Урок по теме : "Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма"
Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма.
В логопедической работе с учащимися массовой школы особое внимание обращается на преодоление недостатков произношения звуков и связанных с ними специфических затруднений в овладении звуковым анализом, письмом и чтением.
Нередко дефекты речи у детей не исчерпываются недостатками произношения и распространяются на процессы фонемообразования. В этих случаях дети при нормальных умственных способностяхи слухе с трудом овладевают грамотой, в процессе письма допускают большое количество характерных ошибок, которые проявляются чаще в сего в общем искажении звукового состава слов и замене букв (дисграфия).
Вот характерные примеры:
Диктуемый текст. Письмо по слуху.
Наступила весна. На ступи весна.
Тает снег. Текут ручьи. Тат снек. Текут луци.
Прилетели птицы. Прилери писы.
Скоро будут подснежники. Скоо бутут поснезики.
В этом письме имеются замены букв, показывающие на недостаточное различение определённых звуков («луци» - ручьи), и различные виды нарушения структуры слова (пропуски букв, слогов, недописывание слов), указывающие на слабое усвоение звукового анализа в целом.
В данном случае нарушение письма тесно связано с нарушением развития определённых сторон речевой деятельности ребёнка.
Существуют недостатки произношения, которые выражаются только в нарушении артикуляции звуков. Эти недостатки произношения не оказывают влияние на усвоение детьми школьных знаний.
Но бывают недостатки произношения, которые сопровождаются недоразвитием звукового анализа, вследствие недостаточной сформированности фонематическах обобщений и представлений.
В этих случаях дети затрудняются не только в произношении, но и в слуховой дифференциации звуков речи, что приводит к недостаточно полному и точному овладению звуковым составом слова.
Преобладающими недостатками произношения сопровождающимися нарушениями письма являются: замены, смешение звуков и неустойчивое пользование ими.
Ребёнок может повторить все звуки, но в его самостоятельной речи сходные по звучанию и артикуляции звуки или смешиваются, или произносятся близко к одномукакому-нибудь звуку. Например: звуки с, ш, ж заменяются межзубным с. С смешивается со звуком ш и ч. Самолёт («шамолёт», «чамалёт»).
Замены и смешения обычно происходят в определённых пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признаком, на так называемые «оппозиционные» звуки. Таковы смешения и замены звуков внутри свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твёрдых, р и л.
Иногда смешение звуков сочетается с искажённым произношением отдельных звуков или отсутствием и постоянной заменой их другими. Искажения наблюдаются чаще всего среди свистящих звуков (боковое. межзубное их произношение) и звуков р-л.
Наряду с недостатками произношения звуков встречаются пропуски отдельных звуков или частей слова, иногда можно наблюдать и лишние звуки в слове «питицы» - птицы, «трамвайн» - трамвай.
Нарушения слоговой структуры слова говорят о том, что у детей нет достаточно чёткого представления о звуковом составе слова.
Дефекты произношения во многих случаях являются показателем недостаточной сформированности фонетического развития. Они свидетельствуют о том, что дети в дошкольном возрасте не проделали необходимой познавательной работы по вычленению отдельных звуков из живой речи и соотнесению их между собой, а это – необходимое условие для успешного обучения письму и чтению.
В специальных исследованиях, проводимых сектором логопедии Института дефектологии АПН, было предпринято сравнительное изучение готовности к звуковому анализу детей с нормальной речью и с недостатками произношения.
У некоторых детей с недостатками произношения готовность к звуковому анализу оказалась значительно слабее, чем нормально говорящих. У многих детей с недостатками произношения фонематические представления неточны и недифференцированны, слуховое восприятие речевых звуков недоразвито.
Некоторые из этих детей не могут научиться различать отдельные звуки даже после нескольких лет обучения; другие с трудом выделяют звуки в словах, смешивают звуки между собой, не могут сосчитать их количество. Так, например, слово «шапка» анализируется так: « сы, а, пы, а». Дети затрудняются сказать, из каких или скольких звуков состоит слово, какой звук стоит на 2-м, 3-м месте и т. д. Они часто ошибаются, придумывая слова на определённый звук.
Так, например, на звук «ш» подбираются слова: шуба, сумка, жук, шапка и т. д.
Чем больше нарушено у ребёнка различение звуков, тем труднее он справляется с звуковым анализом, тем больше трудностей испытывает, овладевая навыками письма.
Однако, если в письме под диктовку ребёнок делает большое количество ошибок, но не специфических, если, кроме того, у него нормальное произношение, то исправление этих ошибок не входит в задачу логопеда.
Степень нарушения письма может быть различной. Она находится в тесной зависимости от уровня звукового анализа.
У некоторых детей навык письма находится на первоначальном этапе усвоения. слова, которые они пишут под диктовку, оказываются современно непохожими на продиктованные. В тоже время дети правильно списывают предъявлённый текст. Следовательно, у них нет затруднений при усвоении зрительно-пространственного расположения букв в слове.
Другие дети, записывая слова и целые фразы, допускают обилие спецефических ошибок, что делает их письмо совершенно непонятным.
Все эти специфические ошибки, (а так же пропуск букв и слогов, недописки, добавления, перестановки. слитное написание слов, раздельное написание одного слова) указывают на то, что ребёнку трудно представить слово в целом и, анализируя его, выделить звуки, определить количество звуков и их порядок.
Приёмы работы по звуковому анализу, применяемые во время обучения грамоте в массовой школе, недостаточны для формирования и точной дифференциации фонематических представлений у этих детей.
Эти учащиеся нуждаются в применении спец. методов и приёмов работы,построенных с учётом фонематического недоразвития.
Овладение многими правилами зависит от умения различать звуки, чётко анализировать звуковой состав слова. Так, например, некоторые учащиеся недостаточно различают твёрдые и мягкие согласные. Поэтому они не могут усвоить правила правописания слов с мягким знаком в конце или в середине слова, правописания слов с твёрдым и мягким согласным перед гласными.
При изучении правописания сомнительных согласных в середине и конце слова некоторые учащиеся не умеют пользоваться правилом проверки слов, потому что они практически слабо разбираются и противопоставляют звонкие и глухие согласные.
Необходимо как можно раньше, ещё до поступления ребёнка в школу, начинать работу по предупреждению недостатков чтения и письма.
Сущность затруднений у детей с недостатками овладением звуковой стороной слова, с различной степенью нарушения звукового анализа и формирования фонемы.
Над этим и надо работать.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ