Урок по теме : "Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма"

Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма.

В логопедической работе с учащимися массовой школы особое внимание обращается на преодоление недостатков произношения звуков и связанных с ними специфических затруднений в овладении звуковым анализом, письмом и чтением.

Нередко дефекты речи у детей не исчерпываются недостатками произношения и распространяются на процессы фонемообразования. В этих случаях дети при нормальных умственных способностяхи слухе с трудом овладевают грамотой, в процессе письма допускают большое количество характерных ошибок, которые проявляются чаще в сего в общем искажении звукового состава слов и замене букв (дисграфия).

Вот характерные примеры:

Диктуемый текст. Письмо по слуху.

Наступила весна. На ступи весна.

Тает снег. Текут ручьи. Тат снек. Текут луци.

Прилетели птицы. Прилери писы.

Скоро будут подснежники. Скоо бутут поснезики.

В этом письме имеются замены букв, показывающие на недостаточное различение определённых звуков («луци» - ручьи), и различные виды нарушения структуры слова (пропуски букв, слогов, недописывание слов), указывающие на слабое усвоение звукового анализа в целом.

В данном случае нарушение письма тесно связано с нарушением развития определённых сторон речевой деятельности ребёнка.

Существуют недостатки произношения, которые выражаются только в нарушении артикуляции звуков. Эти недостатки произношения не оказывают влияние на усвоение детьми школьных знаний.

Но бывают недостатки произношения, которые сопровождаются недоразвитием звукового анализа, вследствие недостаточной сформированности фонематическах обобщений и представлений.

В этих случаях дети затрудняются не только в произношении, но и в слуховой дифференциации звуков речи, что приводит к недостаточно полному и точному овладению звуковым составом слова.

Преобладающими недостатками произношения сопровождающимися нарушениями письма являются: замены, смешение звуков и неустойчивое пользование ими.

Ребёнок может повторить все звуки, но в его самостоятельной речи сходные по звучанию и артикуляции звуки или смешиваются, или произносятся близко к одномукакому-нибудь звуку. Например: звуки с, ш, ж заменяются межзубным с. С смешивается со звуком ш и ч. Самолёт («шамолёт», «чамалёт»).

Замены и смешения обычно происходят в определённых пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признаком, на так называемые «оппозиционные» звуки. Таковы смешения и замены звуков внутри свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твёрдых, р и л.

Иногда смешение звуков сочетается с искажённым произношением отдельных звуков или отсутствием и постоянной заменой их другими. Искажения наблюдаются чаще всего среди свистящих звуков (боковое. межзубное их произношение) и звуков р-л.

Наряду с недостатками произношения звуков встречаются пропуски отдельных звуков или частей слова, иногда можно наблюдать и лишние звуки в слове «питицы» - птицы, «трамвайн» - трамвай.

Нарушения слоговой структуры слова говорят о том, что у детей нет достаточно чёткого представления о звуковом составе слова.

Дефекты произношения во многих случаях являются показателем недостаточной сформированности фонетического развития. Они свидетельствуют о том, что дети в дошкольном возрасте не проделали необходимой познавательной работы по вычленению отдельных звуков из живой речи и соотнесению их между собой, а это – необходимое условие для успешного обучения письму и чтению.

В специальных исследованиях, проводимых сектором логопедии Института дефектологии АПН, было предпринято сравнительное изучение готовности к звуковому анализу детей с нормальной речью и с недостатками произношения.

У некоторых детей с недостатками произношения готовность к звуковому анализу оказалась значительно слабее, чем нормально говорящих. У многих детей с недостатками произношения фонематические представления неточны и недифференцированны, слуховое восприятие речевых звуков недоразвито.

Некоторые из этих детей не могут научиться различать отдельные звуки даже после нескольких лет обучения; другие с трудом выделяют звуки в словах, смешивают звуки между собой, не могут сосчитать их количество. Так, например, слово «шапка» анализируется так: « сы, а, пы, а». Дети затрудняются сказать, из каких или скольких звуков состоит слово, какой звук стоит на 2-м, 3-м месте и т. д. Они часто ошибаются, придумывая слова на определённый звук.

Так, например, на звук «ш» подбираются слова: шуба, сумка, жук, шапка и т. д.

Чем больше нарушено у ребёнка различение звуков, тем труднее он справляется с звуковым анализом, тем больше трудностей испытывает, овладевая навыками письма.

Однако, если в письме под диктовку ребёнок делает большое количество ошибок, но не специфических, если, кроме того, у него нормальное произношение, то исправление этих ошибок не входит в задачу логопеда.

Степень нарушения письма может быть различной. Она находится в тесной зависимости от уровня звукового анализа.

У некоторых детей навык письма находится на первоначальном этапе усвоения. слова, которые они пишут под диктовку, оказываются современно непохожими на продиктованные. В тоже время дети правильно списывают предъявлённый текст. Следовательно, у них нет затруднений при усвоении зрительно-пространственного расположения букв в слове.

Другие дети, записывая слова и целые фразы, допускают обилие спецефических ошибок, что делает их письмо совершенно непонятным.

Все эти специфические ошибки, (а так же пропуск букв и слогов, недописки, добавления, перестановки. слитное написание слов, раздельное написание одного слова) указывают на то, что ребёнку трудно представить слово в целом и, анализируя его, выделить звуки, определить количество звуков и их порядок.

Приёмы работы по звуковому анализу, применяемые во время обучения грамоте в массовой школе, недостаточны для формирования и точной дифференциации фонематических представлений у этих детей.

Эти учащиеся нуждаются в применении спец. методов и приёмов работы,построенных с учётом фонематического недоразвития.

Овладение многими правилами зависит от умения различать звуки, чётко анализировать звуковой состав слова. Так, например, некоторые учащиеся недостаточно различают твёрдые и мягкие согласные. Поэтому они не могут усвоить правила правописания слов с мягким знаком в конце или в середине слова, правописания слов с твёрдым и мягким согласным перед гласными.

При изучении правописания сомнительных согласных в середине и конце слова некоторые учащиеся не умеют пользоваться правилом проверки слов, потому что они практически слабо разбираются и противопоставляют звонкие и глухие согласные.

Необходимо как можно раньше, ещё до поступления ребёнка в школу, начинать работу по предупреждению недостатков чтения и письма.

Сущность затруднений у детей с недостатками овладением звуковой стороной слова, с различной степенью нарушения звукового анализа и формирования фонемы.

Над этим и надо работать.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ