Доклад на заседании педагогического совета школы

МОУ «Вейделевская СОШ»

Доклад на заседании педагогического совета школы


Тема: «Роль социально-психологической службы в решении проблем психологического здоровья и профессионального самоопределения учащихся»

В системе взаимоотношений ребенок-семья-школа-общество социально-психологическая служба играет роль социального адаптора, облегчающего органическое включение ребенка в общественные структуры различной степени сложности, а также роль координатора действий людей по формированию устойчивых, положительных психоэмоциональных отношений между людьми (учащимися, педагогами, администрацией, родителями) внутри этих структур. 
Таким образом, основной сферой деятельности социально-психологической службы в школе является процесс адаптации детей в социуме. Это двусторонний процесс, поскольку, с одной стороны, он включает в себя обусловленное психо-эмоциональными особенностями личности ребенка поведение его внутри социума (отношения с одноклассниками, учителями, родителями), а, с другой стороны, является психо-эмоциональной реакцией ребенка на отношение членов социума к данному ребенку (вызванное как его поведением, так и различными иными обстоятельствами).
В соответствии с определением места и роли социально-психологической службы в школе ее основная цель определяется как оказание социально-психологической помощи учащимся, их родителям и учителям в ходе образовательного процесса.

Обычно деятельность социального педагога, психолога и педагогического коллектива школы в целом сосредоточена на перевоспитании трудных детей и подростков с девиантным поведением из неблагополучных в социальном и моральном плане семей, поэтому из их поля зрения зачастую выпадают внешне благополучные дети и семьи, которые, тем не менее, остро нуждаются в социально-психологической поддержке. Как правило, это тихие, малообщительные дети и подростки с неплохой успеваемостью и высокой посещаемостью уроков, обладающие такими психологическими характеристиками, как мнительность, тревожность, привязчивость, нерешительность, внушаемость, с заниженной самооценкой. В стрессовой или конфликтной ситуации они могут повести себя в высшей степени непредсказуемо, неадвекватно, что может привести к совершенно нежелательным последствиям. Выявить склонных к подобным реакциям детей и подростков достаточно сложно, поэтому чаще всего они остаются со своими проблемами один на один.

Исходя из данной проблемы (а именно психологическое здоровье ) определилось одно из  направлений деятельности службы -сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Деятельность в этом направлении включает в себя 6 основных компонентов:

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

  • определение причин отклонения в поведении и нравственном развитии этих учащихся, а также индивидуальных психологических особенностей их личности;

  • педагогическая коррекция личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении;

  • изменение характера личных отношений со сверстниками и взрослыми;

  • вовлечение учащихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

  • изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.



Данные компоненты формулируют:
-Реабилитационное направление: организация адресной социальной и психологической помощи (в сотрудничестве со службами профилактики) учащимся с девиантным поведением, уже состоящим на различных формах учета (ВШУ, КПД). Основной задачей данного направления является перевоспитание учащихся, уже замеченных в совершении противоправных действий и недопущение такового их поведения в дальнейшем, а также защита учащихся от противоправных действий их родителей.
- Профилактическое направление: выявление методами социально-психологического исследования групп риска среди учащихся и их семей, а также организация и проведение (силами работников служб профилактики) мероприятий по предотвращению асоциального поведения (алкоголизм, наркомания, преступление и правонарушение) среди всех учащихся школы, и особенно – из групп риска. Основной задачей данного направления является предупреждение противоправного поведения учащихся как учащихся из групп риска, так и остальных учеников школы.
-Коррекционное направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы социально-психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов школы. В рамках этого направления осуществляется, во-первых, коррекция психоэмоционального состояния детей, во-вторых, разработка и реализация способов решения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса между учащимися, родителями и учителями. Основной задачей данного направления является выравнивание психо-эмоционального состояния как отдельных учащихся, так и психологического микроклимата коллектива в целом.
-Просветительское направление: повышение социально-психологической компетентности участников педагогического процесса. В рамках этого направления осуществляется организация и проведение тематических лекций, семинаров и тренингов для учащихся, их родителей и педагогов по проблемам межличностных взаимоотношений, совместимости характеров, толерантности, социализации, мотивации к учебе, подходов к воспитанию, методик коррекции личности и т.д.

Немаловажное направление деятельности социально-психологической службы -оказание помощи в профессиональном самоопределении учащихся. Включает в себя : диагностику, консультирование, просвещение.

Психологическая диагностика: проявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, необходимые для той или иной профессии. Основные формы психодиагностической работы: анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент. Психодиагностика учащихся и их родителей проводится добровольно, по их желанию. По результатам диагностирования проводится психологическое консультирование.

Психологическое консультирование: помощь психолога учащимся, родителям в решении выбора профессии. Зачастую выбор будущей профессии учеником не находит понимания у родителей, или индивидуальные способности ученика не смогут в полной мере воплотиться в будущей профессии, что отрицательно скажется и на здоровье учащегося, и на результатах деятельности.

Психологическое просвещение: лекции, лектории, беседы, семинары, организация выставок, подборка литературы, работа сменного стенда «Кем быть». Получаемая информация используется на классных часах, беседах, родительских собраниях в целях правильного осознанного выбора будущей профессии. Ведь на пороге окончания школы выпускник определяет жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывает фундамент для дальнейшего своего развития. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии.

Далеко не все старшие подростки к концу IХ класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.

По результатам индивидуальных консультаций с учащимися можно говорить о том, что старшекласснику трудно ориентироваться в различных профессиях, это не просто, так как в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – чаще всего это сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Это опыт обычно абстрактен, не пережит ребенком. А для того, чтобы сделать определенные выводы, необходимо прожить, присвоить опыт. Кроме того, из индивидуальных бесед с подростками становится очевидным, что отсутствует адекватная оценка своих объективных возможностей, соответствующего уровня учебной подготовки, здоровья, материальных условий семьи и, главное, своих способностей и склонностей.

Часто старшеклассники демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Это нередко приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. В конечном итоге человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности. Вот почему одной из главных задач школьного образования является профессиональная ориентация учащихся. С целью профориентации исследования проводятся два раза в год (в начале и в конце учебного года). Диагностика учащихся 9-11 классов. С результатами диагностики каждый учащийся и его родители могут ознакомиться. В течение года проводится консультативная работа.

Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, интегрируя различные установки, потребности, мотивы, интересы в целостное новообразование, становясь важнейшим элементом ее внутренней структуры, тем стержнем, вокруг которого объединяются различные психологические свойства и качества, способствуя осмысленному выбору жизненной стратегии и будущей профессии, приобретению личностного смысла своего существования.



Информацию подготовила социальный педагог Решетникова И.А март 2014 г.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ