Г. Барнаул Ленинский район Методическая работа «Использование проектной методики как средство повышения интереса к изучению иностранного языка на средней ступени»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72»
г.Барнаул Ленинский район
Методическая работа
«Использование проектной методики как средство повышения интереса к изучению иностранного языка на средней ступени»
Работу выполнила
Борисова Ольга Геннадьевна,
учитель английского языка,
образование Высшее, БГПУ,1993 г.,
педагогический стаж 11 лет,
Квалификационная категория I.
2008 г.
Содержание:
Введение
Глава I. Проектная методика – одна из форм реализации личностно-ориентированного подхода в языковом образовании.
Глава II. Использование проектной методики в обучении учащихся среднего звена.
1. Этапы проектной работы.
2. Работа над долгосрочным проектом.
Глава III. Результат и перспектива.
Список литературы.
Введение
Регулярно в начале каждого учебного года в нашей школе проводится тестирование пятиклассников с целью выявления уровня адаптации детей при переходе в среднее звено. Анализирую результаты в 2005 – 2006 учебном году, я заметила, что большое количество учащихся указывали английский язык как один из самых трудных предметов, некоторое количество детей считали его скучным, при этом подавляющее большинство полагало, что английский язык необходим им в будущем.
Я увидела в этом проблему и задумалась над тем, как сделать переход из младшего звена в среднее звено менее стрессовым. Я ознакомилась с различными приемами и методами обучения иностранного языка на современном уроке.
Глава I. Проектная методика – одна из форм реализации личностно-ориентированного подхода в языковом образовании.
Российские психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Одним из направлений такой творческой исследовательской работы многие исследователи считают проектно-ориентированную деятельность учащихся. Именно проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности, способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно-значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контакт другой деятельности (игры, путешествия, выпуск рекламных проспектов и т.д.)
Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности.
Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно – деятельностных умений учащихся.
Для этого учителю необходимо попробовать себя в роли консультанта, координатора, помогающего школьнику учиться, направляющего его познавательную деятельность.
Анализ российской и зарубежной литературы по проектно-ориентированному обучению позволил выделить следующие признаки этой технологии:
- соотнесенность с объективной реальной действительностью;
- соотнесенность с субъектом деятельности;
- ориентация на продукт деятельности;
-методическая соотнесенность.
Более подробно рассмотрим эти составляющие.
Соотнесенность с объективной реальной действительностью предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний.
Соотнесенность с субъектом деятельности предполагает ориентацию на интерес учащихся, их самоорганизацию и ответственность.
Тема проекта не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую и организаторскую деловую поддержку.
Задача учителя – вызвать интерес к той или иной проблеме. Если ему это удается, занятие становится интересным и увлекательным, усвоение материала – осмысленным, а работа учащихся - увлекательной, познавательной и мотивированной.
Проектно-ориентированное обучение – это обучение, в центре которого стоит ученик. Он, ученик, является субъектом деятельности и, как таковой, должен уметь работать самостоятельно. Для участия в проектной деятельности учащиеся должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, работать со справочным материалом и пользоваться компьютером и т.д.)
Фактор соотнесенности проектного обучения с субъектом деятельности предполагает воспитание у учащихся чувства ответственности за свою работу и за общее дело, желание выполнить задание, порученное группе. ,
Методическая соотнесенность проекта предполагает учет уровня обученности и обучаемости учащихся, их предметных знаний, общеучебных и специально учебных умений, их социальной компетентности.
Проект предполагает собственную ответственность учащегося за распределение времени, за содержание и формы работы.
Важной составляющей методической организации проектной деятельности является целостное обучение, т.е. включение всей психической сферы личности: когнитивной, творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой.
Ориентация на продукт деятельности , считают многие исследователи, конечно же, дисциплинирует учащихся: никто не хочет ударить в грязь лицом перед зрителем и поэтому все работают с полной отдачей.
С другой стороны, для преподавателей иностранного языка важен сам процесс проектной деятельности.
Глава II. Использование проектной методики в обучении учащихся среднего звена.
1. Этапы проектной работы.
Известно, что у детей младшего и среднего школьного возраста развиты потребности во впечатлениях и любознательность. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку.
Я решила использовать метод проектов (проектную методику) как выход из сложившейся ситуации. Опыт методистов, других педагогов свидетельствовал, что внедрение данной методики позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. При выборе темы проекта я могу учитывать индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям, таким образом, обучение английскому языку станет по силам учащихся, а значит интересным, успешным («нетрудным»).
Итак, главные цели введения в мою школьную практику метода проектов:
Показать умения отдельного ученика или группы учеников, использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
Реализовать интерес учащихся к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку, совершенствовать умения участвовать в коллективных формах общения;
Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.
Кроме того, я имею возможность расширить рамки изученной темы, ученик – имеет возможность выразить свои собственные идеи в удобной для него творчески продуманной форме.
На своих уроках я использую следующие типы проектов:
ПРОЕКТ
индивидуальный
(УСТНО-РЕЧЕВОЙ
ПИСЬМЕННЫЙ)
КОЛЛЕКТИВНЫЙ
(УСТНО-РЕЧЕВОЙ,ПИСЬМЕННЫЙ)
ПАРНЫЙ
Формы продуктов проектной деятельности:
Фотоальбом («Моя семья», «Мои друзья» и др.)
Коллаж
Стенгазета (Юбилей школы)
Реклама («Мой любимый магазин»)
Рекламный проект
Игра – путешествия
Маршрутный лист
Выставка
Календарь
Выбор темы и форма проекта зависит от желания, интересов и жизненного опыта школьников.
Организация работы над проектом включает в себя следующие этапы:
I. Планирование в классе
1. Прошу детей дать определение слову «проект».
2. Подробно объясняю, что и как нужно сделать.
3. Обсуждаем с учащимися содержание и характер проекта. Я предлагаю различные формы.
Приведу следующий пример:
Тема «Еда»: 1) кроссворд (с ключевым словом)
2) коллаж (традиционные британские блюда)
3) меню (день рождения, какой-либо праздник)
4) фирменные блюда моего ресторана (кафе). Разыграть сценку «В кафе»
4. Совместно с учащимися формулируем задачи проекта.
На этом этапе дети решают, будут ли они выполнять монопроект, либо работать в парах, группах. Если необходимо, я объединяю учащихся в однородные или разнородные группы с учетом их интересов, контекста совместной деятельности, учитывая психологическую совместимость детей и их желание работать вместе. Далее дети распределяют обязанности, обсуждают задание и ожидаемый результат.
Я убеждаюсь в том, что каждый ученик понимает - какое конкретное задание ему предстоит выполнить до начала проекта. Подсказываю идеи («У тебя очень хороший вкус. Может быть ты разработаешь единую форму для нашей школы?», «Придумай новый костюм для школьного хореографического ансамбля.»).
На данном этапе также определяются сроки выполнения проекта.
Внимательно наблюдаю за тем, что делают дети, выясняю проблемы, разбираюсь с каждой из них. Предлагаю еще раз посмотреть соответствующий раздел учебника, рабочую тетрадь, словарь, обратиться к лингвострановедческому справочнику.
II этап. Выполнение проекта.
На этой стадии деятельность выходит за пределы класса, школы. Учащиеся собирают иллюстрированный материал. Обсуждают содержание с одноклассниками и родителями. Поэтапно выполняют задачи проекта.
III этап. Возвращение в класс.
На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используют ножницы, клей, цветную бумагу, фломастеры и т.д. Я, наблюдая за учениками, создаю благоприятный эмоциональный фон. Учитывая ситуацию общения на данном этапе, я имею возможность корректировать работу ученика, сделать ребенку комплимент:
Одобрить внешность («Ты сегодня замечательно выглядишь!»)
Одобрить личностные качества (« Ты тоже веселый и добрый», «Ты тоже настоящий друг», «У тебя золотые руки»)
Деловые качества («Ты хорошо рисуешь!»)
Достижения («Ты же замечательно танцуешь, поешь и т.д.»)
Для избежания разочарования во время презентации работы советую детям еще раз прорепетировать.
Таким образом, выражая доброе отношение к учащимся в процессе выполнения проекта, (стадия работы в классе) налаживаются отношения учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс.
Бесспорно, создание эмоционального фона важно для положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Известно, что основу взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании, в признании их достижений, одобрении.
IV этап – Презентация.
Учащиеся демонстрируют результат своего творчества, с другой стороны, выступают в роли экспертов, комментируют его, оценивают выступления одноклассников и других групп. При этом во внимание принимается успешность решения речевой задачи, наличие или отсутствие ошибок, оригинальности идеи и качество подготовленных материалов.
В конце урока дети определяют, какой проект был самым интересным, красочным и т.д.; кто из учащихся был самым артистичным и т.д.
2. Работа над долгосрочным проектом.
Значительную роль в своей работе я отвожу долгосрочным проектам. В качестве долгосрочных проектов выступают:
Тематические праздники («Празднование рождества в Великобритании»)
Интеллектуальные игры («По странам и континентам»)
Сказочные шоу
Для подготовки, организации, проведения праздника я создаю творческую группу из активных ребят. Далее все идет по той же схеме: распределяются обязанности и т.д. Учащиеся охотно проводят конкурсы, викторины, выступают в роли жюри.
Подготовка долгосрочного проекта предполагает сочетание работы над английским языком с эстетической и трудовой деятельностью. Ориентация на праздник – как итоговое мероприятие – мотивирует школьников, развивает инициативу, творчество. Важно найти подходящие роли для каждого ребенка, учитывая его возможности, способности. Проектная деятельность предусматривает работу в сотрудничестве, что помогает развитию взаимопомощи, толерантности, чувства ответственности, включение иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности. На праздник приглашаются учащиеся нескольких классов, учителя, родители, что придает смотру социальную значимость.
Большинство проектов я использую как наглядный материал, также организовываю выставки лучших проектов, некоторые из них сами по себе являются источниками информации.
III. Результат и перспективы.
Высоко оценивая образовательную эффективность метода проекта, я проявляю чувство меры, так как слишком частое обращение к такой деятельности ведет к быстрому утомлению учеников и нежеланию принимать в ней участие.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я обращаю внимание на следующее:
Выбрал ученик мою идею или генерировал свою;
Самостоятельно сформулировал задачу проекта или с моей помощью;
Предпочитает участвовать в групповой работе, либо выполнить проект индивидуально;
Предпочитает защищать проект в устной форме, либо сдавать его в письменном виде.
Также для меня важна неформально-оценочная сторона:
Получилось – не получилось
Понравилось – не понравилось
Было скучно – весело
Выступала я в роли учителя-координатора или вела урок в традиционной форме.
Актуальность выбранной мной темы состоит также в том, что она позволяет ученику собирать материал, свидетельствующий об его успехах в овладении языком, что практически подтверждают его достижения в изучении английского языка.
Кроме этого, внедряя в свою практику проектный метод, я использую здоровьесберегающие технологии. На уроках английского языка происходит:
смена видов деятельности (например, чтение, говорение, письмо и т.д.),
чередование видов активности (интеллектуальной – эмоциональной – двигательной)
включение «разрядок» (игр, разучивание стихов, инсценирование сказок).
Все это помогает предотвратить перегрузки школьников.
Таким образом, модернизация затрагивает все компоненты системы школьного обучения иностранному языку: цели, содержание, структуру, принципы и технологию обучения.
Значимость своей работы я вижу в том, что разработанные под моим руководством проекты могут быть использованы коллегами, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Удачное сочетание такой формы проектной деятельности позволяет мне создавать приятную, доброжелательную ауру иноязычной культуры, атмосферу сотрудничества, творческое настроение учителя и учеников.
Перспективу своей работы я вижу в следующем:
оформить разработанные проекты в электронном виде;
искать новые формы;
вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность;
охватить темы, связанные с региональным компонентом.
Надеюсь, что мои ученики будут и дальше с интересом изучать английский язык.
Список литературы:
1. И.Л.Бим. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ)/ Иностранные языки в школе. – 2005. - №8.
2. В.П.Белогрудова. Об исследовательской деятельности учащихся в
условиях проектного метода./ Иностранные языки в школе. – 2005. -№8
3. Т.В.Душеина. Проектная методика на уроках иностранного языка./
иностранные языки в школе. – 2003. - №5
4. Н.Д.Гальскова. Языковой портфель как инструмент оценки и
самооценки учащихся в области изучения иностранных языков./Иностранные языки в школе. – 2000.№5.
5. М.Ю.Бухарина . Технология разноуровнего обучения./Иностранные
языки в школе. – 2003. №3.
6. Э.П.Комарова, Е.Н. Трегубова. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку./ Иностранные языки в школе. – 2000. №6
7. Г.В.Бородина. Формирование иноязычной коммуникативной
компетенции на основ стратегий продуктивных учебных технологий./Английский язык в школе. – 2007. №4
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ