Воинское воспитание как средство целостного развития личности

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище МО РФ»















Статья

«Воинское воспитание как

средство целостного развития личности»





подготовил

педагог дополнительного образования НВМУ

Сазонов Александр Викторович













г. Санкт-Петербург

2014


Цели современного образования, заявленной ФГОС - формирование полноценной личности, воспитание постоянной потребности учиться и способности адаптироваться к изменениям во внешней среде, побуждают вспомнить о целостном подходе к воспитанию человека. Целостность личности в современной трактовке - качество, отражающее ее способность в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженной жизненным позициям и ценностным ориентациям. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность. При целостном подходе душевная и материальная жизнь человека рассматривается как подчиненная жизни духовной.

Когда мы говорим о военном или военно-морском образовании, то понимаем, что это именно то образование, из которого выходят первооткрыватели, просветители, созидатели, герои. "Учение должно быть победным!" – когда-то сказал донецкий педагог-новатор В. Шаталов. Нахимовское военно-морское училище, в стенах которого мы собрались сегодня, – наследник лучшего образца «победной» педагогики России - Морского кадетского корпуса, главной особенностью которого был целостный подход к образованию.

Система образования в Морском кадетском корпусе на протяжении более ста лет с позиции целостного воспитания юноши представляла собой абсолютно успешное явление. Морское дело расширяло жизненные горизонты, придавало гибкость и восприимчивость уму, поднимало дух. Воинская служба собирала волю, укрепляла внутренний стержень личности. Знания ложились в основу миропонимания и практической деятельности. Вера придавала духовную устойчивость, становилась фундаментом слов и поступков. Искусство будило и облагораживало чувства. Словесные науки, речевое творчество и обмен опытом через слово помогало установить смысловые связи с миром и самим собой. Кадетское братство, проверенное в ученье, общежитии, морских походах, становилось прообразом народа, приучало мыслить соборно. Опыт мудрых офицеров-наставников, братьев-выпускников служит примером чести и достоинства.

Нахимовские военно-морские, созданные в 1943-45 году, первыми в стране становятся школами-комплексами, где переплетаются военно-морское и общекультурное воспитание. В процессе воспитания приоритетны «Родина», «долг», «честь». За основу образовательного процесса берется система образования в Морском кадетском корпусе, за пример воспитания – личность адмирала П.С. Нахимова.

Павел Степанович Нахимов твердо помнил, внушал своим подчиненным, показывал на личном примере, что воинская мораль основана на присяге. Согласно ей - нельзя причинять обиды мирным жителям, при любых обстоятельствах строго соблюдать дисциплину, хранить воинскую честь. В своих приказах и распоряжениях он неоднократно напоминал подчиненным о строгом, неукоснительном соблюдении Устава воинской службы. «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь», - говорил адмирал. Нахимовский подход к воспитанию не только обеспечивал порядок в несении службы, но и в целом упорядочивал матроса, развивал в нем ответственность, жертвенность, терпение, которые лежат в основе жизненной стойкости и являются составными любви к Отечеству.

Воинская присяга и Устав базируются на духовном фундаменте России – традициях веры и верности. Поэтому военное воспитание в любом возрасте начинается с обращения к Уставу. Интерес к изучению Устава укрепляется мыслью о том, что любой, рожденный мужчиной, - защитник своего Отечества и продолжатель традиций отцов и дедов.

Важная составляющая воинского воспитания – создание условий, находясь в которых воспитанник осознанно учится быть военным. Эти условия должны быть практическим изучением военного дела, поэтому важно, чтобы они были приближены к условиям реальной службы. В организации быта, и в общении важно расставить акценты так, чтобы в человеке развивалась способность преодолевать трудности, трудиться, добиваться успеха. В то же время в каждой казарме должны присутствовать элементы домашней жизни, чтобы человек с детства впитывал в себя доброе, помнил о доме – причале.

Воспитание - это наука и искусство: как наука она требует познания и применения на практике законов, лежащих в основе поведения людей; как искусство - мастерства. Воспитывать молодых людей в военной школе может лишь человек, вооруженной наукой, мастер своего дела, обладающий большой жизненной энергией, высокой духовностью и жизненным опытом. Воспитание чувства собственного достоинства, долга и ответственности перед Отечеством, офицерского призвания, подвижничества и боевого духа, - следует признать приоритетными в воспитании офицерства. Оно должно опираться на широкий фундамент самостоятельности, активности, деятельности, инициативы, свободы и творчества воспитанника.

Задача воспитателей - снять искусственные преграды, дать возможность человеку проявить свои таланты и дарования, направить развитие личности по наилучшему пути развития, вовремя оказать необходимую духовную поддержку. Следует помнить, что воспитывает не слова, а уклад жизни, пример старшего, испытания и трудности, победы и поражения, отдельные люди и сплоченные группы, конкретные дела и поступки. Все это следует использовать естественным образом, в свое время и к месту, избегая шаблонов и формализма.

Лучшей тренировкой в военном деле является соревнование. Соревновательность вызывает интерес, поднимает жизненный тонус, дает возможность проверить свои силы и поучиться у других. Причем, важно научиться и выигрывать, и, проигрывая, не роптать, а продолжать работать над собой.

Все, что связано с проявлением даже малейшего зла в человеке, должно быть непринятым в воинской среде. Воину важно научиться быть сильным, но не агрессивным, добрым, но не добреньким, успешным, но не горделивым, свободным, но не позволяющим себе все без границ.

Одно из важных требований воинского воспитания – формирование способности ценить время и чувствовать его движение. У четвертой роты НВМУ был интересный опыт сотрудничества с балтийскими морскими пехотинцами – участниками боевых действий в Чечне. Целый день каждого бойца во время практики нахимовцев во взводе морской пехоты был расписан. Ребята несли службу, изучали теоретические вопросы, тренировались, пели песни. Целый день от подъема до отбоя проходил в движении. И чем меньше было пустого времени, тем меньше было уныния и усталости. За время практики нахимовцы между собой подружились еще крепче и стали товарищами героев-пехотинцев.

Те, кто занимается воинским воспитанием, должны требовательно относиться к себе. Не следует допускать чрезмерных послаблений с одной стороны и грубости с другой. В основе общения – мудрое отношение ко всем и каждому без выделения отдельных воспитанников и в соответствии с Уставом. Воинская субординация должна соседствовать с искренностью и простотой. Маленький боец чувствует каждой клеткой. Его не обманешь. Важно, чтобы слово не расходилось с делом.

В системе воспитания НВМУ эффективные и любимые воспитанниками средства воинского воспитания, содержащие себе духовный компонент: участие в параде Победы и дальние походы на военных кораблях, шлюпочная практика и практическое изучение военного дела, приобщение к изучению истории и художественным традициям российского воинства. Встречи с героями Флота, общение с ветеранами, исследовательские экспедиции на малую родину великих моряков позволяют человеку приобщиться к лучшим примерам достойной службы, к воинским, соборным, культурным традициям Отечества.

Военно-морское воспитание остается мощным средством укрепления духа, целостного развития личности и живым интересным делом, направленным на будущее Отечества. Воспитательная школа Нахимовского военно-морского училища, которой в июне 2014 года исполняется 70 лет, и сегодня является образцом для клубов юных моряков, военно-патриотических школ и клубов, кадетских классов не только морской направленности.















































Список литературы


  1. Борисова, Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе М., 2010.

  2. Веселаго Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. СПб., 1852.

  3. Владимиров А.В. О национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании. М., 2008.

  4. Воробьёва А., Пархаев О. Кадетские корпуса в России 1732-1917. М., 2007.

  5. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. М., 1998.

  6. Воробьёва А., Пархаев О. Кадетские корпуса в России 1732-1917. М., 2003.

  7. Грабарь В.К. Нахимовское училище. История. Традиции. Судьбы. СПб., Искусство-СПб. 2003.

  8. Закон 273-ФЗ «Об образовании». 2013.

  9. Корабельный устав Военно-морского флота. М.: Военное издательство. 2002.

  10. Костоусов Н.С. Военная присяга как нравственная основа профессиональной компетентности офицера. Екатеринбург. 2007.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ