Тематические направления сочинений на 2014-2015 учебный год

Тематические направления сочинений на 2014-2015 учебный год


1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова. 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя.)


Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.


1. "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..."

2. Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова

3. "Лермонтов и Кавказ","Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ..."," То сердце,где кровь кипела..."

4. "А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

5. "...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить.

6. Я думал: жалкий человек

7. Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого..." ?

8. "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом

М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

9. Что в имени тебе моём?

10. "Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения

М. Ю. Лермонтова "Валерик"

11. Имя Лермонтова на карте России


2. Вопросы, заданные человечеству войной


Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны;

грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

1. Между жизнью и смертью

2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

3. Дети и война

4. 891 день мужества ленинградцев

5. Мемориал - памятник с особым значением

6. "По ком звонит колокол"

7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

8. Значение войн для государства и для человека


3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе


Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

1. Мир людей глазами мобильного устройства

2. "Живая" книга или Интернет!

3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)

4. Человек и космос

5. Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема

6. Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика


Консюмеризм - уклад общества, потакающий покупке товаров и услуг в больших количествах сверх всякой необходимости. Помимо этого значения, под консюмеризмом могут пониматься защита прав потребителей и движение потребителей.


С 2013 года термин «консюмеризм» был использован для обозначения нового направления в современном искусстве, с помощью которого художники выражают свое отношение к чрезмерному потреблению ресурсов. Основателем данного направления и автором картин, посвященных непосредственно консюмеризму, выступила украинская художница Оксана Пыж. Художница считает, что результатом излишнего потребления являются голод во многих странах третьего мира, а также жестокость и ожирение.

Чак Паланик «Бойцовский клуб». Отзывы читателей (Интернет)

Большая часть романа показывает, сколько мужчин в современном обществе неудовлетворены состоянием мужественности. Герои романа отличаются тем, что многие из них были выращены и воспитаны матерями, потому что их отцы или бросили семью или развелись. В результате герои видят себя «поколением мужчин, воспитанных женщинами». В их жизни не хватает мужского воспитания для формирования их мужественности. Это соединяется с темой общества потребления, поскольку мужчины в романе рассматривают свой «инстинкт вложения средств в IKEA» как очередной шаг на пути к феминизации мужчин в матриархальной культуре. Тема общества потребления, показанная в романе, очень хорошо обоснована Рассказчиком тягой к покупкам в квартиру: «Ты покупаешь мебель. Ты уверяешь сам себя, что это — первая и последняя софа, которую ты покупаешь в жизни. Купив её, ты пару лет спокоен в том смысле, что как бы ни шли дела, а уж вопрос с софой, по крайней мере, решён. Затем решается посудный вопрос. Постельный вопрос. Ты покупаешь шторы, которые тебя устраивают, и подходящий ковёр. И вот ты стал пленником своего уютного гнёздышка, и вещи, хозяином которых ты некогда был, становятся твоими хозяевами».


4. Спор поколений: вместе и врозь


Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).


5. Чем люди живы?


Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).


- Проходить экзамен будет в декабре. Для не справившихся с сочинением пересдача в феврале.

- Проверять работы будут школьные учителя.

- Оценка – зачёт/незачёт.

- Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями).

- Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.


Критерии оценивания сочинения:


Что касается объёма итогового сочинения, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов внёс предложение в этом году не ограничивать его жесткими рамками, а установить ориентировочный минимум слов в письменной работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими критериями, — говорится в сообщении пресс-службы министерства. Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.


Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой.


Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400.


Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)

баллы

Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения

2

Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения

1

Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует

0

2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры


Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют

2

Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала

1

Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок

0

3. Культурологическая и/или филологическая компетентность


Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа

1

Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения

0

4. Композиционная цельность и логичность изложения


Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

1

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0

5. Следование нормам речи


Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок


Допущены 3 – 4 речевые ошибки

1

Допущено 5 и более речевых ошибок

0

Максимальный балл

9


Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.


Ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут писать не сочинение, а изложение.


http://капканы-егэ.рф/index.php/ege-po-literature/977-o-sochinenii-2015-goda-po-literature-vesti-iz-sankt-peterburga


4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ