Методические рекомендации для преподавателей к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсами патологии и морфологии

Методические рекомендации для преподавателей

к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии

с секционным курсом и курсами патологии и морфологии

ВолГМУ.

III курс лечебный факультеты.


Тема: Регенерация и репарация. Процессы адаптации.

.


1. Цель: изучить структурные аспекты процессов регенерации и адаптации в различных органах и тканях

.


2. Требования к уровню студента по освоению дисциплины - патологическая анатомия.

1. Определение понятий «гипертрофия» и «гиперплазия». Механизмы увеличения органа и ткани в объеме. Стадии гипертрофического процесса.

3. Виды, исходы гипертрофии, причины и механизмы их развития.

3. Стадии компенсаторно-приспособительных процессов.

4. Отличия между компенсацией и приспособлением.

5. Определение понятий «регенерация» и « метаплазия».

6. Виды регенерации, механизмы их развития.

7. Определение понятия «регенерационная гипертрофия».

8. Заживление ран, виды и механизмы развития процесса.

9. Определение понятия «организация», виды организации.

10. Структура и функции грануляционной ткани.

11 .Регенерация отдельных видов тканей.

12. Значение организации для организма.


Хронологическая карта занятий:

- вступительное слово преподавателя – 15 мин.

- контроль исходного уровня знаний – 30

- задание для практической работы студентов – 30

практическая работа студентов:

  1. описание макропрепаратов – 15

  2. описание, зарисовка и обозначение микропрепаратов – 30

  3. описание электронограмм – 15

  4. решение ситуационных задач и ответы на тестовые вопросы – 20

  5. составление диагнозов и заключений – 10

- итоговый контроль знаний:

1) разбор выполненной работы – 5

2) анализ решения ситуационных задач, ответов на тестовые вопросы -5

3) коррекция ошибок – 5

4) подведение итогов занятия -5

3. План занятия.

Обязательные микро-, макропрепараты:

1. Изучить атрофию головного мозга по макроскопической картине. Описать размер, форму головного мозга при изучении препарата «Гидроцефалия».

2. Изучить гипертрофию сердца по макроскопической картине. Описать препарат «Гипертрофия миокарда левого желудочка сердца при гипертонической болезни», обратить внимание на размер органа, размер стенки предсердий и желудочков, размеры полостей, консистенцию и цвет миокарда.

3. Изучить атрофию почки по макроскопической картине. Описать макропрепарат «Сморщенная почка». Обратить внимание на размеры, цвет и консистенцию органа.

Микропрепараты

1. Изучить гипертрофию сердца по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Гипертрофия миокарда», обратить внимание на то, что мышечные волокна по сравнению с нормальными значительно толще, ядра их крупные, гиперхромные. Каждое мышечное волокно отделено от соседнего более широкой прослойкой соединительной ткани, чем в норме.

2.Изучить грануляционную ткань по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Грануляционная ткань», обратить внимание на то, что на одном из участков кожи эпителиальная выстилка прерывается. Значительный дефект заполнен юной соединительной тканью, богатой сосудами капиллярного типа. Верхний слой грануляции богат сегментоядерными лейкоцитами. Слой покрыт фибринозными массами с отстатками эпителия. В среднем слое преобладают недифференцированные клетки соединительной ткани. В нижележащих отделах появляются дифференцированные клетки: гистиоциты, фибробласты, отмечаются явления фибриллогенеза .

3. Изучить гипертрофию гепатоцитов при циррозе. Описать микропрепарат «Регенерационная гипертрофия гепатоцитов при циррозе», обратить внимание на то, что в ткани печени отмечается структурная перестройка, выражающаяся в образовании «ложных» печеночных долек, окруженных соединительной тканью. Структура дольки изменена - отсутствуют печеночные балки, центральная вена отсутствует либо располагается эксцентрично. Часть гепатоцитов в новообразованных «ложных» печеночных дольках гипертрофирована.

4. Изучить крупноочаговый кардиосклероз по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Кардиосклероз», обратить внимание на разницу в цвете мышечной и соединительной ткани, размеры мышечных клеток вокруг рубца, величину и гиперхромию ядер.

5. Изучит метаплазию однослойного железистого эпителия в многослойный плоский. Описать микропрепарат « Метаплазия железистого эпителия бронха в плоский», обратить внимание на состояние эпителия слизистой оболочки.



Дополнительные макро- и микропрепараты:


6. Изучить и описать макропрепарат «Гиперплазия селезенки при миелолейкозе», обратить внимание на размеры органа, его консистенцию и цвет.

7. Изучить и описать макропрепарат «Гипертрофия мочевого пузыря при аденоме предстательной железы», обратить внимание на увеличение предстательной железы, на стенку мочевого пузыря.

8. Изучить гипертрофию предстательной железы по макроскопической картине. Описать препарат «Гипертрофия предстательной железы», обратить внимание на размер органа, размер стенки, размеры полости, консистенцию и цвет органа.

9. Изучить гипертрофию сердца по макроскопической картине. Описать препарат «Гипертрофия левого желудочка сердца при митральном пороке», обратить внимание на размер органа, размер стенки предсердий и желудочков, размеры полостей, консистенцию и цвет миокарда.

10. Изучить атрофию миокарда. Описать макропрепарат «Бурая атрофия миокарда», обратить внимание на размеры сердца, его консистенцию, цвет и размеры полостей.


Микропрепараты:

11. Гиперплазия лимфатического узла - отмечается увеличение лимфоидных фолликулов со значительным увеличением центров их размножения, вследствие чего фолликулы практически сливаются друг с другом. Во всех фолликулах значительная пролиферация лимфоцитов (по атласу Серова В.В., Паукова В.С., Ярыгина Н.Е.).

12. Железистая гиперплазия предстательной железы - увеличение предстательной железы осуществляется за счет гиперплазии и гипертрофии секреторной части органа. Железистые ячейки расширены, отмечается гиперплазия железистого эпителия. Ядра клеток увеличены в размерах, умеренно гиперхромны и оттеснены к периферии. Апикальный отдел клеток содержит большое количество секрета. В просвете ячеек и расширенных выводных протоков большое количество слизистого секрета. Выражены явления десквамации эпителия. В значительном количестве развита фиброзная соединительная ткань (по атласу Серова В.В., Паукова В.С., Ярыгина Н.Е.).

13. Железистая гиперплазия слизистой оболочки матки (эндометрия) - в соскобе слизистая оболочка матки значительно утолщена за счет гиперплазии железистого эпителия, маточные железы удлиненной формы и извиты, располагаются они не только в слизистой оболочке, но частично углубляются в миометрий. Эпителий желез высокий, с удлиненными ядрами. Собственная стенка густо инфильтрирована профилирующими стромальными элементами.

14. Изучить метаплазию соединительной ткани в кость. Описать микропрепарат «Метаплазия костной ткани», обратить внимание на появление костной ткани в рубцовой соединительной (фброзной) ткани легкого.




5. Список рекомендуемой литературы:


- основной: Пальцев М. А., Аничков И. М. Патологическая анатомия / Учебник. - Т. 1, 2 (ч. 1, 2). - М.: Медицина, 2001.

Патологическая анатомия / Курс лекций; Под ред. В. В. Серова, М. А. Пальцева. — М.: Медицина, 1998.

Цинзерлинг А. В., Цинзерлинг В. А. Патологическая анатомия. — СПб.: Сотис, 1996.

- дополнительной: Пономарев А. Б., Берестова А. В. Атлас по патологической анатомии на лазерном диске / Под ред. М. А. Пальцева. М.: 1-я часть — 1998, 2-я часть- 1999.

Серов В. В., Пальцев М. А., Ганзен Т. Н. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. — М.: Медицина, 1998.































Методические рекомендации для студентов

к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии

с секционным курсом и курсами патологии и морфологии

ВолГМУ.

III курс лечебный факультеты.













Регенерация и репарация. Процессы адаптации.
























Волгоград - 2009





Тема: Регенерация и репарация. Процессы адаптации.


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить структурные аспекты процессов регенерации и адаптации в различных органах и тканях


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Определение понятий «гипертрофия» и «гиперплазия». Механизмы увеличения органа и ткани в объеме. Стадии гипертрофического процесса.

3. Виды, исходы гипертрофии, причины и механизмы их развития.

3. Стадии компенсаторно-приспособительных процессов.

4. Отличия между компенсацией и приспособлением.

5. Определение понятий «регенерация» и « метаплазия».

6. Виды регенерации, механизмы их развития.

7. Определение понятия «регенерационная гипертрофия».

8. Заживление ран, виды и механизмы развития процесса.

9. Определение понятия «организация», виды организации.

10. Структура и функции грануляционной ткани.

11 .Регенерация отдельных видов тканей.

12. Значение организации для организма.


Теоретические аспекты:

Адаптационный процесс — общая, генерализованная, стадийно развивающаяся реакция организма. Основное биологическое значение адаптационного процесса заключается в приспособлении организма к изменениям внешней или внутренней среды.

Адаптационный процесс — общая реакция организма на действие необычного для него фактора внешней или внутренней среды. Эта реакция характеризуется стадийными специфическими и неспецифическими изменениями жизнедеятельности: как правило, она обеспечивает повышение резистентное™ организма к воздействующему на него фактору и как следствие — приспособляемости его к меняющимся условиям существования.

Впервые представление об адаптационном процессе (синдроме) было сформулировано патологом Г. Селье в 1935—1936 гг. Селье выделял общую и местную его формы.

ВИДЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Общий(генерализованный, системный) адаптацион
ный процесс характеризуется вовлечением в него всех
или большинства органов и физиологических систем
организма.

Местный адаптационный процесс наблюдается в от
дельных тканях или органах при их альтерации, воз
никает при локальных повреждениях тканей, разви
тии в них воспаления, опухолей, аллергических
реакций и других местных патологических процесс-
сов. Однако и местный адаптационный процесс фор
мируется при большем или меньшем участии всего
организма.

Адаптационный процесс развивается на фоне ориентировочной реакции организма, активации неспецифического, а также специфического ответа на причинный фактор. В последующем формируются временные связи и функциональные системы, обеспечивающие организму либо «уход» от действующего чрезвычайного агента, либо преодоление патогенных его эффектов, либо оптимальный уровень жизнедеятельности, несмотря на продолжающееся влияние этого агента, т.е. собственно адаптацию.





Первая стадия адаптационного процесса — стадия срочной (экстренной) адаптации — заключается в мобилизации предсуществующих в организме компенсаторных, защитных и приспособительных механизмов. Это проявляется триадой закономерных изменений.

Вторая стадия адаптационного процесса — стадия повышенной устойчивой резистентности, или долговременной адаптации организма к действию чрезвычайного фактора, — реализуется следующим образом.

Третья стадия процесса адаптации обозначена как стадия истощения, или изнашивания. Эта

стадия адаптационного процесса (на этом этапе его обозначают чаще как «адаптационный синдром») не является обязательной. Она разжетется лишь тогда, когда причинный фактор адаптационного процесса становится патогенным, а действие его не устранено. В большинстве случаев процесс адаптации завершается формированием долговременной повышенной устойчивости организма к действующему на него чрезвычайному фактору.

При развитии этой стадии процессы, лежащие в её основе, могут обусловить развитие болезней, патологических состояний и даже гибель организма. Последнее наиболее вероятно при повторном, особенно многократном, развитии процесса адаптации, при прекращеже и последующем действии через какой-то отрезок времени того же или другого чрезвычайного фактора. Так, при адаптации к значительной физической нагрузке, гипоксии, холоду и другим факторам в органах и тканях развиваются существенные структурные изменения (в головном мозге гипертрофируются нейроны различных нервных центров; увеличивается масса коркового и мозгового вещества надпочечников, ткани щитовидной и некоторых других желёз внутренней секреции; гипертрофируются миокард, отдельные группы скелетной мускулатуры, а особенно клетки органов и тканей, участвующих в реализации процесса специфической адаптации к данному фактору).

Многократное развитие адаптационного процесж может привести к «изнашиванию» систем, обеспечивающих специфическую адаптацию к данному, а нередко и к другим факторам. Последнее наблюдается у пожилых лиц или после перенесённых тяжёлых хронических болезней, поскольку возможности систем энергетического и пластического обеспечения процессов синтеза и разрушения структур, репарации нуклеиновых кислот и белков при указанных условиях значительно снижены.

Это может способствовать возникновению состояний, обозначаемых как болезни адаптации (точнее — её нарушения) — дизадаптации (например, ГБ, язвенной болезни, эндокринопа-тий, невротических состояний, иммунопатологических реакций и др.).

Регенерация

Регенерация — восстановление организмом утраченных или повреждённых тканей, клеток, внутриклеточных структур либо в результате их физиологической гибели, либо вследствие патологического воздействия. В соответствии с этим восстановление всех элементов живой материи, гибнущих в процессе жизнедеятельности, — физиологическая регенерация, а восстановление утраченного в результате патологических процессов — репаративная регенерация.

Реституция. После повреждения может восстановиться ткань, идентичная утраченной, и такая регенерация называется реституцией.

Субституция. Если же на месте повреждения образуется соединительнотканный рубец, говорят о субституции.

Патологическая регенерация. Регенерация может быть и патологической, когда функция регенерирующей ткани не восстанавливается или извращается. Различают гиперрегенерацию, гипорегенерацию и метаплазию.

Гипорегенерация. Восстановление утраченных тканей может идти очень медленно, и тогда имеет место гипорегенерация (например, при трофических язвах).

Гиперрегенерация. Иногда ткань регенерирует избыточно, что подчас не только не восстанавливает функцию, но наоборот — функция органа при этом страдает. В этом случае речь идёт о гиперрегенерации (например, келоидный рубец).

Метаплазия. К патологической регенерации следует отнести и метаплазию — переход одного вида ткани в другой, но родственный ей гистогенетически.

Примером метаплазии является развитие в области повреждения слизистой оболочки бронха вместо мерцательного эпителия многослойного плоского орогове-вающего эпителия или трансформация соединительной ткани в кость. При метаплазии не восстанавливается функция утраченной ткани.





3. План занятия.

Обязательные микро-, макропрепараты:

1. Описать размер, форму головного мозга при изучении препарата «Гидроцефалия».

2. Изучить гипертрофию сердца по макроскопической картине. Описать препарат « Гипертрофия миокарда левого желудочка сердца при гипертонической болезни», обратить внимание на размер органа, размер стенки предсердий и желудочков, размеры полостей, консистенцию и цвет миокарда.

3. Изучить атрофию почки по макроскопической картине. Описать макропрепарат « Сморщенная почка». Обратить внимание на размеры, цвет и консистенцию органа.

Микропрепараты

1. Изучить гипертрофию сердца по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Гипертрофия миокарда» , обратить внимание на то, что мышечные волокна по сравнению с нормальными значительно толще, ядра их крупные, гиперхромные. Каждое мышечное волокно отделено от соседнего более широкой прослойкой соединительной ткани, чем в норме.

2.Изучить грануляционную ткань по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Грануляционная ткань», обратить внимание на то, что на одном из участков кожи эпителиальная выстилка прерывается. Значительный дефект заполнен юной соединительной тканью, богатой сосудами капиллярного типа. Верхний слой грануляции богат сегментоядерными лейкоцитами. Слой покрыт фибринозными массами с отстатками эпителия. В среднем слое преобладают недифференцированные клетки соединительной ткани. В нижележащих отделах появляются дифференцированные клетки: гистиоциты, фибробласты, отмечаются явления фибриллогенеза .

3. Изучить гипертрофию гепатоцитов при циррозе. Описать микропрепарат « Регенерационная гипертрофия гепатоцитов при циррозе», обратить внимание на то, что в ткани печени отмечается структурная перестройка, выражающаяся в образовании «ложных» печеночных долек, окруженных соединительной тканью. Структура дольки изменена - отсутствуют печеночные балки, центральная вена отсутствует либо располагается эксцентрично. Часть гепатоцитов в новообразованных «ложных» печеночных дольках гипертрофирована.

4. Изучить крупноочаговый кардиосклероз по микроскопической картине. Описать микропрепарат «Кардиосклероз», обратить внимание на разницу в цвете мышечной и соединительной ткани, размеры мышечных клеток вокруг рубца, величину и гиперхромию ядер.

5. Изучит метаплазию железистого эпителия в плоский. Описать микропрепарат « Метаплазия железистого эпителия в плоский», обратить внимание на состояние эпителия слизистой оболочки.



Дополнительные макро- и микропрепараты:


6. Изучить и описать макропрепарат «Гиперплазия селезенки при миелолейкозе», обратить внимание на размеры органа, его консистенцию и цвет.

7. Изучить и описать макропрепарат «Гипертрофия мочевого пузыря при аденоме предстательной железы», обратить внимание на увеличение предстательной железы, на стенку мочевого пузыря.

8. Изучить гипертрофию предстательной железы по макроскопической картине. Описать препарат « Гипертрофия предстательной железы», обратить внимание на размер органа, размер стенки, размеры полости, консистенцию и цвет органа.

9. Изучить гипертрофию сердца по макроскопической картине. Описать препарат «Гипертрофия левого желудочка сердца при митральном пороке», обратить внимание на размер органа, размер стенки предсердий и желудочков, размеры полостей, консистенцию и цвет миокарда.

10. Изучить атрофию миокарда. Описать макропрепарат «Бурая атрофия миокарда», обратить внимание на размеры сердца, его консистенцию, цвет и размеры полостей.


Микропрепараты:

11. Гиперплазия лимфатического узла - отмечается увеличение лимфоидных фолликулов со значительным увеличением центров их размножения, вследствие чего фолликулы практически сливаются друг с другом. Во всех фолликулах значительная пролиферация лимфоцитов (по атласу Серова В.В., Паукова В.С., Ярыгина Н.Е.).

12. Гипертрофия предстательной железы - увеличение предстательной железы осуществляется за счет гиперплазии и гипертрофии секреторной части органа. Железистые ячейки расширены, отмечается гиперплазия железистого эпителия. Ядра клеток увеличены в размерах, умеренно гиперхромны и оттеснены к периферии. Апикальный отдел клеток содержит большое количество секрета. В просвете ячеек и расширенных выводных протоков большое количество слизистого секрета. Выражены явления десквамации эпителия. В значительном количестве развита фиброзная соединительная ткань (по атласу Серова В.В., Паукова В.С., Ярыгина Н.Е.).

13. Железистая гиперплазия слизистой оболочки матки - в соскобе слизистая оболочка матки значительно утолщена за счет гиперплазии железистого эпителия, маточные железы удлиненной формы и извиты, располагаются они не только в слизистой оболочке, но частично углубляются в миометрий. Эпителий желез высокий, с удлиненными ядрами. Собственная стенка густо инфильтрирована профилирующими стромальными элементами.

14. Изучить метаплазию соединительной ткани в кость. Описать микропрепарат «Метаплазия костной ткани», обратить внимание на появление костной ткани.



Тестовый контроль.


1. ВОЗМЕЩЕНИЕ УТРАЧЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТКАНИ КЛЕТКАМИ ТОГО ЖЕ ТИПА НАЗЫВАЕТСЯ

1) рубцеванием

2) регенерацией

3) гиперплазией

4) фиброплазией

5) гипертрофией


2. ЗАМЕЩЕНИЕ ДЕФЕКТА ЗРЕЛОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНЬЮ НАЗЫВАЕТСЯ

1) рубцеванием

2) гиперплазией

3) фиброплазией

4) гипертрофией


3. МЕХАНИЗМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТКАНЕЙ ВКЛЮЧАЮТ ПРОЦЕССЫ

1) промоции

2) миграции

3) воспаления

4) пролиферации

5) тромбообразования


4. ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ ЭПИТЕЛИЯ ТРЕБУЕТСЯ НАЛИЧИЕ

1) иннервации

2) базальной мембраны

3) кровеносных сосудов

4) апудоцитарных дифферонов


5. БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИСХОД ИНФАРКТА МИОКАРДА

1) регенерация

2) рубцевание


6. УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КЛЕТОК В ТКАНИ

1) атрофия

2) дистрофия

3) гиперплазия

4) гипертрофия


7. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА КЛЕТОК ТКАНИ

1) атрофия

2) дистрофия

3) гиперплазия

4) гипертрофия


8. ГИПЕРПЛАЗИЯ БЫВАЕТ

1) атрофическая

2) патологическая

3) дистрофическая

4) физиологическая

5) метапластическая


9. ПРИ ЗАЖИВЛЕНИИ РАН В СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ПРОЛИФЕРИРУЮТ

1) меланоциты

2) фибробласты

3) кератиноциты

4) эндотелиоциты


10. В СЕРДЦЕ ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГИПЕРТРОФИРУЕТСЯ

1) правое предсердие

2) правый желудочек

3) левый желудочек

4) левое предсердие


11. ВОЗМОЖНА МЕТАПЛАЗИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ В

1) костную

2) нервную

3) почечную

4) хрящевую

5) печеночную


12. МЕТАПЛАЗИЯ ЭПИТЕЛИЯ БРОНХА РАЗВИВАЕТСЯ НА ФОНЕ

1) полнокровия

2) воспаления

3) лимфостаза

4) дисплазии


13. НА ФОНЕ МЕТАПЛАЗИИ ЭПИТЕЛИЯ БРОНХА МОЖЕТ РАЗВИТЬСЯ

1) рак

2) некроз

3) дистрофия

4) амилоидоз

5) воспаление


14. НА ВСКРЫТИИ ТЕЛА БОЛЬНОГО, УМЕРШЕГО ОТ КАХЕКСИИ, ОБНАРУЖЕНЫ

1) мускатная печень

2) саговая селезенка

3) сальная селезенка

4) бурая атрофия сердца

5) бурая атрофия печени

6) бурая индурация легких


15. МЕТАПЛАЗИИ МОГУТ ПОДВЕРГАТЬСЯ ТКАНИ

1) нервная

2) мышечная

3) сосудистая

4) эпителиальная

5) соединительная


16. ПРИ КАХЕКСИИ РАЗМЕРЫ ПЕЧЕНИ

1) уменьшены

2) не изменены

3) увеличены


17. ИСХОДЫ ЖЕЛЕЗИСТОЙ ГИПЕРПЛАЗИИ ЭНДОМЕТРИЯ

1) малигнизация

2) обратное развитие

3) атрофия эндометрия

4) метаплазия эндометрия



Задачи для самостоятельного решения.


№1.

Больному была произведена резекция 1/3 печени по поводу травмы. Через 10 лет он погиб от инфаркта миокарда.

  1. Какие изменения можно обнаружить в участке резекции печени и в оставшейся ее части? 2. Какой патологический процесс и какой вид этого процесса?



№2.

Больному удалена одна почка по поводу травмы.

1.Какие изменения наступят в оставшейся почке? 2. К какому процессу они относятся? 3. Какие будут размеры оставшейся почки?


№3.

У спортсмена-легкоатлета мышца левого желудочка сердца 1,5 см, полости не увеличены.

1. Как называется этот процесс? 2. К какой фазе развития он относится?



№4.

У больного с травмой мышц бедра в фасциях образовалась костная пластинка.

1. Как называется этот процесс? 2. Чем может закончиться?







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ