Психодиагностика в работе практического психолога



Введение в профессию









Тема: психодиагностика в работе практического психолога.







































Содержание



Ведение…………………………………………………………………………………….3

1. Основные области практического применения психодиагностики……............4

1.1. Этические и организационные аспекты психодиагностики…………………..11

2. Использование психодиагностики в процессе психологической помощи…….14

3. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения ……………….17

4. Перспективы развития психодиагностики……………………………………...….22

Заключение………………………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………………………25





































Введение

Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Современная психодиагностика все шире используется в таких областях

социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака,

законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Помимо этого психодиагностические методики это – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

Целью данной работы является изучение и применение психодиагностики в работе практического психолога.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть области практического применения психодиагностики

2. Изучить процесс психодиагностирования в процессе психологической помощи

3. Выявить основные проблемы психодиагностики и найти пути их решения

4. Обозначить перспективы развития практического применения психодиагностики


1. Основные области практического применения психодиагностики.


1. Психодиагностика - основа работы практического психолога.

Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах.

Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах - учеников.

Содержание психодиагностической деятельности не зависит от того, кто сформировал запрос. Лишь на этапе интерпретации нужно учитывать, кто сформулировал запрос.

Типовые задачи: можно отнести к двум классам, исходя из функций воспитания и образования. Они взаимосвязаны и переплетены.

Образовательная - познавательная сфера, воспитательная, личностная. Используются методики диагностики, направленные на измерение и оценку когнитивной сферы.

Задачи, относящиеся к воспитательной сфере, решаются с использованием личностных методик. Но такое разделение весьма условно.

Задачи, возникающие в детском саду у психолога:

  • контроль за психическим развитием детей, посещающих детский сад

  • проблемы с трудными детьми

Задачи, возникающие в школе у психолога:

I. - задача определение психологической готовности ребенка к школе (используются и когнитивные и личностные психодиагностические методики), или определение "школьной зрелости" (это характеристика детей, поступающих в школу). Насколько развитие психики соответствует школьным требованиям, насколько ребенок готов к школе? Если ребенок не готов, то возникает школьная дезадаптация.

Нужно выявлять тех, кто по психологическим параметрам не готов к школьным требованиям.

По критериям психологической готовности проводится отбор в элитные школы. Программы обучения более сложные.

В обычных школах - несколько причин:

- принимают в школу с весны, чтобы вовремя выявить неготовых детей, есть время позаниматься и подготовить детей к сентябрю. С помощью специальных развивающих игр уровень психологической готовности поднимается до нужного.

- информация о неготовом к школе ребенку сообщается родителям. Сами родители занимаются с детьми, также можно воспользоваться помощью психологов, учителей.

Важно заранее предупредить родителей.

- информация сообщается будущему учителю, который будет использовать определенный подход к неготовым ученикам и будет в состоянии им помочь.

Для диагностики психической готовности разработано много программ и методик.

Они должны выявить необходимое и достаточное в психическом развитии, чтобы ребенок включился в учебную деятельность. Хороши компактные, кратковременные программы, которые диагносцируют все основное.

Выделяются 4 основные сферы:

  1. мотивационно-потребностная сфера (есть ли учебная мотивация?).

  2. интеллектуальная сфера

    • уровень развития наглядно-образного мышления должен быть достаточно высоким

    • также оценивается вербально-логическое мышление, которое находится в зачаточном состоянии.

  3. речевая сфера. Оценивается сформированность речи

  4. оценивается сфера произвольности, волевая сфера. Насколько ребенок в состоянии подчиняться командам взрослого и собственным командам.

  5. уровень развития тонких мышц руки, тонкая моторика.

II. С помощью диагностики когнитивной сферы выясняются следующие задачи:

а) контроль за успешностью интеллектуального развития детей. Один раз в год проводится диагностика интеллектуальной сферы в школе.

б) выяснение причин школьной неуспеваемости

в) выявление детей, нуждающихся в коррекции умственного развития

г) отбор в спецклассы и спецшколы

д) для оценки эффективности учебных программ и методов обучения

Оценка интеллектуального развития школьников, обучающихся по новым программам.

е) эффективность работы разных учителей

ж) оценка эффективности работы разных школ (оценивается интеллектуальное развитие учеников)

III. Задачи, которые решаются методами личностной диагностики

  1. проблемы трудных детей (мешают учителям, другим ученикам)

  2. личные проблемы самих школьников, старшеклассников (школьные страхи, повышенная тревожность)

  3. для оценки эффективности личностного развития школьника

IV. Профориентационная диагностика

V. Задачи, связанные с диагностикой межличностных отношений (социально-психологическая диагностика)

  • психологический климат в педагогическом коллективе

  • учителей и учеников

  • учителя и родители

  • внутриученический коллектив

2. Использование диагностики в трудовой и профессиональной деятельности

1) для профотбора

2) для организации профессионального обучения

3) для профессионального консультирования

Психологическая готовность к профессии или профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность (К.М.Гуревич) - это свойство личности, о которой можно судить по:

  • успешности овладения профессией

  • по степени удовлетворенности человека своим трудом

По ним можно судить, является ли человек профессионалом в своей деятельности.

Важно знать получится ли из этого кандидата профессионал?

Из каждого ли кандидата на работу вырастет профессионал?

I. Важным условием является интерес к профессиональной деятельности, желание работать, положительная мотивация.

II. Достаточно ли лишь сильного желания?

Все профессии делятся на две категории:

1) С абсолютной профессиональной пригодностью - не все люди пригодны. Те, у которых есть специальные природные задатки: анатомические, физиологические, психофизиологические.

Анатомические - строение тела, конституция (профессиональные танцоры, художественная гимнастика).

Физиологические - чувствительность разных анализаторных систем (дегустатор, создание духов).

Психофизиологические - проявление основных свойств нервной системы: люди со слабой нервной системой не переносят экстремальных ситуаций, и поэтому не должны допускаться на такие профессии, как: летчики, высотники, космонавты, операторы сложных энергосистем.

Есть определенный круг профессий, где важны природные задатки. Необходим профессиональный отбор с помощью методов диагностики.

2) С относительно профессиональной пригодностью - нет особых противопоказаний для профессионализма. На базе любой индивидуальности может сформироваться профессионал (не зависимо от свои особенностей), профотбор проводиться не должен. Желание работать определяет уровень активности человека.

Диагностика нужна:

- для сообщения результатов обследования испытуемого (насколько психологические особенности соответствуют требованиям профессии).

Тогда человек будет осознанно формировать профпригодность (развивать нужные качества, вырабатывать особые способы выполнения трудовой деятельности, соответствующие его особенностям).

Облегчение процесса формирования профпригодности.

- профессиональное обучение с использованием индивидуального подхода. Иногда проводится отбор: бывает мест мало, а желающих много. Выбирают наиболее подготовленных. Отбор тех, кто быстрее стане профессионалом.

За рубежом всегда проводится профотбор на все виды трудовой деятельности (огромное число специальных тестов и тестовых батарей (более 300), связанных с различной профессиональной деятельностью).

Продиагносцировав всех психолог узнает психологические качества всех кандидатов.

Вычерчиваемый индивидуальный психологический профиль соотносится с нормативным профилем (минимально допустимые уровни).

Если совпадают и выше нормы - принимаются на работу.

У нас нет батарей и методик, поэтому сначала:

- анализ трудовой деятельности

- профессиограммы

- методики выявления профессиональных качеств

Наши психологи считают, что не надо проводить отбор на работу с относительно профессиональной пригодностью. Это будет возможный шанс любому человеку попробовать себя в данной профессии.

Более гуманистический подход: выявив силу интереса, можно дать самый точный прогноз. Прогноз на основе анализа индивидуальных черт сводится к нулю.

Профессиональное консультирование. Знание всех характеристик подготовленности к профессиональной деятельности.

В семидесятые годы широко используется "диагностический подход".

Оценка разных параметров индивидуальности и на ее основе - рекомендации, где человеку лучше работать.

Такой подход грешил массой ошибок.

1) все профессии очень изменчивы, динамичны; меняются требования, которые профессия предъявляет к человеку. Сейчас, для того, чтобы стать грузчиком, не нужно обладать недюжинной физической силой. На дворе технический прогресс.

2) человек тоже постоянно меняется, индивидуальность изменчива, меняются психологические черты и особенности

3) человек рассматривается как неодушевленный объект, не учитывается мотивация и интересы.

Человек должен сам выбрать свою профессию на основе глубокого понимания собственной индивидуальности и мира профессии.

3. Клинико-консультационная работа

Работа психолога и психодиагноста в клиниках (при неврологических и психиатрических клиниках)

Особенности работы:

- широкое использование методов беседы и наблюдения - они являются основными в работе.

Эти методы являются хорошо разработанными, очень совершенны и изощрены. Наука граничит с искусством (интуиция и профессионализм).

Специфика исполнения.

Метод беседы используется очень широко. Расспрос пациента (после установки контакта, хороших взаимоотношений).

Непринужденная беседа такая, что пациент мог сообщить о своих жалобах, симптомах болезни.

Обязателен этап свободной непринужденной беседы.

Главное в работе психолога - занять позицию активного слушателя, демонстрация внимания, нежелательно прерывать и ограничивать. Это нужно делать в случае необходимости крайне тактично.

Внимание должно быть привлечено к содержанию и форме рассказа.

По манере можно понять личностные особенности и черты характера.

Важно фиксировать содержание речи и о чем человек умалчивает, говорит с тревогой.

Беседа может стать психотерапевтической.

Затем настает этап вопросов психодиагноста.

Схема опроса должна быть подготовлена заранее. Содержание вопросов и их количество, порядок, что зависит от состояния пациента и задачи психодиагноста.

Беседа гибкая и вариабельная с учетом индивидуальных особенностей, без элементов внушения, тактичность и деликатность вопроса. Нужно оценивать: насколько внимателен пациент, как хорошо понимает вопросы, как охотно отвечает.

Метод наблюдения

Крайне субъективен, данные нужно использовать осторожно и умело. Трудно соблюдать все требования в процессе наблюдения.

1) Наблюдение нужно проводить в разных ситуациях

2) Психологу может быть свойственна предвзятая точка зрения, контроль себя самого, своего отношения, как при наблюдении, так и при его анализе.

Обязателен и этап экспериментального обследования пациента. Экспериментальное обследование, его методы разрабатываются в нейропсихологии и патопсихологии.

Пациент выполняет задания, на основе результатов выполнения делаются выводы о развитии когнитивных процессов и личностном развитии.

На их основе фиксируются особенности ориентировки в условиях задания, целенаправленная критичность и мотивированность, степень интереса к выполнению задания. Для использования экспериментальных методов нужно, чтобы испытуемый понял инструкцию, нужна заинтересованность в выполнении задания.

Со всеми больными можно провести экспериментальное исследование.

В клинике специфические черты эксперимента:

1) простая и четкая инструкция, изощренная и отработанная простота

2) видоизмененная мотивировка задания. Объяснение цели обследования, почему? Чтобы выполнение задания происходило независимо от сознания больного, чтобы не было искажения. Для этого дается ложное обоснование задания.

Ассоциативный эксперимент (цель - проверить умеете ли вы быстро говорить? - версия для испытуемого). Пациент будет считать, что оценивают скорость его речи.

У психолога в данном случае одна истинная цель - исследовать мышление.

Пациенту говорят, что проверяют остроту слуха, на самом деле выявление содержания слуховых галлюцинаций.

3) направленность анализа на оценку качества работы.

Количество правильно выполненных заданий учитывается, но главное - способ выполнения, степень критичности.

Процесс деятельности важен для клинического психолога.

Сама процедура диагностики не является жестко стандартной, возможны отклонения: психолог приходи на помощь, возможен индивидуальный подход.

Все отклонения должны быть зафиксированы для правильного заключения результатов обследования.

Задачи психологов в клинике.

1). Пациенты с трудностями диагноза (нужно поставить точный диагноз или уточнить).

Методами психодиагностики можно выявить шизофрению в начальной стадии.

2). Оценка эффективности лечения

3). Исследование больных с целью психологической экспертизы

4. Психологические консультации здоровых людей с психологическими проблемами (семейная жизнь, личностные проблемы, проблемы в общении с детьми).

Обязательные методы - беседа и наблюдение.

Психолог обязан поставить диагноз.

5. Телефон доверия, консультирование по телефону.

Особенности:

- человек может оставаться анонимным, может рассказывать без стеснения

- клиент сам контролирует ситуацию, в любой момент может выйти из контакта с психологом (повесить трубку)

- единственный метод - психотерапевтическая беседа. Носит только вербальный характер.

6. Судебно-психологическая экспертиза.

Начало положили работы в области судебной психологии:

- проблема психологии преступника, свидетеля, допроса, суда.








1.1 Этические и организационные аспекты психодиагностики


Психодиагностическое обследование, как и другие формы деятельности психолога, должно проводиться в соответствии с этическими нормами. Для психодиагностики подобные нормы разработаны (Рукавишников, Соколова, 1991), однако, как отмечается их составителями, они не могут быть эффективными в полной мере при отсутствии действующих органов и способов контроля за практикой психологов. Поэтому основным критерием и контролером их выполнения должны являться профессиональная честность и гуманность самих психологов.

Следует отметить, что к сожалению, за десять с лишним лет, прошедших со дня выпуска норм, многие организационные механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также практические подходы, позволяющие психологу реализовывать эти нормы в полной мере, так и не были созданы. Поэтому некоторые положения этических норм в психодиагностике нуждаются в комментарии, который позволяет адаптировать их использование к современной ситуации. Эти положения таковы.

1. Добровольность участия в психодиагностическом обследовании, которая подразумевает не только формальное согласие испытуемого, но и осознание им целей и задач исследования, а также того, как будут использоваться его результаты. Для обследования детей до 16 лет необходимо согласие их родителей.

2. Конфиденциальность информации, полученной при психодиагностическом обследовании, необходимость сохранения профессиональной тайны. Результаты могут быть сообщены третьим лицам только с согласия испытуемого. Эта норма имеет следующие ограничения.

- Обследование, которое проводится в интересах организации (школа, предприятие, суд и др.) подразумевает ознакомление заранее оговоренного круга лиц из организации с результатами. Однако испытуемый должен быть поставлен в известность об этом до того, как он даст согласие на обследование.

- Родители имеют право на информацию о результатах своих детей.

- Профессиональная тайна может быть нарушена в рамках требований законодательства.

3. Ограничение распространения психодиагностических методик - профессиональные методики должны распространяться только среди специалистов, которые могут обеспечить их квалифицированное применение, и не попадать в руки недостаточно компетентных людей и потенциальных испытуемых.

С распространением психодиагностических методик, практика которого пока еще далека от требований этических норм, тесно связана другая проблема - качество методик, доступных на современном "психологическом рынке". Большое количество тестов, имеющихся в продаже, не соответствует Стандартным требованиям к психологическим тестам (Рукавишников, Соколова, 1991) и имеет достаточно низкое качество. Психологу, решающему вопрос о пользовании тем или иным тестом, целесообразно отдавать предпочтение методикам, имеющим сертификат Госстандарта или самостоятельно оценивать качество теста. При пользовании недостаточно качественным тестом следует четко осознавать, что чем хуже качество, тем менее надежны выводы, сделанные по результатам психодиагностики.

4. Достаточная квалификация пользователей психодиагностических методов подразумевает наличие у психолога специальной подготовки, обеспечивающей корректное проведение психодиагностического обследования и интерпретации результатов. Уровень подготовки зависит от сложности теста или метода и в настоящее время не имеет четкой регламентации. Поэтому можно предложить некоторые рекомендации.

Профессиональный психолог может самостоятельно, без дополнительного обучения, пользоваться тестовыми методами, удовлетворяющими следующим требованиям:

- строго формализованное предъявление;

- строго формализованная обработка;

- сравнительно небольшое число показателей теста (как правило, не более 3-4), интерпретация которых возможна без учета взаимодействия между показателями (т.е. того, как интерпретируется один показатель в зависимости от значения другого).

Для компетентного пользования тестами, не соответствующими этим критериям, а также экспертными методами, необходимо пройти сертифицированное обучение применению конкретного метода (группы методов). Для психологов, не прошедших такого обучения, можно предложить следующие варианты использования сравнительно сложных методов психодиагностики.

1) Направить клиента для проведения психодиагностического обследования к коллеге, имеющему необходимую подготовку, а затем воспользоваться его заключением.

2) Самостоятельно изучить метод по литературе и пользоваться им с ограничениями: результаты психодиагностики при недостаточной компетентности пользователя должны использоваться только для формулировки гипотез, которые затем проверяются в процессе последующей работы с клиентом. Сами по себе они не должны становиться основой для выводов и заключений. При этом чем сложнее методика и чем меньше личный опыт работы с ней, тем осторожнее следует быть в своих гипотезах и предположениях. Тем не менее, несмотря на ограничения, широкий круг методов может стать полезным инструментом в руках специалиста. К ним, в частности, можно отнести простые экспертные методики, описанные в разделе 2.

3)Воспользоваться компьютерной интерпретацией на тех же условиях, что в п.2, т.е. для формулировки гипотез, но не выводов. Ограничения компьютерной интерпретации связаны с тем, что она не достигает такого качества, как заключения квалифицированных специалистов и вероятность неточных или ошибочных выводов достаточно высока.

5. Психопрофилактическое изложение результатов психодиагностического обследования предполагает такой способ их изложения, который не наносит вреда самооценке испытуемого и не имеет иных нежелательных последствий. При этом необходимо учитывать интеллектуальный уровень и другие индивидуальные особенности испытуемого. Реализация данного принципа как правило означает проведение достаточно развернутой консультативной беседы, которая должна вестись в соответствии с основными ее закономерностями.



























2. Использование психодиагностики в процессе психологической помощи


Основные задачи, которые может выполнять психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции, следующие.

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальная в следующих ситуациях.

а) Определение необходимости психологической помощи. Использование психодиагностики для решения данной задачи наиболее важно, когда необходимо сравнительно быстро решить вопрос о целесообразности оказания психологической помощи данному клиенту, особенно, если надо отобрать тех, кто больше других нуждается в помощи из группы людей (безработные, соматически больные, при массовых психодиагностических обследованиях в школе, в организации, лица, пережившие природное бедствие и др.). В этом случае тестирование является эффективным инструментом отбора.

б) Определение формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений. Последнее наиболее важно для тех, кто не работает с тяжелыми формами патологии, когда необходима помощь психиатра или более опытного психотерапевта.

в) Оценка эффективности психологической помощи. Для решения данной задачи сопоставляются результаты выполнения клиентом тестов и методик в начале и в конце работы с ним. Положительная динамика сравниваемых показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Для оценки уровня выраженности психологических проблем предпочтение должно отдаваться тестовым методам, прежде всего, методам оценки психического состояния (тревоги, депрессии и др.). Однако возможно и использование других классов методов, например:

- Методы оценки семейных проблем - в семейном консультировании

- Методы изучения самооценки - если предполагается коррекция самооценки.

- Методы оценки коммуникативных характеристик - если процесс психологической помощи направлен на обретение коммуникативных навыков.





2. Получение содержательной информации. При решении данной задачи особенно велико как разнообразие используемых методов (практически любые методы из "арсенала" психодиагностики, тестовые и экспертные), так и разнообразие информации, которая может быть получена. Выбор методов и способов применения результатов определяется квалификацией психолога в психодиагностике, его теоретической ориентацией, а также особенностями конкретного клиента и стоящими задачами. С помощью психодиагностики могут быть выявлены:

- Проблемы, имеющиеся у клиента, например, неудовлетворенность работой или озабоченность здоровьем. Используя психодиагностику, можно выявить значимые проблемы, о которых клиент не сообщает в беседе.

- Возможные причины выявленных проблем. Так, в примере 2 негативная оценка дочери со стороны матери может быть причиной ее неуверенности и заниженной самооценки.

- Конфликты и противоречия, например, между неудовлетворенностью существующим положением и нежеланием что-либо менять

- "Уязвимые места", т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей (даже если в настоящее время эти проблемы не выражены). Например, выраженная интровертированность может в ряде ситуаций стать серьезным препятствием для общения, а сниженная стрессоустойчивость - приводить к возникновению тревоги и дезорганизации деятельности даже при относительно небольшом стрессе.

- Ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним. Таким ресурсом может оказаться, например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка.

Необходимо отметить, что получение содержательной информации на основе психодиагностических методов является элементом целостной оценки клиента; это означает, что результаты психодиагностики как правило интерпретируются не изолированно, но вместе с другими данными о клиенте. При этом основной функцией психодиагностики становится выдвижение гипотез для клинициста, гипотез, которые как правило проверяются с помощью других (не связанных с психодиагностикой) данных и методов.




Используя конкретные психодиагностические методики, психолог примерно представляет, какого рода данные он хочет получить. Однако информативность каждого психодиагностического обследования оценить заранее затруднительно, потому что заранее неизвестно, какие именно результаты получатся у конкретного человека и к каким выводам они позволят придти. Особенно интересным при интерпретации результатов психодиагностики оказывается выявление и анализ противоречий - как противоречий между результатами различных психодиагностических методик, так и между данными психодиагностики и другой информацией о клиенте. Некоторые противоречия могут оказаться случайными или быть следствием невысокой надежности (неверной интерпретации) данных, однако чаще они отражают реальные проблемы и противоречия в жизни клиента, которые могут стать предметом обсуждения с ним.

Одно из наиболее часто встречающихся противоречий - между данными тест-опросников и самооценкой. Например, клиент считает себя открытым, активным, общительным и пр. по методике личностного дифференциала, однако по данным личностного теста оказывается интровертом. Приведем пример противоречий, связанных с самооценкой и представлением о себе.































3. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения.

За прошедшие несколько лет в области психодиагностики накопились проблемы, которые в последнее время активно обсуждаются психолого-педагогическим сообществом. Более того, некоторые из этих проблем настолько обострились, что их обсуждение вышло за пределы узкопрофессионального круга, они все чаще становятся предметом разбирательств на нормативно-правовом уровне. Обычно это происходит, когда диагностика связана с тяжелыми переживаниями для детей и их родителей и в конечном итоге становится источником грубейшего нарушения их прав.

Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Научные, психологические методы тестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный уровень не только учет особенностей характера детей, но и контроль знаний - как оперативный, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому общей культуре составления и проведения тестов должно уделяться значительное внимание.

Психологи обозначают ситуацию в отечественной психодиагностике, как кризисную. Среди основных причин выделены:

а) малое количество в России профессиональных психодиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;

б) ничтожное количество отечественных профессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии к давно устаревшим зарубежным методикам;

в) низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура психологов-пользователей тестов;

г) устаревшее содержание программ обучения психодиагностике;

д) порочная практика издания в открытой печати и распространение методик любому покупателю.

Для преодоления кризиса предложены некоторые организационные мероприятия и содержательные действия, требующие активной деятельности всего психологического сообщества.

Психодиагностика, по мнению многих авторитетных отечественных психологов, переживает серьезный кризис. Многие из проблем психодиагностики носят системный характер, которые надо решать психологии в целом, чтобы не утратить своего звания науки, поскольку, как известно, наука выделяется как самостоятельная при наличии двух признаков: собственного предмета исследования и специфических методов исследования. Психодиагностика - это в значительной степени и есть методология психологии.

Первая и возможно самая главная причина кризиса - это почти полное отсутствие в России профессиональных разработчиков психодиагностических методик. Психологов, чьи научные и практические интересы в основном сконцентрированы на разработке новых подходов психологического исследования, создании и стандартизации новых профессиональных психодиагностических методик, а так же способов проверки методик на надежность и валидность. Тех, кто посвятили свою научную жизнь психодиагностике. Конечно, к ним не относятся разработчики одной-двух методик, которые предназначены для собственного исследования какой-то частной проблемы. Поэтому одна из задач преодоления этой причины кризиса психодиагностики заключается в подготовке профессиональных психодиагностов.

Вторая причина кризиса психодиагностики - это низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура наших психологов-пользователей тестов. Основные проблемы, таким образом, выдвигается круг вопросов, связанных с квалификацией и уровнем профессионализма практического психолога или педагога, занимающегося диагностикой. Многие годы на это все закрывали глаза. Так как не знали, как противостоять некачественной подготовке психологов на многочисленных факультетах, где просто нет преподавателей, способных на необходимом уровне обучить студентов правильной технике психодиагностики. Да и учебное время, отведенное стандартом подготовки психологов на предмет «Психодиагностика» явно недостаточно, не то чтобы выработать необходимые компетенции, но даже научить правильно пользоваться тестами. Это особенно заметно при защите дипломов и диссертаций. Большинство их авторов использует различные методики, но почти никто не задается вопросом, а какова их надежность и валидность, а получены ли для них нормы на репрезентативной выборке? Исторически сложившееся полное доверие и некритичность наших соотечественников к печатному слову порождает полное доверие к любой напечатанной в книге или журнале методике, особенно иностранной, причем в большинстве своем взятых из популярной литературы. В итоге всеядность пользователей, о которой все знают, приводит к тотальному недоверию к результатам психологических исследований.

Одно из средств противостоять разноуровневой подготовке психологов и повышения психодиагностической культуры - это внедрение процедур сертификации, во-первых, психодиагностических методик, во-вторых, психодиагностов-пользователей; в-третьих, услуг в области психодиагностики. Сертификация - это не только проверка уровня компетенции в психодиагностике, но, главное, предшествующее этой проверке обучение, повышение квалификации, в том числе путем супервизиии у опытных специалистов, которые сами должны пройти предварительную аттестацию в органах сертификации РПО.

Сертификация методов психодиагностики - это общепринятая практика проверки качества методик, ее соответствия принятым международным стандартам (АПА, BPS). Кроме того, право оказывать услуги населению в области психодиагностики давать только индивидуальным предпринимателям и организациям, сотрудники которых прошли сертификацию РПО и проводят диагностику по сертифицированным методикам.

Второе средство - пересмотр Программы учебных курсов Психодиагностики и Практикума по психодиагностике, а затем разработка согласованных Программ для переподготовки психологов в области психодиагностики.

Третья проблема кризиса психодиагностики - очень тесно связана с первой - это очень малое количество полноценных отечественных психодиагностических методик, которые могли бы на равных конкурировать с известными современными зарубежными методиками.

Еще одна проблема, относящаяся к использованию зарубежных психодиагностических методик, это то, что мы кроме нескольких тестов не знаем о многих других и тем более о новейших разработках. Малого количества отечественных профессиональных методик, проверенных по всем параметрам и издаваемым в специализирующихся на этом фирмам, толкает авторов исследований, дипломов и диссертаций на разработку собственных «одноразовых методик», которые используются только данным автором в одном исследовании. Известно, чтобы создать профессиональную психодиагностическую методику требуются годы работы и чаще всего целого коллектива специалистов. Не от хорошей жизни они взялись за эту работу, а потому, что арсенал наших методик очень беден.

Из сложившейся ситуации возможно несколько выходов:

1. Первый - выйти на контакты с зарубежными издательствами, получить право на адаптацию и распространение всех необходимых методик, сертифицировать их по нашим стандартам. Но это означает, что Россия будет полностью зависеть от зарубежных производителей и отечественная психодиагностика постепенно прекратит свое существование.

2. Второй - использовать только отечественные методики, доведя их уровень до необходимых требований, постепенно разрабатывать новые тесты и постепенно отказаться от всех зарубежных тестов. Но это приведет к полной изоляции России от мировой психодиагностики и в конечном итоге всей психологии. А кроме того на такой подвиг у нас нет ни кадров, ни денег.

3. Третий - принять промежуточный вариант и получить права на адаптацию 20-30 зарубежных тестов, в том числе последних версий популярных в России методик и провести их качественную стандартизацию. Кроме того, интенсифицировать работу над отечественными методиками с хорошими перспективами. Проверить их по всем параметрам и сертифицировать.

Четвертая причина кризиса - это малое количество качественных отечественных учебников по современной психодиагностике. До сих пор рука у отечественных авторов поднималась в основном до учебных пособий. Да и тех было не много. Думаю, со мной согласятся и их авторы и читатели. Содержание пособий повторяют друг друга, предлагаемый для изучения материал, остается где-то на уровне 70-80-х годов прошлого века. В них нет современного содержания, соответствующего сложившимся международным реалиям. Тесты, которые описываются в учебных пособиях, давно устарели и их пропаганда в процессе обучения усугубляет проблему.

Выход из этой ситуации возможен только путем подготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который под силу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов, поскольку некоторые разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.

Пятая причина кризиса - это практика издания в открытой печати и распространения фирмами-изготовителями психодиагностических методик сложившаяся у нас в стране. Методики при желании у нас может купить каждый, независимо от образования и наличия компетенций по работе с ними. Более того, методики полностью и текст, и ключи, и итерпретатор печатаются в открытой печати и становятся доступны всем. Для того чтобы изменить ситуацию с распространением методик Президиум Российского психологического общества недавно принял специальное Постановление от 04.07.2008, в котором вводятся ограничительные меры на подобную практику и предполагается даже введение доступных РПО санкций протии нарушителей.

Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики, в том числе о правомерности использования некоторых методик (например, проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова роль тестирования в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности, если вернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрасте не могут носить исключительно ЗУНовский характер?

Другая группа проблем касается обеспечения прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию (обеспечение тайны личности, конфиденциальность и сообщение результатов диагностирования). Т.е., если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.

Высказывается предложение подготовить Этический кодекс психолога-психодиагноста. До последнего времени морально-этическая проблематика почти не затрагивались психологами. Отчасти это объясняется неразвитостью самой психологической диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствие чего пока еще многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не решается. Вторая причина -- отсутствие достаточного числа профессионалов, которые дорожат званием психолога и стремятся поднять престиж прикладной психологии. Большое число случайных людей, занявших должности психологов без каких-либо на то оснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью, не только не понимают этических проблем в работе психолога, но и не заинтересованы в их обсуждении: ведь вопросы квалификации практического психолога стоят на первом месте.

Между тем, чтобы предотвратить неправильное употребление диагностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Поэтому основные этические проблемы психодиагностики актуальны и для нашей страны.























4. Перспективы развития психодиагностики.


Психологическая диагностика, как и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие это состоит в том, что при воздействии целого ряда внутренних и внешних факторов в ней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу внешних факторов, влияющих на развитие этой дисциплины, прежде всего относятся запросы, которые обращены к ней со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее время запросы общества к психологической диагностике заметно возрастают.

Так, в области образования доминирующее значение приобретает дифференцированное обучение, естественной базой которого признаются индивидуальные психологические особенности учащихся. В определении этих особенностей решающая роль, несомненно, принадлежит психологической диагностике.

Еще более велика ее роль в области профессионального труда. Научно-технический прогресс выражается в частности в том, что непрерывно появляются новые профессии и специальности, для многих из них требуются люди, обладающие некоторыми специальными психологическими особенностями. Только такие люди смогут в сравнительно короткие сроки добиться нужной продуктивности. И в профессиональном обучении ее роль велика.

Да и в самой психологии постоянно возникает надобность в методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей, находящихся в различных ситуациях; тут дело идет не только об экспериментальных, но и о жизненных ситуациях. При подготовке нужных методик вряд ли можно пренебрегать огромным опытом, накопленным психологической диагностикой.

Психологическая диагностика претерпела в своем более чем вековом пути немало перемен. Отдельные этапы ее развития преемственно связаны между собой. В ее перспективах нужно представить новый этап ее развития, и он также преемственно связан с ее историей. Конечно, предусмотреть все перемены и во всех их деталях невозможно. Любая научная дисциплина, а уж тем более психологическая диагностика, развивается под прямым и косвенным воздействием целого ряда факторов. Невозможно предусмотреть, какое значение каждый из них приобретает в будущем. Поэтому можно выделить три вероятных направления таких изменений.




В первом направлении нужно рассмотреть изменения, связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций, которые даются испытуемыми, проходящими диагностическое тестирование. От правильного понимания этой природы зависит степень соответствия этих ответов-реакций действительности.

Второе направление изменений выражает тенденцию приблизиться к полному определению той важнейшей стороны человеческого мышления, которая находит свое выражение в способности решать задачи, нередко имеющие большое жизненное значение для индивида.

Третье направление по сути следует признать главным: в нем дело идет о содержании психологических тестов, а по тем ответам, которые дают испытуемые, выполняющие эти тесты, выводится заключение об особенностях психики каждого из них.

Весь смысл предстоящего и неизбежного развития психологической диагностики состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить достоверность тех заключений, которые формируются на основании применяемых в психодиагностике методических средств, а с другой стороны -- более глубоко понимать особенности психики, в том числе тех индивидов, для которых система испытаний, сложившаяся в нашей дисциплине в последние годы, воспринимается как чуждая, фактически лишает их возможности проявить присущий им интеллектуальный потенциал.





























Заключение



Область применения психодиагностических процедур на практике, предполагает определенный уровень профессиональной подготовки психодиагноста.

На практике психодиагност должен иметь навыки различения двух ситуаций: ситуации клиента и ситуации экспертизы. В первой ситуации клиент добровольно принимает участие в диагностической процедуре, он заинтересован в получении объективных результатов, так как желает получить помощь. В ситуации экспертизы человек вынуждено подвергается обследованию, даже может прибегнуть для искажения результатов, преследования личных целей к симуляции симптомов. В исследовании психодиагност должен уметь определить, как воспринимает обследование испытуемый. Психодиагностические нормы ситуации клиента будут иметь существенное отличие от нормативов ситуации экспертизы, необходимо их различать.

Психодиагностика представляет огромный интерес для психолога. Ведь для того

чтобы узнать и оказывать эффективное психологическое

воздействие на людей нужно обладать объективными научными знаниями об их

индивидуальных особенностях. Такие знания как раз и можно получить, если

использовать методы психодиагностики.



























Список литературы



1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб, Питер, 2001.

2. Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы. - Журнал практического психолога, 2001, №1-2 (а)

3. Основы психодиагностики. ред. А.Г.Шмелев. - Ростов н/Д, Феникс, 1996.

4. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. - Ярославль, Дебют, 1991. Также в кн.: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб, Питер, 1999.

5. Современная психотерапия. ред. Р.Корзини.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. - 440 с.

7. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. - СПб., 2001. - 256 с.


























25


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории психология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ