Методы разрешения межличностных конфликтов в коллективах старшеклассников


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г.КАЗАНЬ)


ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ






Учебная дисциплина

«Педагогическая психология»









Методы разрешения межличностных конфликтов в коллективах старшеклассников


Контрольная работа



студентки 2 курса, группы Д981У
Желтухиной С.Н.


Руководитель:

Ст. преподаватель Федотова Г.Р.














Казань, 2009 г.

Оглавление



ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5

2. Межличностные отношения как фактор развития личности подростка...11

3. Теория и методика преодоления конфликтов в системе отношений старшеклассников……………………………………………………...............16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…..24






























Введение

В подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это в свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития конфликтного поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например преступная деятельность. Следовательно, необходимо изучать конфликтное поведение и учить подростков разрешать конфликтные ситуации. Историческая практика показывает ограниченность социальных утопий, мифологичность бесконфликтного бытия, абсурдность развития, лишенного в своей глубинной основе борьбы противоположностей. Необходимо признать, что  естественное  развитие  социальных   систем всегда сопряжено   с   конфликтами как на макро -,  так и на микроуровне. Человек не  в  состоянии осознать  собственные  позиции,  интересы,  приблизиться  к постижению таких  понятий,  как Свобода и Воля,  без  переживания социальных,  межличностных  и внутриличностных коллизий. Нынешняя молодежь, особенно учащиеся старших классов оказались в тяжелом положении. Большинству из них предстоит искать и добиваться своего места в жизни в условиях социальной неопределенности, эмоциональной напряженности, жесткой конкуренции. Положение усугубляется тем, что имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации - семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. Руководители школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской и комсомольской, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений. Произошли изменения в системе отношений воспитателей и воспитанников. Отношения стали более раскованными, но менее доверительными. Значительно возросло количество межличностных конфликтов среди старшеклассников. Учителя, представители школьной администрации и родители признают свою компетентность в данном вопросе недостаточной. Это подтверждается и тем, что в рамках учебно-воспитательного процесса предметом пристального внимания по-прежнему остаются конфликты поведения или невыполнения домашних заданий, в крайнем случае эмоционально-личностные столкновения учителей и учащихся. По мнению же старшеклассников, межличностные конфликты между учащимися привлекают внимание воспитателей лишь став очевидными и приобретя открытый и публичный характер.

Предприняв анализ состояния проблемы конфликта, как в зарубежной, так и в отечественной педагогической, философской, психологической литературе можно утверждать, что проблематика конфликта уже долгие годы привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей (Бодалев В.А., Божович Л.И., Донченко Е.А., Донцов А.И., Кабанофф Б., Ковалев А.Г. Кон И.С., Кричевский P.Л, Кроник А.А., Левин К., Петровская Л.А., Рояк А.А., Робер М.А., Рыбакова А.А., Смолин Г.Л., Тильман Ф., Ященко М.М.). Однако, наиболее изученными и широко представленными в психолого-педагогической литературе являются преимущественно негативные, деструктивные стороны и последствия конфликтов, тогда как конструктивный потенциал межличностных конфликтов изучен слабо. По сути дела, отечественная конфликтология как научная дисциплина только начинает оформляться. Актуальность и неразработанность в педагогической теории проблемы конфликта в современных условиях определили тему нашего исследования.

Целью нашей работы  является  рассмотрение проблемы  межличностного  конфликта  в  системе  отношений  старшеклассников.





1.Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе

Как показал анализ, понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Имеют место различные подходы к рассмотрению конфликта. Проблематика конфликта широко представлена в исследованиях различного рода коллективов и групп: спортивных, научных, семейных, производственных, учебных, детских. Несмотря на большое количество работ, процесс становления понятийного аппарата продолжается, а общая концепция и теория конфликта далеки от своего завершения. Большинство исследователей рассматривают межличностные конфликты как ситуацию, возникающую в процессе межличностного общения людей и выражающую столкновение их взглядов, способов поведения, установок.

Анализируя подходы к изучению конфликтов, обнаруживается разнообразие теоретических позиций и объектов исследования у различных авторов, которые можно условно подразделить на:

- исследование взаимоотношений и взаимодействий в группах различного уровня в условиях совместной деятельности;

- работы, посвященные развитию теоретической концепции конфликтов и их типологизации;

- изучение конфликтов с помощью методов математического моделирования;

-  исследование  реальных  конфликтов  в  моделируемых  условиях.

Изучая различные воспитательные факторы, программируя их в плане предупреждения, преодоления межличностных конфликтов, педагогика стимулирует соответствующую деятельность общества. При этом педагогическая теория опирается на кардинальные философско-социологические (В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин), психологические (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, A.В. Петровский,  Д.И. Фельдштейн) положения.

Разработке методологических, теоретических и методических основ воспитания посвящены труды О.С. Богдановой, Е.А. Бодиной, А.Л. Бугаевой, Г.Е Волкова, Л.Ю. Гордина, Е.С. Дежниковой, С.А. Козловой, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, К.В. Кулаева, Б.Т. Лихачева, Э.И. Моносзона, И.А. Невского, В.И. Петровой, Р.М. Роговой, Е.М. Торшиловой, Г.Е. Филонова, Б.П. Юсова и др.

Вопросы активизации самой личности как субъекта предупреждения, преодоления, разрешения межличностного конфликта, воспитания в старшеклассниках толерантности нашли отражение в работах А.О. Зосимовского, И.С. Кона, М.Е. Кульпединовой, А.В. Мудрика, А.А. Остапец-Свешникова, В.А. Петровского, В.А. Сухомлинского, М.Е Ященко и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению различных форм поведения учащихся показывает, что практически общепринятой является мысль об объективной основе межличностных конфликтов в системе отношений школьников. В последнее время все чаще в литературе высказывается мысль о том, что межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов и ценностных ориентации.

Принято различать конструктивный (стимулирующий развитие) и деструктивный (тормозящий развитие) конфликты. Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта, где выделяется объект и стороны конфликта. В школе одним из объективных оснований для конфликтных ситуаций является ролевая ассиметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации.

Структура конфликта по мере своего развития может изменяться: в ней может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники.

Продуктивный или конструктивный конфликт - конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность психолого-педагогических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Проблемно-поисковый, проблемно-ориентированный межличностный конфликт представляет собой поиск или исследование проблем и причин межличностных столкновений в условиях учебно-воспитательного процесса (столкновение по поводу проблемы столкновения). Это позволяет эмоционально-оценочные межличностные столкновения преобразовать в эмоционально - интеллектуальные, рефлексивно - аналитические, способствующие личностному развитию участников взаимодействия.

Конфликтный процесс в целостности и единстве его объективных и субъективных компонентов можно представить в системном описании деятельности субъекта. Личность являет собой многослойную структуру, где представлены и в различные моменты активизируются в разной мере слои психофизиологический, эмоционально-волевой, рациональный, идеологически мировоззренческий, отсюда процесс осознания и эмоционального отношения к противоречивым положениям представляется как процесс сложного взаимодействия личностных черт с образами объективной действительности

Модель деятельности личности в таком случае наиболее обобщено можно изобразить при помощи следующих ступеней: 1) осознание ситуации; 2) борьба мотивов; 3) целеполагание; 4) выбор средств; 5) акт действия. Конфликт таким образом можно представить как состояние личности, охватывающее все уровни ее сознания, ее эмоциональной и волевой сферы, приводящее в активное состояние чувство долга, совести, ответственности.

Сложность изучения структуры межличностного конфликта заключается в противоречивости их объективации. Не всегда интенсивность конфликта в индивидуальном сознании находит свое прямое и непосредственное воплощение в поступках и действиях личности; видимое его проявление зачастую не совпадает с сущностью, что существенно осложняет процесс преодоления и предупреждения межличностных конфликтов.

Остается нерешенной окончательно проблема типологизации и классификации конфликтов. Принципы классификации могут быть самыми различными: 1) по сферам деятельности; 2) между различными уровнями исполнения деятельности или различными уровнями сознания (теоретического и обыденного, общественного и личного); 3) по стадиям и ступеням проявления; 4) по содержанию (конфликт между знанием и реальным поведением, между целью и средствами ее достижения, между мотивам и результатами деятельности, между устоявшимися ценностями и новым опытом и т. д.); 5) по субъектам, носителям конфликтной ситуации (между обществом и личностью, коллективом и личностью, между отдельным людьми.); 6) по характеру ("открытые", "закрытые", "внутренние", "внешние"); 7) по типам отношений, возникающих между субъектами и т. д.

Однако, множественность классификаций не раскрывает эффективных способов преодоления и предупреждения межличностных конфликтов, которые, как показывает педагогическая практика, до сих пор заключаются в основном либо в подавлении конфликтов, либо в примирении враждующих сторон, либо в изъятии конфликтогенных факторов (например, педагоги - новаторы сами выдавали детям карандаши, чистые листочки, рассаживали учащихся по одному за партой и т.д.), что, по нашему мнению, не более чем "исцеление возникшей диссоциации", стремление восстановить состояние, предшествующее размежеванию, вызванному конфликтной ситуацией.

Предупреждением межличностного конфликта, с нашей точки зрения, должно стать конструктивное изменение отношений и качеств всех участников конфликтной ситуации, вплоть до нового уровня целостности личностных возможностей каждого субъекта.

Детерминация межличностного конфликта определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов: первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые - особенности его протекания. Конфликтогенные  факторы можно  подразделить  на:

-  факторы  макро-  и  микросоциальной среды;

-  личностные  особенности учащихся  старших  классов;

-  особенности организации  и протекания  совместной деятельности;

- особенности мотивационной сферы членов группы и динамика мотивов в условиях совместной деятельности.

Межличностный конфликт в системе отношений старшеклассников необходимо рассматривать в общем контексте воспитательного процесса в рамках жизнедеятельности школы как социально-педагогической целостности. Поэтому педагогический подход к проблеме должен включать в себя изучение возрастных особенностей конфликтного поведения и условий эффективного предупреждения конфликтов с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Под предупреждением межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников имеется в виду деятельность педагога, направленная на:

- предотвращение возникновения конфликтных ситуаций, способных привести к деструктивному межличностному конфликту;

- на создание условий для преобразования деструктивных межличностных конфликтов в конструктивные, в проблемно-поисковые;

- на развитие у старшеклассников навыков конструктивного преодоления межличностных конфликтов.

Межличностный конфликт с точки зрения педагога представляет собой аффективно детерминированную модель социального поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения и ценностных ориентации, мотиваций и формами отстаивания интересов, где субъектами системы отношений могут являться учащиеся, педагоги, родители и школьная администрация. На практике часто встречаются различные варианты взаимосочетаний перечисленных субъектов.

В педагогической литературе сложилась тенденция рассматривать межличностные конфликты в системе учитель - ученик, тогда как межличностные конфликты в среде учащихся различных возрастных групп, особенности их возникновения, протекания и преодоления изучены недостаточно. Боле того, в процессе исследования выявлено, что в большинстве случаев учащиеся вообще не обращаются к учителям за помощью в разрешении межличностных конфликтов в силу целого ряда причин (не доверяют, не видят возможности получения эффективной помощи и т. д.).

Обобщая результаты анализа можно заключить, что межличностный конфликт в общеобразовательной школе - явление неизбежное, сложное и закономерное, вытекающее из глубинных основ педагогического процесса, поэтому он должен стать предметом изучения специальной научной дисциплины - педагогической конфликтологии.

2. Межличностные отношения как фактор развития личности подростка.


Через межличностные отношения подросток включается в систему общественных отношений. Межличностные отношения являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориентаций межличностных отношений на интеллектуальное, эмоционально-коммуникативное, и практическое взаимодействие показывает характер отношения человека и групп людей к деятельности как к игре, учебе или труду, корректирует адекватность своего поведения.

Формирование межличностных отношений связано с рядом проблем. Одна из причин заключается в определении условий и личностных качеств, делающих одного человека популярнее другого. Выявление факторов, определяющих популярность-непопулярность личности в коллективе, дает возможность прогнозировать характер развития межличностных отношений. Важной в этом плане является информация о том, кто в коллективе отвергается, какие качества личности определяют этот эффект отношений, что можно сделать для снятия негативных установок членов коллектива. Следующей проблемой выступает исследование межличностных притяжений и симпатий на разных уровнях взаимосвязанности, от приятельских и дружеских отношений до супружеских. Противоречие между поиском себя подобного, ориентации на симпатии и столкновение с непохожими – вот источник постоянного развития межличностных отношений. Неадекватное ожидание в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к распаду межличностных отношений. Специфика межличностных отношений в коллективе, возрастно-половые, профессиональные и другие особенности его членов определяют критерии и эталоны, использующиеся субъектами в выборе партнеров для общения. Существенным фактором, определяющим характер межличностных отношений, является половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых парах, группах. Когда эти два компонента отношений дополняют друг друга - межличностные отношения уравновешиваются.

Для общественного функционирования личности как социальной единицы необходимо общение в определенных сферах и кругах общения, соответствующих ее возрастным особенностям, естественным потребностям, общепринятым нормам, правилам и общественным стереотипам поведения. Система межличностных отношений, отражая форму и содержание общения, обеспечивает социализацию личности в различных сферах ее общения.

Под общением подразумевается процесс интеллектуального и эмоционального обмена между людьми, возникновение, развитие межличностных и групповых отношений, определяющих его характер (таблица 1).


Таблица 1


Основные факторы, определяющие характер межличностных отношений


Межличностная привлекательность

(взаимные симпатии и притяжения)





Условия соперничества

Отрицател. фон отношений, «неприятное» поведение другого


Сходство второстепен. и различие главных качеств в «яконцепции

Неадекватное восприятие положител. и отрицател. личностных черт


Различие установок (в т.ч. интересов, мнений) и «яконцепций»


Условия сотрудничества

Положител. фон отношений, «приятное» поведение другого

Сходство главных и различие второстепен. качеств в «я – концепции»

Адекватное восприятие положител. и отрицател. личностных черт

Сходство установок (в т.ч. интересов, мнений) и «я – концепций»













Межличностная непривлекательность

(взаимные антипатии и отталкивания)





Общение имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: общение в микросреде (среда личности) и в макросреде, имеющая решающую роль.

Развитие и становление личности есть результат ее взаимодействия со средой. Деформация взаимоотношений подростка с окружающими его людьми определяет сложность структуры личности подростка и создает условия для асоциальной направленности поведения.

Неудовлетворенность отношениями с окружающими сказывается на положении личности в обществе. Групповой статус подростка зависит от индивидуально-личностных свойств человека и особенностей коллектива. Старшие подростки предпочтения в сфере личных взаимоотношений отдают в зависимости от отношения к коллективу, уровня социальной ответственности. Статус подростка в коллективе оказывает очень сильное влияние на его поведение и самосознание, поэтому неблагоприятное положение в классном коллективе отрицательно сказывается на формировании личности подростка, вызывает у него безразличность или враждебность к товарищам класса. Такие «изолированные» подростки, по результатам исследования недовольны своим положением в классе и отрицательно относятся к одноклассникам. Реакция подростка на сложившуюся неблагоприятную для его развития ситуацию довольно разнообразна. В младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или ухода). Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов). Это положение должно исправляться педагогом путем устранения причин, которые ведут к тому, что «изолированной» подросток стоит в стороне коллектива, пренебрегает его целями, нормами поведения. Для этого педагогу необходимо ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в классном коллективе.

Удовлетворенность личности подростка своими отношениями с окружающими является решающим фактором, определяющим характер общения. Одним из самых серьезных факторов, определяющих возникновение девиантного (социально опасного) общения – несоответствие значимости сфер общения возрастным особенностям подростка, который удовлетворяет свою потребность общения в трех основных сферах: семьи, группах организованного и свободного общения. Значимость каждой сферы характеризует место общения, его длительность, основные виды деятельности обучающихся, находится в прямой зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, социального окружения.

Сфера семьи охватывает общение с ближайшими родственниками, проживающими совместно с ним. Недостаточность или отсутствие положительных воздействий со стороны взрослых, частые конфликты с членами семьи, что является одной из причин нарушенного эмоционального равновесия – источник задержки психического развития. В семьях, где разрушены эмоциональные отношения между детьми и родителями подростки не чувствуют себя защищенными, нужными и высказывают отрицательное отношение к семье в целом. Такая семейная обстановка не только не благоприятствует развитию личности подростков, но и обуславливают разные виды отклонений в поведении. Вместе с тем сокращаются контакты подростка не только с родителями, но и с взрослыми. Намного увеличивается роль внешней среды, роль внесемейного окружения для запущенных школьников, откуда они черпают основную массу сведений о различных сторонах жизни.

Сфера организованного общения состоит из воспитательных коллективов, которые определяются как официальные группы. Именно они представляют микросреду личности в данной сфере общения. Территориально это общение в школе, в спортивных и внешкольных учреждениях и представлено такими организационными единицами как группа, класс и т.д. Взаимодействия подростка с товарищами по группе определенным образом влияют и на формирование его характера, на развитие его творческих способностей, накладывают неизгладимый отпечаток на всю его личность. Благоприятный психологический климат в коллективе не только положительно влияет на каждого его члена, но и является важным фактором повышения производительности труда, повышения успеваемости, качества подготовки специалистов. Психологический климат коллектива зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместности при выполнении коллективной работы. Функционирование каждой группы основывается на общих ценностных ориентациях ее членов. Показателем групповой «сплоченности» является ценностно-ориентационное единство, характеризующее систему взаимоотношений членов группы как совпадение групповых характеристик на значимые для них объекты, мотивировка на оказание помощи одноклассникам я. Для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, подростки понимают необходимость наличия у себя таких качеств, которые характеризуют нравственный облик личности. У старших подростков приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений сказывается на развитии их личности, у них развивается чувство долга и ответственности перед товарищами, формируется потребность в общении, оказании взаимопомощи. Уровень коллективной жизни старших подростков выше, чем у младших, т.к. повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, которая составляет стержень коллективной жизни.







2. Теория и методика преодоления конфликтов в системе отношений старшеклассников

Межличностные конфликты среди учащихся старших классов имеют объективную основу, заключающуюся в условиях организации учебно-воспитательного процесса, социально-психологических характеристиках старшеклассников, в их личностных, индивидуально-психологических и возрастных особенностях. Межличностные конфликты могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на развитие отдельных учащихся и классных коллективов в целом.

Изучение условий возникновения, динамики и разрешение межличностных конфликтов в среде старшеклассников позволило условно выделить мотивационный, когнитивный, организационный и деятельностный аспекты межличностных конфликтов. Выявлено, что собственно межличностный конфликт развивается тогда, когда возникающее в одном или нескольких из указанных сфер - мотивационная, когнитивная, организационная, деятельностная - столкновение несовместимых тенденций участников межличностных отношений переходит в их аффективно-эмоциональную сферу. Вовлеченность в орбиту межличностных столкновений эмоциональных отношений приводит к тому, что конфликтные отношения приобретают тотальный характер, распространяясь на мотивационную, когнитивную организационную и деятельностную сферы. Переход конфликтных отношений в эмоциональную сферу искажает процессы восприятия и понимания оппонентов, приводит к отвержению и неприятию его мнения, целей и ценностей, разрушает совместную деятельность, негативно влияет на организационные компоненты взаимодействия.

Причины конфликтов и методы их предупреждения отражены в таблице 2.



Таблица 2

Причины конфликтов  и  методы  их  предупреждения.

Вид

Источник

Причина

Методы  предупреждения

Когнитивный

Непонимание; недостаток информации; "испорченный телефон".

Ошибка в интерпретации; неправильное реагирование.

Прояснения  понятий,  позиций,  отношений; обеспечение  обратной связи; сбор  недостающей информации.

Мотивационный

Конкуренция, переходящая  в конфронтацию.

Столкновение намерений, устремлений.

Прогнозирование  перспективы,  в условиях групповой  дискуссии; совместное  решение  проблемы  конструктивной конкуренции  или  кооперации.

Деятельностный

Неэффективная  кооперация, несогласованность.

Неудовлетворенность  отношением затрат  к результатам совместной деятельности.

Повышение  эффективности совместной деятельности

Организационный

Несовместимость, неконгруэнтность

Несоответствие  индивидуальных  возможностей и возможностей, предоставляемых  структуре группы.

Повышение  гибкости  системы и ролевой динамики



В связи с этим, основной педагогической проблемой, возникающей при изучении межличностных конфликтов, становится поиск методов и средств диагностики и профилактики для предупреждения негативных межличностных конфликтов и конструирование методик их трансформации в позитивные конфликты.

Диагностика факторов, повышающих вероятность возникновения межличностного конфликта в юношеском возрасте, должна носить комплексный системный характер и фиксировать:

- личностные, индивидуально-психологические особенности членов группы;

-  особенности когнитивной сферы членов  группы;

- мотивы, цели и ценности как отдельных членов группы, так и преобладающее в группе в целом;

-  формальную и неформальную структуру классной группы;

-  стиль лидерства в  группе;

- наличие микрогрупп и характер отношений между ними и их лидерами.

Разработанная типология межличностных конфликтов определила предмет педагогической диагностики, которым является выявление вида конфликта, обуславливающего логику деятельности воспитателя по созданию условий позитивного преодоления конфликта или предупреждения его возникновения.

Установлено, что наибольшим профилактическим и коррекционным потенциалом обладают психолого-педагогические методики, имеющие интреактивный характер.

Значимым психолого-педагогическим условием в предупреждении межличностных конфликтов в среде старшеклассников является уровень развития межличностных отношений в классной группе.

Предупреждению межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников способствуют создание и использование в учебно-воспитательном процессе определенных психолого-педагогических условий, которые включают предварительное знакомство с методологией анализа межличностных конфликтов как со стороны педагогов, так и в последующем со стороны учащихся и владение методикой диагностики и преобразования эмоционально-личностных столкновений проблемно-поисковые. В данном случае речь идет о спецкурсе или спецсеминаре по основам конфликтологии, которые очень необходимы в современной школе.

В ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении процесса управления межличностными отношениями входит и учет возможных эмоциональных реакций окружающих, психологическую обстановку, сопряженную с ней при определении содержания и структуры предлагаемого вида деятельности. Сложность задачи педагога состоит в умении определить тот момент в динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо опасна торопливость, опережение естественного хода событий, необоснованность действий и выводов.

Осуществляя анализ межличностных отношений, педагог должен видеть психологическую природу этих отношений, состоящих из различных слоев групповой активности. Для совершенствования работы по формированию коллектива подростков целесообразно:

  • Добиваться, чтобы коллектив класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма между отдельными учащимися путем выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного руководства и подчинения. Организация и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;

  • Необходимо, чтобы коллектив подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно полезная цель;

  • Организуя коллектив подростков, необходимо ставить перед коллективом цель, включенную в систему взаимосвязанных общественно важных целей, с тем, чтобы подросток в своей деятельности мог руководиться системой перспективных целей;

  • Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.

Сплоченный коллектив обладает большой силой воздействия на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.

В качестве основных методик преобразования негативных, деструктивных конфликтов в позитивные, проблемно-поисковые предлагаются три методики: "Картографирование", "Интрига", "У озера".

"Картографирование" позволяет работать с когнитивными и деятельностными конфликтами. В результате чего корректируются когнитивные характеристики, определяющие восприятие оппонента, преодолевается непонимание. "Картографирование" наиболее эффективно в условиях открытого, недавно возникшего лекального, межличностного конфликта.

"Интрига" (рефлексия значимых отношений) предназначена для работы с когнитивными и организационными конфликтами, позволяет преобразовывать установки и стереотипы восприятия оппонента, создает условия для прояснения индивидуальных "мифов" межличностных отношений. Предусмотрена для работы в микрогруппе, максимально эффективна в условиях латентного, хроническою конфликта в микрогруппе.

"У озера" - предназначена для работы с мотивационным, деятельностными и организационными конфликтами. Позволяет в процессе проблемно-ориентированного поиска корректировать индивидуальные и групповые, мотивационные, целевые и ценностные характеристики, характер объективных взаимодействий в группах. Высокоэффективна для работы с группами от 4-ех до 24-ех человек (с учебным классом в целом). Применяется на стадии возникновения конфликтной ситуации и в ситуации развитых конкурентных отношений.

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. Больше влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавления. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности педагога перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Основные рекомендации педагогам старшеклассников по управлению конфликтами могут быть следующими:

        контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

        не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

        не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

        не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

        дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

        независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

        не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;


Заключение.


Потребность в общении – одна из главных социальных потребностей, особенно ярко проявляющаяся у подростков.

Противоречие между поиском себя подобного, ориентации на симпатии и столкновение с непохожими – вот источник постоянного развития межличностных отношений. Неадекватное ожидание в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к распаду межличностных отношений.

Будучи важным фактором формирования личности подростка, межличностные отношения содержат в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определенные опасности, так как может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе интериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру ближайшего окружения личности.

Задача повышения эффективности воспитательной работы с коллективом требует тщательного и разностороннего изучения педагогических и социально-психологических процессов, происходящих в нем. Основными процессами, изменяющими состояние школьного коллектива, являются процессы коллективной деятельности и особенности межличностных отношений между подростками.

Важно подчеркнуть, что особенности личности не только формируются и раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношение других людей их можно изменить.







Список использованной литературы.

  1. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

  2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989

  3. Немов Р.С. Психология. В 3-х т.: Т. 2.: Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практической психологии в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.

  5. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М., 1992

  6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1992.

  7. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории психология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ