Урок для 5 класса по теме: "Среда обитания организмов. Наземно – воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней"
1001 идея интересного занятия с детьми
Конспект урока по природоведению
Тема: «Среда обитания организмов. Наземно – воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
Боржова Светлана Владимировна, МБОУ Филинская СОШ, Вачский район, учитель биологии и географии, Нижегородская область
Предмет (направленность): биология ( по программе Н.И.Сонина)
Возраст детей:5 класс.
Место проведения: класс, урок природоведения
Данная методическая разработка может быть использована учителями на уроках природоведения в 5 классе по программе Н.И.Сонина. В конспекте приводятся задания из учебника природоведения, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Дрофа, 2010г. Можно использовать дополнительный материал с диска к данному учебнику. На уроке применяется технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма». Использованы приемы данной технологии: утверждения «Верно-неверно», составление синквейна,
Цель урока: Формирование знаний о средах жизни
Задачи: 1) учащиеся должны знать многообразие сред обитания организмов, их роль в жизни организмов
2) познакомить учащихся с особенностями наземно – воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в ней
3) развитие творческого мышления
Ход урока:
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
I Оргмомент
- Здравствуйте! Проверяем готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Учащиеся проверяют готовность к уроку (наличие всего оборудования)
II Проверка д/задания
Фронтальный опрос
– На какие царства ученые делят живую природу?
– С каким царством мы познакомились на прошлом уроке?
- Назовите особенности царства Животные
- На какие группы делят ученые царство животные?
- В чем отличие Позвоночных животных от Беспозвоночных
- Какие животные относятся к Беспозвоночным? Какие животные относятся к Позвоночным?
- Чем царство Животные отличается от царства Растений?
- Что общего между царством Животные и царством Грибы?
- Какое значение имеют животные для человека и в природе
- Какое царство возникло самое первое?
- Почему именно царство Бактерии?
2) работа с рисунком учебника
- Открываем учебник, стр.117 (учебник природоведения, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин,Дрофа, 2010г), называем изображенные организмы и определяем к каким царствам они относятся
3) Найдите лишнее и объясните почему
1 рыбы, звери, черви, птицы
2 щука, сом, дельфин, лещ
3 квакша, жаба, змея, тритон
- Бактерии, Грибы, Растения, Животные
- царство Животные
- Питаются готовой пищей, активно передвигаются, растут до определенного возраста, не способны к фотосинтезу
- Позвоночные, Беспозвоночные
- Имеют позвоночник
К Беспозвоночным: Черви, Кишечнополостные. Моллюски, Иглокожие, Членистоногие
К Позвоночным: Рыбы, Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы, Звери
- Питаются готовой пищей, не имеют хлоропластов
- Питаются готовой пищей
- Дают пищу. Уничтожают вредителей, больных животных, опыляют растения и т.д
- Бактерии
- Самое простое строение
-работают по учебнику
1 Черви, они Беспозвоночные
2 Дельфин, это млекопитающее
3 змея, она пресмыкающаяся
III Самостоятельная работа
- Сейчас посмотрим как вы усвоили тему «царства живых организмов» и выполним тест «Верно-неверно» (см. Приложение №1)
- Открываем тетради, записываем число
- А теперь проверим, как мы выполнили тест, поменяемся тетрадями. Поставьте оценки
12-11- «5»
10-9- «4»
8-6 –«3»
5 и менее – «2»
- Поднимите руки у кого 5, 4, 3.2
Выполняют тест
При проверки называют почему неверно
1- существуют 4 царства; 3- нет ядра; 4-встречаются в царстве Грибов, Растений и Животных; 5 – с помощью жгутика; 9 – не имеют корней, стеблей и листьев; 11 – Рыбы-позвоночные
IY Творческая работа
- А сейчас составим синквейн каждому царству
-Деление класса на группы 1ряду- Бактерии, 2 ряду- Грибы, 3 ряду- Растения,
первым партам - Животные
Учащиеся составляют синквейн (см. Приложение №2)
Y Физкультминутка
Учащиеся проводят физкультминутку «Запрещенные движения»
YI Актуализация знаний
- Приведите примеры живых организмов
- Скажите, а где они обитают?
- Итак то, что окружает живой организм называется средой обитания. По другому среда обитания – это дом для живых организмов.
- Скажите так, что мы сегодня будем изучать?
Приводят примеры: береза, волк, окунь и др.
- В лесу, в реке, озере
- Где живут организмы
YII Изучение нового материала
- Запишем тему нашего урока
- Так что же такое среда обитания?
- Запишем в тетради: Среда обитания – это то, что окружает живой организм
- Где могут обитать организмы?
-Таким образом различают: наземно- воздушную, водную и почвенную среды
- Составим схему:
Среда обитания
Наземно-воздушная водная почвенная
- Каждая среда имеет свои особенности
- Как вы считаете верно ли, что в наземно – воздушной среде:
1) много кислорода
2) достаточно много влаги
3) постоянная температура
4) мало света
- Сейчас давайте проверим свои версии, прочитаем текст стр 118 последний абзац и 119стр первый абзац и найдем подтверждения и продолжим утверждения
1) кислород – ………
2) влага - ……….
3) температура - …..
4) свет - ………..
- Как вы думаете, как же организмы переносят различные температуры?
- Как приспособлены организмы к данной среде, если влаги не достаточно
- Какие приспособления имеют для передвижения
- Рассмотрите рисунок стр120 и текст на стр 120
- Скажите, кто является самым быстрым зверем?
- кто дальше всех прыгает?
- Кто самый быстрый из птиц?
- Кто быстрее всех летает из насекомых?
-записывают в тетради тему
- записывают определение
- в лесу на земле, в воде, в почве
-Зарисовывают схему
Учащиеся отмечают верят ли они этим утверждениям или нет
Читают текст
- Дописывают утверждения
1) кислород – достаточно
2) влага – не достаточно
3) температура – значительные изменения
4) свет – достаточно
- теплый мех, ложатся в спячку, сбрасывают листья
- листья превращены в иголки, запасают воду, быстро бегают в поисках воды
- Крылья, ноги
-читают текст, рассматривают рисунок
- кенгуру
- стриж
- стрекоза
YIII Закрепление
- А теперь посмотрим видеоролик и узнаем все ли мы правильно назвали про наземно – воздушную среду.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое среда обитания?
- С какой средой познакомились?
- Назовите особенности наземно – воздушной среды обитания
- смотрят видеоролик
То, что окружает живой организм
С наземно – воздушной
- Достаточно кислорода и света, не достаточно влаги, температура изменяется
IX Итог урока
- выставляются оценки
X Домашнее задание
- стр. 118 – 119 до слов водная среда- пересказ
- описать любой организм и его среду обитания
- записывают домашнее задание
Приложение №1
«Верно-неверно» по теме «Разнообразие живого»
1 Ученые делят все организмы на 5 царств: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные
2 Бактерии и Простейшие состоят из одной клетки
3 В клетки Бактерий имеется ядро
4 Одноклеточные организмы встречаются только в царстве Животные
5 Эвглена зеленая передвигается с помощью ресничек
6 дрожжи относятся к царству Грибы
7 при помощи энергии света, используя углекислый газ и воду растения образуют питательные вещества
8 Грибы и животные поглощают только готовую пищу
9 Водоросли имеют стебель и корни
10 Самое разнообразное царство – Животные
11 К Беспозвоночным животным относятся Черви, Моллюски и Рыбы
12 Самыми первыми на Земле появились бактерии
Приложение №2
Примеры синквейна
1 Бактерии
2 Одноклеточные, вредные
3 Вызывают, помогают, состоят
4 Бактерии не имеют ядро
(бактерии состоят из одной клетки)
5 Палочка
1 Грибы
2 Съедобные, ядовитые
3 Растут, лечат, используют
4 Не могут активно передвигаться
5 Дрожжи
1 Растения
2 Одноклеточные, многоклеточные
3 Растут, выделяют, поглощают
4 Растения имеют зеленые пластиды
5 Фотосинтез
1 Животные
2 Позвоночные, беспозвоночные
3 Передвигаются, питаются, растут
4 Животные питаются готовой пищей
5 Разнообразие
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории природоведение:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ