Профилактика вредных привычек у подростков
ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Профилактика вредных привычек у подростков
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Выполнила:
Старший воспитатель
МС(К)ОУ школы-интерната VI вида №4 г. Челябинска
Белоконь И.В.
Группа № 225
г. Челябинск – 2010 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...
стр. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1. Факторы возникновения вредных привычек у подростков в психолого-педагогической литературе……………………………...………
стр. 5
1.2. Особенности личностного развития подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата…………………………………………
стр. 7
1.3. Методы и приемы профилактики вредных привычек в воспитательной работе с подростками с нарушением опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………
стр.14
ГЛАВА II. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИТЯИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1. Особенности работы воспитателей по профилактике вредных привычек у детей с НОДА……………………………………………….
стр.18
2.2. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике вредных привычек у подростков с НОДА………………………………………
стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
стр.32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
стр.33
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение учащихся специальных (коррекционных) школ.
Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих и алкоголизирующих подростков как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы и употребляют спиртные напитки.
Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом.
В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний.
Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с учащимися.
Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают все более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Все это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки с нарушением опорно-двигательного аппарата, поскольку употребление ПАВ является для них психологической защитой от внешнего мира. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков с НОДА является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.
Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков с НОДА представляется нам чрезвычайно актуальной.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1 Факторы возникновения вредных привычек у подростков
в психолого-педагогической литературе
Как нарушение процесса социализации, алкоголизация и табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными, как А. А. Александров, Г. М. Андреева, С. А. Беличева, Б. П. Битинас, А. Д. Гонеев, И. С. Кон, В. Т. Кондрашенко, Г. Ф. Кумарина, И. А. Невский, А. Б. Серых, Е. С. Скворцова и другими.
Психолого-педагогические исследования профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков проведены психологами: С. А. Бадмаевым, С. А. Беличевой, А. П. Горбачевой, И. И. Кауненко; педагогами - Т. К. Зуевой, И. В. Иванниковой, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейбергом, А. С. Меликсетяном, И. А. Невским, В. А. Поповым, З. Д. Раевской, О. Л. Романовой и других.
Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, Т. П. Гуриной, Д. В. Колесова, А. В. Мудрика, Л. П.Федоренко и других.
Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи - Г.А. Аванесов, А. И. Алексеев, В. Р. Кудрявцев, Г. М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б. С. Братуся, А. А. Вдовиченко, В. В. Ковалева, А. Е. Личко и других.
Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю. Р. Вишневского, И. А. Горьковой, Г. А. Гурко, И. А. Двойменного, А. Н. Елизарова, Е. Н. Заборовой, В. А. Лелекова, А. В. Меренкова, В. Д. Москаленко, Г. П. Орлова, Б. С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней алкоголизации и табакокурения учащихся, представлены в работах Б. Н. Алмазова, B. C. Афанасьева, Г. Ф. Кумарина, В. В. Лозового, И. А. Невского, В. Г. Степанова и других.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой алкоголизации и табакокурения, а также разработка системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.
Несмотря на значительное расширение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
К факторам риска ранней алкоголизации и курения в подростковом возрасте относятся:
медицинские предпосылки (патология беременности и осложненные роды; тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте; сотрясение головного мозга и др.);
объективные факторы (экономическое, социальное напряжение в обществе; миграционные проблемы; рост объемов алкогольной, никотиновой продукции и их доступность; алкогольная и никотиновая рекламная компания; алкогольные традиции семьи и общества);
субъективные факторы (предрасположенность к ранней алкоголизации и табакокурению подростков из асоциальных семей; особенности характера (акцентуации) (высокий уровень тревожности и агрессивности; неадекватная самооценка; отсутствие ценностных ориентации; низкая терпимость к стрессовым ситуациям; подростковые реакции-группирования, подражания) и обусловливающие их типы семейного воспитания; недостатки педагогического процесса (нарушение стиля управления, деформация или отсутствие профессионально - важных качеств личности педагога, отсутствие реализации принципов обучения, воспитания; преобладание методики негативного стимулирования поведения и деятельности подростков), предопределяющие учебную и социальную дезадаптацию.
В следующем разделе будут рассмотрены личностные особенности подростков с НОДА.
1.2. Особенности личностного развития подростков с нарушением
опорно-двигательного аппарата
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%).
По мнению О. К. Агавеляна, основным клиническим симптомом при НОДА является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей данной категории имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
Наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
По мнению Ковалева В. В. при нарушениях опорно-двигательного аппарата наблюдается сложная сочетанная картина неврологических и психических нарушений. В полиморфной картине психических нарушений при НОДА отмечаются не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.
Э. С. Калижнюк считает, что особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у подростков с НОДА могут быть обусловлены двумя факторами:
биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
социальными условиями - воздействием на подростка семьи и педагогов.
Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни подростка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности подростков с НОДА, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.
По мнению К. Акош, для большинства подростков с НОДА характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Е. И. Кириченко описывает другую категорию, напротив, которую отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей с ДЦП. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у подростков, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.
По мнению И. И. Мамайчук, также у детей данной категории отмечаются определенные личностные особенности. У них, как правило, не формируются правильные социальные контакты с потребностью заботы и внимания к окружающим людям, у них возможна переоценка своих возможностей, стремление к самоутверждению при недоучете своего дефекта, что приводит к конфликтам с окружающими. На патологическое формирование личности может влиять и само органическое поражение незрелого мозга: ослабленная нервная система; высокая возбудимость; склонность к аффективным вспышкам; импульсивный характер поведения; низкая работоспособность; неустойчивое внимание; недоразвитие воли.
Для того чтобы создать успешную базу для социально-педагогической адаптации детей с НОДА, необходимо четко знать их психические особенности, которые имеют специфический характер. У каждого ребенка механизм отклонений определен отдельными мозговыми поражениями. Этой проблеме посвящен ряд работ таких известных отечественных специалистов, как Э. С. Калипснюк, В. В. Ковалева, Е. М. Мастюкова, М. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Л. О. Бадалян.
Л. О. Бадалян считает, что хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений. Например, тяжелые двигательные расстройства сочетаются с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом.
Многие подростки с НОДА отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.
По мнению И. А. Смирновой, повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех подростков с НОДА. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.
Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с НОДА, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.
По мнению А. Р. Маллера, нарушения личностного развития – особенность большинства детей с НОДА. Это связано со множеством факторов, как то биологических, социальных и психологических. Физический недостаток влияет на социальную позицию ребенка, на отношение к окружающему миру. У детей с ДЦП и НОДА при формировании личности наблюдается пониженная мотивация к познавательной деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к уединению. Причиной, по мнению М. Ю. Левченко является изнеживающее воспитание и физический дефект.
Часто достаточное интеллектуальное развитие сочетается с неуверенностью в себе, отсутствием самостоятельности, повышенной внушаемостью. У таких детей часто формируются и иждивенческие установки – это и нежелание и неспособность работать. Из этих причин возникают затруднения социальной адаптации.
По данным Э. С. Калижнюк отмечается низкая корреляция между характером неврологических расстройств и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, а дети с гиперкинетической формой ДЦП, наоборот активны, эмоциональны и общительны, зачастую переоценивают свои возможности.
В работах Л. М. Шипицыной показано, что дети и подростки с НОДА отстают в своем развитии, что обусловлено как самим заболеванием, так и его последствиями. У детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата социальный ряд развития обычно растянут, так как условия их существования имеют свои особенности. Установлено, что физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка и подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего может явиться искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Это обуславливает вторичную изоляцию детей данной категории.
Для детей с НОДА, как уже говорилось ранее, характерно и расстройство эмоционально-волевой сферы. Это и повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, застенчивость и робость. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций (начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться). Повышенная эмоциональность сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой обстановке или при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста к окружающим). Встречается и состояние полной апатии.
Необходимо отметить, что повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым.
По мнению И. И. Мамайчук, все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера. Специфические нарушения деятельности и общения при НОДА могут способствовать своеобразному формированию личности.
Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У подростка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.
Л. М. Шипицына считает, что при воспитании подростка с НОДА важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах. У подростка данной категории часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.
Таким образом, у детей с НОДА своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. В следующем разделе будут рассмотрены основные методы и приемы профилактики вредных привычек у подростков с НОДА.
1.3. Методы и приемы профилактики вредных привычек в воспитательной работе с подростками
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивных веществ (ПАВ) не способствуют профилактике вредных привычек. Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек.
В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования (таблица 1). Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди школьников могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.
Таблица 1.
Основные направления работы и ее уровни при обучении профилактике употребления ПАВ среди школьников
Управление образования
Администрация школы
Воспитатели, педагоги
Медицинские работники
Родители
Организация и проведение мероприятий
• координация работ с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ
• запрет продажи и рекламы табачных и алкогольных изделий на территории школ и вблизи нее
• мониторинг и контроль
Запрет на курение, употребление алкоголя и ПАВ в школе и контроль исполнения запрета
• создание в школе атмосферы неприятия курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ
Контроль запрета на курение и употребление алкоголя и ПАВ в школе
• участие в проведении специальных мероприятий и уроков, направленных на профилактику вредных привычек
• проведение тематических классных часов, занятий и родительских собраний
• организация досуга школьников, исключающего курение, употребление алкоголя или ПАВ
Проведение лекций, семинаров и бесед на тему вредных привычек
• выявление лиц, курящих, употребляющих алкоголь или ПАВ и при необходимости направление их на консультацию или лечение
Проявление интереса к поведению ребенка (признаки курения, употребления алкоголя, ПАВ)
• контроль свободного времени ребенка (где и как его проводит)
• знакомство с друзьями ребенка
• контроль расходования ребенком карманных денег и других средств, ценными вещами в доме
• извещение педагогического коллектива и медицинских работников о случаях подозрительного поведения ребенка или его друзей
• участие в мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек
Помимо мер административного характера, существенную пользу в профилактике вредных привычек у школьников могут дать тематические уроки. Важно, чтобы эти уроки проводили систематически, в каждом классе, на протяжении всего периода обучения. При этом школьникам должна сообщаться только объективная и проверенная информация. Ни в коем случае нельзя запугивать. Информация типа «Наркотики яд, от них умирают» будет игнорироваться, т.к. в классе всегда может найтись ученик, который скажет: «Я (мой друг) употреблял наркотики и не умер».
Особенно важно при проведении программ профилактики вредных привычек развитие личностных особенностей детей с НОДА. Оно имеет целью предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями:
развивая и усиливая мотивацию на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
направляя процесс осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
усиливая адаптационные факторы или факторы стрессорезистентности, ресурсы личности и среды, понижающие восприимчивость к болезни,
воздействуя на факторы риска курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ с целью их уменьшения,
развивая процесс управления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением, развитием);
развивая социально-поддерживающий процесс.
В практической части работы будет рассмотрена система профилактической работы воспитателей на примере МС(К)ОУ школы-интерната VI вида №4 города Челябинска.
ГЛАВА II. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИТЯИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1. Особенности работы воспитателей по профилактике вредных привычек у детей с НОДА
Педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков с НОДА в МС(К)ОУ школе-интернате VI вида №4 представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками с НОДА обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий. Педагогическая профилактика вредных привычек подростков данной категории представлена в качестве педагогической цели. Разработаны содержание, способы и средства педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков с НОДА.
В основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков с НОДА применяется модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая:
развитие социальной и личной компетенции (обучение эффективному общению, критическому мышлению, формирование адекватной самооценки и самоуважения);
становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды);
развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности воспитателя и подростков с НОДА с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения.
Ниже будет представлена программа профилактики вредных привычек у подростков с НОДА - «Мое здоровье в моих руках». Основными задачами программы профилактики вредных привычек является:
совершенствование профессионально значимых качеств личности, критичность мышления, толерантность (терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий), эмпатия, профессиональная креативность, ответственность;
развитие коммуникативных умений, таких, как: активное слушание, ведение дискуссии, безоценочное восприятие других, проявление уважения к окружающим, конструктивное взаимодействие в группе;
развитие личностной и профессиональной рефлексии.
Программа профилактики вредных привычек у подростков с НОДА рассчитана на 17 часов. Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков с НОДА и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков. Основная цель программы – воспитание у подростков с НОДА:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).
2. Оказать помощь школьникам с НОДА в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле. Программа предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках»;
создать условия для формирования у подростков с НОДА навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить свое здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
cоставление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники с НОДА получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по программе:
«Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
«Отношение подростков МСКОУ №4 к вредным привычкам»;
«Стресс и его воздействие на организм подростка»;
«Влияние шума на детский организм»;
«Влияние компьютеров на здоровье человека»;
«Как противостоять давлению среды»;
«Что значит быть счастливым?»;
«Наркотики, алкоголь и сигареты»; «Я в этом мире».
Выполнив программу «Мое здоровье в моих руках» подростки с НОДА будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
полученные знания на практике;
полученные знания для осознанного выбора профессии.
Содержание программы
1. Введение.
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика.
2.1 Алкоголизм.
2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм.
2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.
2.2. Курение.
2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.
2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия.
2.3. Наркомания.
2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом.
2.4. Токсикомания.
2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании.
3. Простудные заболевания.
3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний.
4. Стресс.
4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс».
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Челябинской области. Презентация.
5.2. Встреча с врачами по проблеме.
5.3. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.
5.4. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Первая медицинская помощь.
6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.
7. Обобщение: «За здоровый образ жизни».
Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Многие из подростков с НОДА, прошедшие обучение, отмечают, что они впервые осознали серьезность и глубину рассматриваемых проблем. Результаты анкетирования показали, что благодаря программе все подростки расширили свои знания по изучаемым проблемам. Большинство воспитателей открыли для себя новые методы преподавания, познакомились с эффективными способами создания благоприятного социально-психологического климата в классе.
2.2. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике вредных привычек у подростков с НОДА
Тема: «Полезные и вредные привычки. Курить - здоровью вредить».
Цели занятия: сформировать критическое отношение к курению, алкоголю и другим вредным привычкам, первоначальные представления о вреде курения; ознакомить учащихся с речевыми клише отказа от курения с помощью профилактического тренинга; развивать аналитико-синтетическое восприятие, воображение.
Оборудование: плакат с надписью: «Я умею думать, я умею рассуждать - что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»; фотографии известных спортсменов; цветные карандаши; губка розового цвета; по 2 листа бумаги розового цвета на парту; банка с водой; черная тушь; кусочки наждачной бумаги; воздушный шарик в виде сердца; Школьный толковый словарь русского языка; рабочие листы.
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала. Давайте вспомним, что обозначает слово «здравствуйте», которое мы говорим и слышим каждый день по нескольку раз. (Здоровья желаю.) А от чего зависит здоровье человека? (От его образа жизни.) Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Прочитайте, пожалуйста, хором утверждение на плакате: Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
III. Изучение нового материала. Тему нашего занятия мы определим, выполнив первое задание в рабочих листах. Соедините только те буквы, которые написаны в кружках, прочитайте, что у вас получилось, и назовите тему урока. (Полезные и вредные привычки.). Сегодня на уроке мы поговорим о привычках. Постараемся определить влияние привычек на образ жизни человека и его здоровье. Как вы понимаете значение слова «привычка». (То, что человек делает постоянно.) (Воспитатель показывает Школьный толковый словарь русского языка М. С. Лапатухина.) Давайте посмотрим значение этого слова в Школьном толковом словаре: Привычка — это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. Есть полезные и вредные привычки. Как выдумаете, что такое полезные и вредные привычки? (Мнения детей.)
Полезные привычки — хорошие, не вредят, а помогают здоровью, например: делать зарядку, быть аккуратным, не опаздывать, соблюдать режим дня и другие. Вредные привычки - это плохие, например: грызть ногти, курить, читать лежа, обманывать; они вредят здоровью, портят отношение с людьми. В задании 2 в рабочих листах распределите с помощью стрелочек слова на две группы (на полезные и вредные привычки). (Дети выполняют.)
IV. Физкультминутка
Сцепите за спиной руки и присядьте несколько раз. Ладони соедините и поднимите руки вверх над головой, держите осанку. Руки за голову, наклоны влево-вправо. Наклоны вперед-назад. Круговое движение туловищем вправо, руки за головой. Круговое движение туловищем влево, руки за головой. Руки вниз, держать осанку.
Упражнение для снятия усталости с глаз:
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
V. Продолжение изучения материала. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас проделали? (Разминка, зарядка.). Это полезная привычка? (Да.) На сегодняшнем уроке мы особое внимание уделим одной вредной привычке. Вы сможете о ней догадаться, прослушав отрывок из сказки С.
Михалкова «Как медведь курительную трубку нашел».
Нездоровиться мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломот
Ничего почти не ем — Аппетит пропал совсем! Начал раньше спать
ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам, Сердце колет, в лапах дрожь... Пропадаю!
Кто догадался, о чем мы будем говорить в этой части урока? (О вреде
курения.). Верно, и эту часть урока так и назовем: «Курить - здоровью вредить». Ребята, скажите, а было ли у вас когда-нибудь во рту что-нибудь ужасно невкусное? А что это было? (Мнения детей.). А кто-нибудь из вас пробовал курить? (Мнения детей.). Скажите, а табак - это вещество неприятное или приятное на вкус? (Неприятное.). Люди употребляют, курят его, потому что он содержит никотин — это вещество, вызывающее привыкание. Послушайте страшные факты о никотине. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли, лошадь - от 1 капли. Для человека смертельная доза составляет 2—3 капли никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. (Воспитатель сопровождает свой рассказ рисунками.).
А сейчас я прочитаю вам печальное письмо от девочки Оли в редакцию газеты «Наши питомцы»: Нам подарили попугайчика. Его звали Кеша. Он был нашим общим любимцем. Но так уж вышло, что Кеша играть любил больше со мной. Но вот однажды нежданно-негаданно случилась беда. Вдруг мой любимец заболел. Болел он недолго - всего 4 дня. И вот он умер. Мы с мамой и братом похоронили его. Я спросила брата: «Почему он погиб?». Его любимым местом была кухня. К сожалению, там курили. Мы сами старались не дышать этим дымом и уходили из кухни. А Кешу никак нельзя было выманить оттуда. Табачный дым сделал свое дело. Если 1 грамм никотина убивает лошадь, то сколько же надо было его для такой крохи? Какое у вас возникло отношение к курению после этих фактов? (Мнения детей.). Итак, в табачном дыме содержатся вредные или полезные для здоровья вещества? (Вредные.).
Рассмотрите изображение двух мальчиков в задании 3 рабочего листа. Определите, кто из них имеет вредную для здоровья привычку - курить. Укажите галочкой. Найдите соответствие в изображениях мальчиков и мужчин. Расскажите, что помогло вам найти правильный ответ. Действительно, ребята, ученые установили, что курение замедляет рост. Мальчик, который рано начал курить, рискует остаться низеньким, а курящие мужчины уже к 30 годам начинают лысеть. Кроме того, курение приводит к инфаркту миокарда (разрыву сердца) и раку легких. А сейчас, ребята, мы постараемся мысленно увидеть и нарисовать, что происходит в теле курильщика, то есть человека, который курит. Рассмотрите картинки задания 4. С помощью цветных карандашей покажите, что происходит в организме человека, который курит. В центре расположилась «злая» сигарета. Покажите на рисунке, что она «злая». (Дети изображают у сигареты злое лицо.) Свои костлявые руки она тянет к зубам, и поэтому от сигареты на зубах появляются желтые пятна. Покажите это на рисунке. (Дети выполняют. На партах у детей лежат кусочки наждачной бумаги.).
Пощупайте кусочки наждачной бумаги. (Дети щупают.) Так и язык у курильщика становится шершавым и меняет цвет с розового на желтый, серый или коричневый. Покажите это с помощью цветных карандашей. (Дети выполняют.) (Учитель показывает воздушный шарик в виде сердца, медленно сдувая его.) Сердечко у курильщика мучается и слабеет. Покажите на рисунке, что сердечку курильщика очень плохо от сигарет. (Дети выполняют.)
Какое влияние оказывает курение на легкие, мы определим из опытов. (Учитель берет губку белого цвета и опускает в банку с чистой водой. Затем вынимает и отжимает.) Так дышат легкие некурящего человека. (Учитель добавляет черную тушь в банку с водой и размешивает. Затем опускает в нее губку, вынимает и отжимает.) Что стало с губкой? (Она стала черного цвета.) Верно. Так и легкие курильщика постепенно покрываются липкой темной смолой, отчего у него появляется кашель. (У детей на партах по 2 листа розовой бумаги.). Рассмотрим два листка розовой бумаги - это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. (Дети мнут лист.) Расправьте это лист и сравните его с другим листом. (Дети выполняют.).
У курильщиков легкое становится дряблым, вялым - примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, легкие здоровые — примерно такие, как у вас немятый лист бумаги. Раскрасьте легкие курильщика в нужный цвет. Захотелось ли вам закурить после того, как вы узнали, как страдает организм курильщика? (Мнения детей.).
А теперь поиграем в игру «Да - нет» Если вы согласны - потянитесь, как перед сном. Если не согласны - топайте ногами. © Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтыми. © Изо рта курящего плохо пахнет. ® Он всегда в хорошем настроении. © У курящего плохой аппетит. © Легкие и сердце хорошо работают. © Курильщик плохо различает вкус еды. © Дым сигарет загрязняет легкие и затрудняет работу сердца. © Курильщик хорошо различает вкус еды. Курящий человек становится напряженным, раздражительным. (Мнения детей.). Однако курящие люди очень часто предлагают и другим закурить. Причем делают это очень настойчиво. Сегодня на уроке мы научимся им отказывать.
Первый вариант отказа: Надо посмотреть прямо в глаза тому, кто предлагает сигарету, и спокойно, но очень уверенно сказать: «Нет! Я хочу долго жить». Давайте отрепетируем этот вариант отказа. (Воспитатель вызывает к доске двух детей. Один предлагает сигареты, второй повторяет отказ.)
Второй вариант отказа: На предложение закурить надо сделать рукой решительный отстраняющий жест и громко сказать жесткое «НЕТ!» Кто хочет показать этот жест? (Дети по желанию выходят к доске.)
Третий вариант отказа: Исподлобья, опустив подбородок, презрительно сощурив глаза, сказать: «НЕТ! И ТЕБЕ НЕ СОВЕТУЮ!» Давайте все вместе изобразим на лице презрение к курильщику. (Дети выполняют.)
Следующее задание выполним в рабочих листах задание 5. Вам предлагают покурить, но вы уже знаете, как это вредно, и отвечаете отказом. Каким образом вы это сделаете? Отметьте крестиком ваши действия или ответ. А теперь немного отдохнем. Встаньте из-за парт те дети, кто против вредных привычек. Выполним упражнение «К солнышку». Поднимите высоко руки, встаньте на носочки и потянитесь как можно больше вверх. Теперь закройте глаза, мысленно произнесите себе слова: «Я умею думать, я умею рассуждать - что полезно для здоровья, то и буду выбирать!» и постарайтесь простоять в таком положении как можно дольше. (Дети выполняют упражнение.)
Вредно не только курить, но и находиться в помещении, где курят другие. Поэтому очень важно помочь курящим отказаться от этой вредной привычки. А сейчас я вам прочитаю высказывания, которые, возможно, заставят вас улыбнуться:
Курильщик с двадцатилетним стажем может не опасаться, что его обворуют, потому что клокочущий в груди его кашель предупредит ночных воров, что в доме кто-то есть.
Курильщику хорошо, он может не стучаться к соседу, тот и так услышит, что на пороге гость.
Объясните, как вы поняли это высказывание. (Мнения детей.). Во Франции издавна избавлялись от вредных насекомых с помощью табака. Иван Васильевич предложил своему некурящему соседу по коммунальной квартире закурить. Наверное, решил избавиться от него. Заядлый курильщик может не беспокоиться, что сломает руку во время чемпионата мира по хоккею. Почему? Да потому что здоровье не позволит ему принять участие в игре. (Воспитатель помещает на доску фотографии известных спортсменов.)
Ребята, вперед вами фотографии известных спортсменов. Они никогда не курили! А сейчас, ребята, я вам расскажу одну историю: На 30 минут в гараже закрыли автомобиль с работающим двигателем, а потом проверили качество воздуха. На следующий день на 30 минут в этом же гараже оставили тлеть три сигареты. Оказалось, что воздух был загрязнен в 7 раз больше, чем от выхлопных газов автомобиля. Отсюда следует вывод - для здоровья лучше уж лежать под выхлопной трубой, чем курить. Давайте, отразим этот вывод на ваших схемах в рабочих листах. Отметьте на схеме с помощью знаков «>» и «<», что больше вредит здоровью - сигаретный дым или попадание в организм выхлопных газов — Итак, сегодня на занятии мы говорили о полезных и вредных привычках.
Послушайте памятку и запомните: Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфетку, витаминку, если предлагает их незнакомый вам человек, а рядом нет родителей. Никогда не соглашайтесь «чуть-чуть» покурить или выпить вина, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдет, что вместе со старшими все можно, - не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: «Мне хочется сока, или в-о-он ту конфетку в блестящей обертке. Передайте мне ее, пожалуйста».
Никогда не соглашайся попробовать сигарету или пахучее вещество в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это неопасно, — не верьте! Никогда не соглашайтесь с теми, кто обзывает вас малышом за отказ попробовать сигарету, вина. Вы уже достаточно взрослые и серьезные, потому что знаете, что это такое. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными за отказ от сигареты. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый. Никогда не соглашайтесь с теми, кто утверждает, что употребление сигарет приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление сигарет и алкоголя влечет за собой болезнь, преждевременную старость, дряхлость. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что сигареты и алкоголь могут помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите, их так много вокруг - улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.
Внимательно рассмотрите каждое яблочко в задании 7. Раскрасьте зеленым карандашом листочки яблок с полезными для здоровья привычками, коричневым карандашом - с вредными для здоровья привычками.
VI. Подведение итогов занятия. Какие привычки вы уже знаете? Назовите полезные привычки. Как они влияют на здоровье человека? Назовите вредные привычки. Как они влияют на здоровье человека? Расскажите, какой вред наносит здоровью человека курение. Какими фразами и действиями вы можете защитить себя от курильщика, предлагающего и вам испортить свое здоровье. Почему опасно находиться в комнате, где курят? Домашнее задание. Дома нарисуйте плакат, который должен помочь курящим людям бросить курить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi— образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.
Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.
Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.
В данной работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы формирования и профилактики от вредных привычек у учащихся с НОДА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М.: «Наука», 1994. – 98 с.
Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. – М.: «Наука», 2002. – 112 с.
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1993 – 198 с.
Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: «Мысль», 2003. – 304 с.
Братусь Б. С. Психология, клиника и профилактика алкоголизма. – М.: Просвещение, 1997. – 57 с.
Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М.: Мысль, 1991. – 155 с.
Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Н. Д. Шматко. – М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 128 с.
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Белячевой.- М.: «Мысль», 1999. – 127 с.
Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2005. – 126 с.
Калижнюк Э. С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: «Наука», 2005. – 143 с.
Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. – М.: Просвещение, 2002. – 78 с.
Кириченко Е. И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. – 2002. – № 9. – С. 9-12.
Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. И. А. Смирновой – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 99 с.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: «Просвещение», 2001. – 215 с.
Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М.: «Наука», 2001. - 76 с.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: «Речь», 2001. – 220 с.
Манова-Томова И. С., Пирьов Г. Д., Пеушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – М.: «Наука», 1999. – 189 с.
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 2000. – 128 с.
Семенова К. А. Детские церебральные параличи. - М., 2002. – 309 с.
Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб, 1995. – 332 с.
Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. – СПб.: «Питер», 2001. – 314 с.
Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: «Наука», 2004. – 254 с.
Шипицина Л. М., Сергеева Т. А., Политова А. В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. – СПб.: «Питер», 2001. – 187 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ