Урок психологии "Психология общения, или умеем ли мы общаться" 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики















Урок психологии в 10 классе

«Психология общения, или умеем ли мы общаться?»















подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Надежда Ивановна









Новочебоксарск 2014



Тип урока – урок-обобщение пройденного

Вид урока – традиционный, с использованием арт-технологии

Цель – выявить факторы, препятствующие и, наоборот, способствующие общению.



Ход урока

Учитель сообщает цель урока

Учитель: Все ли люди склонны к общению?

Ответы уч-ся: Нет. Есть экстраверты, которые не могут жить без общения, и интроверты, которые больше размышляют, чем общаются. Экстраверсия, интроверсия связана с типами темперамента: как правило, холерики и флегматики – экстравертированные личности, меланхолики и флегматики не склонны к общению. Общению мешают некоторые черты характера, излишняя скромность, застенчивость. Преградой к общению является чуждая человеку социальная среда, в которой он чувствует себя неловко, комплексует. Есть и другие причины.

Учитель: Какие три стороны общения вы знаете?

Ученики: Общение как обмен информацией, разговор. Общение как взаимодействие друг с другом в процессе деятельности. Общение как восприятие людей друг другом, вследствие чего создается образ собеседника.

Учитель: Все три стороны присутствуют в нашем общении. Скажите, формально, что необходимо, чтобы диалог между людьми состоялся?

Ученики: Сами общающиеся, действие – процесс говорения, содержание – о чем говорят.

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим две сценки «Коперник и сосед» и «В театре», в обоих будет происходить диалог, а вы подумайте, состоялось ли общение, если нет, то почему?

Заранее подготовленные учащиеся представляют сценки:

«Коперник и сосед»

Жилой дом. 12 часов ночи.

Из квартиры выбегает Коперник, воодушевленный, радостный, ему хочется с кем-то поделиться новым открытием. Он стучится в квартиру соседа. Тот, недовольный, открывает дверь, его разбудили:

Коперник: Вы знаете, я сделал великое открытие!!!! Она вертится!

Сосед: Вы смотрели на часы, уже ночь, вы не даете людям спать.

Коперник: Да вы поймите, она вертится, вертится, Земля вертится…

Сосед: Вы меня будите среди ночи, говорите всякую чушь…

Коперник: Мне нужно с кем-то поделиться …

Сосед закрывает двери, выталкивая Коперника.

Коперник, махнув рукой, уходит.





«В театре»

Муж и жена в театре смотрят оперетту.

Жена (восторженно), толкая мужа в бок: Дорогой, посмотри какой голос у этого артиста, как он поет!

Муж бурча, глядя на ноги: Ботинки жмут. Зачем заставила меня надеть новые ботинки.

Жена, восторженно глядя на сцену: Дорогой, посмотри какие декорации, какие чудные костюмы!

Муж: Кресло какое-то неудобное, сидеть невозможно…

Жена: А эта певица, господи…. Дорогой, посмотри, какая красавица, как она играет свою роль!

Муж: Зачем ты меня сюда притащила, пойдем домой.



Учитель: Проведем анализ увиденного.

Учашиеся: «Коперник и сосед» - диалога нет, потому что цели участников разные: они не слышат друг друга. Один хочет поделиться радостью, другой хочет спать и раздражен, что кто-то нарушил его сон. Сосед проявляет душевную черствость, не видит эмоционального состояния Коперника.

«В театре» - супруги не слышат друг друга, каждый говорит о своем, не желая слушать другого. Разные типы личностей: экстравертированная, экспрессивная жена и флегматичный муж-домосед.

Учитель: Психологи считают, что вокруг нас мало людей, которые умеют слушать другого, мало кто смог повторить то, что сказал собеседник.

Учитель: Вы изучили роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Скажите, кто из героев включался в разговор и всегда говорил только о себе.

Ребята говорят о Берге, который всегда ждал паузы в разговоре, чтобы вставить слово о себе.

Итак, мы установили две причины, мешающие общению, - разные цели и неумение, нежелание слушать собеседника.

Учитель: Какие еще причины мешают общению?

Ученики называют следующие причины: Пресыщенность общения, угасание стремления к контакту (усталость от общения, уход в себя, непереносимость общения).

Примеры из литературы: Евгений Онегин, князь Андрей Болконский.

Стремление к контакту с целью разрядить внутреннюю накопившеюся агрессию (старый князь Болконский).

Стремление к контакту и невозможность найти собеседника.

Коммуникативная беспомощность.

Учитель: Еще я хотела бы добавить, очень часто мешает общению то обстоятельство, что один из общающихся, обладая чувством юмора, любит шутить и подшучивать, а другой, напротив, этим чувством не обладает или обладает в слабой степени, поэтому обижается на первого. Это плохо для него. Глухота к юмору – ущербный недостаток. И его иногда трудно обнаружить. Потому что вообще не существует людей, которые не смеялись бы. Но смех вызывается разными причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут быть причинами веселья, то здесь уместна пословица «Смех без причины – признак дурачины». В подтверждение к сказанному можно привести историю. Которая произошла с В.В. Маяковским и называется «Как я ее рассмешил».

Ученик читает выразительно отрывок из очерка

«Уже скопились за день слова и фразы, уже я обернул их так, что должны, не могут не смеяться любые носители русских безграничных слов.

На первом встречном,- говорил я себе, взволакивая чемодан на второй этаж первой советской гостиницы,- на первом встречном - испробую я веселящую силу слова.

В 8 часов утра в гостиницах еще пусто, но я пережал весь тариф звонков, обозначенный в белой, приклоненной к стенке бумажке.

Пришла молодая, красивая, большая женщина.

-- Дайте чаю, - сказал я, справедливо рассчитывая вовлечь ее в разговор, используя посудную волокиту.

Надо расположить ее к себе. Помогая поднять самовар, я уже весело спрашивал:

-- Вы по-русски разговариваете? или по-адыгейски?

-- Чего? -- переспросила она.

-- А то вот я из Украины, там столб: направо писано "Бахмач" для русских, и налево такой же самый "Бахмач" -- только для украинцев.

-- Чтоб не запутались, -- согласилась она сочувственно.

-- А в вашем городе есть и улица Энгельса и переулок Луначарского?

-- Это которые? -- спросила она.

Видя несоответствие реплик, я перешел на бытовые темы.

-- Шашлыку мне вчера в духане не дали, говорят, неурожай барашков.

-- Барашки, правда, не уродились,-- согласилась она, уже покончив с посудой, по-видимому, недоумевая и силясь понять, куда я клоню разговор.

-- В вагоне,-- продолжал я, повышая голос и теряя самообладание,-- ко мне человечка посадили, маленький, а копун, утром полчаса одевается. Я ему говорю: чего возитесь? Это мне трудно одеваться, а вам что -- брючки у вас крохотные!

Женщина вспыхнула, насупилась и сказала грубо:

-- Оставьте насчет штанов и их снимания, я член профсоюза, -- сказала и вышла, хлопнув дверью.

Озлобленный и униженный, я расстелил мой каучуковый таз-ванну, тяжелыми шагами пошел в уборную и, не доходя до прислужьей комнаты, крикнул в пространство:

-- Ведро холодной воды в 16-й номер!

Возвращаясь из уборной, я вдруг встал. Встал, как вкопанный. Несся смех. Этот смех несся из моего номера. Я поднялся на цыпочки и пошел, как лунатик, к цели, к щели. Я хочу видеть того, я хочу пожать руку тому, кто сумел рассмешить эту памятниковую женщину.

Завистливый, уткнулся я в дверную расселину. Женщина стояла над моим каучуковым тазом, женщина уперлась в таз слезящимися от смеха глазами и хохотала. Хохотала так, что по ванной воде ходили волны, и не свойственные стоячим водам приливы и отливы роднили таз и море.

В этот день я понял многое: и трудность писательского ремесла, и относительность юмора».[1]



Учитель: Итак, мы выяснили некоторые причины, мешающие общению, о других я намеренно умолчала.



А теперь давайте посмотрим сценку из школьной жизни, которая называется «В кабинете директора».

Действующие лица:

Директор

Классный руководитель

Ученик

Классный руководитель стучится в кабинет директора:

- Иван Иваныч, можно. Я насчет Петрова из 8 «Б». Уж руки опускаются, не знаю, что с ним делать. И родителей вызывала, и на школьный учет поставила, и исключением из школы грозила – ничего не помогает. Может, вы с ним поговорите.

Директор: Хорошо, вызовите его ко мне в кабинет.

Через некоторое время заходит Петров из 8 «Б»

Директор, указывая на стул, недалеко от входной двери: Ну, садись, Петров. Давай поговорим с тобой по душам, как мужчина с мужчиной.

Сам садится за директорский стол.

Начинает беседовать, но ученик не идет на контакт, сидит, опустив голову, теребя пальцами портфель. Разговор не клеится.

Концовка

Директор: Иди Петров, подумай над своим поведением.



Анализ сценки.

Учитель : Состоялось общение или нет? Если нет, то почему?

Ученики: Классный руководитель дала установку, что Петров – двоечник и хулиган. Имидж ученика сформирован со слов классного руководителя, директор не видит в нем положительных качеств.

Дистанция между директором и учеником не для доверительного разговора,

Стол директора – символ власти,

Позиция директора не «рядом» – а «сверху». Выбран авторитарный стиль воспитания.

Общение получилось не по душам, а формальное – очередная промывка мозгов, у директора не видна заинтересованность в ученике, нет искреннего желания помочь ребенку.

Учитель:А как надо было поговорить? (Ученики: сесть рядом, быть доброжелательным, занять позицию старшего товарища…)



А теперь давайте вспомним, что способствует общению.

С каким человеком хочется поговорить?

С обаятельным. А чтобы быть обаятельным, надо быть внимательным к людям, уметь слушать других.

Есть еще очень красивое слово – фасцинация – завораживание через слуховое восприятие.

Звучит музыка: Крис де бург «Леди в красном»

Ребята слушают музыку.

Учитель: А теперь поднимите руку те, кто хочет еще раз послушать эту песню. Значит, музыка в большей степени обладает фасцинацией, ее хочется слушать еще и еще раз. А с человеком, обладающим этим качеством, хочется поговорить снова и снова, услышать его речь, его голос, восхититься его интеллектом и др.

Учитель: Пожалуй, фасцинацией обладал В.В. Маяковский – великий русский поэт. В 1925 голу он предпринял поездку за границу, где его выступления пользовались громадным успехом.

Выдержки из газет: Газета «Дейли Уоркер» сообщала:

Сначала и до самого конца он держал аудиторию под своим обаянием. Публика едва не сорвала крышу криками восторга от его стихов. Посвященных Америке.

«Парижский вестник» сообщал:

«Кто не видел и не слышал Маяковского, должен пожалеть, что не попал на этот доклад. Трудно представить себе лучшего рассказчика для широких масс. В его могучей, широкой, подвижной фигуре, в его товарищеской фамильярности со слушателями, в его непринужденной манере, в его едкой иронии – во всем его существе сказывалась очарование. Слушая красочные рассказы об Америке, пересыпанные тонкими, меткими замечаниями, слушая эти звонкие стихи, мы незаметно досидели до часу ночи. И хотелось еще и еще слушать этого мощного поэта. Не хотелось покидать этой прекрасной залы, этой оживленной, то серьезной, то улыбающейся аудитории».

Это прекрасно – быть обаятельным собеседником, владеть искусством общения.

В заключение нашего урока давайте обратимся к советам по культуре общения:

1.Всегда будьте хорошим слушателем. Старайтесь внимательно слушать и воодушевлять людей на разговор

2. Один из простых способов завоевать симпатию человека – запомнить его имя и дать почувствовать, что он достоин уважения.

3. Чтобы нравиться людям, надо проявлять к ним искренний интерес.

4. Задавайте другому вопросы, на которые, вы знаете, он с удовольствием ответит.

5. Не докучайте собеседнику длинными, труднопрерываемыми монологами.

Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас.

6. В разговоре соблюдайте тактичность.

7. Уважайте мнения других людей.[2]



Я надеюсь, это поможет вам в нашей трудной, противоречивой жизни.







Список литературы

  1. Маяковский В. В. Как я ее рассмешил // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955—1961.

  2. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры.- М., 2006. – С.80-82

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ