Рабочая программа по природоведению 5 класс Сухова, Строгонов
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Автор:
Воробьева Ирина Михайловна
учитель химии, биологии
МБОУ Выгоничская СОШ,
п. Выгоничи, Брянская обл.
«Согласовано»
руководитель МО
____________/Меркушина О. В./ Протокол №__1__ от
« 29 » августа 2014
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР МБОУ Выгоничская СОШ ___________ /Падило Т. И. /
« 29 » августа 2014
«Утверждаю»
директор МБОУ Выгоничская СОШ ___________/Бугаев В. А./
Приказ № 102 от
« 30» августа 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева
Рабочая программа
по природоведению 5 класс
учитель: Воробьева Ирина Михайловна
2014-2015 учебный год
Планирование практической части по природоведению 5 класс
№ п/п
Тема урока
Лабораторные работы
Экскурсии
Практические работы
Опыты в домашних условиях
Дата
Введение (6ч)+1ч
1/1
Живая и неживая природа
2/2
Загадки природы
3/3
Единство живой и неживой природы
4/4
Изменяется ли окружающий мир?
+
5/5
Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?
6/6
Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?
+
7/7
Экскурсия: «Живая и неживая природа»
+
Многообразие природных явлений. Физические и химические явления в живой и не живой природе (14 ч)
1/8
Все течет, все изменяется.
2/9
Чем различаются физические и химические явления
3/10
Как узнать, что химическая реакция произошла?
4/11
Можно ли повлиять на химическую реакцию?
5/12
Какие условия необходимы для реакции горения?
6/13
Вещества, образуемые растениями.
7/14
Подведем итоги.
8/15
Что необходимо знать, изучая физические явления?
9/16
Магнитные и электрические явления.
Л.р. №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»
+
10/17
Механическое движение живой и неживой природе.
11/18
Световые явления в живой и неживой природе.
12/19
Свет в жизни живых организмов
13/20
Экскурсия «Звуковые явления в живой и неживой природе».
+
+
14/21
Подведем итоги.
Явления и процессы в живой природе. Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч)
1/22
Как идет жизнь на Земле.
+
2/23
Прибор, открывающий "невидимое"
+
3/24
Живое и неживое под микроскопом
+
4/25
Как размножаются живые организмы?
5/26
Как размножаются животные?
6/27
Как размножаются растения?
7/28
Строение семени.
+
8/29
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
9/30
Как переселяются растения?
+
10/31
Подведем итоги
11/32
Почему всем хватает места на Земле?
+
12/33.
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
+
13/34
Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
+
14/35
Подведем итоги.
15/36
Как питаются разные животные?
+
16/37
Как питается растение?
+
17/38
Только ли лист кормит растение?
+
18/39
Как питаются паразиты?
19/40
Подведем итоги.
20/41
Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
21/42
Можно ли жить без воды?
+
22/43
Можно ли жить не питаясь?
+
23/44
Как можно добыть энергию для жизни?
+
24/45
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
25/46
Подведем итоги
26/47
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
+
27/48
Разнообразие клеток многоклеточных организмов.
+
28/49
Можно ли жить и не дышать?
+
29/50
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
30/51
Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.
Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч)
1/52
Изменение облика Земли и живых организмов.
2/53
Движение литосферы.
3/54
Движение атмосферы.
4/55
Движение гидросферы.
+
5/56
Круговорот воды в природе.
6/57
Взаимосвязь сфер Земли.
7/58
Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
+
8/59
Подведем итоги.
9/60
Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.
Освоение человеком природы (4 ч.)
1/61
Роль современной науки в жизни человечества
+
2/62
Человек - часть природы.
+
+
3/63
Влияние человека на биосферу
+
4/64
Экскурсия: «Живые организмы весной».
+
Повторение (4 ч.)
65
Обобщение знаний учащихся по теме: «Движение в сферах планеты Земля и в космосе»
66
Обобщение знаний учащихся по теме: « Явления в живой и неживой природе»
67
Обобщение знаний учащихся по теме: «Особенности живого организма»
68
Задания на лето.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по природоведению.
№
п/п
Тема урока, раздела
Количество часов
Изученный материал
Тип урока
Вид контроля
Дата
Введение. Что тебя окружает
8
1
Живая и неживая природа.
1
Опыт.
Наблюдение.
Тела неживой природы и живые организмы.
Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Фронтальная беседа
Рис. 1 на с.4.
Таблица на с.3.
Задание и рис.2 на с.5.
2
Загадки природы.
1
Признаки живых организмов.
Среда обитания живых организмов (среды жизни).
Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальный опрос
Задание на с.8.
Рисунки 10-12 на с.9-11.
Таблица на с.12.
3
Единство живой и неживой природы.
1
Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).
Комбинированный урок.
Индивидуальный опрос
Рисунок 13 на с.12.
Таблица на с.13.
4
Вещества в окружающем мире и их использование человеком.
1
Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Фронтальная беседа
Рисунок 16 на с.14.
Таблица на с.15.
Рисунок 15 на с.14.
5
Изменяется ли окружающий нас мир?
1
Изменения, происходящие в природе.
Комбинированный урок.
Таблица на с.20.
Рисунки 21-24 на с.18, 19, 21.
Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники).
6
Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?
1
Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды).
Состояние воды (пар).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23.
Таблица на с.24.Индивидуальные
задание со свободным ответом по выбору учителя
7
Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?
1
Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Взаимоконтроль и самопроверка
8
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Тела неживой природы и живые организмы. Многообразие тел и веществ природы. Общие признаки тел живой и неживой природы
Урок экскурсия
Многообразие природных явлений
2
9
Всё течёт, всё изменяется.
1
Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве.
Явления природы.
Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя.
Таблица на с.32.
10
Чем различаются химические и физические явления?
1
Химические и физические явления.
Урок обобщения и закрепления знаний.
Фронтальная работа:
Рисунки 49-50 на с.35-36.
Химические явления в живой и неживой природе
5
11
Наблюдение признаков химической реакции.
1
Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).
Практическая работа (комбинированный урок).
Задание со свободным ответом по выбору учителя.
12
Можно ли повлиять на химическую реакцию?
1
Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).
Комбинированный урок.
Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя.
13
Какие условия необходимы для реакции горения?
1
Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Фронтальный опрос
Задание на с.46.
14
Вещества, образуемые растениями.
1
Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.).
Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя.
Задание на с.51
15
Подведем итоги
1
Повторение изученного материала
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Работа по дидактическим карточкам
Физические явления в живой и неживой природе
7
16
Что необходимо знать, изучая физические явления?
1
Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные).
Молния - электрическое явление.
Устройство компаса и магнита.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя.
Рисунки 72-75 на с.54-55.
Задание на с.55.
17
Магнитные и электрические явления.
Л/р.№1 Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»
1
Магнитные и электрические явления.
Комбинированный урок (лабораторная работа№1).
Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».
Выполнение опытов 2-3 на с.57-58.
18
Механическое движение в живой и неживой природе.
1
Перемещение тел живой и неживой природы.
Скорость - физическая величина.
Комбинированный урок.
Работа по дидактическим карточкам. Тестовые задания.
19
Световые явления в живой и неживой природе.
1
Искусственные и естественные источники света.
Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света.
Основные цвета белого света.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя.
Выполнение опытов 1-2 на с.64.
20
Свет в жизни живых организмов.
1
Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).
Комбинированный урок.
Задание на с.72.
Таблица на с.72.
Задание со свободным ответом по выбору учителя. Работа в парах
21
Экскурсия «Звуковые явления в живой и неживой природе».
1
Источники звука.
Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха.
Значение звука в жизни живых организмов.
Урок экскурсия
Фронтальный опрос Вопрос на с.73.
Выполнение опыта на с.73.
Задание на с.74.
22
Подведем итоги
1
Повторение изученного материала.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»на с.76-80
Биологические явления
3
23
Как идёт жизнь на Земле.
1
Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задание (таблица) на с.81.
Вопрос на с.83.
Задание со свободным ответом по выбору учителя.
Задания и опыт на с.83.
24
Прибор, открывающий «невидимое».
Л/р. №2 Изучение устройства микроскопа
1
Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №2).
Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом».
Задание на с.85.
Задание со свободным ответом по выбору учителя.
25
Живое и неживое под микроскопом.
Л/р №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени
1
Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.
Комбинированный урок(лабораторная работа №3).
Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».
Вопрос на с.87.
Выполнение опыта на с.87.
Вопрос на с.87.
Задание (таблица) на с.88.
Особенности живого организма
29
26
Как размножаются живые организмы?
1
Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальны задания со свободным ответом по выбору учителя.
27
Как размножаются животные?
1
Формы размножения животных.
Комбинированный урок.
Фронтальный опрос
Вопрос на с.93.
Таблица на с.94.
Задание на с.95.
28
Как размножаются растения?
1
Роль цветка, плода и семени в жизни растения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Взаимопроверка Задание на с.95. Задание на с.96.
Вопрос на с.96.
29
Строение семени.
Л/р. №4 Изучение строения семени фасоли
1
Строение семени фасоли.
Необходимые условия для прорастания семян.
Комбинированный урок (лабораторная работа №4).
Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение строения семени».
Задание на с.97.
30
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
1
Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение).
Комбинированный урок.
Самоконтроль
Рисунок 113 на с.99.
Заполнение таблицы на с.100.
Задание на с.100.
31
Как переселяются растения?
1
Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание).
Благоприятные условия для прорастания семян.
Комбинированный урок. Виртуальная экскурсия « Распространение плодов и семян»
Фронтальный опрос
Заполнение таблицы на с.101.
Задание на с.101.
32
Подведем итоги
1
Повторение изученного материала
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Выполняют задания 1-10 по теме «Живые организмы. Размножение живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
33
Почему всем хватает места на Земле?
1
Влияние неблагоприятных условий на живые организмы.
Причины гибели живых организмов.
Условия, необходимые для прорастания семян.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальный опрос
Задание на с.109.
Вопрос на с.106
34
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
1
Среда обитания живых организмов.
Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям.
Взаимоотношения между живыми организмами.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Взаимопроверка
Таблица на с.112.
Таблица на с.112, задание на с.113.
Задание на с.116.
35
Экскурсия « Живые организмы зимой»
1
Приспособления животных к зимним условиям.
Урок экскурсия
очет
36
Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа по дидактическим карточкам
37
Подведем итоги
1
Проверка изученного материала
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123
38
Как питаются разные животные?
1
Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
фронтальная беседа
39
Как питается растение?
Л/р №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа
1
Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент - хлорофилл.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №5)..
Диалогичная беседа
Выполнение лабораторной работы №5 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»
40
Только ли лист кормит растение?
Л/р. № 6 Рассматривание корней растений
1
Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия
Биологическое значение соцветий.
Обоеполые и раздельнополые цветки.
Однодомные и
двудомные растения.
Обозначения различных частей цветка.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №6)..
Индивидуальный опрос
41
Как питаются паразиты?
1
Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды. Подготовить сообщения о растениях-паразитах.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных
Способы распространения плодов: саморазбрасывание, перекати-поле.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вопросы 1-4 на с.139.
Выполнение Лабораторной работы
Классификация плодов
42
Подведем итоги
1
Проверка и обобщение изученного материала
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Выполняют задания 1-10 по теме «Питание живых организмов» на с.103-104
43
Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
.
1
Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальный опрос Вопросы 1-2 и 4 на с.152.
44
Можно ли жить без воды?
1
Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальный опрос
Вопросы 1 и 4 на с.152
45
Можно ли жить не питаясь?
1
Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа по карточкам
46
Как можно добыть энергию для жизни?
1
Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Взаимопроверка Анализ рис. № 157
Заполнение таблицы в тетради, объяснение опытов
47
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
1
Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами,
Особенности полового размножения.
Способы вегетативного размножения: прививкой, культурой тканей.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Индивидуальный опрос
Вопрос 5 на с.190.
Вопрос 4-6 на с.176
48
Подведем итоги
1
Проверка и обобщение изученного материала
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов»
49
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом
1
Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальный опрос
Вопросы 2-3 на с.184.
50
Л/р. №7 Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
1
Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения.
Комбинированный урок (лабораторная работа №7)
51
Разнообразие клеток многоклеточных организмов.
Л/р. №8 Клетки многоклеточных организмов
1
Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемое растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми.
Комбинированный урок (лабораторная работа №8)
Индивидуальный опрос
Вопросы 7-8 на с.199.
52
Можно ли жить и не дышать?
1
Условия прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка.
Комбинированный урок.
Взаимопроверка
Вопросы 1-3 на с.171
53
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
1
Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами.
Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.
Комбинированный урок.
Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда».
54
Подведем итоги
1
Обобщение и проверка знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле»
Движение в сферах планеты и в космосе
9
55
Изменение облика Земли и живых организмов.
1
Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Самоконтроль Вопрос 2 на с.253.
56
Движение литосферы.
1
Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Диалогичная беседа, анализ таблицы стр. 172
57
Движение атмосферы
1
Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя.
58
Движение гидросферы.
1
Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны).
Комбинированный урок.
59
Круговорот воды в природе.
1
Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.
Механизм циркуляции влаги на земле.
Комбинированный урок.
Проблемные задачи, анализ результатов опытов
Стр. 86, заполнение раб. тетради «Составление круговорота воды»
60
Взаимосвязь сфер Земли.
1
Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Анализ схемы «Круговорот веществ в природе», составление схем трофических взаимодействий
61
Л/р. №9 Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
1
Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения.
Комбинированный урок (лабораторная работа №9).
Проведение лабораторной работы № 6 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».
62
Подведем итоги
1
Обобщение и проверка полученных знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Тестовые задания
63
Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.
1
Движение небесных тел, виды небесных тел их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения.
Особенности движения Земли в пространстве, влияние его на Землю (причины смены дня и ночи, времен года).
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Анализ рис. 201
Работа над терминами
Моделирование траектории движения планет вокруг Солнца
Выполнение упражнений.
Освоение человеком природы
5
64
Роль современной науки в жизни человечества.
1
Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена ученых и исследователей космического пространства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Диалогичная беседа
65
Человек – часть природы.
1
Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей.
Значение для здоровья человека и нормальной жизнедеятельности живых организмов от чистоты воздуха, воды, почвы. Типы воздействия человека на изменение окружающей среды. Экологические проблемы человечества.
Комбинированный урок
Диалогичная беседа с проблемными вопросами
Анализ рис.209
Прогнозирование ситуаций
66
Влияние человека на биосферу.
1
Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Диалогичная беседа с решением проблемных задач, заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду».
67
Экскурсия « Живые организмы весной»
1
Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов.
Урок - экскурсия (практическая работа Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
).
Практикум, проведение мини- исследования.
68
Подведем итоги
1
Повторение и обобщение знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Фронтальная беседа
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, программы основного общего образования Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вента-граф, 2009.-176с.
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на 2 ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций:
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.
Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в то числе в сети Internet); использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики; корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.
Основная задача курса — формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира — Вселенной до микромира — молекул и атомов).
Курс природоведения строится не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества.
В целях формирования представления о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
Тематический блок
Ведущая образовательная идея (содержание)
Тела
Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел.
Вещества. Молекулы и атомы
Многообразие и общая схема строения вещества. Доказательства взаимного влияния частиц вещества.
Единство и взаимосвязи материального мира
Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).
Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволяет, убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого из нас и человечества в целом зависит от того, как мы распорядимся этими знаниями.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С.Сухова, В.И. Строгонов. -2-еизд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2011г., рабочей тетради для учащихся, а также методического пособия для учителя и учебно - электронного издания.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
В том числе
практических работ
Лабораторных работ
экскурсий
Введение. Что тебя окружает
8
1
Многообразие природных явлений.
2
Химические явления в живой и неживой природе.
5
Физические явления в живой и неживой природе.
7
1
1
1
Биологические явления.
3
1
Особенности живого организма
29
3
6
2
Движение в сферах планеты и космосе.
9
2
1
Освоение человеком природы
4
4
1
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
1
Итого:
68
10
9
5
По мере производственной необходимости (праздничные и выходные дни, субботники, карантин и др.) в рабочую программу могут быть внесены необходимые коррективы.
Содержание программы
1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Тела неживой природы и живые организмы. Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.
Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды жизни). Обитатели суши, воды, воздуха. Приспособления живых организмов к условиям среды обитания. Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса). Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой. Изменения, происходящие в природе. Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар).
Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
2.Многообразие природных явлений (2 часа).
Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).
Человек как биосоциальное явление. Сезонные изменения, суточные изменения. Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества. Перемещение тел в пространстве. Явления природы.
3. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)
Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).
Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).
Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления. Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.).
Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении.
4. Физические явления в живой и неживой природе (7 часов)
Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Молния - электрическое явление. Устройство компаса и магнита. Магнитные и электрические явления Перемещение тел живой и неживой природы. Скорость - физическая величина. Искусственные и естественные источники света. Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света. Основные цвета белого света. Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).Источники звука. Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.
Лабораторная работа
1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями
Практическая работа.
1.Прослушивание записей звукового общения животных.
Экскурсия.
Звуки в живой природе.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
5. Биологические явления ( 3часа).
Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий. Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Опыты в домашних условиях.
Выращивание плесени на хлебе.
Выяснение условий прорастания семян.
Наблюдение за испарением воды листьями.
6. Особенности живого организма (29 часов)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Изучение строения семени фасоли.
Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
Рассматривание корней растений.
Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Опыты в домашних условиях.
Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.
Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Измерение роста (длины тела) и массы тела.
Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Практические работы.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Уход за комнатными растениями и аквариумом.
Подкормка птиц.
Экскурсии.
Распространение плодов и семян.
Живые организмы зимой.
Живые организмы весной.
4. Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере.
Движение воды в биосфере.
Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа.
Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Практические работы.
Определение по карте основных океанических движений, течений.
Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.
5. Освоение человеком природы (4 часа)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы.
Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).
Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Резервное время -1ч.
Ъ
Содержание программы
1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
2.Многообразие природных явлений (2 часа).
Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.
3. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)
Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.
Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.
4. Физические явления в живой и неживой природе (7 часов)
Лабораторная работа
1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями
Практическая работа.
1.Прослушивание записей звукового общения животных.
Экскурсия.
Звуки в живой природе.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
5. Биологические явления ( 3часа).
Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Опыты в домашних условиях.
Выращивание плесени на хлебе.
Выяснение условий прорастания семян.
Наблюдение за испарением воды листьями.
6. Особенности живого организма (29 часов)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Изучение строения семени фасоли.
Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
Рассматривание корней растений.
Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Опыты в домашних условиях.
Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.
Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Измерение роста (длины тела) и массы тела.
Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Практические работы.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Уход за комнатными растениями и аквариумом.
Подкормка птиц.
Экскурсии.
Распространение плодов и семян.
Живые организмы зимой.
Живые организмы весной.
4. Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере.
Движение воды в биосфере.
Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа.
Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Практические работы.
Определение по карте основных океанических движений, течений.
Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.
5. Освоение человеком природы (4 часа)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы.
Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).
Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Резервное время -1ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения природоведения ученик должен
знать:
многообразие тел, веществ и явлений природы
их простейшую классификацию
отдельные методы изучения природы
основные характеристики погоды
факторы здорового образа жизни
экологические проблемы своей местности и пути их решения
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности
узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных
определять название растений и животных с использованием атласа- определителя
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;
оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучения природоведения учащиеся должны:
знать
положение о том, что всё в природе находится в движении: движение — форма существования материи;
положение об относительности движения и покоя;
сущность понятий «вещество» и «тело»;
примеры и основные признаки химических реакций;
основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
основные процессы, происходящие в живых организмах;
примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);
причины изменения поверхности Земли;
причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Уметь:
сравнивать различные явления, делать выводы;
проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;
выявлять взаимосвязи организмов и среды;
составлять схемы пищевых цепей;
находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
объяснять причины изменения поверхности Земли;
объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Контроль уровня обученности.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4»- 82-67%;
«3» - 66 – 50%;
«2» - менее 50%.
Литература и средства обучения.
Нормативные правовые документы:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ 05.03.2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ
Программа под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007
Учебно-методическая литература:
Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С.Сухова, В.И. Строгонов. -2-еизд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2011г
Т.С Сухова, В.И. Строганов.- Природа. Введение в биологию и экологию. Методика для учителя.- М.: «Вентана – Граф»,2002г.
Природа. Введение в биологию и экологию. Рабочая тетрадь.№1 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2005г.
Природа. Введение в биологию и экологию. Рабочая тетрадь.№2 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2005г.
Дополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология. 1С: Репетитор.
Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
Биология. 1С: Животные. 7 класс.
Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты.
«Просвещение − МЕДИА», 2005г.
8. Биология в школе. Жизнедеятельность животных.
Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
Печатные пособия.
Таблицы:
Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;
Карта звездного неба;
Модель Солнечной системы;
Фотографии планет Солнечной системы;
Глобус.
Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный;
Мультимедийный проектор;
Экран проекционный;
Микроскоп.
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ.
Натуральные объекты
Коллекции, образцы:
Гербарии.
Стандарт основного общего образования по природоведению.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Многообразие тел, веществ и явлений природы
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных — к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
Здоровье человека и безопасность жизни
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Примерная программа основного общего образования по природоведению. V класс.
Основное содержание (70 ч)
Как человек изучает природу (10 ч)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений.] Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
—Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени.)
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках.
Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 ч)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.)
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).
Практические работы:
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера).
Работа с подвижной картой звездного неба.
Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. (Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями.)
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.). (Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки.)
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. (Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды, их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды.)
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). (Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. (Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков.)
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.);
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). (Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой.)
Здоровье человека и безопасность жизни (10 ч)
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т. д.
—Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
—Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды,
расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на
местности.
—Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
—Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.). (Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием.)
—Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Резерв учебного времени — 10 ч.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории природоведение:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ