Экскурсии
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ________________________________________
Продолжительность (час) _______________________________
Протяженность (км) ____________________________________
Автор-разработчик _____________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии ____________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии _______”Животный мир заповедника”_________
Продолжительность (час) _________45 минут______________
Протяженность (км) _______200 м_____________________________
Автор-разработчик _______Коллектив музея______________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательная_____________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) ___круглогодично______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Начало осмотра - информационный зал
19 стендов и 2 карты
Стенды, карты
5
История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи
Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала
Экскурсионная справка о Березинском заповеднике. Предварительный осмотр стендов
Млекопитающие
Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры
Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника
20
Биология и местообитание животных: млекопитающие Березинского заповедника
Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы
Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы
Птицы и рыбы
Диорамы и витрины
Орнитофауна и ихтиофауна заповедника
20
Редкие виды, занесенные в Красную книгу РБ- гордость заповедника. Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер
Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы
Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ___”По лесной заповедной тропе” (Экологическая тропа)_______________
Продолжительность (час) _____3 ч_____________________
Протяженность (км) _________3 км___________________
Автор-разработчик _____Научный отдел заповедника____
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Экологическая, познавательная_
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __12 остановок: Еловый лес, осиновый лес, на лесной опушке, сфагновое болото, панорама сфагнового болота, редкие растения, березовая роща, квартальная просека-мониторинг, лесные культуры, сосновый бор, вольеры, поле__________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Сбор возле КПП “Домжерицы”
У информационного щита с изображением схемы маршрута
Знакомство со схемой маршрута
5
Что такое Экология? Для чего нужна экологическая тропа?
Инструктаж по технике безопасности
Рассказ, показ схемы маршрута, мест остановок
Еловый лес
У аншлага
Еловый лес
15
Растительность елового леса и его обитатели
Группа останавливается у живоловушки для отлова кабана
Рассказ об обитателях еловых лесов и показ растительности
Осиновый лес
У аншлага
Осиновый лес
15
Растительность осинового леса и его обитатели
Группа проходит через осинник и останавливается у кормушки для подкормки оленей и косуль
Рассказ об обитателях осиновых лесов, показ растительности и грибов
На лесной опушке
У аншлага
Опушка леса
10
Растительность лесных опушек и её обитатели
Группа выходит на лесную поляну, знакомство с чагой
Рассказ, показ растительности и различных видов грибов, легенда о камнях
Сфагновое болото
У аншлага
Болото
15
Растительность сфагнового болота
Группа спускается с горки и подходит к болоту, наблюдение перехода суходольной растительности к болотной
Рассказ, показ растительности произрастающей на болоте
Панорама сфагнового болота
У смотровой площадки
Смотровая площадка
10
История образования данного болота
Группа движется вдоль болота к смотровой площадке
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Дорога вдоль болота
У кротовин, на трапе в болоте
Кротовины, болотная растительность
10
Растительность и обитатели болот
Группа направляется к деревянному настилу и проходит по нему в болото
Показ болотной растительности, используя фольклор
Редкие растения
У аншлага
Арника горная - занесена в Красную книгу РБ
5
Краткая информация о редких растениях занесенных в красную книгу
Группа экскурсантов выходит из болота, и направляется вверх по тропе, встречая на пути редкое растение - арнику горную
Рассказ экскурсовода, показ растения
Лесной обитатель - муравей
У муравейника
Муравейник
5
Лесные обитатели - муравьи,
Группа располагается у объекта
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Научные объекты
У аншлага
Пробная площадь
10
Что такое пробная площадь и для чего она нужна
Группа экскурсантов направляется по тропе вверх и останавливается возле пробной площади и пчелиной колоды
Рассказ экскурсовода о научной деятельности заповедника, показ пробной площади и пчелиной колоды
Березовая роща
У аншлага
Березовая роща
10
Растительность березового леса и его обитатели
Группа движется по тропе вдоль березового леса
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Квартальная просека-мониторинг
У аншлага
Квартальная просека
5
Что такое квартальная сеть, как ориентироваться в лесу благодаря квартальным столбам.
Через заросли малины по тропе группа выходит на квартальную просеку
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Лесные культуры
У аншлага
Лесные культуры
5
Лес посаженный руками человека
Группа движется по молодому сосновому лесу, обращая внимание на очаг заболевания сосны корневой губкой
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Сосновый бор
У аншлага
Сосновый бор
5
Растительность соснового бора и его обитатели
Группа проходит по сосновому бору, вдыхая пьянящий аромат смолы и земляники
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Вольеры
У информационных аншлагов
Информационный стенд
5
Биология животных и птиц населяющих заповедник
Проходя тропу группа попадает в лесной зоопарк, подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа.
Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров
Клетка с медведицей
У клетки с медведицей
Бурый медведь по кличке Машка
5
История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов
Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном.
Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним.
Вольер с зубром
У вольера с зубром
Зубр
по кличке Борька
5
История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ
От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное
Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным
Клетка с волками
У клетки с волками
Семейство волков (самка и самец)
4
История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе
Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками.
Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним
Вольер с лосем
У вольера с лосем
Лось европейский по кличке Мишка
5
История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан
По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода.
Показ с описанием животного, наблюдение за ним
Вольер с оленем
У вольера с оленем
Олень благородный по кличке Яшка
5
История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога
Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом.
Рассказ и показ, наблюдение за оленем.
Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов)
Клетка с лебедем
У клетки с лебедем
Лебедь
3
Биология птицы. Лебединая песня.
Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки.
Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней
Вольер с косулей
У вольера с косулей
Косуля
(дикая коза)
5
Косуля европейская - лесная красавица.
По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает.
Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов
Вольер с
диким кабаном
У вольера с диким кабаном
Дикая свинья по кличке Филимониха
4
Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах.
Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном.
Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением.
Клетка с
енотовидной
собакой
У клетки с енотовидной собакой
Енотовидная собака
3
Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное
Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака.
Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке.
Показ животного, наблюдение за его повадками
Клетка с лисицей
У клетки с лисицей
Лисица обыкновенная
3
Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах.
От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом.
Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным.
Клетка с барсуком
У клетки с барсуком
Барсук
3
Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ.
От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом.
Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным.
Поле
Поле
Поле
5
Растительность полей, для чего они нужны
Группа находится на дороге вдоль поля и движется к направлению к КПП
Рассказ используя стихотворные строки, показ растений
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ____ “Лесной зоопарк”_ (вольеры) ___________________________________
Продолжительность (час) _______50 минут________________________
Протяженность (км) ____400 метров________________________________
Автор-разработчик ___Коллектив музея__________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии _Познавательная_________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии __Медведица, зубр, волки, лось, олень, лебедь, косуля, кабан и более мелкие представители млекопитающих и птицы___
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) Круглогодично_________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра
(в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Начало экскурсии — стенд
со схемой размещения животных, маршрут передвижения и краткая информация о вольерах.
У информационного стенда
Информационный стенд
5
Краткое описание маршрута, перечень животных, обитающих в вольерах.
Группа экскурсантов вместе с экскурсоводом подходит к стенду, располагаясь справа от него. с этой стороны удобнее наблюдать за тем, что показывает экскурсовод на стенде в процессе рассказа.
Ознакомление туристов с правилами поведения в вольерах и техникой безопасности. Показ стенда с предварительным обзором объектов вольеров
Клетка с медведицей
У клетки с медведицей
Бурый медведь по кличке Машка
5
История появления медведицы в вольерах, крупнейший всеядный хищник наших лесов
Экскурсанты размещаются перед ограничительным барьером с левой стороны от клетки, рядом со стендом с краткой информацией о данном животном.
Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с описанием (характеристикой) животного наблюдение за ним.
Вольер с зубром
У вольера с зубром
Зубр
по кличке Борька
5
История появления зубра в вольерах, Зубр - редкое и крупнейшее животное РБ
От клетки с медведицей группа передвигается к вольеру с зубром, размещается вдоль вольера так, чтобы было удобно рассмотреть животное
Показ животного с его описанием. Наблюдение за животным
Клетка с волками
У клетки с волками
Семейство волков (самка и самец)
4
История появления волков в вольерах, Волк - хищник по природе
Экскурсанты подходят к клетке с волками, располагаются перед ограничительным барьером вдоль клетки, чтобы было удобно наблюдать за волками.
Показ с сопровождением рассказа, дающего описание данного животного. Наблюдение за ним
Вольер с лосем
У вольера с лосем
Лось европейский по кличке Мишка
5
История появления лося в вольерах, биология животного. Лось - лесной великан
По асфальтированной дорожке группа перемещается дальше — к вольеру с лосем, располагаясь по его периметру, чтобы вся группа могла наблюдать за животным в процессе рассказа экскурсовода.
Показ с описанием животного, наблюдение за ним
Вольер с оленем
У вольера с оленем
Олень благородный по кличке Яшка
5
История появления оленя в вольерах, биология животного. Самое прекрасное у оленя его рога
Экскурсанты проходят несколько метров и размещаются вдоль вольера с оленем рядом с экскурсоводом.
Рассказ и показ, наблюдение за оленем.
Использование метода вопросов-ответов (для концентрации внимания экскурсантов)
Клетка с лебедем
У клетки с лебедем
Лебедь
3
Биология птицы. Лебединая песня.
Группа подходит к клетке с лебедем, размещается с правой стороны от клетки.
Показ птицы с ее описанием и наблюдение за ней
Вольер с косулей
У вольера с косулей
Косуля
(дикая коза)
5
Косуля европейская - лесная красавица.
По асфальтированной дорожке группа во главе с экскурсоводом переходит от клетки с лебедем к вольеру с косулей. группа размещается так, чтобы можно было поближе рассмотреть косулю в то время, когда экскурсовод о ней рассказывает.
Рассказ. Показ животного, наблюдение за ним. Использование метода вопросов-ответов
Вольер с
диким кабаном
У вольера с диким кабаном
Дикая свинья по кличке Филимониха
4
Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника. Биология животного. Рассказ об особенностях обитания в вольерах.
Экскурсанты проходят по дорожке к вольеру с диким кабаном.
Рассказ. Показ животного, наблюдение за его поведением.
Клетка с
енотовидной
собакой
У клетки с енотовидной собакой
Енотовидная собака
3
Енотовидная собака акклиматизирована и хорошо приспособленное животное
Группа движется от загона с кабаном к клеткам с мелкими представителями вольер: енот, лисица, барсук . Первая на этом пути встречается енотовидная собака.
Рассказ экскурсовода о енотовидной собаке.
Показ животного, наблюдение за его повадками
Клетка с лисицей
У клетки с лисицей
Лисица обыкновенная
3
Биология данного вида, рассказ об обитании в вольерах.
От клетки с енотовидной собакой группа экскурсантов подходит к клетке с лисицей. Располагается рядом с экскурсоводом.
Рассказ экскурсовода о лисице. Наблюдение за животным.
Клетка с барсуком
У клетки с барсуком
Барсук
3
Барсук - редкий вид на территории заповедника, занесен в Красную книгу РБ.
От клетки с лисицей группа экскурсантов подходит к клетке с барсуком. Располагается рядом с экскурсоводом.
Рассказ экскурсовода о барсуке. Наблюдение за животным.
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __К сказочному замку у озера Плавно (Территория ГК “Плавно”)__
Продолжительность (час) ___2 часа____________________________
Протяженность (км) ____30 км________________________________
Автор-разработчик ____Сотрудники музея_____________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___ Рекламно-познавательная______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _п. Домжерицы, ГД “Нивки”, ГК “Плавно”__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Круглогодично_______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
п. Домжерицы
У курганов
Курганы
5
История образования курганов и населенных пунктов Домжерицы и Ствольно
Группа располагается на дороге возле курганов
Рассказ, показ, историческая справка
Река Бузянка
У моста через реку Бузянку
Река
5
Информация о водной системе заповедника
Группа находится у моста на обочине дороги. Показ небольшого участка реки, её берегов
Рассказ о водной системе заповедника, растительности, произрастающей по берегам рек
ГД “Нивки”
Гостевой домик и его окрестности
Спальные комнаты, гостиная, беседки
10
Нивки - прекрасный домик для семейного отдыха
Группа находится у входа в домик, рассматривает постройки, затем входит во внутрь здания
Рассказ, показ
Сосновый и еловый леса
Сосновый и еловый леса
Сосновый и еловый леса
10
Растительность еловых и сосновых лесов и его обитатели
Группа выходит из домика, садится в автобус и движется по направлению к ГК “Плавно”
Рассказ, наблюдение
Территория ГК “Плавно”
КПП, ГК “Плавно”, спортивная площадка
Вертолетная площадка, оснащение ГК “Плавно”
30
Исторические данные о первом секретаре КП Белоруссии Машерове П.М.,
“Плавно” прекрасное место для отдыха
Группа входит во внутрь комплекса знакомится с его оснащением и постройками на прилегающей территории
Рассказ о Машерове П.М. показ фотографий, информация о дополнительных услугах предлагаемых комплексом
Озеро Плавно
Пирс
Озеро, пляж
45
История древнейшего пути “из варяг в греки”, характерные особенности озера, водораздел. Знакомство с растительностью произрастающей на озере
Группа выходит на пирс, знакомится с растительностью произрастающей на озере и гоголятниками затем направляется вдоль озера к пляжу
Рассказ, показ, историческая справка о водном пути “из варяг в греки”
Территория ГК “Плавно”
У ГД “Шалаш”
Расположение комнат в ГД “Шалаш”
15
ГД “Шалаш” идеальное место для экотуристов
Показ внутреннего оснащения домика и прилегающей территории
Рассказ, показ
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам
Продолжительность (час) ___2 часа____________________________
Протяженность (км) ____1,5 км________________________________
Автор-разработчик ____Сотрудники музея_____________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательная_______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний_______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Дендропарк
Асфальтированная дорожка в парке
Первоцвет весенний, тысячелистник, черемуха, земляника лесная, сосна обыкновенная, боярышник
30
Лекарственные растения и их свойства
Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений
Рассказ экскурсовода о методах лечения травами, показ растений
Карельские березы
Дорога у карельских берез
Береза, мать-и-мачеха, цмин песчаный, золотая розга, подорожник, коровяк черный, полынь, зверобой, кислица обыкновенная, ольха черная, лапчатка прямостоячая, чабрец
70
Лекарственные растения и их свойства
Группа идет по дороге и останавливается между карьерами
Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими
Окраина леса
Поле
Крапива, ольха серая, черника, ель, малина, ежевика
20
Лекарственные растения и их свойства
Группа сворачивает с дороги и идет по полю вдоль леса
Рассказ экскурсовода о травах и методах лечения ими
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
Утверждаю:
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __”Природная аптека” экскурс по лекарственным травам
Продолжительность (час) ___2 часа____________________________
Протяженность (км) ____1,5 км________________________________
Автор-разработчик ____Сотрудники музея_____________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательная_______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _Дендропарк, карельские березы, окраина леса__
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) __Весенне-осенний_______
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Дендропарк
У аншлага
Схема маршрута
5
Лекарственные растения и их значимость для человека
Группа движется по асфальтированной дорожке, которая проходит по дендропарку, останавливаясь около интересующих нас растений
Вступление яркое, эмоциональное, образное. Необходимо заинтересовать, установить эмоционально-психологический контакт с группой экскурсантов
Первоцвет весенний и тысячелистник
У растений
Первоцвет весенний, тысячелистник
10
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Черемуха и сосна обыкновенная
У черемухи и сосны
Черемуха и сосна обыкновенная
10
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Земляника лесная
У растения
Земляника лесная
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Боярышник
У боярышника
Боярышник
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Береза
У дерева
Береза
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Мать-и-мачеха и цмин песчаный
У растений
Мать-и-мачеха, цмин песчаный
10
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа идет по дороге и останавливается между карьерами, располагаясь перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Золотарник, подорожник, коровяк черный
У растений
Золотарник, подорожник, коровяк черный
12
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Лапчатка прямостоячая, чабрец
У растений
Лапчатка прямостоячая, чабрец
8
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Полынь, зверобой
У растений
Полынь, зверобой
8
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Кислица обыкновенная
У растения
Кислица обыкновенная
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Ольха черная
У ольхи
Ольха черная
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Карельская береза
У дерева
Карельская береза
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Ольха серая
У ольхи
Ольха серая
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Крапива
У растения
Крапива
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Черника
У растения
Черника
5
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Малина, ежевика
У растений
Малина, ежевика
5
Характеристика данных видов лекарственных растений; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектами
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Ель обыкновенная
У дерева
Ель обыкновенная
7
Характеристика данного вида лекарственного растения; использование в медицине, народном хозяйстве
Группа располагается перед объектом
Использовать приемы: показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, рассказа: экскурсионная справка, описание
Заключение: Краткое подведение итогов экскурсии. Ответы на вопросы туристов
Экскурсантов можно познакомить с другими экскурсиями заповедника
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __По Березинской водной системе - заповедная часть пути “из варяг в греки”____________
Продолжительность (час) _____2 часа__________________________
Протяженность (км) ______24 км______________________________
Автор-разработчик ____Коллектив научного отдела_________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __Познавательная________________________________
____________________________________________________________________________
Маршрут экскурсии ___д. Кветча, д. Крайцы, урочище Залазы_________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Сбор у КПП “Домжерицы”
У моста около д. Кветча
Шлюз через Сергучский канал
30
История создания Березинской водной системы.
Сергучский канал - часть Березинской водной системы
Группа выходит из автобуса и двигается через мост на левый берег канала
Рассказ, показ, историческая справка
д. Крайцы
У моста
Шлюз через Сергучский канал
30
Устройство шлюзов, Откосы выложены тесаными каменными плитами, остатки деревянных свай. Растительность вокруг канала
Группа находится на левом берегу канала
Рассказ, показ
Урочище Залазы
У р. Березины
Место впадения Сергучского канала в р. Березину, пойменный луг
60
Растительный мир поймы р. Березины. Сильная извилистость реки и её труднопроходимость
Группа находится на левом берегу реки
Рассказ, показ
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __По территории заповедника______________________________________
Продолжительность (час) _____3___________________________________________________
Протяженность (км) _____3,1 км + 8 км отдаленность маршрута от гостиницы_________
Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела__________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __Познавательная________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии _Лесные культуры, сосновый лес, пробная площадь, горельник, сероольшаник, валуны, ельники, поле_______________________________________________________________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра
(в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
Лесные культуры
Лесные культуры на границе с полем
Лесные культуры
15
Лесные культуры - это созданные человеком посадки. Растительность таких лесов и его обитатели
Инструктаж по технике безопасности. Группа находится на дороге которая проходит через лесные культуры
Показ схемы маршрута, мест остановок. Показ растений по ходу движения с сопровождением рассказа экскурсовода
Сосновый лес
У искусственного сооружения -солонец
Сосновый лес
30
Растительность соснового леса и его обитатели
Группа проходит по сосняку чернично-мшистому и березово-орляковому, вдыхая лечебный аромат смолы
Рассказ с описанием объектов, показ с научным анализом
Пробная площадь
У пробной площади
Пробная площадь
20
Что такое пробная площадь и для каких целей они используются
Группа располагается в начале пробной площади у аншлага
Показ с сопровождением рассказа экскурсовода
Горельник
У горельника
Поврежденные пожаром древостои
20
Низовые пожары: их возникновение и последствия
Группа движется по тропе вдоль поврежденных деревьев
Показ в сопровождении рассказа экскурсовода, используется прием рассказа-объяснения
Сероольшаник
У ольховых деревьев
Сероольшаник
20
Растительность ольхового леса и его обитатели
Группа проходит по ольховому лесу и направляется в сторону квартальной просеки
Показ объекта с сопровождением рассказа экскурсовода, с описанием объекта
Валуны
У валунов
Валуны
20
Формирование рельефа заповедника под влиянием вюрмского оледенения, его последствия: появление валунов
Группа располагается вокруг валунов
Показ и рассказ экскурсовода легенды о камнях
Ельник осиново-кисличный
На тропе у ельника
Еловый лес
25
Растительность еловых лесов и его обитатели
Группа движется по тропе по еловому лесу
Показ по ходу движения, рассказ с использованием описания объектов, наблюдение
Поле
Поле
Поле
20
Растительность полей, для чего они существуют
Группа находится на тропе вдоль поля и направляется к дороге
Показ с сопровождением рассказа экскурсовода с использованием приема цитирования стихотворных строк
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ____Заповедный лес (Пострежье)____________________________________
Продолжительность (час) ___4-6 часов____________________________
Протяженность (км) ____7 км________________________________
Автор-разработчик ___Коллектив научного отдела_________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии _Познавательная___________________________________________
Маршрут экскурсии __ Сергучский канал, Черный ручей, Пострежье, памятник партизанам
Великой Отечественной войны, р. Смоленка__________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Летний________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра (в минутах)
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
д. Крайцы
У моста через Сергучский канал
Шлюз через канал
40
История создания Березинской водной системы. Сергучский канал - часть Березинской водной системы
Группа выходит из автобуса и направляется к мосту
Рассказ, показ, историческая справка
Стационар “Черный ручей”
У пробной площади и лисьей норы
Пробная площадь, лисья нора
80
Научные исследования в заповеднике на базе пробных площадей стационара
Группа находится у аншлага пробной площади, затем переходит в сосновые насаждения к лисьей норе
Рассказ, показ, наблюдение
Пострежье
У наблюдательной вышки
Участок сельскохозяйственных земель, расположенных на месте бывшей деревни Пострежье
40
Судьба одной из белорусских деревень - Пострежье
Группа по возможности поднимается на вышку для наблюдения животных
Рассказ, показ, наблюдение
Памятник партизанам ВОВ
У памятника
Воротничковая сосна, памятник партизанам
40
Партизанское движение на территории заповедника во время ВОВ
Группа располагается возле памятника
Рассказ, показ, историческая справка
Река Смоленка
У моста через реку
Бобровая хатка и запруда
40
Биология бобра
Группа находится на мосту
Рассказ, показ
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ___Наблюдение животных в естественной среде____
Продолжительность (час) __3 часа_____________________________
Протяженность (км) ____________________________________
Автор-разработчик ___Сотрудники научного отдела______________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___Познавательный_______________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии ___ЭЛОХ “Барсуки”_________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _Круглогодично________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
ЭЛОХ “Барсуки”
У наблюдательных вышек
Кабан, Лось, косуля
Время не ограниченно
Наблюдение зверя в естественной среде
Инструктаж по технике безопасности. Экскурсанты ведут себя очень тихо, поднимаются на вышки и наблюдают зверя
Предварительный обзор, описание объекта. Самостоятельный осмотр.
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии ________________________________________
Продолжительность (час) _______________________________
Протяженность (км) ____________________________________
Автор-разработчик _____________________________________
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии __________________________________
_______________________________________________________
Маршрут экскурсии ____________________________________
в том числе варианты маршрута (летний, зимний) _________
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута
Места остановок
Объект показа
Продолжительность осмотра
Основное содержание информации
Указания по организации*
Методические указания**
1
2
3
4
5
6
7
* - Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.
** - Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПУ “Березинский
биосферный заповедник”
________________ Хмаро В.Э.
“___”____________ 200__ г.
Технологическая карта туристического маршрута
______ГПУ “Березинский биосферный заповедник” __________________________________________________
(наименование туристской организации)
на ________________________________ 200 __ г.
Наименование маршрута ____По заповедным и историческим местам Беларуси________
Основные пункты маршрута _ГК “Плавно”, п. Домжерицы, Пострежье, ЭЛОХ “Барсуки”, р. Березина, д. Студенка, г. Борисов__________________________________
1. Основные показатели маршрута
Вид маршрута ________автобусный _______________________________________
Продолжительность маршрута в днях (календарных) ________4____________
Количество туристических рейсов (групп) _________1_____________________
Число туристов в рейсе (группе) _____________24___________________________
Всего туристов по маршруту _________24________________________________
Всего человеко-дней (по ночлегам) обслуживания на маршруте _____96__________________
Продолжительность работы руководителя туристской группы __12 часов________
Стоимость ваучера (путевки) на туристскую группу ____10275360 бел._руб.______
Стоимость ваучера (путевки) на одного человека __428140 бел. руб.__________
2. Даты отъезда и прибытия рейсов (групп)
и количество рейсов (групп) по месяцам
№
месяца
Дата отъезда и прибытия рейсов (групп) по месяцам
Количество рейсов (групп) в месяц
август
15-17 августа
1
Всего:
1
3. Содержание программы обслуживания и график движения по маршруту
№
Пункты маршрута и обслуживания, рас-
Время пребывания в пункт
Программа обслуживания (с указанием предприятий-партнеров, обслуживающих на маршруте)
Дополнительные
п/п
стояние между ними (км)
и отправления из него
питание
ночлег
Наименование туристско-экскурсионных мероприятий
услуги
1
2
3
4
5
6
7
1 день пребывания в Березинском заповеднике
1.
ГК “Плавно”
Прибытие и размещение 1720
Прибытие в гостиничный комплекс “Плавно”. Инструктаж группы руководителем о правилах заселения, выселения из ГК, правилам поведения, сохранности личного имущества и прочих формальностях. Размещение в ГК
- 12 номеров типа “Люкс”, каминный зал, бильярдная и ресторан;
- сауна с бассейном;
пляжный комплекс;
- спортивная площадка;
- увлекательные экскурсии в заповедник;
- прогулки на “Русской тройке”;
- охота и рыбалка;
- прокат туристического снаряжения;
- вертолетная площадка;
- охрана территории
2.
ГД “Нивки”, 7 км
Ужин 1830
Ужин на свежем воздухе около костра на территории ГД “Нивки” (приготовленный в ресторане ГК “Плавно”), с участием народного хора “Березиночка”, преподносится белорусский каравай. Отдых 2300.
2 день пребывания
3.
ГК “Плавно”, 7 км
Завтрак 800
Завтрак в ресторане ГК “Плавно” (шведский стол). Напоминание о программе дня. Распределение на 2 группы по 12 человек (группа А и группа Б)
4.
Группа А
ГК “Плавно”
Отъезд в п. Домжерицы 900
Сбор группы. Инструктаж о правилах поведения в транспорте.
5.
Заповедный лес (Пострежье), 30 км
Отправление 920
Обед 1150 - 1330 (сухой паек)
Напоминание руководителя о технике безопасности и правилах поведения в лесу
6.
Переезд: Пострежье - 15 км; Домжерицы - 15 км; Нивки - 7 км
Отправление 1330
Прибытие 1410
Отправление 1410
Прибытие 1430
Сбор группы, проверка согласно списка. Отправление на кордон Нивки для продолжения экскурсии Березинской водной системе
7.
Водная экскурсия по Березинской водной системе, 5 км
Отправление 1430
Проведение руководителем инструктажа по технике безопасности и о правилах поведения на воде. Выдача спасательных жилетов. Подготовка лодок
8.
ГК “Плавно”
Прибытие 1630
Ужин 1800
Ночлег
Ужин 1800 - 1900.
Свободное время.
Ночлег в гостиничном комплексе
9.
Водная экскурсия по Березинской водной системе, 5 км
Отправление 900
Сбор группы Б. Напоминание руководителя о правилах безопасности на воде. Выдача спасательных жилетов. Подготовка моторных лодок
10.
Кордон “Нивки”, 5 км
Прибытие 1100
Отправление 1330
Обед 1130
Прибытие с озера Манец на кордон “Нивки”. Обед (сухой паек). Отдых 1130 - 1330
Деревянный дом на 10 человек (5 спален), столовая с мягкой мебелью и музыкальным центром, телевизором. Кухня оснащена. 2 санузла, душ, горячая вода. На территории имеются беседки, навес над столом на 20-30 человек, место для костра, мангал.
11.
п. Домжерицы, экскурсия в лес, 7 км + 15 км
Отправление 1410
Прибытие 1600
Инструктаж руководителя о правилах личной безопасности в лесу и охраны природы
12.
ГК “Плавно”, 30 км
Прибытие 1600
Прибытие в ГК “Плавно”. Отдых. Подготовка к отъезду в ЭЛОХ “Барсуки”.
13.
ЭЛОХ “Барсуки”, 6 км (через В.Гору)
Отправление 1410
Ужин 1830
Ужин (сухой паек)
14.
ГК “Плавно”
Прибытие 1600
Ночлег
Отдых в ГК “Плавно”
15.
ЭЛОХ”Барсуки”, 13 км
Отправление 530
Сбор группы А. Инструктаж по технике безопасности и правилах пребывания в лесу. Отъезд в ЭЛОХ “Барсуки” для наблюдения животных в естественной среде обитания.
16
.
ГК “Плавно”
Прибытие 800 (группа А)
Завтрак830 (группа А и Б)
Возвращение с ЭЛОХ “Барсуки” в ГК “Плавно”. Отдых. Сбор групп А и Б. Завтрак в ресторане ГК “Плавно”. Напоминание руководителя о программе дня
17.
д. Студенка (переправа Наполеона), 90 км
Прибытие 1030
Обед 1130
Переправа туристов на моторных лодках через реку Березину. Осмотр местности. Обед на природе (сухой
г. Борисов, 15 км
Прибытие 1330
паек).
1330 - 1400 Осмотр памятников.
1400 - 1600 посещение краеведческого музея г.Борисова. Отправление по маршруту
Посещение краеведческого музея г. Борисова за дополнительную плату. Экскурсию проводят экскурсоводы Краеведческого музея г. Борисова
18.
ГК “Плавно”, 105 км
Прибытие 1730
Ужин1800
Ужин в ресторане ГК “Плавно”. Отдых
19.
ГК “Плавно”
Отправление 1900
Выселение из гостиницы. Сбор группы, проверка согласно списка.
1915 - погрузка багажа, посадка в автобус.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ