КТП по природоведению 5 класс (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)
Календарно-тематическое планирование
По природоведению
Класс 5
Учитель - Любомудрова Светлана Николаевна
Количество часов
Всего - 68 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ - 1 , зачетов – 3/3 ,практических работ --- 21 .
Планирование составлено на основе программы для образовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 . «Природоведение» авторы: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.. 2011г
п/п
№
дата
Коррек
тировка
даты.
Наименование раздела, темы урока
Формы контроля.
(Практическая работа)
Требования к уровню подготовки учащихся.
Домашнее задание
примечание
Введение – 2часа
1
Природа. Живая и неживая. Человек и природа.
п/р. № 1. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
Знать о многообразии тел и их простейших классификациях.
Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.
С.5-6, схема «Живая природа»
Демонстрация тел живой и неживой природы.
2
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
п/р №2
Знакомство с оборудованием для научных исследований Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знать об отдельных методах изучения природы, экологических проблемах округа и путях их решения. Уметь пользоваться приборами и инструментами.
провести наблюдение, опыт, поставить эксперимент.
С. 7-10., опыт 4.
Демонстрация приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Демонстрация портретов великих ученых-естествоиспытателей.
Вселенная (6 часов)
3
Вселенная. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Звездное небо: основные созвездия
п/р №3.Наблюдение за звездным небом. Нахождение основных созвездий. Работа с подвижной картой звездного неба.
Знать современное определение Вселенной.
иметь представление о шкале яркости звезд.
Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.
Определять стороны горизонта по Полярной звезде.
$1,
Подготовить сообщения о солнечной системе
Демонстрация карты звездного неба.
Демонстрация портретов ученых.
4
Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд
п/р №4.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.
Знать положение планет в Солнечной системе, знать планеты земной группы.
давать определения терминам, перечислять планеты и тела солнечной системы
Уметь характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле, описывать строение солнечной системы, давать характеристику кометам, метеоритам, метеорам, вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца.
5, раб. тетр. №20,21
Подготовить сообщения о планетах
Демонстрация модели солнечной системы
5
Планета Земля. Строение Земли.
п/р № 5.«Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»
Иметь представление об оси Земли, ее орбите.
Уметь характеризовать положение Земли в Солнечной системе, объяснять значение вращения земли вокруг своей оси и Солнца.
$2, пересказ
Демонстрация глобуса
6
Сферы Земли. (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).Суточное и годовое движение Земли.
Графический диктант
Иметь представление об оболочках Земли.
Уметь перечислять внешние оболочки Земли, характеризовать оболочки, их состав, строение, процессы.
прогнозировать последствия влияния деятельности человека на внешние оболочки Земли.
$3 пересказ, сообщения о Луне
7
Луна – естественный спутник Земли
Иметь представление об особенностях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны и причинах образования фаз Луны.
Уметь использовать дополнительные источники информации, объяснять причины образования фаз Луны, характеризовать Луну как спутник Земли, сравнивать Землю с ее спутником.
$4 пересказ
8
Вселенная (обобщающий урок)
Тестирование по теме «Вселенная»
п/р. № 6. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца
над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
Знать особенности строения Солнечной системы, ее состав, ближайшую к Земле звезду, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет.
Уметь характеризовать Солнечную систему, положение Земли в Солнечной системе, объяснять смену дня и ночи и времен года. перечислять небесные тела
Составить кроссворд по теме
« Вселенная»
Строение и свойства вещества
(11 часов)
9
Тела и вещества. Вещества в окружающем мире и их использование человеком
Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях.
Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, делать выводы об агрегатных состояниях вещества.
$6 пересказ, РТ №26,27
10
Свойства твердых тел, жидкостей и газов..
П/р. №7 Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ
Знать свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Уметь характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность.
$7 пересказ,
РТ № 29,31.
11
Вещества и смеси.
Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях Уметь характеризовать свойства веществ и смесей , делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком.
$8, задание 1.
12.
Молекулы. Атомы. Элементы.
Знать строение молекул некоторых веществ.
Уметь давать характеристику молекул, их атомов, химических элементов.
$9 пересказ
Демонстрация модели атома и молекулы. Демонстрация таблицы химических элементов.
13.
Диффузия – движение частиц вещества.
иметь представление о диффузии. Знать о различии диффузии в газах, жидкостях, твердых веществах.
Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, давать определения терминам
$10, РТ №37
14
Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах.
иметь представление о взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Уметь приводить примеры взаимодействия частиц.
$11.
15
Простые и сложные вещества.
Знать отличительные признаки простых и сложных, неорганических и органических веществ.
Уметь приводить примеры, простых и сложных, неорганических и органических веществ.
$12 РТ№40, 41
16
Физические явления природы. Их использование человеком в повседневной жизни.
П./Р.№.8.
Исследование физических явлений.
( испарение)
Знать что такое явления природы и какие явления называются физическими.
Уметь давать характеристику физическим явлениям, приводить примеры физических явлений и их использования человеком.
$13 РТ№44
17
Химические явления. Горение. Использование человеком в повседневной жизни химических явлений.
Знать о многообразии явлений природы.
Уметь давать характеристику химических явлений. Приводить примеры химических явлений и их использования человеком.
14
РТ №,49,50
18
Химические реакции. Окисление.
П./Р.№.9.
Наблюдение признаков химической реакции.
Знать о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов.
Уметь приводить примеры окисления.
$15
РТ№ 56,57
19
Урок контроля по теме: «Строение и свойства вещества»
проверочная работа по теме «Строение и свойства вещества»
Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию
Приводить примеры физических и химических явлений.
Уметь характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, Характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность. Приводить примеры явлений, сравнивать физические и химические явления.
Воздух (8 часов)
20
Состав воздуха. Охрана воздуха
Знать состав воздуха. Знать об экологических проблемах области и путях их решения.
Уметь работать с различными источниками информации
$16,подготовить памятку об охране воздуха.
21
Физические и химические свойства воздуха. Значение воздуха в природе.
Знать физические и химические свойства воздуха и его значение в природе и жизни человека.
Уметь приводить примеры использования человеком свойств воздуха.
$17 РТ 61
22
Вес воздуха и атмосферное давление.
Знать о весе воздуха и его изменениях с увеличением высоты.
Уметь объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты, объёма, площади помещения.
$18, опыт 4
23
Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой.
Знать о плотности воздуха, единицах измерения атмосферного давления, барометрах; о нагревании воздуха от поверхности Земли, о том, что воздух плохой проводник тепла и холода; о снеговой линии.
Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры.
$19
24
Образование облаков. Осадки и их виды.
Знать типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.
Записи в тетрадях.
Подготовить сообщения об ураганах и смерчах.
25
Ветер. Работа ветра в природе.
Знать причины образования ветра, ураганов и смерчей и последствия их деятельности.
Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.
Записи в тетрадях.
Демонстрация флюгера
26
Погода. Климат.
Предсказание погоды.
п/р №10.
Описание погоды одного дня. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра
Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.
$20, записи.
27
Охрана воздуха. Погода и климат Тульской области.
п/р.№11
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей
Знать влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Уметь самостоятельно извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.
Записи в тетрадях.
Вода (5 часа)
28
Три состояния воды. Состав воды и физические свойства
Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства.
Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.
$21 РТ 71
29
Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды.
Иметь представление о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.
Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.
$22, РТ 74
30
Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Иметь представления о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора.
Уметь давать определение терминам
$23, РТ 77
31
Экскурсия.
Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды.
Знать об экологических проблемах водных ресурсов и правилах охраны и сохранения водных ресурсов своей области.
Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы.
Подготовиться к тестированию
32
Урок контроля по темам «Воздух. Вода»
Тестирование.
Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства, о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении, о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора.
Уметь давать определения понятиям и терминам, описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы.
Повторить
$16 - $23
Горные породы (3 часа)
33
Внутреннее строение Земли. Горные породы и их разнообразие. Полезные ископаемые.
п/р.№12 Описание минералов и горных пород и определение их свойств
Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию, внутреннее строение земли.
Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов
$24
Демонстрация минералов и горных пород.
34
Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород
Знать о разрушении горных пород под воздействием природных факторов, выветривании,
Уметь приводить примеры использования обломочных пород человеком.
$25
35
Полезные ископаемые. Использование п.и. человеком, их экономия. Охрана недр. Полезные ископаемые Тульской обл.
Знать виды полезных ископаемых, о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов.
Уметь приводить примеры использования человеком, их экономии, правил охраны недр.
$26 подготовить памятку по охране недр.
Почва (4 часа)
36
Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Знать об образовании почвы, о почвах структурных и бесструктурных, о почвенных горизонтах, кислых почвах.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры.
$27
37
Состав и свойства почвы. Плодородие почвы.
Знать состав и свойства почвы, о плодородии почв, передвижении в ней воды.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры.
$28
38
Обработка почвы. Почва и растения
Знать основные способы улучшения плодородия почв, о влиянии почвы на растения и зависимость почвы от растений.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры
$29, 30.
39
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Знать о различных видах эрозии почв, об обработке почв, о помощи растений в защите почвы.
Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека
$31
Организмы
(5 часов)
40
Организм. Свойства живых организмов.
Знать, что такое организм, о свойствах живых организмов.
Уметь приводить примеры биологических явлений, самостоятельно проводить опыты и делать выводы.
$32
41
Среда обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Знать, что такое среда обитания, факторы среды обитания, экология.
Уметь приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.
$33составить таблицу
42
Клетка и клеточное строение организмов.
П/ р №13
Изучение строения клетки с помощью микроскопа.
Знать строение клетки и о разнообразии строения организмов.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию
$35
43
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства природы.
П./р. №14 Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.
Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания.
Уметь использовать дополнительные источники информации
$35 записи в тетрадях.
44
Урок контроля по теме: Почва. Организмы.
Проверочная работа.
Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания.
Уметь использовать дополнительные источники информации, анализировать и делать выводы.
повторение
Растения (8 часов)
45
Характерные признаки растений.
Знать общие и отличительные признаки растений;
Уметь узнавать распространенные растения.
$36
46
Разнообразие растительного мира: цветковые и нецветковые растения.
Знать многообразие растительного мира, растения цветковые и нецветковые.
Уметь различать цветковые и нецветковые растения.
$37
47
Цветковые растения, и их органы
Знать строение цветковых растений.
Уметь распознавать органы цветковых растений
$38
48
Дикорастущие и лекарственные растения.
п/р №15. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
Знать многообразие растительного мира: дикорастущие и культурные растения. «Зеленая аптека»..
Уметь работать с различными источниками информации.
$39
подготовить сообщения о лекарственных растениях
49
Охрана растений, растения Красной книги.
Иметь представление о «Красной книге» и ее назначении, о растениях, занесенных в «Красную книгу» и о мерах их охраны.
Уметь использовать дополнительные источники информации.
$40
50
Культурные растения, их многообразие и условия их жизни.
п/р.№ 16 Исследование влияния различных условий на прорастание семян.
Знать о культурных растениях и их многообразии.
Уметь работать с различными источниками информации.
$41
51
Обобщение знаний по теме «Растения» Растительный мир Тульской области
п/р№17
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации
Знать о многообразии растений и их классификации.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации.
Составить схему «Растения Тульской области»
52
Урок контроля по теме «Растения»
Проверочная работа.
Знать о многообразии растений и их классификации.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации. Уметь узнавать распространенные растения, приводить примеры способов размножения растений
Повторение.
Грибы (2 часа)
53
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Знать особенности строения и размножения грибов, иметь представление об их разнообразии. Их значение в природе и жизни человека
Уметь узнавать распространенные грибы.
$42, РТ №133
Демонстрация муляжей грибов, карточки с изображением грибов
54
Шляпочные грибы.. Съедобные и несъедобные грибы Тульской области. Правила сбора грибов.
п/р№ 18
Узнавание наиболее распространенных в ТО съедобных и ядовитых грибов»
Знать примеры съедобных и ядовитых грибов.
Уметь узнавать распространенные грибы
$43,записи в тетрадях.
Животные (6 часов)
55
Дикие и домашние животные. Характерные признаки.
Знать характерные признаки животных, условия их обитания.
Уметь узнавать распространенных животных, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации
$44.
56
Условия жизни и многообразие диких животных. Животный мир Тульской области.
Знать характерные признаки диких животных, их многообразие и условия обитания.
Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации
$45
57
Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных.
Знать о значении диких животных и о необходимости их охраны.
Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации
$46
подготовить рассказ о 1 животном из Красной книги.
58
Домашние животные, многообразие и условия их жизни.
Знать о значении домашних животных и о условиях их содержания.
Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных животных ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации
$47
59
Обобщение знаний по теме «Грибы. Животные»
п/р№19
Определение животных с использованием различных источников информации.
Знать о значении животных и грибов в природе и для человека
Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации
Подготовить кроссворд.
60
Урок контроля по темам «Грибы. Животные».
Тестирование
Знать о многообразии животных и грибов, значении животных в природе и для человека, о животных Красной книги, о мерах по охране диких животных.
Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных и диких животных, наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации, узнавать распространенные грибы.
Повторение.
Ваши любимые растения и животные (1 час)
61
Растения в вашем доме и уход за ними.
Животные в вашем доме и уход за ними.
Знать об условиях содержания различных комнатных растений и домашних животных, условия их содержания в квартире.
Уметь составлять простейшие рекомендации по уходу за комнатными растениями и домашними питомцами.
Составить памятку.
Природа едина (3часа)
62
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.
Знать о многообразии животных по способу питания, признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость.
Уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы.
$48
63
Природа – наш друг. Правила поведения в природе. Виды загрязнения природы в нашей области. Охрана природы.
Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.
Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
Составить рассказ .
64
Экскурсия «Экологические проблемы родного села»
Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.
Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Нарисовать плакат «Береги и преумножай»
Человек, его здоровье и безопасность жизни
(4 часа)
65
Общий обзор строения человека.
п/р20 .
Наблюдение за самочувствием, определение физического развития.
Знать особенности строения организма человека.
Уметь измерять свой рост, температуру, массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами.
$49
66
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Травмы человека.
п/р. №21 Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах.
Знать правила поведения в природе и распространенные виды травм. Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.
Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах
$50
67
Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Знать правила ведения здорового образа жизни, понятие вредные привычки и их разновидности и как они влияют на человека.
Уметь вести ЗОЖ.
$51
68
Обобщающий урок за курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая»
Переводная к/р
Знать о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
Уметь проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; использовать полученные знания в повседневной жизни.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории природоведение:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ