Методические указания для студентов 5-6 курсов лечебного, стоматологического


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Кафедра хирургических болезней №1
















Методические указания для студентов 5-6 курсов

лечебного, стоматологического,

медико-профилактического и педиатрического факультетов

по выполнению самостоятельной работы.













Составили: проф. Иванов С.В.

доц. Голиков А.В.

доц. Иванов И.С.









Курск 2012


Человечество всегда

успешнее развивалось только

путем самообразования”:

Г. Спенсер.


Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной считается проблема обучения студентов собственно врачебному искусству. В истории высшего медицинского образования не было такого периода, когда эта проблема не была актуальна и не занимала умы лучших представителей профессорского корпуса всех без исключения стран, где существовала национальная система подготовки врачебных кадров. Россия вошла в число таких стран одной из последних в Европе - во второй половине XVIII века, однако спустя 100 лет смогла завоевать признание одного из ведущих мировых центров подготовки высоко квалифицированных и искусных врачей-практиков. Решающую роль в этом сыграла знаменитая реформа клинического преподавания, проведения на медицинских факультетах российских университетов в 40-х - 60-х годах XIX века.

Самым важным заключительным этапом этой реформы является этап клинической подготовки в госпитальных клиниках, где учащиеся должны были в ходе ежедневной самостоятельной работы “с целой группой однородных больных” сформировать “полное и окончательное” представление о большинстве заболеваний, изучить возможные варианты их течения, а главное -приобрести собственный врачебный опыт и познакомиться с условиями реальной больничной практики.

Последовательное освоение студентами трех перечисленных этапов клинической подготовки давало обучающимся все необходимые возможности как для постижения азов клинической медицины, так и для приобретения первого собственного опыта пиитической работы. Это обеспечивало решение главной задачи - наладить подготовку и выпуск врачей, способных сразу после окончания университета приступать к практической врачебной деятельности.

Поэтому одной из форм самообразования в процесс обучения в КГМУ на клинических кафедрах вообще и хирургических в частности, продолжает оставаться самостоятельная работа студентов.

Методические указания разработаны с учетом материала методических рекомендаций под редакцией проф. А.И. Лазарева, Л.И. Князевой, А.И. Конопля, И.И. Горяйнова “Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы”, Курск-2001.

Целью самостоятельной работы студентов являются организационные мероприятия и методические приемы, направленные на развитие работы врача, умение работать с учебной, медицинской литературой, анализ объективных лабораторных, инструментальных данных.

ъся



Формы и методы самостоятельной работы студентов.

1. Мы считаем основной формой самостоятельной работы дежурство в клинике, так как навыки в диагностике плановых и ургентных хирургических заболеваний, а также решение тактических вопросов в определении плана лечения являясь базой в формировании будущего специалиста. Студенты V-VI курсов принимая участие в осмотре больных в приемном отделении больницы, участвуют в назначении и выполнении врачебных манипуляций, анализируют первичные данные лабораторных, рентгенологических, инструментальных методов обследования.

Работа в вечернее и ночное время в условиях многопрофильной больницы позволяет студенту выбрать хирургическое специализированное отделение для участия с дежурным хирургом в обходе, коррекции назначений, перевязках, подготовке больных с срочным и экстренным оперативным вмешательствам.

Кроме того, данный вид деятельности требует oт студента умения выделять и анализировать информацию, получаемую от пациента при объективном обследовании, результатов обследования, умения работы с медицинской литературой для подтверждения собственных концепций, а также для написания истории болезни, где включаются пункты об этиологии, патогенезе и лечении определенной хирургической нозологии.

Студент так же принимает активное участие в УЗИ, торакоскопии, бронхоскопии, баротерапии, лапароскопии, гастроскопии, ангиографии, ректороманоскопии, эхоэнцефалографии, цистографии.

Объем в часах - 17-24 часов (письменный отчет).


Форма отчета:

  • Дата и время дежурства.

  • Отделение

  • Ф.И.О. дежурного хирурга

  • Вечерний обход в отделении: описание больных вызывающих наибольшие опасения.

- Ф.И.О. больного.

- Диагноз.

- Жалобы
-
Ал. Morbi.
- An. Vitae.

- Краткий план лечения, тактика лечения.

- Используемые препараты.

- При выполнении больному операции на дежурстве –

протокол операции.

  • Обход отделенческих больных находящихся в реанимационном отделении. План описания указан выше.

  • Участие в перевязке больных, уходе за больными.

Ф.И.О. больного.

Диагноз.

Что выполнено.

  • Резюме.

  • Сколько больных в отделении, сколько из них в реанимации.

  • Сколько больных поступило по дежурству (фамилии).

Сколько больных оперировано (фамилии).

  1. PS. В отчете за дежурство должны быть описаны все больные, указанные в резюме.

  • Подпись дежурного хирурга.


2. Доклады студентов по рефератам могут заслушиваться как на практическом занятии так и на заседании научного студенческого кружка, межгрупповой теоретической или научно-практической конференции (если доклад посвящен новому, актуальному, важному для практического здравоохранения вопросу). Каждый студент должен сделать не менее одного реферативного сообщения.

5 курс - объем в часах - 4 часа (оценка доклада, реферата).



Ориентировочный план реферата

  • История вопроса.

  • Этиология и патогенез заболевания.

  • Классификация заболевания.

  • Методы диагностики (клинические, лабораторные, инструментальные)

  • Методы лечения:

- Консервативные
- Оперативные

  • Заключение.

Объем реферата 10-12 машинописных листов.


6 курс - объем в часах - 12 часов (оценка доклада, реферата)


Ориентировочный план реферата.

История вопроса.

Этиология и патогенез заболевания.

Классификация заболевания.

Методы диагностики (клинические, лабораторные, инструментальные)

Дифференциальная диагностика.

Описание атипичных форм заболевания.

Методы лечения:

Консервативные

Оперативные

Заключение.

Объем реферата 15-20 машинописных листов.


3. Написание истории болезни курируемого на цикле больного.

Объем в часах - 10 часов (проверка и оценка качества работы).


4. Подбор литературы и разработка библиографических указателей по всем темам учебного плана, его тематике научных исследований кафедры. Работа студентов в отделе научно-медицинской информации и патентном отделе являются
существенной помощью кафедре и формой самостоятельной работы.

Объем в часах - 10 часов (оценка качества работы).


5. Подготовка больного к демонстрации на обходе доцента, профессора, на лекции, конференции, проведении заседаний кружка.

Объем в часах - 3 часа (оценка качества работы).


6. Решение ситуационных клинических задач.
Объем в часах - 2 часа (оценка качества работы).


7. Обследование больных по тематике научных исследований кафедры.

Объем в часах - 3 часа (оценка качества работы).


8.Участие в патолого - анатомических, клинических конференциях.

Объем в часах - 2 часа (оценка качества работы).


9. Работа в архиве с последующим анализом историй болезни.
Объем в часах - 20-30 часов (оценка качества работы).


10. Участие в работе кружка: теоретическое (подготовка докладов, обзоров или сообщений по результатам собственных исследований), практическое (участие в обходах, операциях).

Объем в часах - 3 часа (оценка качества работы).


11. Перевод научной медицинской информации. Объем в часах - 10 часов (оценка качества работы).


12. Изготовление и техническое участие в подготовке учебно-методических пособий (таблиц, схем, слайдов, фото, фильмы, мультимедийных лекций), информационно-техническая помощь кафедре.

Объем в часах - 20-100 часов (оценка количества и качества выполненной работы).


13. Статическая обработка материалов научных исследований: собственных, сотрудников кафедры, совместных исследований.

Объем в часах - 5 часов (оценка качества работы).


14. Участие или проведения санитарно-просветительных бесед среди пациентов больницы.

Объем в часах - 2 часа (оценка качества работы).


15. Участие в созданий компьютерных данных по НИР.
Объем в часах - 10 часов (оценка качества работы).


16. Выполнение курсовых и дипломных работ. Подготовка дипломной работы имеет целью:

- систематизировать, укрепить и расширить теоретические и практические знания и умение применять их при решении конкретных научных и практических задач;

- развивать навыки научной работы, помочь овладеть методикой эксперимента и клинического анализа;

- повысить готовность студента к самостоятельной работе;

- индивидуализировать обучение студентов, имеющих высокий уровень подготовки и высокую успеваемость путем постановки задания повышенной сложности.


Курсовая работа позволяет наиболее активно развивать творческое мышление студента, формирует навыки исследователя, вырабатывает умение анализировать данные литературы и результаты собственных исследований. Подготовка курсовой работы имеет целью:

  1. углубить и расширить знания по изучаемой дисциплине;

  2. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы и давать рекомендации;

  3. научить студента применять полученные знания для решения практических задач.


К выполнению дипломной и курсовой работ допускаются студенты, успевающие по всем дисциплинам на "хорошо" и "отлично", имеющие средний балл не ниже 4.0. Преимущество при этом отдается студентам - активным членам студенческого научного общества. Одновременно студент может выполнять дипломную работу по одной специальности, а курсовую - только по одной дисциплине. Дипломная (курсовая) работа выполняется только одним студентом. При работе над ней студент проявляет максимум самостоятельности в рамках данного ему задания.

На выполнение курсовых (5 курс) и дипломных (5-6 курс) исследований отводиться все время, выделенное на самостоятельную работу.

Управление самостоятельной работой студента осуществляет педагог кафедры - куратор группы на практических занятиях. При выполнении ургентных дежурств в клинике – только дежурный ассистент.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде письменных отчетов по форме и объему выполненной работы.

Курсовые и дипломные работы представляются к защите после апробации на заседании кружка, кафедры.


Самое полезное в жизни –

это собственный опыт”.

В. Скотт





Объемы самостоятельной работы в часах:



Курс, факультет

Осенний семестр

Весенний семестр

5 курс лечебный факультет

36

50

5 курс педиатрический факультет

19

46

5 курс медико-профилактический факультет.

19

17

5 курс лечебный факультет КМИ

36

50

6 курс лечебный факультет

40

30

6 курс медико-профилактический факультет.

19

10

3 курс стоматологический факультет КГМУ

-

30

3 курс стоматологический факультет КМИ

-

30


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ