Виртуальные музеи как средство обучения в пенитенциарном образовательном учреждении

Богунов Александр Николаевич

г. Астрахань

Муниципальное Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10»



Виртуальные музеи как средство обучения

в пенитенциарном образовательном учреждении



Пенитенциарные образовательные учреждения располагаются на территории закрытых учреждений, например, тюрьмы или колонии. В 1923 году профессор психоневрологического института С.В. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников [3]. Пенитенциарная педагогика выделяет следующие направления воспитательной работы: правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое и нравственное воспитание осужденных, режим, а также общеобразовательное и профессиональное обучение [1;11].
Главная цель работы школ при пенитенциарных учреждениях – средствами целостного учебно-воспитательного процесса способствовать преодолению личностных деформаций осуждённых, росту их интеллектуального и духовного уровня, обеспечивая тем самым успешность их социальной адаптации после освобождения. Реализация поставленной цели возможна через решение следующих задач, над которыми работает педагогический коллектив каждой такой школы: всестороннее развитие природных интеллектуальных, творческих, социальных способностей учащихся-осуждённых; развитие устойчивой мотивации к обучению и самообразованию, волевых качеств: настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, планирование своей деятельности; развитие у учащихся навыков психологической саморегуляции, необходимых навыков анализа жизненных ситуаций.

При реализации большинства подобных целей и задач воспитательной работы в открытой общеобразовательной школе эффективно было бы задействовать музейную педагогику. Под музейной педагогикой здесь мы подразумеваем методы специфического для музея процесса воспитания и образования. Применение музейной педагогики благоприятствует, восприятию целостной картины мира, развивает различные типы мышления, позволяет в более наглядной форме преподать школьный материал. Грамотно выстроенная работа музеев способствует становлению творческой, развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Музею так же принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма.

Экскурсии в музей помогли бы при решении следующих задач пенитенциарной педагогики: развитии эмоциональной сферы личности, бережного отношения к историко-культурному наследию города и страны, раскрытии гуманистических ценностей жизни, эстетическом воспитании и творческом развитии личности, развитии мотивации к учению и самообразованию, формировании мыслительных способностей учащихся, целостной картины мира, нравственных качеств личности, формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании. Следовательно, можно предположить, что пенитенциарные образовательные учреждения, использующие деятельность музеев в образовательных и воспитательных целях, улучшат качество усвоения учащимися школьной программы и процесс социальной адаптации после освобождения.

Большинству учащихся школ при пенитенциарных учреждениях и ранее не доводилось посещать музеи, однако в процессе изучения школьного курса у многих из них формируется интерес к изучению природы, истории и культуры родного края. Естественно, режим содержания не даёт учащимся таких школ возможности посещать музеи и картинные галереи. Сегодня в связи с развитием информационных технологий и активным внедрением их в процесс обучения, появилось современное средство обучения – виртуальный музей. Средства обучения – объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Виртуальные музеи являются хорошим подспорьем как при проведении воспитательной работы (прежде всего, в форме классных часов), так и при изучении школьных предметов.

Существует два вида виртуальных музеев: виртуальные музеи в Интернете и на переносных носителях (CD, DVD и Blu-ray дисках). Сайт-музей – это совокупность электронных документов в сети Интернет, оптимизированная для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых разных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам. Первые сайт-музеи в Интернете стали появляться в 1991 году. Сначала это были сайты реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные сайт-музеи [2;183]. Рассмотрим положительные моменты влияния виртуального музея в сети Интернет на воспитательный процесс в пенитенциарных образовательных учреждениях: облегченный доступ к информации о жизни и коллекциях музея; быстрая и удобная связь с учителями других школ, использующими сайт-музей, с руководством и обслуживающим персоналом музея с помощью электронной почты, форумов и т.д., возможность посещения, как самых новых, так и уже прошедших виртуальных выставок; постоянное обновление информации о коллекциях, выставках музея, возможно участие в различных конкурсах, викторинах; наличие на сайте музея интернет-магазина, позволяющее школе приобрести книги или фильмы о музее со скидкой.

Рассмотрим несколько сайтов-музеев и уделим особое внимание аспектам, способствующим воспитательному процессу в пенитенциарном образовательном учреждении.

Британский музей (http://www.britishmuseum.org). Достоинством этого сайта-музея является его направленность на работу со школьниками и учителями: высококачественные фотографии произведений искусства с простыми, но информативны статьями о каждом из них, примеры открытых уроков для учителей, различные конкурсы и викторины для учащихся. Интересны статьи о научных исследованиях, связанных с экспонатами музея, которые помогут старшеклассникам в их научной деятельности. Простая архитектура сайта облегчает навигацию по предложенному материалу установки дополнительных приложений для корректной работы браузера не требуются.

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». (http://www.kreml.ru/). Виртуальный тур, охватывающий всю территорию музея-заповедника, делает этот сайт качественным наглядным обучающим пособием. Виртуальный тур – это комбинация панорамных фотографий (сферических или цилиндрических), в которой переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны («точки привязки», размещаемые непосредственно на изображениях), а также с учетом плана тура. Иными словами, панорамы и виртуальные туры позволяют практически «вживую» ознакомить зрителя с архитектурой и внутренним убранством музея-заповедника. Виртуальный тур «Московский Кремль» представляет собой комбинацию цилиндрических высококачественных панорамных фотографий, попадая в «точку привязки» виртуальный турист может, манипулируя компьютерной мышью как бы оглядеться по сторонам и полюбоваться архитектурой кремля даже с недоступных для обычных туристов точек. Статьи не акцентируют внимание посетителя на каком-то отдельном экспонате, носят скорее обзорный характер.

Необычайно познавательными для изучения является сайт-музей Лувра (http://www.louvre.fr) Он содержит множество интереснейших статей, даёт возможность детально рассмотреть экспонаты, на нем присутствуют виртуальные туры и видеоролики. Виртуальный тур «Лувр» представляет собой комбинацию сферических панорамных фотографий. Сферическая панорамная фотография работает по тому же принципу, что и цилиндрическая, но позволяет рассмотреть так же пол и потолок комнат, которые отображает. К сожалению, для корректной работы виртуальных туров требуется установка дополнительных приложений.

Интересен национальный виртуальный музей Канады, являющийся презентацией коллекций более 2500 канадских музеев. Он включает виртуальные выставки, образовательные материалы, а также более 580000 изображений. Активная работа с учениками и учителями (на сайте размещены открытые уроки, конспекты занятий, викторины и т.д.) облегчает процесс обучения педагогам не только Канады, но и всего мира. Применение иноязычных виртуальных сайтов музеев поможет при проведения уроков иностранного языка и интегрированных уроков. Следует также отметить, что виртуальные туры, фотографии и видеофайлы с высоким качеством изображения требуют наличие стабильного высокоскоростного подключения к Интернету, иначе урок экскурсии превращается в урок ожидание того или иного изображения. Эту проблему можно решить, используя в процессе обучения виртуальные музеи на переносных носителях.

По сравнению с виртуальным сайтом-музеем для пенитенциарной системы образования эта разновидность виртуальных музеев имеют ряд преимуществ:

1. Необязательность наличия в классном кабинете подключения к сети Интернет.

2. Достоверность информации (на сайтах виртуальных музеев, выполненных энтузиастами-любителями часто размещены довольно спорные ни кем не проверенные факты, диск же издается при участи работников музея и имеет издателя – организацию, ответственную за предоставленную информацию).

3. Качество фотографий, виртуальных туров, видео- и аудиофайлов значительно выше, чем в Интернете.

Рассмотрим примеры (федеральный и региональный) виртуальных музеев на переносных носителях. Энциклопедия «Русский Музей. Живопись» создана к столетию Государственного Русского Музея. Энциклопедия включает я более 200 изображений картин и их фрагментов с описанием каждой из них, статьи о художниках и о музее, что составляет около 250 страниц текста. На диске имеется интерактивный план музея с возможностью мгновенно перемещаться в любую комнату музея. Отдельные видео фрагменты представляют внешнюю отделку; тематически подобрана музыка. Имеется словарь художественных терминов и понятий, словарь библейских героев. Всё это делает его не просто наглядным пособием, а средством обучения с большой буквы.

Виртуальный дом музей Велимира Хлебникова, содержит порядка 300 фотографий связанных с жизнью и творчеством поэта, интересные статьи. Есть возможность познакомится с экспозицией, перемещаясь по комнатам музея; доступ к электронным копиям фондов музея. Эстетическому воспитанию способствует музыкальное оформление. Музыка и дизайн продукта передают атмосферу дома-музея. По моему мнению, Виртуальный дом музей Велимира Хлебникова можно рассматривать как первый шаг по реализации проекта виртуального музея Астраханской области.

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что виртуальные музеи в Интернете и на переносных носителях следует внедрять и использовать в воспитательных и образовательных целях в пенитенциарных образовательных учреждениях. При этом необходимы оба вида виртуальных музеев, так как они выполняют взаимодополняющие функции. Сайт содержит справочную информацию, информирует о новых выставках, коллекциях, исследованиях, служит платформой для общения и интернет магазина. На диске рационально размешать виртуальный тур, качественные фото видео- и аудиоматериалы, информацию об экспозиции и экспонатах музея.

Теперь попробуем представить себе будущий виртуальный музей Астраханской области. Все виртуальные музеи Астраханской области по примеру музеев Канады объединены в общую базу, как в Интернете, так и на диске. В сети подобная база придаст солидности представленным музеям и упростит поиск сайтов музеев; размещение ресурса на одном диске облегчит учителю работу с учащимися, упростит поиск информации, позволит избежать её дублирования, обеспечит информационную поддержку «молодым» музеям. Большинство музеев области уже представлены в Интернете, но не все имеют версию на переносном носителе. Ведь именно в нем будет содержаться основная часть материалов выполняющих воспитательную и образовательную функции. Материалы диска, несомненно, должны быть наглядными и информативными. Виртуальные туры, фотографии, видео файлы помогут сделать материал более наглядным. Уже существуют виртуальные туры по Астраханской картинной галерее, Астраханскому кремлю, Дому-музею Кустодиева, Дому Тетюшинова, Музею боевой славы (размещены на сайте http://astrakhan3d.ru/muzei). К сожалению, высококачественных фотографий, аудио- и видеоматериалов, по которым возможно изучение экспонатов, пока недостаточно. Вместе с тем информативность виртуального музея это, прежде всего, информативность текста на его страницах. Сегодня в сети Интернет достаточно большое количество информационно-повествовательных статей, причем большинство из них достаточно интересны и познавательны, информационно-описательных же статей пока недостаточно для создания будущей базы виртуальных музеев Астраханской области. Наверняка, не все материалы ещё оцифрованы.

Несомненно, изучение природы, истории и культуры нашей области всегда будет интересовать астраханцев и гостей города, виртуальный музей станет средством социальной адаптации учащихся пенитенциарных образовательных учреждений, накопления и развития ими нового социального опыта. Хочется верить, что к столетию Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, такой музей появится.


Примечания.

1.Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС – на уровень современных требований // Преступление и наказание. – 2003. – №12 – С. 11.

2. Miller G., Hoffert E., Chen S. E., Blackketter D., Rubin S., Applin S. A., Yim D., Hanan J. The virtual museum: Interactive 3D navigation of a multimedia database // The Journal of Visualization and Computer Animation. 1992. В. 3. Т. 3. P. 183197.

3. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. – М. : 1923.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ