История и философия науки
ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Подготовка реферата является необходимым условием допуска к кандидатскому экзамену.
Реферат должен быть сдан на кафедру не позднее 12 марта 2012 г.
Реферат является составной частью экзамена и включается в экзаменационный билет в качестве одного из вопросов. Оценка за реферат может корректироваться в ходе кандидатского экзамена. Тема реферата, его план должны быть согласованы с научным руководителем. Предварительная экспертиза реферата осуществляется научным руководителем аспиранта, после чего реферат представляется на кафедру философии.
Объем реферата 20-25 страниц машинописного текста (через два интервала). На титульном листе указываются: принадлежность к вузу, факультету; тема реферата; фамилия, имя, отчество автора; курс, год написания. На втором листе помещается план реферата, включающий введение, основные вопросы, выводы. Название реферата должно содержать ясную и четкую формулировку проблемы, которую автор намеревается исследовать.
Структура реферата должна соответствовать поставленным задачам. Во введении дается описание состояния избранной темы, а также формулировка цели и задач реферата. В конце реферата должен быть раздел "Выводы", в котором должны содержаться четкие и краткие выводы из поставленных задач проделанной работы.
В конце реферата приводится список изученной литературы в алфавитном порядке с полным и точным указанием авторов, названий публикации, места и года издания. Реферат должен быть сшит (во избежание распадения и потери страниц).
В процессе работы над рефератом аспиранты и соискатели могут воспользоваться консультациями преподавателей. Примерная тематика рефератов приведена в настоящих методических рекомендациях.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ИНФОРМАТИКИ
Основные этапы становления информатики.
Место информатики в системе наук.
Информация как базовое понятие информатики.
История становления теоретических основ информатики.
Формирование современного понятийного аппарата информатики.
Теория информации Р. Хартли и К. Шеннона.
Попытки разработки семантического и прагматического аспектов теории информации.
Возникновение и основные идеи кибернетики (Н. Винер, Дж. Бигелоу, А. Розенблют).
Разработка логических и математических основ информатики.
Социальные, научные и технические истоки кибернетики.
Кибернетика и информатика.
Общая теория систем (Л. фон Берталанфи, У.Р. Эшби и др.).
Концепция гипертекста В. Буша.
Теория автоматов Дж. Фон Неймана.
Универсальный преобразователь дискретной информации А. Тьюринга.
Принцип использования двойного исчисления У. Мак-Каллока и В. Питтса.
Моделирование мыслительных операций и информатика.
Эвристическое моделирование (А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г.А. Саймон и др.).
Конструктивная кибернетическая эпистемология (Х. фон Ферстер, В. Турчин).
Становление синергетического подхода в информатике (Д.С. Чернавский).
Дискуссии о возможностях искусственного интеллекта.
Становление концепции информационной безопасности.
Работы А. Моля в области применения теории информации к эстетическому восприятию.
Концепция информационного взаимодействия (В.З. Коган, Н.А. Кузнецов и др.).
Информатизация как «вторая грамотность» (А.П. Ершов).
Концепция информационной эпистемологии.
Становление концепции информационного общества.
Возникновение социальной информатики.
Синергетический подход к проблемам социальной информатики.
Использование ЭВМ в теоретических исследованиях: проблемы, тенденции.
Концепция информационного общества О. Тоффлера.
Концепция информациологии И.И. Юзвишина.
Вклад в развитие информатики В.М. Глушкова.
Разработка автоматических систем управления.
Закономерности становления современного информационного пространства и его институтов.
Правовые проблемы информатики.
Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.
Основные этапы становления и развития Интернета.
Становление и развитие компьютерной этики.
Становление и развитие социальной информатики.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ПРАВА
Правовая мысль Древнего Востока (Конфуций, Мо-цзы, легисты).
Правовые учения Древней Греции («Законы Ману», «Артхашастра»).
Учение софистов о естественном праве.
Учение Платона о праве и государстве.
Учение Аристотеля о праве и государстве.
Правовые учения эпохи эллинизма.
Правовые учения Рима. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки.
Учение Цицерона о праве и государстве.
Правовые учения Средневековья (Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, средневековые юристы).
Правовые учения арабского Востока.
Правовая мысль Руси 15 –16 вв.
Правовые концепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ф. Бэкон).
Правовые идеи Реформации.
Правовые и политические учения ХVII в. в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза).
Правовые и политические учения в Англии ХVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Правовые и политические учения эпохи европейского Просвещения (С. Пуфендорф, Г.В. Лейбниц, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ч. Беккариа).
Политические и правовые учения в США во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон).
Учение И. Канта о праве и государстве. Соотношение метафизики права и юриспруденции в трактовке Канта.
Учение Гегеля о праве и государстве. Соотношение философии права и юридической науки в трактовке Гегеля.
Учение о праве представителей исторической школы права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта).
Основные направления юридического позитивизма в Западной Европе в ХIХ в. (И. Бентам, Дж. Остин, Р Иеринг).
Политико-правовые концепции неокантианцев (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке).
Политико-правовые концепции неогегельянства (Ю. Биндер, К. Ларенц, Д. Джентиле, Б. Телдерс).
Возникновение концепции естественного права.
Основные концепции возрожденного естественного права в ХХ в.
Концепции юридического неопозитивизма (Г. Кельзен, Г. Харт, О. Вайнбергер).
Экзистенциалистские учения о праве и государстве (В. Майхофер, Э. Фехнер, К. Коссио).
Онтологическое учение о праве (Р. Марчич).
Концепции права: патриархальная, договорная, психологическая, расовая, насилия (этапы развития).
Либерально-прсветительская концепция права.
Этапы развития концепции правового государства.
Этапы становления и развития концепции прав личности.
Правовые учения европейского Просвещения.
Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, К.Х. Эйхгорн, Ф.А. Вольф, А. Бек).
Правовые идеи социалистов-утопистов.
Правовые концепции в России первой половины 19 в. (общая характеристика).
Позитивистская концепция права (О. Конт, Г. Спенсер).
Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве.
Учение К.А. Неволина о праве и государстве.
Учение В.С. Соловьева о праве и государстве.
Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве.
Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого.
Юридический позитивизм и неопозитивизм в России (Г.Ф. Шершневич, В.Д. Катков).
Правовая концепция Н.М. Карамзина и М.П. Погодина).
Марксистское правовое учение.
Проблемы права в философии К. Аксакова (Л. Толстого, И. Ильина, В. Вышеславцева, Н. Бердяева, С. Франка и др.) – по выбору.
Моральная трактовка права (В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский).
Учение о естественном праве Е.Н. Чичерина.
Правовая концепция В.О. Ключевского.
Этапы исторического развития концепции прав человека
Западные правовые учения второй половины 19 – начала 20 вв. (общая характеристика).
Либертарная концепция права.
Легистская концепция права.
Формирование концепции муниципализма.
Правовые идеи русских социалистов-утопистов второй половины 19 в.
Правовые идеи русского эмигрантского зарубежья.
Основные этапы исторического развития концепции правового государства.
Правовые концепции советского периода.
Западные правовые концепции 20 в.
Правовая мысль современной России.
Правовые проблемы формирования гражданского общества в современной России.
Советская юриспруденция: эволюция основных концепций права и государства.
Юриспруденция в постсоветской России: основные направления развития учений о государстве и праве.
Правовые аспекты информатизации общества
Современные правовые проблемы
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
1. Пайдейя как универсальная образованность.
Проблемы педагогики в трактате Квинтилиана «О воспитании оратора».
Понятие воспитания и его различные трактовки.
Становление и основные этапы развития педагогики как науки о воспитании.
Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.
Различные концепции воспитания и их реализация в историческом развитии школьной практики.
Традиционные и альтернативные школы в истории в истории образования: анализ и оценка их деятельности.
Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.
Становление системы педагогических наук и их дифференциация.
Дидактические концепции и их реализация в практике образовательных учреждений: история и современность.
Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.
Проблема всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека в работах Т. Мора (Т. Кампанеллы, Э. Роттердамского, Ф. Рабле, М. Монтеня – по выбору).
Педагогические идеи в «Великой дидактике» Я.А. Коменского.
Д. Локк как родоначальник утилитаристского подхода к образованию и воспитанию.
Французские просветители 18 века о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Д. Дидро о развитии индивидуальности как задаче воспитания.
Идея естественного свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
Концепция воспитания на основе психологии И.Г. Песталоцци.
Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
Идея культуросообразности в воспитании Ф.А. Дистервега.
Идеи реформаторской психологии Дж. Дьюи.
Русские революционеры-демократы о целях воспитания.
Система воспитания Н.И. Пирогова.
Система воспитания Л.Н. Толстого.
Влияние философии рационализма на развитие педагогики.
Психолого-педагогическая концепция воспитания и обучения.
Марксистская педагогическая концепция формирования личности.
Политизация педагогики: причины и следствия.
Концепция воспитывающего коллектива А.С. Макаренко.
Концепция психологических механизмов обучения с максимальной индивидуализацией Дж. Брукнера и Ж. Пиаже.
Концепция дошкольного воспитания Ф. Фребеля.
Педагогическая наука в ХХ веке.
Тенденции в развитии современной педагогики и отражение в них исторического опыта.
Исторический обзор развития систем образования (в различных регионах мира).
Семейное воспитание: сущность, задачи, требования к нему общества в различные исторические эпохи.
Проблема общего и профессионального образования: история и современность.
Проблема учителя в истории педагогики.
Концепция педологии.
Концепция вальдорфской педагогики Р. Штейнера.
«Антиавторитарная педагогика» А. Нейлса.
Концепция «освобождения общества от школы» И. Илича.
Классическая концепция образования и причины ее кризиса.
Идея непрерывного образования и воспитания: возникновение, эволюция, реализация.
Современная философия образования: статус и проблемы.
Проблема гуманитаризации и гуманизации современного образования.
Концепция глобального образования Р. Хэви.
Педагогические идеи Л.С. Выготского.
Проблемы реформирования системы образования в современной России.
Историческое развитие отечественной педагогики: анализ и оценки.
Проблемы современного экологического образования и воспитания.
Концепция фундаментализации образования.
Концепция ноосферного образования и воспитания.
«Физтеховская система» высшего образования.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ
Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.
Основная проблематика экономической мысли Античности.
Основные направления экономической мысли Средневековья.
Роль протестантской этики в развитии рыночных отношений.
Концепция меркантилизма (В. Петти, Д. Локк и др.).
Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо и др.).
Концепция маржинализма (К. Менгер, С. Джевонс, Л. Вальрас, А. Маршалл, Д.В. Кларк и др.).
Концепция общего равновесия (Л. Вальрас, В. Парето).
Концепция экономического романтизма (С. Сисмонди, П.-Ж. Прудон).
Экономическое учение утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
Марксистская экономическая теория.
Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии.
Экономическое учение Э. Бернштейна и К. Каутского).
Историче6ская школа в экономике (Ф. Лист, В. Рошар, Л. Брентано, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт и др.).
Теория предпринимательства (Й. Штумпертнер).
Теория конкуренции (Д. Робинсон, Ф. Хайек, Э. Чемберлин).
Концепция институционализма (Т. Веблен, Дж.М. Кларк, Дж. Гелбрейт).
Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.
Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин).
Концепция монетаризма (М. Фридмен).
Общая теория занятости, процента и денег Дж.М. Кейнса).
Кейнсианская революция: причины, содержание, итоги.
Основные школы кейнсианства второй половины ХХ в.
Теория экономического цикла и экономической динамики (Э. Хансен, Р. Харрод, Е. Домар).
Левое кейнсианство (П. Сраффа, Дж. Робинсон).
Специфика зарождения экономической мысли в России (ХVI – ХVIII вв.).
Основные направления отечественной экономической мысли в ХIХ в.
Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.
Экономическое учение В.В. Леонтьева.
Ленинская теория империализма).
Экономические концепции современной социал-демократии (Г. Маркузе, Г. Адлер-Карлсон).
Теория кооперации (Ш. Фурье, Л. Бланк, А.В. Туган-Барановский, Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов).
Теория крестьянского хозяйства (А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев, А.А. Рыбников, Н.Д. Кондратьев).
Экономическое учение А.А. Богданова.
Аграрно-экономическая теория Н.Д. Кондратьева.
Экономико-математическая концепция (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Леонтьев, Л.В. Канторович).
Экономическое учение С.Н. Булгакова.
Концепция экономической рациональности М. Вебера.
Экономическая теория Дж.К. Гелбрейта).
Неолиберальная концепция Ф. Фон Хайека.
Концепция социального рыночного хозяйства (В. Ойкен, Л. Эрхард).
Концепция функционального социализма (Г. Адлер-Крлсон).
Экономические концепции современных российских партий.
Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.
Развитие неклассической теории благосостояния в ХХ в.
Кризис экономической теории в ХХ в.
Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.
Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли после 1991 г.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Проблема культурогенеза.
Культура Древнего Египта.
Эгейская (крито-микенская) культура.
Культура Древней Греции.
Особенности культур республиканского и императорского Рима.
Культура средневековой Европы.
Памятники христианской культуры.
Характер и особенности культуры европейского Возрождения.
Культура ацтеков.
Культура майя.
Арабо-исламская средневековая культура.
Индо-буддийская средневековая культура.
Китайско-конфуцианская средневековая культура.
Культура восточных славян.
Культура Киевской Руси.
Культура Московской Руси.
Русская культура первой половины 19 века.
Русская культура второй половины 19 века.
Европейская культура Нового времени.
Европейская культура Новейшего времени.
Культура России серебряного века.
Характер и особенности культуры советского периода.
Основные тенденции развития российской культуры после 1917 года.
Культура русского зарубежья.
Современное состояние российской культуры, ее противоречия и проблемы.
Теория культуры Б. Малиновского.
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Малиновского.
Теория локальных цивилизациий и культурно-исторических типов О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина.
Дискуссии по проблеме соотношения понятий цивилизации и культуры.
Проблемы взаимодействия культур в современном мире.
Концепция культуры Ю. Лотмана.
Концепция культуры М.М. Бахтина.
Концепция культуры М.К. Петрова.
Проблемы культуры в концепции З. Фрейда.
А. Швейцер о состоянии современной западной культуры.
Концепция культуроцентризма.
Проблема культурного синтеза и культурного единства в современной культурологи.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Методологические проблемы истории психологии.
Особенности понимания функций и содержания души в материалистических и идеалистических концепциях эпохи античности.
Особенности познания в сенсуализме и рационализме.
Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Р. Декарта и Б. Спинозы.
Проблема способностей в работах французских просветителей.
Зарождение ассоцианистической психологии и ее роль в становлении психологической науки.
Влияние позитивизма на развитие психологии.
Поиски объективного метода исследования психики во второй половине ХIХ века.
Значение теории В. Вундта в развитии ассоциативной психологии.
Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме, и описательной психологии.
Общее и особенное в американском и европейском функционализме.
Сравнительный анализ подходов к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии.
Значение теории «психологического поля» К. Левина для современной психологии личности.
Ортодоксальность и творчество в теории З. Фрейда.
Оппонентный круг А. Адлера.
Проблема идентичности и ее место в современной психологии.
Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической психологии.
Сравнительный анализ подхода к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.
Традиционный и когнитивный подходы к исследованию познания.
Существует ли марксистская психология?
Становление культурно-исторической психологии в России.
Общее и особенное в российской и советской психологии.
Психологическая концепция Б. Скиннера.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Психологическая концепция С.Н. Рубинштейна
Становление и развитие военной психологии.
Основные этапы развития психологии творчества.
Становление и развитие психологии труда.
Становление и развитие космической психологии.
Становление и развитие инженерной психологии.
Становление и развитие сравнительной психологии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ