Линейная алгебра, аналитическая геометрия, начала математического анализа. Учебно-методическое пособие по специальным разделам высшей математики Самара 2005




















ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Самарский государственный
Технический университет»
К а ф е д р а «Высшая математика и
прикладная информатика»
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА,
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ,
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
Учебно-методическое пособие
по специальным разделам высшей математики
Самара 2005
Составители: Л.В. Лиманова, Л.А. МУРАТОВА
УДК 517.531, 519.2
Линейная алгебра, аналитическая геометрия, начала математического анализа. Учебно-метод. пособ. по спец. главам высш. матем./ Самар. гос. техн. ун-т. Сост. Л.В. Лиманова,
Л.А. Муратова. Самара, 2005. 49 с.
Представлены задачи и их решения из следующих разделов курса высшей математики: линейная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей СамГТУ.
Ил. . Библиогр.: 6 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ
В соответствии с программой курса высшей математики для 1 семестра СамГТУ пособие охватывает такие разделы, как линейная алгебра, аналитическая геометрия, теория пределов, дифференциальное исчисление.
Пособие содержит тренировочный тест (стр.37) с типовыми задачами из указанных разделов.
Представлены подробные решения всех задач тренировочного теста, а также необходимый теоретический материал.
Пособие рекомендуется использовать для подготовки к экзамену по высшей математике. Внимательное изучение настоящего пособия позволит успешно справиться с этой задачей.
ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ
Задача 1. Найти сумму элементов 3-его столбца матрицы В, если

Решение. При умножении матрицы размера
на матрицу размера
получится матрица размера
(3 строки и 4 столбца). Таким образом, в 3-м столбце будет 3 элемента:
. Далее, умножение матриц осуществляется по правилу: элемент
матрицы
, стоящий в i-той строке и к-том столбце, равен сумме произведений соответствующих элементов i-той строки матрицы А и к-го столбца матрицы С. То есть, чтобы найти
нужно 1-ю строку матрицы А умножить на 3-й столбец матрицы С:

Аналогично, находим

Тогда сумма этих элементов

Задача 2. Найти
, если
.
Решение. Вычислим определитель матрицы А:

Так как
, то
- существует. Обратную матрицу
находим по схеме

Здесь
- транспонированная матрица, получается из матрицы А, если поменять местами строки и столбцы:

- союзная матрица, состоит из алгебраических дополнений элементов
.
Найдем алгебраические дополнения элементов
по формуле

где
- минор - определитель, остающийся после вычеркивания строки i и столбца j матрицы
.
Получим


Итак,

Наконец, находим обратную матрицу

Задача 3. Найти сумму элементов 3-ей строки матрицы
, если

Решение. Вычислим определитель матрицы А:

Запишем транспонированную матрицу

Так как надо найти сумму элементов 3-ей строки матрицы
, достаточно определить алгебраические дополнения для 3-ей строки матрицы
:

Тогда элементы 3-ей строки матрицы
:

Их сумма равна 
Задача 4. Дана система уравнений

Найти 
Решение. Согласно формулам Крамера решение системы определяется соотношениями

Найдем
- определитель из коэффициентов, стоящих перед неизвестными

Чтобы найти
, необходимо элементы 3-его столбца определителя
заменить на столбец свободных членов системы:

Находим z:

Задача 5. Решить систему уравнений, приняв в качестве базисных переменных y и z:

Решение. Решаем систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу системы – матрицу из коэффициентов при неизвестных и свободных членов.
5
~
Среди коэффициентов при неизвестных есть 1, ей соответствует переменная z. Назовем z базисной переменной. Исключим базисную переменную z из 2-го уравнения, для чего умножим 1-е уравнение на 5 и сложим со вторым. Получим эквивалентную исходной систему уравнений с матрицей
~
Умножим 2-е уравнение на (-1):
2
~
Считая новой базисной переменной у, исключим её из 1-го уравнения. Для этого умножим 2-е уравнение на 2 и сложим с первым:

В каждом уравнении выбирают одну базисную переменную, оставшиеся переменные называют свободными (в данном случае это х).
Запишем систему уравнений, соответствующую последней матрице:

Выразив базисные переменные (у и z) через свободную (х), получим общее решение системы уравнений

Задача 6.
Найти 
Решение. Воспользуемся формулой

где
- скалярное произведение векторов
и
.
Вычислим
:

Найдем модули векторов

Тогда

Задача 7.
Вектор
ортогонален вектору
Найти 
Решение.
Так как вектор
ортогонален вектору
, то
, и, значит, скалярное произведение этих векторов тоже равно нулю:

С другой стороны

Итак,
и 
Задача 8.
Найти
, если 
Решение. Проекция вектора
на вектор
определяется по формуле
.
Найдем координаты вектора
:

Вычислим скалярное произведение векторов
и 

и модуль вектора 

Тогда

Задача 9.
Известно, что
а угол между
и
равен
Найти
.
Решение.
Согласно определению векторного произведения
имеет место формула

Тогда 
Подставив исходные данные, получим

Задача 10.
Найти площадь треугольника с вершинами в точках

Решение.
Площадь треугольника, построенного на векторах
и
, может быть найдена по формуле:

где
векторное произведение векторов
и
.
Примем
,
Вычислим координаты векторов
и
:

Найдем векторное произведение этих векторов

Тогда

Следовательно,

Задача 11.
Определить
, при котором компланарны векторы
и 
Решение.
Условие компланарности трех векторов имеет вид

где
- смешанное произведение векторов
и
- вычисляется по формуле

Подставляя исходные данные, получим
откуда 
Задача 12.
Найти объём треугольной пирамиды с вершинами в точках 
Решение. Найдем координаты векторов
,
,
, на которых построена пирамида:



Вычислим смешанное произведение этих векторов

Объём треугольной пирамиды, построенной на векторах
,
,
, равен

Задача 13.
Записать уравнение прямой, проходящей через точки

Решение. Уравнение прямой, проходящей через две точки
имеет вид

Подставляя координаты точек А и В, получим

Задача 14.
Написать уравнение прямой, проходящей через точку
, перпендикулярно плоскости 
Решение. Так как прямая перпендикулярна плоскости, то в качестве направляющего вектора
прямой можно взять нормальный вектор
плоскости.
Тогда

Поскольку уравнение прямой, проходящей через точку
с направляющим вектором
, имеет вид

получим

Задача 15.
Определить, при каких
и
параллельны прямые
и 
Решение. Условие параллельности двух прямых – это условие коллинеарности их направляющих векторов
и 

Подставляя координаты
и
получим

Тогда

Задача 16.
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки 
Решение. Уравнение плоскости, проходящей через три точки
имеет вид

Вычисляем определитель

и получаем уравнение плоскости

Задача 17.
Определить, при каком А прямая
параллельна плоскости 
Решение. Условие параллельности прямой и плоскости – это условие ортогональности направляющего вектора
прямой и нормального вектора
плоскости:

Применяя эту формулу для
и
получим
то есть 
Задача 18.
Найти точку пересечения прямой

и плоскости 
Решение. Перейдем к параметрическим уравнениям прямой

откуда 
Найдем значение t, соответствующее точке пересечения прямой и плоскости, для чего подставим полученные выражения в уравнение плоскости

Подставляя
в параметрические уравнения прямой, найдем координаты точки пересечения прямой и плоскости

Задача 19.
Найти канонические уравнения прямой пересечения двух плоскостей

Решение. Уравнение прямой пересечения двух плоскостей получим, решив совместно систему уравнений методом Гаусса.
-3
~
Возьмем у в качестве базисной переменной и исключим у из 2-го уравнения, для чего умножим 1-е уравнение на (-3) и сложим со вторым уравнением. Получим
~
Разделим 2-е уравнение на (-4)
-3
~
Возьмем в качестве следующей базисной переменной х и исключим её из первого уравнения, умножив 2-е уравнение на (-3) и сложив с первым уравнением

Запишем получившуюся систему уравнений:

Выразим базисные переменные х и у через свободную переменную z:

Обозначив
, получим параметрические уравнения прямой:

Исключив параметр
, перейдем к каноническим уравнениям прямой

Задача 20.
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки
параллельно вектору 
Решение. Пусть
- произвольная точка искомой плоскости. Тогда векторы
- компланарны. Запишем условие компланарности трех векторов:

Так как

то
Тогда уравнение искомой плоскости будет иметь вид
, или 
Задача 21.
Составить уравнение плоскости, проходящей через прямые

Решение. Пусть
- произвольная точка искомой плоскости. Обозначим
- направляющие векторы прямых,
Уравнение искомой плоскости получим, записав условие компланарности векторов
где А – точка, лежащая в искомой плоскости (в качестве такой точки можно взять любую точку, принадлежащую любой из двух прямых, например, А(-1; 0; 3). Так как
получим
или 
Задача 22.
Найти собственные значения матрицы

Решение. Собственные значения
и
матрицы А находим, решая характеристическое уравнение:

Задача 23.
Найти координаты вектора
в базисе 
Решение. При разложении вектора
по базису
,
, необходимо представить
в виде

Здесь
- есть координаты вектора
в базисе
,
.
Запишем это равенство в координатной форме

Оно равносильно системе уравнений

Решим систему, например, по формулам Крамера.

Тогда

Значит, координаты вектора
в базисе
, 
.
Задача 24.
Определить вид и расположение кривой

Решение.
Чтобы определить, какая кривая представлена данным уравнением, необходимо привести уравнение к каноническому виду. Для этого выделим полные квадраты при переменных x и y.

Полученное уравнение соответствует уравнению эллипса

с полуосями
и центром в точке 
Задача 25.
Составить уравнение гиперболы, фокусы которой расположены на оси ординат симметрично относительно начала координат, если её действительная полуось равна 3, а расстояние между фокусами 
Решение. Уравнение гиперболы, фокусы которой расположены на оси ординат симметрично относительно начала координат, имеет вид

Действительная полуось этой гиперболы
. Найдем а из соотношения:

Так как
и 
Итак, искомое уравнение гиперболы
или 
Задача 26.
Вычислить 
Решение.
Числитель и знаменатель дроби неограниченно возрастают при
В этом случае говорят, что имеет место неопределенность вида
Разделим числитель и знаменатель дроби на старшую степень переменной, то есть на 

Так как при
каждая из дробей
,
стремится к нулю, получим

Задача 27.
Вычислить 
Решение.
При
числитель и знаменатель дроби стремятся к 0. Это неопределенность вида
Разложим на множители числитель и знаменатель дроби и выполним сокращение:

Задача 28.
Вычислить 
Решение.
В данном случае имеет место неопределенность вида
так как при
числитель и знаменатель стремятся к нулю. Умножим числитель и знаменатель дроби на выражения, сопряженные к ним, то есть на 

Задача 29.
Вычислить 
Решение. При
числитель и знаменатель – бесконечно малые величины. Заменим их эквивалентными бесконечно малыми.
Так как при
~
,
~
, то
~ 
~6x.
Теперь можно воспользоваться формулой
где
- бесконечно малые, причем
~
,
~
.
Тогда

Задача 30.
Вычислить 
Решение.
Это неопределенность
. Раскрываем её с помощью второго замечательного предела

В данном случае
Поэтому

Задача 31.
Вычислить
Решение. При
имеем неопределенность
.
Преобразуем выражение, используя свойства логарифмов:

Так как
,
, имеем неопределенность
, которую раскрываем по правилу Лопиталя:

Тогда

Так как
получили неопределенность
Её можно раскрыть, ещё раз применив правило Лопиталя, но проще использовать таблицу эквивалентных бесконечно малых:
при
~х,
~х.
Тогда 
Задача 32.
Найти 
Решение.
Применяя формулы дифференцирования произведения и частного
получим

Подставим в производную 
Замечание. Здесь и далее используются формулы дифференцирования, приведенные в конце пособия.
Задача 33.
. Найти 
Решение.
Применим правило дифференцирования сложной функции: если
то

В данном случае

поэтому 
Тогда

Задача 34.
Вычислить 
Решение. Это показательно-степенная функция. Преобразуем её в показательную, используя свойства логарифмов:

Получившуюся функцию дифференцируем как сложную

Тогда 
Задача 35.
Вычислить
в точке 
Решение. Преобразуем данную функцию

Вычислим частную производную
, считая у константой:

Найдем
, считая х константой:

Подставим вместо х и у координаты точки 

Тогда

Задача 36.
Найти
, если 
Решение.
Функция
задана в неявном виде – уравнением
Воспользуемся формулой дифференцирования неявно заданной функции:

Так как

то

Задача 37.
, где
Найти
при 
Решение. Согласно формуле дифференцирования сложной функции
где
имеем

Так как
то

Тогда

Задача 38.
Найти
, если 
Решение.
Функция
задана параметрически – уравнениями
.
В этом случае можно воспользоваться формулой

Так как

то

Задача 39.
Найти асимптоты кривой 
Решение.
Асимптоты бывают вертикальные и наклонные.
Прямая
является вертикальной асимптотой кривой
если

Прямая
является наклонной асимптотой кривой
если существуют конечные пределы

Так как знаменатель дроби
никогда не обращается в 0 (D=-3<0), значит, не существует точек, обращающих саму дробь в бесконечность, и вертикальных асимптот нет.
Ищем наклонные асимптоты:


Тогда наклонная асимптота имеет вид

Задача 40.
Найти интервалы убывания функции

Решение.
Функция
убывает, если
, и возрастает, если
Найдем 

Определим знаки производной и промежутки монотонности функции:









-



Итак, функция убывает на интервале
.
Задача 41.
Найти интервалы выпуклости функции

Решение.
Функция
является выпуклой, если
и вогнутой, если
. Найдем 


Определим знаки
, а также промежутки выпуклости и вогнутости функции:


-3

0





0
-

+

-

Итак, функция выпукла при 
Задача 42.
Дана функция

Найти точки разрыва и установить их характер.
Решение. Функция
называется непрерывной в точке
, если
определена в некоторой окрестности этой точки и имеет в ней конечный предел, причем

Последнее равенство означает, что

Точки, в которых не выполняется, хотя бы одно из перечисленных условий, называются точками разрыва функции
. Различают точки разрыва I и II рода.
Если
- точка разрыва и хотя бы один из односторонних пределов не существует или равен
, то это разрыв II рода.
В том случае, когда
- точка разрыва, но односторонние пределы конечны, имеем разрыв I рода:
устранимый, если 
со скачком, если
(величина скачка
).
Рассмотрим заданную функцию при
. Здесь
Функция не определена в точке
, значит в этой точке разрыв.
Вычислим односторонние пределы:


Итак,
значит, при
имеем устранимый разрыв I рода.
Если
то
Функция не определена в точке
значит это точка разрыва.
Вычислим односторонние пределы.

Так как
- точка разрыва II рода.
В качестве точки, подозрительной на разрыв, следует рассмотреть
, так как при переходе через эту точку функция
меняет свой вид.
В этой точке функция определена:

Найдем односторонние пределы:

Итак, для точки
односторонние пределы конечны и различны, значит это разрыв I рода со скачком

Таким образом, заданная функция имеет 3 точки разрыва: устранимый разрыв I рода при
; разрыв II рода при
разрыв I рода со скачком при
.
Задача 43.
Найти максимальную скорость возрастания функции
в точке М(2;1).
Решение.
Известно, что максимальная скорость возрастания функции
равна модулю градиента, а сам градиент – это вектор

Найдем градиент функции
:

Вычислим градиент в точке М(2;1):

Тогда максимальная скорость возрастания функции

Задача 44.
Найти производную функции
в точке М(1;-3) в направлении вектора 
Решение.
Производная функции
по направлению вектора
определяется по формуле

где
- направляющие косинусы вектора
,

Найдем частные производные функции
:

Их значения в точке М(1;-3) равны

Вычислим направляющие косинусы вектора 

Тогда производная функции по направлению равна

Задача 45.
Найти экстремум функции
,
если 
Решение.
I способ.
Необходимо найти экстремум функции
при условии, что переменные x и y подчиняются уравнению связи 
Составим функцию Лагранжа

Точки экстремума находим, решая систему уравнений:

Так как
то

Находим 
Решаем систему уравнений

Итак, получена точка экстремума (1;2). Вычисляем
Определяем характер экстремума, сравнивая значение
со значением функции в любой другой точке, удовлетворяющей условию
Например,
значит, в точке (1;2) – минимум.
II способ.
Преобразуем уравнение связи:
и подставим его в данную функцию

Получили функцию одной переменной у. Исследуем её на экстремум:

Определим знаки производной и промежутки монотонности функции:


2


-
0
+

6
min
Следовательно, точка
является точкой минимума.
Таким образом, функция
имеет минимум в точке с координатами 

Задача 46.
Функцию
исследовать на экстремум в точках
и
.
Решение.
Функция
может достигать экстремума только в стационарной точке, то есть такой, что

Найдем частные производные первого порядка

Подставив координаты точек
и
, убеждаемся, что обе точки стационарные.
А: 
В: 
Согласно достаточным условиям экстремума в стационарной точке
функция
имеет
минимум, если

максимум, если

отсутствие экстремума, если

Здесь 
Вычисляем частные производные второго порядка

Рассмотрим точку
.
Так как

то в точке
- минимум.
Рассмотрим точку
.
Так как

то в точке
- максимум.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
№
Задания
Варианты ответов
1
2
3
4
5
1
Найти сумму элементов
3 столбца матрицы В.
34
-18
28
-26
14
2а
. Найти
.





2б
Найти сумму элементов 3 строки матрицы
, если
.





3а
Дана система уравнений
.
Найти 
19,-38,-2
19,-19,-1
19,38,2
19,19,1
19,57,3
3б
Решить систему уравнений
,
приняв в качестве базисных переменных
:





4а
Найти
, если
,
,
.





4б
Вектор 
ортогонален вектору
.
Найти
.
7
-1
5
9
-3
4в
,
.
Найти
.





5а
Найти площадь треугольника с вершинами в точках
,
,
.





5б
Известно, что
,
, а угол между
и
равен
. Найти
.
0



1
6а
Определить
, при котором компланарны векторы
,
,
.


1


6б
Найти объем треугольной пирамиды с вершинами в точках
,
,
,
.



40

7а
Уравнение прямой, проходящей через точки
и
имеет вид:





7б
Уравнение прямой, проходящей через точку
перпендикулярно плоскости
имеет вид:





7в
Определить, при каких
и
параллельны прямые
и 





8а
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки
,
,
.





8б
Определить, при каком
прямая
параллельна плоскости
.
1
-7
-3
2
5
9а
Найти собственные значения матрицы 
0 и 25
1 и 9
0 и 20
5 и 25
20 и 25
9б
Найти координаты вектора
в базисе
,
.





9в
Определить вид и расположение кривой 
Гипербола с центром в точке 
Парабола с вершиной в точке 
Эллипс с центром в точке 
Гипербола с центром в точке 
Эллипс
с центром в
точке 
9г
Составить уравнение гиперболы, фокусы которой расположены на оси ординат симметрично относительно начала координат, если ее действительная полуось
, а расстояние между фокусами
.





10а
Найти точку пересечения прямой
и плоскости 





10б
Канонические уравнения прямой пересечения двух плоскостей
имеют вид:





10в
Составить уравнение плоскости, проходящей через точки
,
параллельно вектору
.





10г
Составить уравнение плоскости, проходящей через прямые:
, 





11а
Вычислить 


-5

-4
11б
Вычислить 


0

1
11в
Вычислить 



-1
0
12
Вычислить 


0

1
13
Вычислить 





14
. Найти
.





15
.
Найти
.





16
. Вычислить
в точке
.
-240
180
210
-160
280
17а
Найти
, если
.
0




17б
, где
,
. Найти
при
,
.





17в
Найти
, если
,
.





18а
Найти асимптоты кривой
.





18б
Найти интервал(ы) убывания функции
.





18в
Найти интервал(ы) выпуклости функции
.





18г
Дана функция
. Найти точки разрыва и установить их характер.





19а
Найти максимальную скорость возрастания функции
в точке
.





19б
Найти производную функции
в точке
в направлении вектора
.





19в
Найти экстремум функции
, если
.





19г
Функцию
исследовать на экстремум в точках
и
.
А- точка максимума
В – точка максимума
А – точка минимума
В не является точкой экстремума
А- точка максимума
В – точка минимума
А- точка минимума
В – точка максимума
А – точка минимума
В – точка минимума
20а
Вычислить
.

0
1


20б
. Вычислить
.





№ задания
1
2а
2б
3а
3б
4а
4б
4в
5а
5б
6а
6б
7а
7б
7в
Правильный ответ
3
2
4
3
5
4
1
2
5
3
2
1
3
4
4
№ задания
8а
8б
9а
9б
9в
9г
10а
10б
10в
10г
11а
11б
11в
12
13
14
Правильный ответ
2
3
1
5
3
4
2
2
2
5
4
4
3
5
2
3
№ задания
15
16
17а
17б
17в
18а
18б
18в
18г
19а
19б
19в
19г
20а
20б
Правильный ответ
5
1
2
1
3
1
2
4
5
1
2
5
4
3
5
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ









Правила дифференцирования функций
Пусть
- дифференцируемые функции,
. Тогда

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Задачи и упражнения по математическому анализу. Под ред. Б.П.Демидовича. М.:Наука, 1970. 472 с.
Самарин Ю.П., Сахабиева Г.А. Математика-2 для студентов вузов. Самара, 2000. 96 с.
Самарин Ю.П., Сахабиева Г.А. Математика-3 для студентов вузов. Самара, 2000. 45 с.
Самарин Ю.П., Сахабиева Г.А. Математика-4 для студентов вузов. Самара, 2000. 84 с.
Сборник задач по математике. Болгов В.А., Демидович Б.П., Ефимов А.В. и др. М.: Наука, 1993. 480 с.
Фихтенгольц Г.М. курс дифференциального и интегрального исчисления. т.1.М.: Наука, 1970. 608 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задачи и решения ………………………………………………4
Тренировочный тест ………………………………….............37
Таблицы производных ………………………………………..47
Библиографический список…………………………………..48
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ