Центральные госучреждения конца XV начало XVII вв. Образования приказной системы управления. 3
Содержание
Введение
Закономерность возникновения централизованных государств. Факторы, способствующие образованию национальных государств в период феодализма. Особенности образования Российского государства. Роль различных социальных сил (великокняжеская власть, боярство, дворянство, церковь, города), соотношение социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, характер объединительного процесса. Отношение народных масс к задачам объединения страны.
Политический строй России. Усиление власти великих князей Московских. Судебник 1497 г. Изменения в структуре феодальной земельной собственности. Регламентация “крестьянских переходов”. Расширение боярского и церковного землевладения, формирование поместной системы
Начало складывания органов центральной и местной власти московских великих князей. Зарождение приказного управления. Сокращение числа уделов. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Следы прежней автономии в бывших княжествах и землях. Княжеско-боярская оппозиция. Местничество. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Еретические движения конца XV - начала XVI вв.
Рост международного авторитета Российского государства. Распад Золотой Орды. Политика Турции и Крымского ханства в отношении России.
Историческое значение образования Российского централизованного государства. Многонациональный состав его населения.
Цель работы: рассмотреть особенности центральных госучреждений конца XV - начало XVII вв. Раскрыть сущность образования приказной системы управления.
Центральные госучреждения конца XV - начало XVII вв. Образования приказной системы управления.
Зарождение приказной системы управления относится к концу XV - началу XVI вв, а в середине XVI в. первые учреждения канцелярского типа превратились в государственные органы центрального и местного управления. Принципиально важное значение имеет утверждение автора о военном назначении всех первых приказов.
Первая известная запись разрядного типа сохранилась в Московском летописном своде конца XV в., в рассказе о походе великого князя Ивана III на Новгород в октябре 1477 г. Летописец, воспользовавшись недошедшими до нас документами (в разрядных книгах эта запись отсутствует) подробно, по полкам, перечислил выступающих на войну московских воевод. Роспись военачальников была сделана и для Вятского похода 1489 г., она, также, не сохранилась в официальных разрядных книгах. В.И. Буганов полагал, что разрядные записи стали вестись с 1460-х гг., так как в местнических спорах о событиях раннего времени использовались не документы великокняжеской канцелярии, а показания авторитетных лиц.
В ходе войн второй половины XV в. русским войскам приходилось действовать на разных направлениях, в поход выступало несколько ратей, обязанных действовать согласованно, поэтому рано или поздно должно было возникнуть ведомство, занимавшееся планированием и осуществлением военных операций. На его деятельность проливает свет сохранившийся в разрядных книгах фрагмент наказа, посланного в 1482 г. из Москвы стоявшим в Нижнем Новгороде воеводам И.В. Булгаку, С.И. Молодому Ряполовскому и И.Ю. Шаховскому1. Он представляет собой указание (по определению Ю.Г. Алексеева, "директиву главного командования") идти на Казань и действовать против противника в "легких судах", видимо, для устрашения его. Какой именно орган координировал тогда действия русских воевод неясно, однако функции его соответствовали функциям будущего Разряда, возможно, именно так он и назывался, являясь структурным подразделением Дворцовой избы.
В первой половине XVI в., (не позднее 1527 г.) Разряд превращается в самостоятельное ведомство со своим штатом сотрудников – разрядными дьяками и подьячими. Первыми известными нам разрядными дьяками были Е. Цыплятев, А. Курицын и Г. Загряжский. И.И. Вернер связывал окончательную трансформацию Разряда в учреждение приказного типа с русско-литовской войной 1512-1522 гг. Историк полагал, что относить существование Разрядного приказа, к более раннему времени рискованно из-за полного молчания разрядных росписей и отсутствия "воеводских наказов об этом учреждении".
Разрядный приказ ведал всем кругом вопросов, относящихся к организации обороны страны, и руководил подготовкой военных операций. Он распределял служилых людей по отечеству - дворян и детей боярских на службу по военному, гражданскому и дворцовому ведомствам, вел списки всех дворян по городам с уездами, так называемые "десятни". В своей деятельности Разрядный приказ взаимодействовал с другими ведомствами, в числе функций которых были и военные дела2: Пушкарским, Стрелецким, Поместным, Бронным, Иноземским, Земским, Большого Прихода, Казанским, Мещерским, Оружейным, Конюшенным, Городовым, Засечным, Каменных дел, Житным, Посольским, Челобитным и Ямским приказами. В XVII в., помимо большинства указанных ведомств, разрядные дьяки работали в тесном контакте с приказами Рейтарским, Ствольным, Казачьим, Панским, Приказных дел, Сбора даточных людей, Хлебным, Полковых солдатских и стрелецких разборных дел, Драгунского и солдатского отпуска, Городового дела, Денежного и хлебного сбору, Сбора немецких кормов, Сбора пятинных и запросных денег, Сбора десятой деньги и Сибирским, а по мере надобности и с другими, в том числе четвертными приказами. Некоторыми особенностями отличалось военное управление Средним и Нижним Поволжьем, и Приуральем. Назначением в эти местах воевод (полковых и городовых) ведал не Разряд, а Приказ Казанского дворца.
Накануне похода из Разряда в города на имя воевод и приказных людей рассылались царские грамоты с предписанием всем назначенным идти на войну дворянам и детям боярским готовиться к выступлению. Собраться на "государеву службу" и прибыть на сборный пункт к назначенному времени они должны были "с людми и конми и с доспехом". Подготовленные служилыми людьми продовольственные запасы отправлялись к месту общего сбора раньше, как правило, по зимнему пути.
Из своих городов дворяне и дети боярские выступали с присланным из Москвы "сборщиком", имевшим на руках полученный в Разряде список подлежащих мобилизации служилых людей. Отобранные для участия в походе служилые люди сразу же должны были сообщить сборщику сколько они берут с собой боевых холопов и обозной прислуги. Точно также через городовых воевод или особых сборщиков, посылаемых Разрядом, происходил сбор посошных людей с указанием, где и когда посошные должны "стати" на службу. В Стрелецкий и Пушкарский приказы из Разряда посылались памяти с запросом - какое число стрельцов, казаков и служилых людей к "наряду" будет направлено в собиравшееся в поход войско3.
Одновременно с рассылкой по городам указов о сборе ратных людей в поход происходило назначение от имени царя и Боярской думы (с обязательным объявлением через Разрядный приказ и записью в разрядных книгах) главнокомандующего, других военачальников и их помощников. Большой воевода (командующий войском) и подчиненные ему полковые воеводы назначались, как правило, из бояр и окольничих, их товарищи и сотенные головы - из дворян Государева полка.
В конце XV в., по сообщению Г. Перкамоты, время сбора войска в поход не превышало 15 дней.
Вместе с назначением большой воевода получал из Разрядного приказа царский наказ. В нем содержалась важнейшая информация. Помимо прочего командующему сообщалось: с кем предстоит вести войну, из каких городов и уездов служилым людям назначено участвовать в походе, когда и где собираться отдельным полкам и всему войску, когда начинать наступление или где ожидать подхода неприятельской армии, кто должен командовать отдельными полками, "нарядом" и "гуляй-городом" ("обозом"), заведовать раздачей жалования и всяких запасов. В наказе содержался маршрут движения отдельных полков и всего войска, сообщался примерный план военных действий.
Помимо наказа главному военачальнику (большому воеводе) вручался "разряд" (войсковая роспись ратных людей и воевод по полкам); для разбора сведений, поступающих командующему из Москвы и от других воевод, от разведывательных отрядов в армию назначались дьяки "с разрядом" или "у разряда". Эти дьяки вместе со своими помощниками - подьячими - составляли штаб войска, получивший в середине XVI в. название "разрядного шатра". Полковые воеводы получали особые наказы, в которых указывались состав полка, его маршрут, функции назначенных к ним под командование младших воевод, имена сотенных голов, число приданных стрельцов и казаков и т.п4.
Получив назначение, письменные наказы и "разряды", воеводы с товарищами разъезжались к месту сбора полков. В городе, где была назначена встреча войск, большой воевода производил смотр прибывающим туда ратным людям. Он тщательно осматривал вооружение поступающих под его команду воинов, их амуницию и боевых коней, уточнял состав полков, собирал показания от окладчиков о состоянии и поместьях каждого дворянина и сына боярского, и особо о "нетях" - не явившихся на службу служилых людях и т.п. Все распоряжения большого воеводы записывались дьяками и хранились в разрядном шатре. Составленный тогда же список "естям" и "нетям", с росписью всех по статьям срочно отсылался на царское имя в Разрядный приказ. В свою очередь полковые воеводы расписывали дворян, детей боярских и их людей по сотням, для "кошевой" (обозной) службы, разъездов, посылок и других ответственных поручений. Для исполнения срочных поручений каждому воеводе придавалось 20 "ясаулов", "молодцов добрых", несших вестовую службу.
Во главе дворянских сотен стояли сотники, чаще встречающиеся в источниках под именем сотенных голов или просто голов, в отличие от сотников у стрельцов и других приборных служилых людей. С середины XVI в. сотенные головы уже не выбирались местным уездным дворянством или сотней, а назначались Разрядным приказом от имени царя, в экстренных случаях (смерти, ранения, болезни, пленения старого головы) – воеводой, под началом которого находилось оставшееся без командира подразделение. В походных "разрядах" (войсковых росписях) вслед за воеводами и их товарищами указывались поименно головы каждого полка5.
Стремясь улучшить организацию поместного ополчения, обеспечить более правильное верстание служилых людей земельным и денежным жалованьем и укрепить в их рядах воинскую дисциплину, правительство Ивана Грозного в середине XVII в. провело реформу вооруженных сил, приняв знаменитое "Уложение о службе 1555/1556 г.". Текст этого документа включен в летописи, где озаглавлен "О рассмотрении государьском". Процитируем его:
"Посем же государь и сея расмотри: которые велможы и всякие воини многыми землями завладели, службою оскудеша, - не против государева жалования и своих вотчин служба их, - государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим, а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование; а хто землю держит, а службы с нее не платит, на тех на самих имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людям их перед уложеными в полтретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царскых чиноначальников, у приказных людей"6.
Через весь текст Уложения красной нитью проходит следующая главная мысль его составителей: прямое и самоотверженное исполнение долга служилыми людьми должно быть вознаграждено щедрым земельным и денежным жалованьем со стороны государя. Соответственно этому нерадивые и неисполнительные воины должны нести заслуженное наказание и прежде всего выплачивать за свою провинность значительные денежные штрафы, размер которых вдвое превышал сумму, полагавшуюся за исправную службу. Например, за каждого не выставленного "уложенного" человека в доспехе взималось 4 руб., в тегиляе – 2 руб. В случае представления на смотр или в походное войско лишних людей служилому человеку добавлялось жалованье, а "избыточные люди" получали денежное довольствие в "полтретья", т.е. в 2,5 раза больше. Правительство последовательно проводило эти решения в жизнь, не считаясь ни с денежными расходами, ни с обидами знатных лиц.
Заключение
Приказы, органы центрального управления в России 16 — начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 века.
Зарождение приказной системы происходило в конце 15 — начале 16 вв. В её формировании важную роль сыграли преобразования середины 16 в. В это время сложилась основная сеть постоянных П.: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (60-е гг. 16 в.), Казённый (1512), Костромской четверти (60-е гг. 16 в.), Ловчий (1509), Новгородской четверти (60-е гг. 16 в.), Оружейной палаты (1-я половина 16 в.), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 в.), Посольский (1549), Разрядный (1-я половина 16 в.), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (60-е гг. 16 в.), Холопий (середина 16 в.), Челобитный (середина 16 в.), Ямской (1550). Военные реформы привели к созданию Разрядного П., ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного П., которому было поручено обеспечение служивших в этом войске дворян землёй. К этому же времени относится появление Стрелецкого П., ведавшего др. частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского П. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного П. Расширение международных связей способствовало обособлению Посольского П. от других П. Следствием сохранявшихся остатков разобщённости отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственными финансовыми П. Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей, а также специальных судебных П. с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию П. Казанского дворца. Термин «П.» применялся не только к центральным учреждениям. П. называются также некоторые местные дворцовые учреждения, как, например, возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П., находившиеся в ведении П. Большой казны. Название П. употреблялось и для обозначения стрелецких полков. П. были постоянно действующими учреждениями. В основу деятельности П. был положен функциональный принцип. Каждый П. ведал определённым кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и чёткого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих П. было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. П. находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Стоявшие во главе П. лица получили в 17 в. название судей (от судебных функций большинства П.). В 16 в. среди них преобладали дьяки в 17 в. некоторые крупные П. возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне.Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П. (Разрядного, Посольского, Поместного). Непосредственное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность личного состава П. («приказных людей») колебалась от 3 до 400 чел. Первоначально П. не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с начала 17 в. К 17 в. относится новый этап в истории приказной системы. Только в 1613—19 было организовано 11 П. В области военного управления были созданы П.: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с П. Большого прихода начали действовать П. Новой четверти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В 1-й половине 17 в. создавались также временные П., которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали существование. В военное время возникали П. Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные П. В результате к середине 17 в. насчитывалось около 80 П. В эти годы имели место и попытки централизации управления путём объединения руководства нескольких П. в одних руках.
В 50—60-х гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были созданы П. Тайных дел и Счётный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных П. и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно объединило большинство четвертей с Посольским П., создало на базе П. Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились П. Большого прихода и Новой четверти, передав ему значительную часть финансовых функций четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 в. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский П.).
Список литературы
1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений. - М., 1983. С.39.
2. Веселовский С.Б. Приказный строй управления Московского государства. - Киев, 1912. С.28.
3. Зимин А. А., О сложении приказной системы на Руси, «Доклады и сообщения института истории АН СССР», 1954, в. 3;
4. Очерки по истории СССР . Период феодализма XVII в. . Москва , 1955 ;
5.Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961
6. Устюгов Н.В. Эволюция приказного строя русского государства в XVII веке // Абсолютизм в России. - М., 1964. С.143.
7. Чернов А.В. О классификации центральных государственных учреждений XVI – XVII вв. – Исторический архив , 1958 , №1
1 Очерки по истории СССР . Период феодализма XVII в. . Москва , 1955 ;
2 Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961
3 Устюгов Н.В. Эволюция приказного строя русского государства в XVII веке // Абсолютизм в России. - М., 1964. С.143.
4 Чернов А.В. О классификации центральных государственных учреждений XVI – XVII вв. – Исторический архив , 1958 , №1
5 Веселовский С.Б. Приказный строй управления Московского государства. - Киев, 1912. С.28.
6 Чернов А.В. О классификации центральных государственных учреждений XVI – XVII вв. – Исторический архив , 1958 , №1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ