Взаимодействие семьи и классного руководителя в формировании познавательного интереса у младших школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 п.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Подготовила:
Хомут Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №3», п. Чернышевский,
Мирнинского района
Мне нужно только одно,
чтобы совместная деятельность
доставляла ребенку удовольствие,
была бы его потребностью.
С.Соловейчик
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания, обучения и развития личности. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Сегодня отмечается тенденция самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Во многих семьях просматривается характерные проблемы:
необходимость экономического, а порой и физического выживания.
психолого – педагогическая неграмотность родителей.
дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности.
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания и развития. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в развитии оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье.
Одним из направлений своей работы с родителями я выбрала формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать такую познавательную мотивацию (познавательную активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл. Таким образом, необходимо развивать у детей познавательный интерес и повышать его уровень.
Цели и задачи работы с родителями по формированию познавательного интереса следующие:
Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся и привлечение их к проведению школьных мероприятий;
Изучение воспитательных возможностей семей;
Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;
Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Участники образовательного процесса – это дети, педагоги и родители. Поэтому я считаю, что родители также могут сыграть решающую роль в развитии познавательных интересов учащихся и в привитии им навыков самостоятельной работы. Одна из главных забот родителей - это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребенка к школе, дали нужный настрой с первых дней учебы.
В своей работе применяю разнообразные формы общения с родителями. Это коллективные, групповые и индивидуальные. Как классный руководитель терпеливо обучаю родителей правилам общения с детьми. Провожу родительские собрания (в 1-х классах – еженедельно, во 2-4-х классах – не реже одного раза в месяц), на которых знакомлю родителей с особенностями психофизического развития детей в разном возрасте, с особенностями коллективного и индивидуального труда, привлекая к общению с родителями школьного психолога. Ведь именно семья, родители с раннего детства должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы. Учеба - это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, к рассказу ребенка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности у их ребенка, и могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению. Детская лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашнего задания, это может привести к отставанию и даже второгодничеству. Родители должны заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему. Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Делу – время, потехе – час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять «на потом». Иногда ребенок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания. Родители должны показать практические приемы его выполнения: разобрать с ребенком условие задачи или упражнения, помочь в работе над картой, подсказать, как выучить стихотворение, подбодрить ученика, укрепить его веру в свои силы, помочь найти ответы на вопросы. Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребенок овладевает навыками учебного труда. Иногда учение дается слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и выработать у школьника трудолюбие. К сожалению далеко не все родители обладают терпением, тактом и, тем более, педагогическими знаниями. Чтобы помочь родителям, научить их правильно оказывать помощь в учении своим детям, я просвещаю своих родителей, читая на собраниях лекции на темы: « «Воспитание интереса к учению. Мотивы учения», «Воспитание и развитие наблюдательности, развитие внимания», «Особенности мышления в разных возрастах. Средства его развития», «Разнообразие познавательных интересов, их устойчивость, глубина», «Роль родителей в развитии познавательных способностей», «Создание в семье благоприятных условий для учебных занятий и полноценного отдыха детей».
Родительские собрания, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации эти формы работы помогают мне в работе с родителями.
Также я использую в своей работе разнообразные формы познавательной деятельности, непременно привлекая родителей: творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний, предметные недели,игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);конкурсы привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес…
Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение.
В этом классе я работаю четвертый год и с родительским комитетом и с родителями провели следующие мероприятия:«Игра-путешествие по морю любимых предметов», «История моего посёлка», «Моя родословная» , «Зачем учиться?», «Все профессии нужны» «Литературная игра-путешествие по любимым сказкам» «Путешествие в природу» Сами родители подготовили и провели цикл классных часов-уроков: урок взаимопомощи, урок общения, урок улыбки , урок успешности и т.п. Надо отметить, что такая работа ведется систематически и приносит ощутимые результаты. Совместная с семьей работа по развитию познавательных интересов и общей культуры, постоянное внимание родителей к учебе детей, организация режима занятий и отдыха, создание условий для самостоятельной работы школьника дома, родительские собрания по формированию познавательного интереса, педагогическое просвещение, консультации, совместные (учителя, дети, родители) познавательные, развивающие дела, игры, праздники, индивидуальная работа с родителями и детьми, являются частью системы формирования познавательной культуры. «Без знаний ребенка, его умственного развития, интересов, увлечений, способностей, задатков наклонностей – нет воспитания» В.А. Сухомлинский.
Проблемы познавательного интереса и его развития в семье показывает актуальность темы. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива как стимула к получению образования. Поэтому важнейшими задачами школы являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развить у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для решения этих задач необходимо сотрудничество школы и семьи.
Школа, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и необходимое взаимодействие ребенка, его родителей. И задача учителя и классного руководителя – постоянно искать и находить эффективные методы и формы работы с детьми и их родителями, главными партнерами школы в формировании личности ребенка.
Только объединив все усилия педагогов и родителей, можно добиться хороших результатов. Только вместе можно воспитать человека будущего – конкурентоспособную личность, образованного, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно ставить цели, планировать и разрабатывать деятельность для их достижения человека.
Литература:
1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва «Вико» 2007г -271с.
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва «Вико» 2006г.-334с
3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва «М.; Граф-пресс» 2003г.192с.
4.Татаренко В.Я. «Семья и формирование личности» М., 1987 г. 231с.
5.Игошев, К.Е., Миньковский, Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
6.Капралова, Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
7.Ковалев, С.В. Психология семейных отношений. – М.:Педагогика,1991г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ