Урок по теме : "Толерантностью в педагогическом общении"
Толерантностью в педагогическом общении.
К основным профессиональным характеристикам педагога, относят: интерес и любовь к своей профессии, предмету, учащимся; ответственность; увлеченность; творческие способности; уравновешенность; требовательность; справедливость; чувство такта и юмора; общительность; самостоятельность; человечность; доброжелательность; ясность и критичность ума; изобретательность; развитие воображение; готовность памяти; хорошая дикция; наблюдательность; новаторство в работе с учащимися; мудрое терпение; близость к ученикам; отзывчивость; требовательная доброта; отсутствие фальши во взаимодействии в общении . В перечне этих основных свойств есть «мостик» к понятию толерантность.
В книге «Язык и межкультурная коммуникация», С.Г.Тер-Минасова пишет: «Три Т – Терпение, Терпимость, Толерантность – вот формула межкультурной коммуникации» .Эти же требования можно отнести и к внутрикультурному общению, в том числе и к педагогическому. По мнению автора, эти три «Т» существенно различаются эти три «Т». Сравним определения : Терпение – качество терпеливости, внутренней силы и упорства. Терпимость - социально-психологическое отношение уважительности и доброжелательности к убеждениям другого и подавление неприятия необычного в чужом. Толерантность - физиологическая и психологическая способность ослаблено реагировать на какой-либо неблагоприятный фактор («другой», «иной», «чужой – «отличающийся от привычного»).
Толерантность детей в значительной степени формируется толерантным поведением взрослых.
Однако мы люди лингвоинтенсивной профессии; мы не просто воспроизводим речь, мы творим ее. С другой стороны, наши ученики – люди тоже говорящие. Современная культурно-речевая ситуация не выдерживают никакой критики; состояние речевой культуры оценивается как кризисное; на нашу страну опустился «матовый» сленг, расползающийся в разных социальных сферах; речь изобилует словами-паразитами, перегружена терминами иноязычного происхождения; для устной речи характерно обилие ничем не обоснованных пауз. Все это и многое другое мешает эффективному, гармоничному общению людей в разных сферах жизни. Изменилось отношение к русскому языку в странах СНГ. Некритичное отношение к собственной речи характерно, к сожалению, не только для молодых людей, но и для людей взрослых, призванных выполнять определенную воспитательную роль в обществе и порой облеченных высокой властью. Это замечание относится и к речи преподавателей.
Культура речи – необходимое условие существования человека в обществе, возможность утвердить социальный статус, средство удовлетворения личных потребностей человека, приобщение к группе лиц, необходимое условие передачи информации, обмена сведениями, знаниями, средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. Культура речи – принципиальная характеристика общей культуры человека, но культура речи преподавателя – характеристика общей культуры, состояния и социальных перспектив нашей жизни. Мы не должны забывать, что преподаватель – коммуникативный лидер (в классе, во время внеурочных мероприятий), поэтому преподаватель должен иметь представление о качествах хорошей речи, о культуре речи, о педагогической риторике.
Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое, с одной стороны, затрагивает философские, этические, эстетические проблемы, с другой стороны – охватывает черты, основные свойства учителя в высоком смысле слова. Толерантность в педагогическом общении - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие. Совокупность всех этих свойств, их разумное и спокойное использование и будет тем, что называем толерантностью в педагогическом общении.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ