от дома до школы.




  • «Мои друзья»; фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.


G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img057.jpg G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img063.jpg G:\ПОРТФОЛИО - сканы титульных\img058.jpg

  • «Мир мох увлечения»; небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

















  • «Моя школа» – рассказ о школе, одноклассниках и педагогах.




  • «Мои любимые школьные предметы» – небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".



Раздел «Моя учёба» – ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, своими суждениями, анализами собственных ошибок.




Раздел «Моя общественная работа» – все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике, или помогал родителям в уборке урожая… Вариантов очень много.

Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.


Раздел «Моё творчество» – в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.


Если событие освещалось в СМИ или Интернете – надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.



Раздел «Мои впечатления» – в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.



Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» – это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив.


Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты).

В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.





Раздел «Отзывы и пожелания» – в этом разделе размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации.

Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.



Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой.

Но нужно отметить, что некоторые составляющие портфолио являются обязательными. Так, например материалы, по которым можно отследить и оценить метапредметные результаты:

1. Метапредметные результаты:

Обязательная часть (пополняется педагогами):


а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты – Таблицы результатов);


б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:

- учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по Таблицам результатов);

- школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);

- любой педагог – наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД – представляются только положительные результаты).


Часть, пополняемая учеником:


а) самооценка учеником развития своих УУД: избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». (Например, «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошёл новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т.д.).


б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД). Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта».


2. Предметные результаты:

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Обязательная часть (пополняется учителем): Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

-        стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

-        Таблицы предметных результатов из Дневников с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

-        итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, которая пополняется учеником:

изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

Каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

3. Личностные результаты:

  • любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.

Каждый материал ученика сопровождает «Лист самооценки».

«Лист самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):



«Лист самооценки творческого дела»:

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):



Важно помнить: в самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

  1. Критерии оценки достижений обучающихся.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфеля достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Оценивать материалы Портфолио должен, прежде всего, ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2-го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в Портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые.

Портфолио учащихся классным руководителем оценивается не реже 1 раза в полугодие.

Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:

Титульный лист, разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки.

От 1-го до 5-ти баллов

Раздел «Моя учеба»

- разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.

Раздел «Мое творчество»

- наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений. От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от

полноты сведений и разнообразия материала

Раздел «Мои впечатления»

- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д.

От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты

сведений и разнообразия материала.

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов

1 балл за каждую грамоту школьного уровня;

2 балла – городского уровня;

3 балла – областного, всероссийского уровня.

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося педагогом ведётся «методом сложения» на основании «листов индивидуальных достижений», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

Лист индивидуальных достижений

Ученик______________________________ Класс ______________________.

Учитель ____________________________

Оценка предметных результатов


п\п

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания

1

Навыки чтения

I полуг.

II полуг.

Год

1.1

Техника чтения

Слоговое чтение






Слог + слово






Целыми словами






Безошибочность чтения






Выразительность чтения






Понимание прочитанного




1.2

Чтение наизусть





2

Русский язык





Каллиграфия





Орфография





Развитие речи





Аккуратность




3

Математика





Устный счет





Письменные вычисления





Геометрический материал





Решение задач





Моделирование





Работа с величинами




4

Окружающий мир





различать объекты живой и неживой природы





приводить примеры представителей разных групп растений и животных, примеры из жизни





сравнивать,анализировать обобщать,классифицировать

изученные природные объекты и явления, предметы





Наблюдать,описывать, характеризовать объекты,предметы и явления





Работать с картами, таблицами





объяснять, рассуждать по заданной теме





находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу,





Создавать творческие проекты по заданной теме





Искать и извлекать дополнительную информацию по теме






Оценка метапредметных результатов

Ученик______________________________ Класс ______________________.

Учитель ____________________________


п\п

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания



Начало уч.года

Конец уч.года

1

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу



2

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей



3

Умение контролировать и оценивать свои действия, учитывая ошибки



4

Умение собирать информацию и выделять главное



5

Умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы, обозначения)



6.

Осуществление логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия)



7

Умение работать в сотрудничестве (с педагогом, со сверстниками)



8

Умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий





Оценка личностных результатов

Ученик______________________________ Класс ______________________.

Учитель ____________________________


п\п

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания



1 кл. (нач.)

1 кл.

(оконч.)

2 кл.

3 кл.

4 кл

1

Сформированность внутренней позиции обучающегося (освоение социальной роли)






2

Становление основ гражданственности







3

Развитие самоуважения, самооценки







4

Поиск и установление границ знаемого и незнаемого, стремление к преодолению этого разрыва






5

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение






6

Развитие нравственных чувств







7

Способность встать на позицию собеседника







По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений, делаются выводы о:

  • Сформированности у учающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

  • Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.



По результатам оформления Портфолио в конце 4 класса выставляется комплексная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений». Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение школьного психолога, представителя школьной администрации). Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля достижений» каждого ученика. Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика».



Экспертная комплексная накопленная оценка достижений

ученика______________________________

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

-        появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих целей в начале каждого года).

-        возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);

-        в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».

Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов (самоидентификация, моральный выбор и т.п.).

2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и других материалов «Портфеля достижений»):

-        сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

а) Не сформировано – нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

- умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

-        умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных)

По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

а) Не освоил – нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Итоговая оценка за ступень начальной школы  это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:


1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» – совокупность всех образовательных результатов);


2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);


3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).


На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД:


Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели
(процентные показатели)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)


1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями


Не зафиксировано достижение планируемых результатов по
всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)


Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня


2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых
стандартных задач


Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»


Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня


3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий,
в том числе при решении нестандартных задач


Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»


Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня


На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.



  1. Преимущества портфолио

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

  4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

  5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.



















22


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ