Структура личности и механизмы психологической защиты















Реферат

по дисциплине: психология и педагогика

на тему:

Структура личности и механизмы психологической защиты




Характеристика концепций черт личности


Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность есть некое организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой. Данное определение содержит две главные составные части, о которых в дальнейшем пойдет речь: структуру (строение) личности и ее динамику (личностный рост).

Личность – очень сложное образование. Число ее свойств (черт) в русском языке превышает 1500. Среди этих свойств имеются более «укорененные», ядерные (например, высокая тревожность) и такие, которые можно назвать производными (если исходить из тревожности, это, может быть, избегание ответственности). Все черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Как привести в систему это множество черт? На этот вопрос ученые отвечают по-разному.


Концепция черт личности


Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт.

Согласно Г.Оллпорту, человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

По мнению Р.Кеттела, автора известного личностного опросника – 16 PF - ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам.


Названия (характеристики) факторов

Фактор

Высокая оценка

Низкая оценка

А

Аффектотимия (доброта, сердечность)

Шизотимия (обособленность, отчужденность)

В

Высокий интеллект (умный)

Низкий интеллект (глупый)

С

Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)

Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)

Е

Доминантность (настойчивость, напористость)

Конформность (покорность, зависимость)

F

Сургенсия (беспечность)

Десургенсия (озабоченность)

G

Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость)

Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность)

H

Пармия (смелость)

Тректия (робость)

I

Премсия (мягкосердечность, нежность)

Харрия (суровость, жесткость)

L

Протенсия (подозрительность)

Алаксия (доверчивость)

M

Аутия (мечтательность)

Праксерния (практичность)

N

Искусственность (проницательность, расчетливость)

Безыскусственность (наивность, простота)

O

Гипотимия (склонность к чувству вины)

Гипертимия (самоуверенность, уверенная адекватность)

Q1

Радикализм (гибкость)

Консерватизм (ригидность)

Q2

Самодостаточность (самостоятельность)

Социабельность (зависимость от группы)

Q3

Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

Q4

Фрустрированность (напряженность)

Нефрустрированность (расслабленность)

Типологические личностные модели


Другой путь анализа структуры личности основывается на выделении не отдельных личностных черт, а типа личности. Тип личности – это совокупность множества различных черт, которые взаимосвязаны между собой и определяют постоянные и обобщенные поведенческие характеристики.

Примером типологического личностного подхода является концепция К.-Г.Юнга.

Юнг выделяет два основных личностных типа: интровертированный и экстравертированный. Оба эти типа хорошо известны каждому на основании собственного опыта общения. Интроверт – замкнутая, с трудом постигаемая, часто застенчивая натура, противоположностью которой является экстраверт - открытый, обходительный, часто веселый, по крайней мере, приветливый, уживчивый со всеми, если даже спорит, то все-таки находится в отношениях, позволяющих влиять на других или допускать влияние на себя.

Экстраверты черпают энергию в общении с людьми, всегда готовы продолжить общение или поддержать беседу, в то время как интроверту после периода интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию, что называется «подзарядить батареи». По данным американских психологов, число экстравертов приблизительно в три раза превышает число интровертов. Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, но имеет тенденцию к той или иной ориентации. При этом нельзя сказать, что один тип лучше или хуже другого.

Кроме того, Юнг выделяет четыре основных психических функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг рассматривал как альтернативные способы формирования суждений и принятия решений, а ощущение и интуицию – как способы получения информации.

О представителе интуитивного типа нередко говорят: «Он парит в облаках, или он - не от мира сего». Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту. Информация у таких людей обрабатывается очень быстро, тут же автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу. В принятии решений представители интуитивного типа опираются на «внутренний голос» или собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда «скачками», им трудно учиться систематически, последовательно.

Если человек интуитивного типа ищет что-то конкретное, он легко пройдет мимо, не заметив того, что ищет. Для представителя ощущающего (сенсорного) типа это непостижимо. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Человек, у которого доминируют ощущения, более адекватно, чем интуитивный, реагирует на конкретную ситуацию, но, вместе с тем, более зависим от нее. Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Критериями в принятии решений для них являются опыт окружающих и здравый смысл. Относящиеся к сенсорному типу предпочитают учиться на фактах, которые преподносятся им последовательно.

Взаимное непонимание людей интуитивного и сенсорного типов нередко становится предметом шуток и анекдотов. Однако в этом нет ничего смешного. Непонимание и, связанные с ним, трудности в общении могут быть очень болезненными. А начинается это с различий в восприятии: один видит лес, а другой – деревья. Кто же из них не прав?

При рассмотрении мыслительного и чувствующего типов следует иметь в виду, что Юнг использовал данные определения для описания процесса принятия решений. Важно помнить, что «мыслительному» - совсем не чужды чувства, а «чувствующий» - способен думать. Оба типа могут быть в равной степени интеллектуальными и эмоциональными. В данном случае, речь идет только лишь о процессе, который представители этих типов предпочитают при принятии решений.

У мыслительного типа ярче, чем у чувствующего проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим суждениям. В обработке информации и при принятии решений представители этого типа считают оправданным объективный подход, имеющий четкие законы и правила. Принимая решение, представитель мыслительного типа предпочитает быть аналитиком, логичным и беспристрастным. Представителям чувствующего типа, в большей степени, свойственны субъективизм и гуманность. Для них важно, как принятие решения может повлиять на других. Им свойственно отождествлять себя с другими и остро чувствовать чужую боль. При принятии решения представители чувствующего типа этическими категориями руководствуются больше, чем категориями логическими.

Внутренняя и внешняя (при взаимодействии с миром) гармония, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто имеет место - ощущение; вторая функция устанавливает, что именно наличествует – мышление; третья решает, подходит нам это или нет, хотим ли мы принять это – чувствование; четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему приведет – интуиция.

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна – сопутствует. Две оставшиеся – выражены слабо и находятся в бессознательном состоянии. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой из описанных типов лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и преимущества, точно так же, как и свои относительные слабости. Например, преподаватель мыслительного типа склонен к систематизации и логическому построению и обоснованию излагаемого материала. Этим он положительно отличается от преподавателя интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с вопроса на вопрос. Однако преподаватель интуитивного типа, в большей степени, чем коллега мыслительного типа способен к предвидениям и прогнозам.


Динамические личностные модели


Динамические личностные модели, безусловно, являются более сложным структурным описанием личности, поскольку учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между ними взаимосвязи, особую внутриличностную динамику. Типичным примером такого сложного структурного описания личности является модель личности, предложенная З.Фрейдом.

Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности.

Третий компонент личности – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.


Механизмы психологической защиты


Одна из важнейших функций «Я», по Фрейду, - осуществление психологической защиты. В тех случаях, когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с переживанием тревоги, вины и т.п. на помощь приходит бессознательная психологическая тактика, ограждающая человека от неприятных эмоций. По существу, это – способ искажения реальности (самообман). Однако, ситуативно механизм психологической защиты обеспечивает сохранение самооценки, снижение степени психического напряжения, преодоление или минимизацию внутреннего конфликта и т.д. Психологическая защита - это перестройка системы ценностей, направленная на то, чтобы лишить значимости и, тем самым, обезвредить психологически травмирующий момент. Последствия психологической защиты неоднозначны: снижая внутренний дискомфорт и предохраняя личность от потери самоуважения, психологическая защита может ухудшать адаптацию человека к внешней социальной среде. Как правило, человек использует не одну защитную стратегию, а несколько, т.е. у каждого из нас – свой репертуар психологических защит.

Наиболее часто встречаются следующие механизмы психологических защит. Вытеснение – универсальное средство избегания внутреннего психологического конфликта – устранение из сознания неприемлемой для человека информации. Пример вытеснения: Николай Ростов, герой «Войны и мира» Л.Толстого, на поле боя растерялся, струсил. Но позднее с искренним воодушевлением рассказывал о своей храбрости в бою – иллюстрация того, что неудобные для нас факты особенно легко забываются.

Отрицание заключается в том, что информация, которая тревожит или может привести к внутреннему конфликту, просто не воспринимается. На вопрос: убедили ли материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких, - ответили «да» 54% некурящих и только 28% курильщиков. Курильщикам «невыгодно» признавать вред курения, так как расстаться с этой привычкой они не готовы, а удовольствие, получаемое от сигареты, в случае признания этого факта будет омрачено.

Проекция – это бессознательный перенос, приписывание другим людям собственных чувств, желаний, черт характера, в первую очередь, того, что человек не принимает в самом себе, понимая социальную нежелательность соответствующих особенностей или тенденций. Так, если человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него, скорее всего, возникнет желание принизить положительные качества пострадавшего: «Этот тип не заслуживает иного» или «Он сам меня спровоцировал, вынудил…» и т.п.

Рационализация – псевдоразумное объяснение своих желаний и поступков, в действительности, вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Рационализация, в частности, проявляется в снижении ценности недоступного. Не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Классический пример – известная басня «Лиса и виноград». Помните? Голодная лиса не смогла добраться до винограда и, «пробившись попусту час целый, пошла и говорит с досадою: Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зе-
лен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь».

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, девочка, ревнуя родителей к младшему брату, бьет свою куклу. Иногда активность из области практического осуществления переводится в мир фантазии. Есть и другие механизмы, которые в зависимости от обстоятельств и особенностей личности могут прийти «на выручку». При этом важно не забывать о возможных негативных последствиях такого варианта устранения внутреннего конфликта – ухудшение приспособления в социуме, поскольку, обеспечивая сохранение психического благополучия и целостности личности, любой механизм психологической защиты искажает реальность.




Источники


  1. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пос. Пермь, 1990.

  2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

  3. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

  4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.

  5. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975.

  6. Норман Д.А. Память и научение. М., 1985.

  7. Одаренные дети. М., 1991.

  8. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

  9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

  10. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

  11. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1999.

  12. Психология мышления. М., 1981.

  13. Психология ощущений и восприятий. М., 1999.

  14. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

  15. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

  16. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.

  17. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории психология :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ