Линейная алгебра, аналитическая геометрия, начала математического анализа. Учебно-методическое пособие по специальным разделам высшей математики Самара 2005
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Самарский государственный
Технический университет»
К а ф е д р а «Высшая математика и
прикладная информатика»
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА,
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ,
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Учебно-методическое пособие
по специальным разделам высшей математики
Самара 2005
Составители: Л.В. Лиманова, Л.А. МУРАТОВА
УДК 517.531, 519.2
Линейная алгебра, аналитическая геометрия, начала математического анализа. Учебно-метод. пособ. по спец. главам высш. матем./ Самар. гос. техн. ун-т. Сост. Л.В. Лиманова,
Л.А. Муратова. Самара, 2005. 49 с.
Представлены задачи и их решения из следующих разделов курса высшей математики: линейная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей СамГТУ.
Ил. . Библиогр.: 6 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ
В соответствии с программой курса высшей математики для 1 семестра СамГТУ пособие охватывает такие разделы, как линейная алгебра, аналитическая геометрия, теория пределов, дифференциальное исчисление.
Пособие содержит тренировочный тест (стр.37) с типовыми задачами из указанных разделов.
Представлены подробные решения всех задач тренировочного теста, а также необходимый теоретический материал.
Пособие рекомендуется использовать для подготовки к экзамену по высшей математике. Внимательное изучение настоящего пособия позволит успешно справиться с этой задачей.
ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ
Задача 1. Найти сумму элементов 3-его столбца матрицы В, если
Решение. При умножении матрицы размера на матрицу размера
получится матрица размера
(3 строки и 4 столбца). Таким образом, в 3-м столбце будет 3 элемента:
. Далее, умножение матриц осуществляется по правилу: элемент
матрицы
, стоящий в i-той строке и к-том столбце, равен сумме произведений соответствующих элементов i-той строки матрицы А и к-го столбца матрицы С. То есть, чтобы найти
нужно 1-ю строку матрицы А умножить на 3-й столбец матрицы С:
Аналогично, находим
Тогда сумма этих элементов
Задача 2. Найти , если
.
Решение. Вычислим определитель матрицы А:
Так как , то
- существует. Обратную матрицу
находим по схеме
Здесь - транспонированная матрица, получается из матрицы А, если поменять местами строки и столбцы:
- союзная матрица, состоит из алгебраических дополнений элементов
.
Найдем алгебраические дополнения элементов по формуле
где - минор - определитель, остающийся после вычеркивания строки i и столбца j матрицы
.
Получим
Итак,
Наконец, находим обратную матрицу
Задача 3. Найти сумму элементов 3-ей строки матрицы , если
Решение. Вычислим определитель матрицы А:
Запишем транспонированную матрицу
Так как надо найти сумму элементов 3-ей строки матрицы , достаточно определить алгебраические дополнения для 3-ей строки матрицы
:
Тогда элементы 3-ей строки матрицы :
Их сумма равна
Задача 4. Дана система уравнений
Найти
Решение. Согласно формулам Крамера решение системы определяется соотношениями
Найдем
- определитель из коэффициентов, стоящих перед неизвестными
Чтобы найти , необходимо элементы 3-его столбца определителя
заменить на столбец свободных членов системы:
Находим z:
Задача 5. Решить систему уравнений, приняв в качестве базисных переменных y и z:
Решение. Решаем систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу системы – матрицу из коэффициентов при неизвестных и свободных членов.
5~
Среди коэффициентов при неизвестных есть 1, ей соответствует переменная z. Назовем z базисной переменной. Исключим базисную переменную z из 2-го уравнения, для чего умножим 1-е уравнение на 5 и сложим со вторым. Получим эквивалентную исходной систему уравнений с матрицей
~
Умножим 2-е уравнение на (-1):
2~
Считая новой базисной переменной у, исключим её из 1-го уравнения. Для этого умножим 2-е уравнение на 2 и сложим с первым:
В каждом уравнении выбирают одну базисную переменную, оставшиеся переменные называют свободными (в данном случае это х).
Запишем систему уравнений, соответствующую последней матрице:
Выразив базисные переменные (у и z) через свободную (х), получим общее решение системы уравнений
Задача 6. Найти
Решение. Воспользуемся формулой
где - скалярное произведение векторов
и
.
Вычислим :
Найдем модули векторов
Тогда
Задача 7.
Вектор ортогонален вектору
Найти
Решение.
Так как вектор ортогонален вектору
, то
, и, значит, скалярное произведение этих векторов тоже равно нулю:
С другой стороны
Итак,
и
Задача 8.
Найти , если
Решение. Проекция вектора на вектор
определяется по формуле
.
Найдем координаты вектора :
Вычислим скалярное произведение векторов и
и модуль вектора
Тогда
Задача 9.
Известно, что а угол между
и
равен
Найти
.
Решение.
Согласно определению векторного произведения имеет место формула
Тогда
Подставив исходные данные, получим
Задача 10.
Найти площадь треугольника с вершинами в точках
Решение.
Площадь треугольника, построенного на векторах и
, может быть найдена по формуле:
где
векторное произведение векторов
и
.
Примем ,
Вычислим координаты векторов
и
:
Найдем векторное произведение этих векторов
Тогда
Следовательно,
Задача 11.
Определить , при котором компланарны векторы
и
Решение.
Условие компланарности трех векторов имеет вид
где - смешанное произведение векторов
и
- вычисляется по формуле
Подставляя исходные данные, получим
откуда
Задача 12.
Найти объём треугольной пирамиды с вершинами в точках
Решение. Найдем координаты векторов ,
,
, на которых построена пирамида:
Вычислим смешанное произведение этих векторов
Объём треугольной пирамиды, построенной на векторах ,
,
, равен
Задача 13.
Записать уравнение прямой, проходящей через точки
Решение. Уравнение прямой, проходящей через две точки имеет вид
Подставляя координаты точек А и В, получим
Задача 14.
Написать уравнение прямой, проходящей через точку , перпендикулярно плоскости
Решение. Так как прямая перпендикулярна плоскости, то в качестве направляющего вектора прямой можно взять нормальный вектор
плоскости.
Тогда
Поскольку уравнение прямой, проходящей через точку с направляющим вектором
, имеет вид
получим
Задача 15.
Определить, при каких и
параллельны прямые
и
Решение. Условие параллельности двух прямых – это условие коллинеарности их направляющих векторов и
Подставляя координаты и
получим
Тогда
Задача 16.
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки
Решение. Уравнение плоскости, проходящей через три точки имеет вид
Вычисляем определитель
и получаем уравнение плоскости
Задача 17.
Определить, при каком А прямая параллельна плоскости
Решение. Условие параллельности прямой и плоскости – это условие ортогональности направляющего вектора прямой и нормального вектора
плоскости:
Применяя эту формулу для и
получим
то есть
Задача 18.
Найти точку пересечения прямой
и плоскости
Решение. Перейдем к параметрическим уравнениям прямой
откуда
Найдем значение t, соответствующее точке пересечения прямой и плоскости, для чего подставим полученные выражения в уравнение плоскости
Подставляя в параметрические уравнения прямой, найдем координаты точки пересечения прямой и плоскости
Задача 19.
Найти канонические уравнения прямой пересечения двух плоскостей
Решение. Уравнение прямой пересечения двух плоскостей получим, решив совместно систему уравнений методом Гаусса.
-3
~
Возьмем у в качестве базисной переменной и исключим у из 2-го уравнения, для чего умножим 1-е уравнение на (-3) и сложим со вторым уравнением. Получим
~
Разделим 2-е уравнение на (-4)
-3~
Возьмем в качестве следующей базисной переменной х и исключим её из первого уравнения, умножив 2-е уравнение на (-3) и сложив с первым уравнением
Запишем получившуюся систему уравнений:
Выразим базисные переменные х и у через свободную переменную z:
Обозначив , получим параметрические уравнения прямой:
Исключив параметр , перейдем к каноническим уравнениям прямой
Задача 20.
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки параллельно вектору
Решение. Пусть - произвольная точка искомой плоскости. Тогда векторы
- компланарны. Запишем условие компланарности трех векторов:
Так как
то
Тогда уравнение искомой плоскости будет иметь вид
, или
Задача 21.
Составить уравнение плоскости, проходящей через прямые
Решение. Пусть - произвольная точка искомой плоскости. Обозначим
- направляющие векторы прямых,
Уравнение искомой плоскости получим, записав условие компланарности векторов
где А – точка, лежащая в искомой плоскости (в качестве такой точки можно взять любую точку, принадлежащую любой из двух прямых, например, А(-1; 0; 3). Так как
получим
или
Задача 22.
Найти собственные значения матрицы
Решение. Собственные значения и
матрицы А находим, решая характеристическое уравнение:
Задача 23.
Найти координаты вектора в базисе
Решение. При разложении вектора по базису
,
, необходимо представить
в виде
Здесь - есть координаты вектора
в базисе
,
.
Запишем это равенство в координатной форме
Оно равносильно системе уравнений
Решим систему, например, по формулам Крамера.
Тогда
Значит, координаты вектора в базисе
,
.
Задача 24.
Определить вид и расположение кривой
Решение.
Чтобы определить, какая кривая представлена данным уравнением, необходимо привести уравнение к каноническому виду. Для этого выделим полные квадраты при переменных x и y.
Полученное уравнение соответствует уравнению эллипса
с полуосями и центром в точке
Задача 25.
Составить уравнение гиперболы, фокусы которой расположены на оси ординат симметрично относительно начала координат, если её действительная полуось равна 3, а расстояние между фокусами
Решение. Уравнение гиперболы, фокусы которой расположены на оси ординат симметрично относительно начала координат, имеет вид
Действительная полуось этой гиперболы . Найдем а из соотношения:
Так как и
Итак, искомое уравнение гиперболы
или
Задача 26.
Вычислить
Решение.
Числитель и знаменатель дроби неограниченно возрастают при В этом случае говорят, что имеет место неопределенность вида
Разделим числитель и знаменатель дроби на старшую степень переменной, то есть на
Так как при каждая из дробей
,
стремится к нулю, получим
Задача 27.
Вычислить
Решение.
При числитель и знаменатель дроби стремятся к 0. Это неопределенность вида
Разложим на множители числитель и знаменатель дроби и выполним сокращение:
Задача 28.
Вычислить
Решение.
В данном случае имеет место неопределенность вида так как при
числитель и знаменатель стремятся к нулю. Умножим числитель и знаменатель дроби на выражения, сопряженные к ним, то есть на
Задача 29.
Вычислить
Решение. При числитель и знаменатель – бесконечно малые величины. Заменим их эквивалентными бесконечно малыми.
Так как при
~
,
~
, то
~
~6x.
Теперь можно воспользоваться формулой
где
- бесконечно малые, причем
~
,
~
.
Тогда
Задача 30.
Вычислить
Решение.
Это неопределенность . Раскрываем её с помощью второго замечательного предела
В данном случае Поэтому
Задача 31.
Вычислить
Решение. При имеем неопределенность
.
Преобразуем выражение, используя свойства логарифмов:
Так как ,
, имеем неопределенность
, которую раскрываем по правилу Лопиталя:
Тогда
Так как получили неопределенность
Её можно раскрыть, ещё раз применив правило Лопиталя, но проще использовать таблицу эквивалентных бесконечно малых:
при ~х,
~х.
Тогда
Задача 32.
Найти
Решение.
Применяя формулы дифференцирования произведения и частного
получим
Подставим в производную
Замечание. Здесь и далее используются формулы дифференцирования, приведенные в конце пособия.
Задача 33.
. Найти
Решение.
Применим правило дифференцирования сложной функции: если то
В данном случае
поэтому
Тогда
Задача 34.
Вычислить
Решение. Это показательно-степенная функция. Преобразуем её в показательную, используя свойства логарифмов:
Получившуюся функцию дифференцируем как сложную
Тогда
Задача 35.
Вычислить
в точке
Решение. Преобразуем данную функцию
Вычислим частную производную , считая у константой:
Найдем , считая х константой:
Подставим вместо х и у координаты точки
Тогда
Задача 36.
Найти , если
Решение.
Функция задана в неявном виде – уравнением
Воспользуемся формулой дифференцирования неявно заданной функции:
Так как
то
Задача 37.
, где
Найти
при
Решение. Согласно формуле дифференцирования сложной функции
где
имеем
Так как
то
Тогда
Задача 38.
Найти , если
Решение.
Функция задана параметрически – уравнениями
.
В этом случае можно воспользоваться формулой
Так как
то
Задача 39.
Найти асимптоты кривой
Решение.
Асимптоты бывают вертикальные и наклонные.
Прямая является вертикальной асимптотой кривой
если
Прямая является наклонной асимптотой кривой
если существуют конечные пределы
Так как знаменатель дроби никогда не обращается в 0 (D=-3<0), значит, не существует точек, обращающих саму дробь в бесконечность, и вертикальных асимптот нет.
Ищем наклонные асимптоты:
Тогда наклонная асимптота имеет вид
Задача 40.
Найти интервалы убывания функции
Решение.
Функция убывает, если
, и возрастает, если
Найдем
Определим знаки производной и промежутки монотонности функции:
-
Итак, функция убывает на интервале .
Задача 41.
Найти интервалы выпуклости функции
Решение.
Функция является выпуклой, если
и вогнутой, если
. Найдем
Определим знаки , а также промежутки выпуклости и вогнутости функции:
-3
0
0
-
+
-
Итак, функция выпукла при
Задача 42.
Дана функция
Найти точки разрыва и установить их характер.
Решение. Функция называется непрерывной в точке
, если
определена в некоторой окрестности этой точки и имеет в ней конечный предел, причем
Последнее равенство означает, что
Точки, в которых не выполняется, хотя бы одно из перечисленных условий, называются точками разрыва функции . Различают точки разрыва I и II рода.
Если - точка разрыва и хотя бы один из односторонних пределов не существует или равен
, то это разрыв II рода.
В том случае, когда - точка разрыва, но односторонние пределы конечны, имеем разрыв I рода:
устранимый, если
со скачком, если
(величина скачка ).
Рассмотрим заданную функцию при . Здесь
Функция не определена в точке
, значит в этой точке разрыв.
Вычислим односторонние пределы:
Итак, значит, при
имеем устранимый разрыв I рода.
Если то
Функция не определена в точке
значит это точка разрыва.
Вычислим односторонние пределы.
Так как - точка разрыва II рода.
В качестве точки, подозрительной на разрыв, следует рассмотреть , так как при переходе через эту точку функция
меняет свой вид.
В этой точке функция определена:
Найдем односторонние пределы:
Итак, для точки односторонние пределы конечны и различны, значит это разрыв I рода со скачком
Таким образом, заданная функция имеет 3 точки разрыва: устранимый разрыв I рода при ; разрыв II рода при
разрыв I рода со скачком при
.
Задача 43.
Найти максимальную скорость возрастания функции в точке М(2;1).
Решение.
Известно, что максимальная скорость возрастания функции равна модулю градиента, а сам градиент – это вектор
Найдем градиент функции :
Вычислим градиент в точке М(2;1):
Тогда максимальная скорость возрастания функции
Задача 44.
Найти производную функции в точке М(1;-3) в направлении вектора
Решение.
Производная функции по направлению вектора
определяется по формуле
где - направляющие косинусы вектора
,
Найдем частные производные функции :
Их значения в точке М(1;-3) равны
Вычислим направляющие косинусы вектора
Тогда производная функции по направлению равна
Задача 45.
Найти экстремум функции
,
если
Решение.
I способ.
Необходимо найти экстремум функции при условии, что переменные x и y подчиняются уравнению связи
Составим функцию Лагранжа
Точки экстремума находим, решая систему уравнений:
Так как то
Находим
Решаем систему уравнений
Итак, получена точка экстремума (1;2). Вычисляем Определяем характер экстремума, сравнивая значение
со значением функции в любой другой точке, удовлетворяющей условию
Например,
значит, в точке (1;2) – минимум.
II способ.
Преобразуем уравнение связи: и подставим его в данную функцию
Получили функцию одной переменной у. Исследуем её на экстремум:
Определим знаки производной и промежутки монотонности функции:
2
-
0
+
6
min
Следовательно, точка является точкой минимума.
Таким образом, функция имеет минимум в точке с координатами
Задача 46.
Функцию исследовать на экстремум в точках
и
.
Решение.
Функция может достигать экстремума только в стационарной точке, то есть такой, что
Найдем частные производные первого порядка
Подставив координаты точек и
, убеждаемся, что обе точки стационарные.
А:
В:
Согласно достаточным условиям экстремума в стационарной точке функция
имеет
минимум, если
максимум, если
отсутствие экстремума, если
Здесь
Вычисляем частные производные второго порядка
Рассмотрим точку .
Так как
то в точке
- минимум.
Рассмотрим точку .
Так как
то в точке
- максимум.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
№
Задания
Варианты ответов
1
2
3
4
5
1
Найти сумму элементов
3 столбца матрицы В.
34
-18
28
-26
14
2а
. Найти
.
2б
Найти сумму элементов 3 строки матрицы , если
.
3а
Дана система уравнений
.
Найти
19,-38,-2
19,-19,-1
19,38,2
19,19,1
19,57,3
3б
Решить систему уравнений ,
приняв в качестве базисных переменных :
4а
Найти , если
,
,
.
4б
Вектор
ортогонален вектору .
Найти .
7
-1
5
9
-3
4в
,
.
Найти .
5а
Найти площадь треугольника с вершинами в точках ,
,
.
5б
Известно, что ,
, а угол между
и
равен
. Найти
.
0
1
6а
Определить, при котором компланарны векторы
,
,
.
1
6б
Найти объем треугольной пирамиды с вершинами в точках ,
,
,
.
40
7а
Уравнение прямой, проходящей через точки и
имеет вид:
7б
Уравнение прямой, проходящей через точку перпендикулярно плоскости
имеет вид:
7в
Определить, при каких и
параллельны прямые
и
8а
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки ,
,
.
8б
Определить, при каком прямая
параллельна плоскости
.
1
-7
-3
2
5
9а
Найти собственные значения матрицы
0 и 25
1 и 9
0 и 20
5 и 25
20 и 25
9б
Найти координаты вектора в базисе
,
.
9в
Определить вид и расположение кривой
Гипербола с центром в точке
Парабола с вершиной в точке
Эллипс с центром в точке
Гипербола с центром в точке
Эллипс
с центром в
точке
9г
Составить уравнение гиперболы, фокусы которой расположены на оси ординат симметрично относительно начала координат, если ее действительная полуось , а расстояние между фокусами
.
10а
Найти точку пересечения прямой и плоскости
10б
Канонические уравнения прямой пересечения двух плоскостей имеют вид:
10в
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки ,
параллельно вектору
.
10г
Составить уравнение плоскости, проходящей через прямые: ,
11а
Вычислить
-5
-4
11б
Вычислить
0
1
11в
Вычислить
-1
0
12
Вычислить
0
1
13
Вычислить
14
. Найти
.
15
.
Найти .
16
. Вычислить
в точке
.
-240
180
210
-160
280
17а
Найти , если
.
0
17б
, где
,
. Найти
при
,
.
17в
Найти , если
,
.
18а
Найти асимптоты кривой .
18б
Найти интервал(ы) убывания функции .
18в
Найти интервал(ы) выпуклости функции .
18г
Дана функция
. Найти точки разрыва и установить их характер.
19а
Найти максимальную скорость возрастания функции в точке
.
19б
Найти производную функции в точке
в направлении вектора
.
19в
Найти экстремум функции , если
.
19г
Функцию исследовать на экстремум в точках
и
.
А- точка максимума
В – точка максимума
А – точка минимума
В не является точкой экстремума
А- точка максимума
В – точка минимума
А- точка минимума
В – точка максимума
А – точка минимума
В – точка минимума
20а
Вычислить .
0
1
20б
. Вычислить
.
№ задания
1
2а
2б
3а
3б
4а
4б
4в
5а
5б
6а
6б
7а
7б
7в
Правильный ответ
3
2
4
3
5
4
1
2
5
3
2
1
3
4
4
№ задания
8а
8б
9а
9б
9в
9г
10а
10б
10в
10г
11а
11б
11в
12
13
14
Правильный ответ
2
3
1
5
3
4
2
2
2
5
4
4
3
5
2
3
№ задания
15
16
17а
17б
17в
18а
18б
18в
18г
19а
19б
19в
19г
20а
20б
Правильный ответ
5
1
2
1
3
1
2
4
5
1
2
5
4
3
5
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ
Правила дифференцирования функций
Пусть - дифференцируемые функции,
. Тогда
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Задачи и упражнения по математическому анализу. Под ред. Б.П.Демидовича. М.:Наука, 1970. 472 с.
Самарин Ю.П., Сахабиева Г.А. Математика-2 для студентов вузов. Самара, 2000. 96 с.
Самарин Ю.П., Сахабиева Г.А. Математика-3 для студентов вузов. Самара, 2000. 45 с.
Самарин Ю.П., Сахабиева Г.А. Математика-4 для студентов вузов. Самара, 2000. 84 с.
Сборник задач по математике. Болгов В.А., Демидович Б.П., Ефимов А.В. и др. М.: Наука, 1993. 480 с.
Фихтенгольц Г.М. курс дифференциального и интегрального исчисления. т.1.М.: Наука, 1970. 608 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задачи и решения ………………………………………………4
Тренировочный тест ………………………………….............37
Таблицы производных ………………………………………..47
Библиографический список…………………………………..48

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ