Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в 1 классе "Дислалия- нарушение звукопроизношения" 1 класс
№ слайда
Выступление учителя-логопеда Гостевой О.П. на родительском собрании в 1 классах
1
Зравствуйте уважаемые родители…
2
Дислалия - (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, lalio - говорю)
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
3
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи:
искаженном (ненормативном) их произнесении,
заменах одних звуков другими,
смешении звуков,
пропусках.
4
В современной логопедии выделяют 2 основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушений и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения.
- Функциональная дислалия (когда не наблюдается органических нарушений),
- Механическая дислалия (при отклонениях в строении периферического речевого аппарата: зубов, челюстей, языка, неба)
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом может нарушаться произношение одного или нескольких звуков. Иногда встречаются и комбинированные случаи.
5
Причины возникновения функциональной дислалии подразделяют на биологические и социальные.
- Это общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
- задержка психического развития (сюда же относятся минимальные мозговые дисфункции);
- запоздалое развитие речи;
- нарушение фонематического восприятия (фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения);
- подражание неправильным образцам речи;
- недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, «сюсюкают», задерживая тем самым у него развитие правильного произношения.
6
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства.
На пути овладения речью каждый ребенок сталкивается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой.
7
В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.
9
Логопедические занятия проводятся регулярно 1 – 2 раза в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей. Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений от 5 до 15 минут 2 – 3 раза в течение дня.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:
степени сложности дефекта
регулярности занятий,
помощи со стороны родителей.
У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста.
10
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.
Основной задачей подготовительного этапа является включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого формируется положительная установка на занятия, устанавливаются доверительные отношения с ребенком, адаптация к обстановке логопедического кабинета, вызывается интерес к занятиям и желание в них включиться.
Так же к задачам подготовительного этапа относятся:
- развитие умения опознавать и различать фонемы,
Формирование речедвигательных умений и навыков (т.е. артикуляционная гимнастика)
11
Для формирования правильной артикуляторной базы звуков разработаны специальные упражнения. Они необходимы для того, чтобы сформировать недостающие движения органов артикуляции, внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию (произвольно и осознанно). Ребенок учиться производить и контролировать правильность выполнения движений перед зеркалом. В дальнейшем правильность выполнения ребенок проверяет на основе кинестетических ощущений (костно - мышечных).
17
Этап формирования первичных произносительных умений. Т.е. этап постановки звука.
Цель его заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.
Постановка звука осуществляется 3мя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
18
Автоматизация звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
Для автоматизации используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке.
В слогах
В соответствующих словах
В предложениях с отработанными словами.
В чистоговорках, скороговорках, пословицах, стихах.
В связной речи.
22
Последний этап логопедического воздействия – введение звука в речь. Так же невозможен без помощи родителей. Цель его в формировании у ребенка умения безошибочно употреблять звуки речи во всех ситуациях общения.
Необходимо добиться, чтобы ребенок произносил поставленный звук всегда и везде.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ