Конспект урока на тему "Дикие животные нашего края. Медведь"
-   Ирина Валентиновна Бобкова, учитель высшей КК ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ» 
 
 
Тема. Дикие животные нашего края. Медведь
 
 
Задачи:
- уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», закрепление в речи учащихся обобщающего понятия дикие животные, отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных; 
- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания, развитие речевого дыхания, умения отвечать на вопросы полными ответами; 
- воспитание базовых эмоций личности, бережного отношения к природе. 
Ход урока
- Организационный момент 
 
 
- Эмоциональный настрой 
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
- Упражнение по развитию памяти «Запомни ряд картинок» 
- Запомните 5 картинок с изображением животных. Что изменилось? (Картинки перевёрнуты и с обратной стороны пронумерованы.) 
- Назовите цифры, которыми пронумерованы картинки. Что было изображено под №5? И т. д. 
- Повторение изученного материала. Обобщающая беседа о диких животных 
- Отгадывание загадок (Презентация) 
- Выберите картинки, о которых вы прочитаете. (Ученики по очереди читают вслух загадки.) 
Рыжая, пушистая, бегает зимой, заметает след метлой. (Лиса) СЛАЙД 2
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц) СЛАЙД 3
 
В дупле на старом дубе
Живу в густом лесу,
Хожу в пушистой шубе,
Орешки я грызу. (Белка) СЛАЙД 4
Зимой спит,
Летом улья ворошит! (Медведь) СЛАЙД 5
 
 
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (Ёж) СЛАЙД 6
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк) СЛАЙД 7
Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) СЛАЙД 8
- О каких животных вы прочитали? Что значит «дикие животные»? 
- Дыхательная гимнастика «Что у кого внутри?» 
У медведя – сопелка. (Глубокий вдох, короткие выдохи через нос.)
У ёжика – пыхтелка. (Вдох через нос, короткие выдохи через сомкнутые зубы: ф-ф-ф.)
У волка – урчалка. (Вдох черед нос, выдох через рот, длительный: у – у – у…)
 
 
- «Кто где живет». Составление предложений по схеме: существительное + глагол + существительное в предложном падеже 
- Дома диких животных называются по-разному: нора, берлога, дупло, гнездо, логово. 
- Составьте предложения с данными словами: нора (Лиса живет в норе); берлога (Медведь спит в берлоге); дупло (Белка живет в дупле); куст (Заяц спит под кустом). 
- Выделяйте предлоги. 
 
 
- Образование притяжательных прилагательных от названий животных 
Нора лисы – лисья нора,
лапы лисы – лисьи лапы,
хвост лисы – лисий хвост,
шуба из лисы – ...,
уши лисы – ...,
нос лисы – ...;
шкурка белки – беличья шкурка,
лапы белки – ...,
хвост белки – ...
уши белки – ...;
берлога медведя – медвежья берлога,
хвост медведя – ...,
уши медведя – ...,
лапы медведя – ...
 
 
- «Кто чем питается». Составление предложений по схеме: существительное в именительном падеже + глагол + существительное в винительном падеже 
- Лось жуёт мох, кору. 
- Белка грызёт орехи, жёлуди, грибы, шишки. 
- Заяц грызёт морковку, капусту, кору осины. 
- Медведь ест малину, мёд. 
- Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, ворон. 
- Ёжик ест букашек, жуков, лягушек, мышей. 
 
 
- Детёныши диких животных. Употребление названий в единственном и множественном числе. Составление предложений с предлогом «у» 
- У белки бельчонок, бельчата. 
- У зайца зайчонок, зайчата. 
- У медведя? (У волка? У лисы? У ежа? У лося?) 
 
 
 
 
- Игра «Доскажи словечко». Образование уменьшительной формы существительного 
- Лесные звери отправились на прогулку по лесу. 
- За мамой лисицей крался …лисёнок. 
- За мамой волчихой топал …волчонок. 
- За мамой медведицей шёл … медвежонок. 
- За мамой кабанихой бежал … поросёнок. 
- За мамой зайчихой скакал… зайчонок. 
- За мамой ежихой бежал… ежонок. 
- За мамой лосихой шёл …лосёнок. 
- За мамой белкой прыгал…бельчонок. 
- Узнавание и характеристика ежа (тема предыдущего урока) 
- Поднимите руки, когда услышите фразу о еже: 
«Он живёт в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-за куста. Питается он мёдом, вареньем. Он любит молоко, грибы, жёлуди. У него есть два крыла. Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног».
- Выберите из предложенных шаблонов тот, который напоминает ежа; подберите из предложенных цветовых полосок ту, которая напоминает цвет его иголок; выберите картинки с изображением пищи, которую он ест. 
 
 
- Физминутка 
По тропинке мы пошли
Шишку нашли,
Подняли,
В корзину положили
Дальше пошли.
Шли, шли, белкин гриб нашли,
Подняли,
Белке бросили в дупло,
Опять пошли.
Заячьи следы нашли,
Присели, посмотрели
Дальше пошли.
Шли, шли ёжика нашли
Ёж свернулся в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
- Изучение нового материала 
- Вводная беседа «Угадай, кто это?» 
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проспавшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной…(медведь). СЛАЙД 9
 
 
- Сообщение темы урока 
- Найдите картинку, контур тела из шаблонов, подберите окраску (белый и бурый медведь). Какие у него тело, шерсть, лапы, повадки, привычки? И т.д. 
 
 
 
 
- Рассказ учителя о медведе 
Медведя знают все. Он – «хозяин леса». Это очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно весной) животное. В высоту он может достигать 2-3 метров.
Бывают белые медведи, которые живут в снегах (СЛАЙД 10), и бурые, которые живут в лесах (СЛАЙД 11).
Зимой медведь спит в берлоге; у него в это время появляется потомство. (СЛАЙД 12)
Как называют детей медведя? Они появляются в берлоге и за весну подрастают, питаясь молоком медведицы. Весной медведь с медвежатами выходит из берлоги.
Это опасный хищник, пожирающий всё – от маленьких мышей до лосей, овец, коз. Однако любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды, фрукты. Медведь – большой лакомка. В малиннике он может просидеть весь день. А мёд любит так, что даже имя своё получил из-за мёда: мед – ведь (ведает, где мёд).
 
 
- Физминутка 
Три медведя шли домой, (Дети идут по кругу)
Папа был большой-большой, (Руки – вверх)
Мама – чуть поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто, (Присели)
Очень маленький он был, (Покачивание в приседе)
С погремушками ходил. («Звенят» погремушками)
 
 
- Составление описательного рассказа о диком животном по плану 
- Как называется животное? Какое оно? 
- Где живет? Как проводит зиму? 
- Как передвигается? 
- Назвать части туловища, используя прилагательные (короткий, маленький, кругленький, пушистый). 
- Чем питается? 
- Как называются его детеныши? 
- Какие эмоции вызывает у вас это животное? (испуг, страх, боязнь, осторожность.) 
 
 
- Закрепление изученного материала 
- «Догадайся, кто это?» Дополнение и воспроизведение словосочетаний 
Рыжая, пушистая, хитрая... (лиса).
Злой, серый, клыкастый... (волк).
Большой, мохнатый, косолапый … (медведь).
- «Путаница» 
- У лисы есть рога? 
- У лисы нет рогов. 
- У медведя большой хвост? 
- У медведя нет большого хвоста, у медведя маленький хвост. И т. д. 
 
 
- Итог 
- Домашнее задание 
- Составить описательный рассказ по своему рисунку. (Приложение 1) 
 
 
Источники
- Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. 
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. 
- Раскраски http://www.logoprog.ru/paintpict/ 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории природоведение:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ