Современная политическая элита в России



Современная политическая элита в России.







Содержание




1.Понятие политической элиты и ее структура 3


2.Формирование политической элиты в современной России 7


3.Рекрутирование политической элиты 13


Заключение 15


Литература 17


























Введение


Еще в 430 г. до н.э. известный политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В любом обществе существует и должно существовать меньшинство населения, которое принимает важнейшие решения в обществе и правит большинством. Это меньшинство, осуществляющее функции управления, обладает специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, помогающими находиться у власти и удерживать ее. Этот особый слой людей называют правящей или политической элитой. Что же представляет собой политическая элита, какова ее роль в политической жизни общества?


Цель данной работы – проанализировать политические элиты современной России.

1.Понятие политической элиты и ее структура


Слово «элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное. Понятие элиты широко применяется в различных словосочетаниях, выражающих нечто особое, выделяющееся, имеющее выдающиеся качества. Обычно элитой именуются люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством. Причисление кого-либо к элите предполагает наличие качеств, характеризуемых эпитетами «выдающийся», «авторитетный», «знаменитый» и т.п. Использование понятия «элита» в письменной и устной речи часто призвано служить своего рода синонимом «власть имущих», «влиятельные слои общества», «сливки нации» и пр. Элитарный слой имеется в различных сферах общественной жизни — науке, производстве, искусстве, спорте и др. То же можно сказать о политической элите, элите военных, ученых, спортсменов и др. Политическая элита — та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти.


Под политической элитой могут пониматься, например, правящая каста, средневековая аристократия, правящий класс Нового времени, элитные группы современного общества. Все эти слои различаются по своему происхождению, способам и источникам рекрутирования, образу жизни, однако имеют и ряд фундаментальных общих признаков — занимают привилегированное положение в обществе, имеют более высокий уровень жизни, а главное — контролируют основные рычаги власти. Все это и дает основания выделять их в самостоятельный и весьма обособленный страт всякого общества, повсюду имеющий сходные функции.


В современной политологии и социологии под политической элитой понимается социальная группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. Ту часть правящего класса, которая непосредственно вовлечена в руководство обществом, и можно именовать политической, правящей элитой. К политической элите можно отнести наиболее влиятельных и политически активных членов правящего класса, включая слой функционеров политических организаций, интеллектуалов, вырабатывающих политическую идеологию, людей, которые принимают политические решения, выражающие совокупную волю класса.1


С этимологической точки зрения понятие элиты имеет два значения. С одной стороны, элиту можно понимать как группу людей, обладающих выделяющими их качествами и признаками, позволяющими им формировать поведение, взгляды и мнение других членов общества. Согласно этому элита — это носитель исключительных черт, выделяющих ее, присущих только ей. Но, с другой стороны, элиту можно трактовать как группу лиц, обладающую максимально четко выраженными чертами. Причем данные черты не выделяют эту группу, не противопоставляют ее обществу. Ее характерным признаком является интенсивность определенных черт, которыми она обладает в большей степени, чем другие.


В отличие от «политического класса» элиты никогда не имеют массового характера, поскольку не обладают достаточной численностью, не включают в себя всех лиц, связанных с выполнением какой-либо специфической деятельности или занимающих общественные посты соответствующего ранга. Элита, естественно, подразумевает исключительность, какие-то формы привилегированности, специфические критерии отбора и участия в ее функционировании. Но элита в политике — это прежде всего реальное политическое влияние, возможность воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества. Иначе говоря, в состав элиты входят лишь избранные, но те, кто к ней принадлежит, действительно влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов.


Предпосылками возникновения потребности в элитах в современных развитых странах являются следующие факторы:


по-прежнему высокая доля отчуждения основных масс от политики (от процессов принятия политических решений и от контроля за политикой);


большая привлекательность других, отличных от политики форм реализации жизненной активности (что вытекает из сознательно создаваемого мифа о сложности политики, недоступности ее проблем «профанам», необходимости «по­святить» себя политике и т.д.);


необходимость выполнения политикой (центральными политическими институтами) ее функций в максимально ко­роткие сроки, что ограничивает механизмы консультирования при принятии отдельных решений;


многоступенчатость механизма достижения вершины власти и политического влияния.


По сути явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они именно в нем видят свои объективные интересы, иначе говоря, они склонны углублять и укреплять отчуждение. Но одновременно нельзя не отметить и позитивную роль потенциальных элит в политической практике. Их существование обеспечивает соответствующее влияние различных общественных секторов на течение политических процессов, равно как и возможность формировать сравнительно прочные и ответственные руководящие команды. Последние создаются как политические представители отдельных классов (сил), завоевывают их мандат на утверждение и осуществление определенных общественных целей и как таковые являются привилегированными, пользуются доверием и поддержкой своей социальной базы. Как бы то ни было следует осознать, что элиты - это реальный факт.




2.Формирование политической элиты в современной России


Политическое развитие России традиционно характеризуется особой значимостью административно-политического управления в системе факторов развития, что обусловливает особую роль властных элит как субъекта политического управления. Несмотря на глубину происшедших в 90-е гг. социально-экономических преобразований и существенное изменение сложившейся в предшествующий период модели элитообразования, политическая элита по-прежнему является приоритетным фактором политического процесса. Более того, анализ ряда особенностей современного политического процесса в России убедительно свидетельствует о том, что в современном российском обществе политическая элита не только сохранила, но и значительно укрепила свою роль. Это обусловлено как глобализацией социальной жизни, увеличившимися возможностями влияния СМИ на массовое сознание, так и спецификой общественного мнения современной России (критическое отношение к государственным институтам, ослабление ответственности перед властью, страной и т.д., доминирование в массовых настроениях ностальгии по прошлому и т.п.).


Таким образом, перспективы развития российского общества определяются сегодня, как и вчера, значимым активным меньшинством, квалифицируемым в качестве российской «элиты».


Новое прочтение роли и функций национальной элиты связано с существенными изменениями в социальной структуре, с актуализацией задач профессионального руководства, с нарастанием деструктивных проявлений в условиях глубоких социальных трансформаций, усиления социальной напряженности, с многовекторностью общественно-исторического развития, разнообразием социально-политических сил в обществе и т.д. Сказывается и


очевидная неразвитость институтов гражданского общества, эгалитарное горизонтальное взаимодействие которых должно было бы вытеснять вертикальную структурированность власти, наличие остатков в общественном сознании авторитаристских стереотипов, патерналистских установок, пассивной зависимости. Речь идет не столько о ностальгии по «сильной руке» (царя, генсека, президента), а о низком уровне внутренней индивидуальной свободы, недостаточной организованности, гражданской активности, неумении брать на себя ответственность за принятие решений.



3


Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.


Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.


В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:


- первое - власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);


- второе - власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;


- третье - традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.


Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.


Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.


Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:


- бывшая партноменклатура (КПСС);


- бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);


- бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;


- бывшие комсомольские работники;


- работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).


Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.


Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:


- деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;


- обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;


- наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;


- тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);


- обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.



4


Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.


В целом же, в политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал- патриотических партий, движений и блоков.


Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам:


- "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;


- выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;


- вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства);


- отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".


Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.


Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.


Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в средней полосе Росси содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления.


Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно- семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором.


О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически ни за что не отвечает.


В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем - с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти.




5

3.Рекрутирование политической элиты


Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования.


Известно, что политическое рекрутирование - это вовлечение людей в активную политическую жизнь. И важнейшее место занимает создание политической элиты, из которой формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать этот процесс - значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лидерами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.


В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами (обычно освященными традициями), в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной. По-иному обстоит дело в условиях крутой ломки политической системы, в периоды политической нестабильности. Тогда происходит трансформация или смена элит: люди, занимающие ключевые позиции в государственном управлении, лишаются своих постов, возникает много вакансий, которые заполняются с нарушением обычных рутинных норм.

6


Общество обычно никогда не испытывает недостатка в желающих занять элитные позиции. Это стимулируется высоким статусом управленческой деятельности, престижем, возможностью получить ряд привилегий, в том числе материальных. Иное дело, насколько квалифицированными оказываются "новобранцы" на элитных позициях, каковы их моральные и деловые качества.


Процесс создания элиты исключительно важен для политической системы: он может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам, либо ограничить эти возможности, а то и вовсе их лишить. Одна из характерных черт подлинно демократической системы - создание возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом политической элиты.


В процессе рекрутирования политической элиты важнейшие моменты - широта ее социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор элиты (селекторат), наконец, процедура, механизм отбора. Различают два главных типа рекрутирования элит - открытый и закрытый. Опыт завершающегося тысячелетия свидетельствует о том, что закрытая элита, которая формируется из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей собственной ограниченной базе, неминуемо деградирует, загнивает, рано или поздно уступая место более открытой элите, что ведет к изменению всей социально-политической структуры общества; И чем более закрыта элита, чем у"же ее социальная база, тем меньше у нее шансов продлить свое господство, выжить в соревновании с другими социально-политическими системами. Следует оговориться, что эта закономерность проявляется четче в более развитой системе социальных коммуникаций, в том числе связей между странами, культурами, цивилизациями. При отсутствии или малой развитости таких связей общество с закрытой элитой может весьма долго сохранять свою устойчивость.

7

Заключение


Политическая элита - та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Под политической элитой могут пониматься, например, правящая каста, средневековая аристократия, правящий класс Нового времени, элитные группы современного общества. Все эти слои различаются по своему происхождению, способам и источникам рекрутирования, образу жизни, однако имеют и ряд фундаментальных общих признаков - занимают привилегированное положение в обществе, имеют более высокий уровень жизни, а главное - контролируют основные рычаги власти. Все это и дает основания выделять их в самостоятельный и весьма обособленный страт всякого общества, повсюду имеющий сходные функции.


В политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом - это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал- патриотических партий, движений и блоков.


Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам: "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту; выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам; вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства); отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".




Литература


Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008.


Ашин Г.К. Функции рекрутирования политических элит.// http://www.ropnet.ru


Тавадов Г.Т. Политология. Москва, 2006.




1 Тавадов Г.Т. Политология. Москва, 2006., с. 229




2 Тавадов Г.Т. Политология. Москва, 2006., с. 231-232




3 Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008., с. 421




4 Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008., с. 422-423




5 Астахов Г.Г. Основы политологии. Москва, 2008., с. 424-425




6 Ашин Г.К. Функции рекрутирования политических элит.// http://www.ropnet.ru


7 Ашин Г.К. Функции рекрутирования политических элит.// http://www.ropnet.ru

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории политология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ