Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как одна из форм здоровьесбережения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

г. Советска Кировской области











выступление на семинаре на тему:


«Экологическое воспитание детей дошкольного


возраста как одна из форм здоровьесбережения»



с вопросом


«Опытно-эксперементальная деятельность»












Подготовила:

Воспитатели: Клешнина В.Н.

Кузнецова С.А.









2011

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


К.Е. Тимирязев

Дети дошкольного возраста активно стремятся кзнать об окружающем мире как можно больше.

Помочь им в этом, направлять и развить их любознательность – одна из главных задач. Работая с детьми, мы заетили их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного эксперементирования, к долгосрочным наблюдениям – экспериментам. Так, проделанные вместе с воспитателем опыты, дошкольники пытаются повторитьсамостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке эксперериментирования или природном уголке.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез - догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитие речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе ( иначе эксперимент может не удаться ). А вопросы : «Зачем?», «Как?», «Почему?» требуют от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего мира.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе есть уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым экспериментам ( для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы.

Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики, сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы. Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования.

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

- видеть и выделять проюлему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

- фиксировать этапы действийи результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не количественные, а качественные показатели.

Во - первых, известно, что любая деятельность от отношения к ней скбъекта. Очень важно оценивать отношение детей к деятельности экпериментирования.

Отношение оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.

Во - вторых, важным становится не только результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, соответственно и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

Важно выделить такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс её реализации.Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.Н. Меньшиковой.

На её основе была создана диагностическая таблица и определены показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как с отдельными детьми , так и группой в целом, позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, представляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка. Итак, поощряя любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.










Предлагаю диагностическую таблицу:

Фамилия

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к















Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

высокий

Познавательное отношение устойчивое.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблем и задач

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предложение. Выдвигает гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами назначения.

Действует планировано. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотез. Споссобен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения, выстраивает гипотезу, самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного сознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей(что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.
























Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

















КОНСУЛЬТАЦИЯ « ТРЕБОВАНИЕ И


ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ


ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»




















Подготовила воспитатель

Клешнина Валентина Николаевна





ТРЕБОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ


Слово «эксперимент» с греческого переводится как «проба», «опыт». В узком смысле слово «опыт» и «эксперимент» являются синонимами.

Эксперимент является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Вот поэтому в настоящее время мы не являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

В наше время из-за недостаточности и фактологической разработанности экспериментирования является одним из наиболее сложных методов обучения, чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил:


  • Поскольку, в качестве объектов экспериментирования являются живые организмы, принцип работы: «Не навреди».

  • Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо время его пребывания в группе сократить до разумного предела и, после окончания наблюдения, вернуть на то место, откуда оно было взято. Желательно это делать вместе с детьми.

  • Во время опыта любые, на первый взгляд, самые безобидные процедуры, могут являться причиной травм детей. Необходимо уделять большое внимание технике безопасности.

  • Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей – работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов.

Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Приучать после окончания работы мыть руки с мылом и приводить свое рабочее место, оборудование в порядок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА


В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.


  1. Случайные наблюдения и эксперименты

Они специальной подготовки не требуют. Они проводятся в той обстановке, той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако, это не значит, что они проводятся ПРОСТО, чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. Необходимо постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии.

Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Но, вместе с этим – следить за поведением детей и предупредить всевозможные ЧП, он должен выискивать всевозможные явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции.

  1. Плановые наблюдения и эксперименты

Подготовка к проведению заплпнированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.

Одновременно, воспитатель осваивает технику экспериментирования, если она незнакома. Необходимо детям сообщить цель или задачу, которая должна быть решена, дать время на обдумывание и затем привлечь детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат; у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины; работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Кроме того, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты, качкство восприятия знаний резко ухудшается. Но чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время нельзя выпускать из вида тех, кто работает медленнее, кто по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же наоборот, интерес к работе велик, её можно продолжить сверх заплпнированного времени.

  1. Эксперименты, как ответ на детские вопросы

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, которыц задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложные наблюдения: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник.» или «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка.» «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог, давайте проверим.» «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть, как это можно узнать?». В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, её осуществляют.

Структура эксперимента: В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

  • Осознание того, что хочешь узнать.

  • Формулирование задачи исследования.

  • Продумывание методики эксперимента.

  • Выслушивание инструкций и критических замечаний.

  • Прогнозирование результатов.

  • Выполнение работы.

  • Соблюдение правил безопасности.

  • Наблюдение результатов.

  • Фиксирование результатов.

  • Анализ полученных данных.

  • Словесный отчет об увиденном.

  • Формирование выводов.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.












Литература: А.И. Шонова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ