Выступление на педагогическом совете. Дидактическая игра в 1 классе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Жиздра
Выступление на педагогическом совете
Дидактическая игра в 1 классе
(из опыта работы)
(презентация прилагается)
Автор
учитель начальных классов
Илюшкина Н.Ю.
Жиздра, 2009 год
Дидактическая игра в 1 классе
Образовательная система « Перспективная начальная школа» предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремлюсь развить способности у каждого ребенка.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре “Живые слова”.
К доске вызываю трех учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.
По картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несёт яблоко. У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даю задание поставить “слова” в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.
Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.
В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая “живые слова” у доски. Дети – “слова” произносят свои слова, и у них получается предложение: Белка сушит грибы.
Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.
Игру “Живые слова” в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать небольшие предложения под диктовку.
Эту игру можно использовать и при изучении темы “Слово”, когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно не “Живые слова”, а “Живое слово” или “Живые слоги”.
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру “Назови слова, в которых есть данный звук”. Так, при изучении звука [у] вывешиваю на доску картинки .На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.
– Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], – предлагаю учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
– Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Когда все предметы были названы, спросила у детей: “А что бы вы могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?”.(Лунтик, Чебурашка, Буратино, (некоторые называют «юла»), клоун)
А вот другой вариант игры “Назови слово…”. При изучении звука [и] говорю детям:
– Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки.
Второе задание:
– А теперь назовите слова, в которых не было бы звука “и”.
– Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.
Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра “Какой звук заблудился?”.
Во время урока, посвященного изучению буквы “ж”, я дала детям такое задание:
– Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
с длинными усами!”
– Какой буквой обозначается звук [ж]? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.
Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).
При изучении букв дети любят использовать игру “Поставь букву правильно” Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги – слияния с новой буквой можно использовать игру “Дополни до целого слова”.
В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка ки ко ку. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др.), а Каркуша проверяет, чему научились дети.Игра “Дополни до целого слова” способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.
Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: “Кто больше?”, “Чей ряд быстрее?”.
Вот вариант игры “Кто больше?”.
В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.
Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.
Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова. “Кто больше?” – спрашиваю я. Дети составляют слова: сто, оса, нора, рот, роса, рост, рано, трос, нос, рос, она, он.
В следующем варианте игры “Кто больше?” требовалось заменить в слове одну букву, например: заменить согласную в слове бочка.
“Кто больше составит слов?” – спрашиваю я. Вот ответы детей:
бочка – точка, почка, дочка, кочка, ночка;
день – пень, тень, лень.
В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:
палка – полка, пилка;
мал – мел, мыл, мял, мёл.
Активизирует детей на уроке игра “Заполни окошечки”. Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки.
ПЕТ Х
ОВ
КО ВА
КУ ЦА
РО
У
РИ
ЦА
Ц ПЛЯ
Б ЛКА
ЛИСИ
ЗА
ЦА
ЯЦ
А
Е
В заключение спрашиваю:
– Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?
– В чем отличие домашних животных от диких?
– Каких животных вы видели на арене цирка?
В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра “Помощник карандаш”.
На уроках математики я провожу такие игры:
1. "Продолжай"
Цель: закрепить понятия - "раньше", "позже", "потом", "после этого".
Учащиеся должны запомнить начатое учителем предложение.
"Утром я пошел в школу, а вернулся домой :..(днем)";
"Раньше наступает весна, а лето :.. (позже)";
"Мне сейчас 6 лет, а после этого будет :..(7)";
"Сейчас дети ходят в детский сад, а потом :.. (в школу)";
2. "Угадай-ка"
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Предлагаю детям отгадать число, если оно:
- Находится между 5 и 7. Какое место оно занимает? (6)
- На 1 больше 4 и на 1 меньше 6. Какое оно место занимает? (5)
- Какое число находится между числами 7 и 9? (8)
- Назови соседей числа 7? (6 и 8)
3. "Помоги зимующим птицам"
Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.
На доске картинки с изображением зимующих птиц и кормушка. У каждого ученика на парте конверт, в котором находится по 6-7 карточек с кружочками "зернышек". Дети знают, что птицам зимой голодно и, поэтому их надо подкармливать. На "зернах"-кружочках желтого цвета записаны примеры. Их нужно решить, если правильно решен пример, дети кладут "зерно" в кормушку.
4. "Математический лабиринт"
Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.
Помогите Мишке проехать по математическому лабиринту до бочки с медом.
На левой стороне доски располагается рисунок с изображением "медведя", с правой стороны - "бочонок с медом". Между ними произвольно разбросаны кружочки с примерами: 8+6; 13-7; 8+5; 14-3; 14-8; 18-8; 13-8. Детям предлагается соединить стрелочками примеры, решив их и помочь "Мишке" добраться до заветной "Бочки меда".
5. "Прогулка по лесу"
Цель: закрепление понятий "четное", "нечетное" число;
Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Миша и Маша пошли в лес. В лесу они собрали много необычных грибов. Детям раздаются картинки в форме грибов, на шляпках которых написаны примеры: 2+4; 8-2; 7-3; 4-3; 9+1; 8-1. На доске располагаются две корзинки, вырезанные из бумаги. Одна корзина Мишина - он собрал грибы с четными ответами, другая Машина - она собрала грибы с нечетными ответами.
Детям предлагается решить примеры и разместить грибочки в корзинки Маши и Миши, затем узнать - сколько грибов собрал каждый из них.
6. "Теремок"
Цель: закрепление знаний таблицы умножения.
На доске располагается таблица с изображением теремка. Окошечки, в которые выглядывают разные зверушки, закрыты карточками с примерами: 2х4; 2х7; 2х9; 2х3; 2х6; 2х8; 2х5.
Если ребенок правильно решает пример, то окошечко открывается , и дети видят, кто живет в тереме.
7. "Занимательные квадраты"
Цель: закрепление навыков сложения и состава чисел в пределах 20.
Предлагаю сложить числа, расположенные в рядах, столбиках, по диагоналям. Учащиеся убеждаются, что сумма во всех случаях получилась одинаковой.
6
1
8
2
9
8
7
5
3
8
6
9
2
9
4
3
5
7
3
8. "Каких фигур не достает"
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, названий фигур.
На наборном полотне выставляю все известные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, многоугольник, и т.д., прошу назвать их по порядку.
К доске выходит один из учащихся. Он становится спиной к наборному полотну, а учитель одну их фигур убирает. Ученик поворачивается и определяет, какой из фигур не достает. Если он назвал фигуру верно, то учитель убирает уже две фигуры, а затем - три.
Чем хороши дидактические игры? Тем, что их можно использовать во всех уроках и на любых этапах урока (будь то закрепление, повторение, новая тема, фронтальный опрос)
Главное, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ