Воспитательная система классного руководителя «Самая классная классная» 7 Класс














Воспитательная система

классного руководителя

7 класса «В»

МОУ гимназия № 14.

Чайковской Е.Н.,

участника муниципального конкурса

«Самая классная классная».






















2009 год



Послушайте!

Ведь если звезды зажигают-

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Владимир Маяковский


Классному руководителю, приступившему к планированию воспитательной деятельности с классным коллективом, необходимо умение видеть специфику своего класса, умение обосновать цели и задачи воспитательной работы.


  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика моего класса.

Коллектив детей моего класса существует седьмой год, но я ними работаю всего лишь третий год. В классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек.

Дети в классе в основном из семей со средним достатком. 5 человек имеют неполные семьи, мамы одни воспитывают своих детей. 60% учащихся занимаются в кружках и секциях как школьных, так и городских. Из 20 человек 5 увлекаются разными видами спорта: футболом, плаванием, легкой атлетикой.3- серьёзно увлекаются изобразительным искусством.

Успеваемость класса средняя. Отличников нет, но из 20 человек 11 хорошистов, 3 закончили год с одной «3». Учащимся класса больше удаются предметы гуманитарного цикла.

Коллектив детей ответственный, эмоциональный, коммуникабельный, участвует во всех КТД гимназии, среди параллели седьмых классов часто занимают первые места, особенно в спортивной деятельности. Многие семьи моего класса имеют традиции, к которым стараются приобщить подрастающее поколение. Дети дружат между собой в микрогруппах, могут проводить вместе свободное время вне школы, отмечают дни рождения и другие праздники.

Диагностика подтвердила, что учащиеся 7 «В» класса обладают творческой направленностью, имеют огромное желание быть в коллективе, сообща обсуждать, организовывать свою деятельность.

Ярко выраженного лидера в классе нет. Хотя есть несколько человек, которые пользуются особым уважением. Есть и те, которые больше времени проводят в одиночестве, хотя замкнутыми этих детей не назовешь. Считаю, что причиной такого одиночества у одного ребенка является воздействие семьи, а у другого - его внешность. Чтобы исправить положение, я стараюсь больше вовлекать этих детей в классные мероприятия, чаще поощрять их действия. Для повышения уровня развития коллектива применяю деятельностный подход в организации внеурочной работы, так как, по-моему мнению, именно он в большей степени способствует объединению классного коллектива.

По мнению большинства педагогов, познавательный потенциал моего класса достаточно высок (об этом говорят триместровые отметки). Но уже в этом году выявились ученики, которые не всегда выполняют домашние задания. Пытаясь решить эту проблему, я обращаюсь к учителям, чтобы они контролировали запись домашнего задания у этих учеников в дневнике, а родители внимательнее относились к проверке домашнего задания.





  1. Целевые ориентиры и принципы воспитательной работы в классе.


Продумывая свою систему воспитательной работы с классом, я предполагала, что классный руководитель и его воспитанник станут единомышленниками, друзьями и партнерами. Центром любой воспитательной системы является личность ребенка. Моя система не является исключением. Её формирование осуществляется в целом воспитательном процессе, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, проникнутые уважением к личности каждого ребенка, признанием его уникальности и своеобразия.

. Конечная цель, которую я поставила перед собой, мне видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность:

-способная самостоятельно строить свою жизнь;

-умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;

-стремящаяся у духовному осмыслению;

-испытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре;

- обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие воспитательные задачи:

  • создание условий по сплочению классного коллектива как основного «инструмента» психологической защиты и условия свободного развития его членов;

  • развитие любознательности, познавательного интереса;

  • создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

  • педагогическая поддержка, предупреждающая возможные конфликты, срывы, чреватые занижением самооценки личности и её разрушением;

  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами и психологом определять приёмы и формы индивидуальной и коллективной работы с учащимися, как на уроке, так и во внеурочное время;

  • воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и к другим людям, понимания смысла человеческого общения.

  • формирование у учащихся социального интеллекта;

Эти задачи реализуются в процессе:

  1. Объединения учащихся класса, педагогов, родителей на основе общего дела.

Таким общим делом, кроме учебы, стало проведение в классе системы праздников. Праздником в нашем классе мы называем любое коллективное дело учебной и внеучебной деятельности: осенний праздник «Краски осени», праздник для учителей «От всей души», Посвящение в гимназисты и т.д.

  1. Приобщения учащихся к творчеству, народным традициям (получение образования в системе ДО на базе гимназии, а, помимо гимназии, в кружках ЦДТ и ВР «Родник», музыкальных и художественных школах, танцевальных студиях, спортивных секциях), активное сотрудничество с социумом.

  2. Создания условий для самоутверждения и самореализации через систему КТД гимназии;

  3. Организации работы по взаимодействию с социально-психологической службой гимназии;

  4. Организации диагностической работы с коллективом учащихся и родителей класса;

  5. Реализации на базе класса программы «Здоровье», «Культура межличностных отношений»;

  6. Развития форм ученического самоуправления на уровне класса;

  7. Формирование чувства гордости и верности своему Отечеству;

Именно это содержание формирует «лицо» моего класса, его неповторимый облик, его непохожесть на другие классные коллективы, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности учащихся класса.


  1. Функционирование воспитательной системы класса.

Наш классный коллектив живет в конкретной школе, в которой создана и функционирует воспитательная система, и мы стремимся влиться в эту систему, быть её неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным особенностям.

Естественно, что центральной фигурой воспитательного процесса в классе является классный руководитель, потому что именно он «прикасается» к личности ребенка. И в процессе работы я пришла к выводу, что воспитывает не только педагог, не нравоучение, а такая организация жизни детей, которая образует личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная деятельность, тем она сильней задевает сердца и души детей. Поэтому я, как классный руководитель, планирую организацию деятельности классного коллектива с учетом желания ребенка, его способностей, личных привязанностей, постепенно расширяя диапазон его социальной активности.

Вот уже третий год как я веду на каждого своего воспитанника лист-карту «Рейтинг социальной активности учащегося», в которую я заношу формы участия каждого ребенка в классных и школьных мероприятиях. В свою очередь в личном портфолио учащегося есть своя карта социальной активности «Лестница успеха», в которой уже сам ребенок отмечает свою роль в том или ином празднике. На основании этих наблюдений я вижу, что социально успешный ребенок активен, может проявлять инициативу, умеет высказать, отстоять свою точку зрения, имеет навыки самостоятельной работы. В течение учебного года каждый ребенок в моем классе имеет возможность реализовать свои наработанные навыки или приобрести новые в различных областях деятельности: оформитель, бутафор, казначей, организатор экскурсий, сценарист и т.д. Причем, моей принципиальной позицией в этом остается требование смены деятельности ребенка от дела к делу. В классе каждый год разрабатывается принципиально новая система праздников (КТД). Предложения о том, какими они будут, принимаются на «Совете пестрых дел», проводимом в конце каждого учебного года. В процессе работы «Совета» дети становятся настоящими моими деловыми партнерами и друзьями. За год в классе проводится от 7 до 9 праздников.

Развитие социальной активности детей, их личностных талантов реализуется не только на базе класса, более 60% учащихся занимаются в кружках и спортивных секциях на базе гимназии и в городе. Эта деятельность помогает вовлечь в активный воспитательный процесс и родителей учащихся. В моем классном коллективе существуют свои сложившиеся традиции:

* совместное празднование дней рождения, «капустников»;

* поздравление и празднование Нового года, 8 Марта, 23 Февраля;

* создание индивидуального и коллективного портфолио, в которое ребята заносят свои достижения и мероприятия, в которых класс участвовал в течение учебного года, фотографии, стихи.

Общеизвестно, что в 11-12 лет начинается возрастной кризис. Чтобы обеспечить детям комфортную обстановку в школе, успешно преодолеть кризис возраста, избежать расслоение коллектива, деления его на «группировки» девочки-мальчики и продолжить конструктивно строить взаимоотношения в классе, я тесно работаю с психолого-социальной службой гимназии. То, что эта работа мне удается, подтверждается результатами социометрии.



Социометрия. 7 класс «В».



Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2006 год

10%

75%

15%

2007 год

15 %

68%

12%

2008 год

20%

74%

6 %

Группа лидеров в моем классе увеличилась, средний социальный статус имеют большинство детей в классе. Число учащихся, имеющих низкий социальный статус меньше среднестатистических показателей.

Одним из основных направлений моей деятельности как классного руководителя является реализация на базе класса общешкольной программы «Здоровье», направленной на создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников, сохранения их психического и физического здоровья. В рамках осуществления этой программы я активно сотрудничаю с медицинским персоналом гимназии с целью изучения физического здоровья учащихся класса, организую внеклассные мероприятия, формирующие ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом. На базе класса провожу спортивные конкурсы, тематические классные часы, встречи с медицинскими работниками, беседы и дискуссии по следующим темам: « Спорт в моей жизни», «Психоактивные вещества и последствия их употребления», «Вредные привычки. Как от них избавиться?». Также мой класс участвует в Днях здоровья и занимает уже не первый год призовые места.

За три года мы действительно стали одной большой семьёй, члены которой в любой момент могут протянуть руку помощи, коллективные вопросы обдумывают и решают вместе. За это время ребята стали самостоятельными, могут взять организацию внеклассного мероприятия на себя, но обязательно придут за советом ко мне. Очень приятно, что несмотря на подростковый кризис, у нас сохранились теплые доверительные отношения. Я не только советчик, но и надежный помощник моим ученикам во всех их начинаниях. Работа по развитию ученического самоуправления началась в пятом классе с формирования актива класса, затем- с формирования временных Советов наших «Пестрых дел», в которых большинство ребят смогло проверить и развить свои организаторские способности. Результативность этой работы выразилась в том, что мои подопечные несмотря на их юный возраст в текущем учебном году активно включились в работу ученического органа самоуправления гимназии - школьную демократическую республику «Будущее России».

Работая над расширением кругозора учащихся, я активно использую возможности социума, сотрудничество с которым идет по разным направлениям: организация экскурсионных поездок, совместная творческая деятельность с детскими городскими учреждениями дополнительного образования - ЦДР и ВР «Родник», ДЮСШ, Школа искусств им. Я. Флиера., СЮТ, центр досуга «Мечта», библиотека «Азбуки». Работа эта интересная, многогранная. У детей развивается не только кругозор, но и их творческие способности, стремление к прекрасному.

Формирование у детей чувства патриотизма и гражданственности начинается с интерьера классного кабинета, одновременно являющимся кабинетом истории. Я – как учитель истории имею возможность активно привлекать детей к участию во внеклассной работе, связанной с краеведением. Моя работа на базе историко-краеведческого музея гимназии по направлению

«Дети - герои ВОВ», « Наши земляки- герои ВОВ» дает мне прекрасную возможность воспитывать детей на примере патриотического подвига наших предшественников. В классе создан отряд «Поиск», частыми гостями класса являются ветераны войны и труда, жители Парковского микрорайона. Всё это стимулирует гражданскую и общественную активность моих воспитанников.

Эффективность этой воспитательной системы оценивается ежегодно с применением разнообразных средств диагностики по следующим критериям и показателям. Эта работа может быть представлена в виде следующей таблицы.

Критерии

Показатели

Средства диагностики

1.

Интеллектуальное развитие

Освоение образовательных программ, развитость познавательных процессов.

Внешний и внутренний анализ текущей успеваемости.

2.

Сформированность классного коллектива

Состояние взаимоотношений в коллективе, выявление социометрического статуса каждого ребенка

Социометрия Коломенского, метод экспертных оценок.

3.

Развитость коммуникативной сферы учащихся

Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Наблюдение

4.

Развитость креативных способностей

Оригинальность и беглость мышления, стремление к творчеству.

Наблюдение

5.

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью классного коллектива

Комфортность, защищенность личности учащихся.

Анкетирование, экспертный опрос


Ещё одним способом оценивания результативности моей работы с классом является участие детей в разнообразных конкурсах, соревнованиях, выставках и фестивалях муниципального и регионального уровня. Их успехи радуют меня и их родителей. Для себя я их называю «звездочками». В прошлом учебном году таких «звёздочек» было 12. Среди них целое созвездие участников городского Фестиваля искусств учащихся школ нашего города. Это лауреаты традиционного слёта ЮИД (2 место), детского фестиваля народного творчества «Самоцветы» (1 место), конкурса детского рисунка «Мой родной город». Я горжусь своими «звёздочками» и приложу все силы для того, чтобы на небосклоне 7 класса «В» их зажигалось все больше.

Взаимоотношения детей в моем классе как солнечный лучик. Управлять этим лучиком - дело непростое, но интересное. Я считаю, что я должна организовать отношения так, чтобы в классе круглый год была солнечная погода!







.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ