Работа на тему: «Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже»
ГОУ ВПО
Липецкий государственный педагогический университет
Факультет художественно – графический
Кафедра декоративно – прикладного искусства и народных промыслов
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже»
Выполнила:
Студентка 23 группы
Чурсина Е.В.
Проверила:
Прямкова Н.А.
Липецк – 2007 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СТИЛЬ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ……………….. 7
Глава 2. ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОДЕРН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАСТЕРСКОЙ ФАБЕРЖЕ…………………………………………… 9
2.1. Мастерская Фаберже………………………………………… 9
2.2. Особенности стиля модерн в произведениях мастерской Фаберже………………………………………………………………….. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………. 30
ВВЕДЕНИЕ
Модерн, как движение в искусстве, возник на рубеже XIX и XX веков в развитых странах, с интенсивной духовной жизнью. Причем, модерном он назывался в России и Великобритании, а в Бельгии и Франции это был стиль "ар нуво", "либерти" - в Италии, "югендштиль" - в Германии, а в США - "стиль Тиффани".
Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное "исцеление жизни красотой".
Характерный для этого периода символизм в искусстве, в зодчестве создавал пластические, изогнутые, текучие формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся растительный орнамент, а в живописи - гибкие пластичные линии и пятна цвета, образующие сложный узор.
Мечта модерна - соединить профессиональное художественное творчество и производство бытовых изделий, - вызвала переворот в прикладном искусстве и сформировала новый тип художника-универсала, выступающего и как архитектор, и как декоратор, и живописец, и график. Вообще, трудно назвать художника того времени, который не создавал бы эскизы мебели, ткани, утвари, бижутерии, декоративного убранства интерьеров.
Модерн впервые соединил европейские и восточные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, заимствованной у японских жилищ, а также принесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах.
В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквартирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и геометрически сложными. Резные рамы окон и дверных проемов из натурального дерева имеют извитую форму, они как ветками причудливых лиан разрезают стекло окна или двери на сложные соствляющие.
Отличительной чертой русского модерна является пластическая выразительность, благородное изящество, свойственное декадентствующему серебряному веку - самому, пожалуй, сложному времени в России, с его тонким вкусом, изысканной красотой и внутренним надрывом. Это стиль петербургских домов на респектабельном Каменном острове, домов русской богемы. Красивое и призрачное время: художники и поэты, для которых красота звуков, линий и красок подчас важнее смысла, прекрасный город, как бы зачарованный предчувствием неминуемых потрясений. Это время модерна в России, когда казалось, что его красота спасет этот хрупкий мир.
Проблема научного исследования – изучение типологических особенностей ювелирных произведений фирмы «Фаберже».
Актуальность работы заключается в рассмотрении особенностей дизайна и стиля модерн в произведениях фирмы «Фаберже».
Цель работы – анализ дизайна и стиля модерн в ювелирных произведениях «Фаберже».
Объект исследования – ювелирное искусство XIX – начала ХХ вв..
Предмет исследования – характеристика ювелирных произведений «Фаберже» стиля модерн.
Задачи работы:
анализ литературы по данной теме;
дать общую характеристику особенностей стиля модерн в искусстве;
охарактеризовать основные типы ювелирных произведений стиля модерн фирмы «Фаберже»;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассматриваемая проблема дает представление о типовых особенностях ювелирного искусства Фаберже.
Практическая значимость определяется тем, что содержащиеся в курсовой работе выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения ювелирного искусства.
Структура исследования: основное содержание изложено на 38 страницах и включает введение, 2 главы и заключение, иллюстративный материал.
В подготовке данной работы был использован материал, изложенный в работах М. М.Постниковой – Лосевой «Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI - XIX вв.», М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.», Л.Питерской «Великий Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», Марины Мартыновой «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве», «Фаберже. Великие ювелиры России», Джона Буфа «Фаберже», В. Скурлова, Г. Смородиновой «Фаберже и русские придворные ювелиры», и др.
В работах указанных авторов обобщен огромный материал о ювелирном искусстве России XIX– начала ХХ вв., содержатся обширные сведения об истории особенностях ювелирных работ фирмы «Фаберже». Эти книги дают представление о художественных традициях и особенностях техники ювелирных изделий «Фаберже», а также представлены проекты и изделия фирмы «Фаберже» из музейных и частных коллекций.
Искусствовед Габриеле Фар-Беккер, специалист по модерну, в своей работе «Искусство модерна» знакомит с разнообразными национальными вариантами нового стиля во многих странах - Шотландии, Англии, Нидерландах, Бельгии, Италии, Испании, России, Скандинавии и Америке. Литературно-философский и культурно-политический фон повествования дополняют многочисленные высказывания современников. Автор рассказывает о знаменитых мастерах этой эпохи, таких как Чарлз Рени Макинтош, Эдвард Мунк, Йозеф Хофман, Антонио Гауди-и-Корнет, Рене Лалик и Луис Комфорт Тиффани, а также о менее известных художниках.
ГЛАВА 1. СТИЛЬ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ
Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (другое название арт нуво).[24, с. 15]
Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова "современный", так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие. Линии орнамента несли в себе напряженность духовно-эмоционального и символического смысла.
Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства - от живописи до моделей одежды. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены словно "изнутри наружу", то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны и походили на подобные организмам образования, напоминающие одновременно природные формы и результат свободного формотворчества скульптора. Особенно выразительны были интерьеры этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.
Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.
Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн. [21, с. 70]
С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.
В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О. Бердслей в Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (А. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии).
В изобразительном искусстве стиля модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, целостного произведения искусства.
ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОДЕРН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАСТЕРСКОЙ ФАБЕРЖЕ
2.1. Мастерская Фаберже
Фаберже, семейство предпринимателей и художников, руководивших одноименной ювелирной фирмой, чьи изделия завоевали мировую славу, став драгоценными сувенирами русского «серебряного века».
Основателем фирмы явился Густав Фаберже (1814–1872). Уроженец Эстонии, выходец из рода французских гугенотов, мастер-ювелир, он в 1842 открыл свой магазин в Петербурге. В 1870 управление делами принял его сын Петер Карл (1846–1920), позднее к нему присоединился младший брат Агатон (1852–1895). У Петера Карла Фаберже было четыре сына: Евгений (1874–1960), Агатон (1876–1951), Александр (1877–1952) и Николай (1884–1939) – каждый из них внес в семейное предприятие свой художественный и деловой вклад. Со временем филиалы фирмы открылись в Москве (1887), Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905). Среди ведущих мастеров следует также упомянуть Михаила Перхина (1860–1903) и Генриха Вигстрема (1862–1928), последовательно руководивших петербургской мастерской. [10, с. 45]
Изделия с маркой Фаберже – украшения, часы, сервизы, шкатулки, портсигары, декоративные фигурки, подарки-сюрпризы и т.д. – выделялись тончайшей изысканностью отделки и яркой полихромией. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические «секреты». Варьируя и комбинируя различные стили – барокко, рококо, классицизм, отдельные древнерусские мотивы – в духе романтического историзма, мастера Фаберже вводили в свои образы и черты модерна (в особенности в натуралистичных растительных и цветочных орнаментах). Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. В 1885 Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.
В 1917–1918 фирма перешла в ведение рабочего комитета и вскоре была закрыта (некоторые из филиалов закрылись еще раньше). Петр Карл Фаберже покинул Россию под видом иностранного дипкурьера. За границей оказались и все его сыновья. Александр и Евгений основали в Париже фирму «Фаберже и К°» (1923), деятельность которой, однако, с годами свелась к антикварной торговле. Впрочем, и сами классические изделия Фаберже, в особенности императорские пасхальные яйца, стали после октябрьского переворота 1917 предметом страстного коллекционирования. [10, с. 81]
Швейцарский ювелир Франц Петрович Бирбаум поступил к Фаберже в 1893 году, и после смерти Агафона Фаберже в 1895 г. он становится главным дизайнером фирмы. Он был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и замечательно чертил. Его приход совпал с переориентацией Фаберже на стиль Art Nouveau, или модерн, и постепенное вытеснение из работ фирмы стиля Людовика XV, или, как его еще называли, “петушиного стиля,” который должен был уступить место стилям более классическим - стилю Людовика XVI и ампиру. Роль Ф. Бирбаума должна была быть весьма велика: по его утверждению, он создавал дизайны большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора после 1900 г: “Таких яиц было исполнено 50-60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна.” [10, с. 97]
К началу века дело Фаберже стало самым значительным в своей отрасли в России. Приходилось открывать новые автономные мастерские, которые работали по рисункам и моделям фирмы. После успеха на Парижской выставке 1900 г. Фаберже приобрел широкую международную известность, для него были открыты все двери. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. Его магазины и выставочные залы привлекали десятки и сотни российских аристократов.
В 1900 годы Фаберже уже просто завален заказами. За десять лет между 1907 и 1917 гг. у него лишь в Лондоне было продано свыше 10 тыс. вещей. Клиенты из Америки пришвартовывают свои яхты у берегов Невы. Трое сыновей Фаберже - Евгений, Агафон и Александр - работают в качестве художников бок о бок с Бирбаумом. Триста мастеров работают в Санкт-Петербурге и двести - в Москве. Заказов так много, что некоторые из них даже передаются мастерам, не-посредственно не работающим в фирме. По всему миру фирмой продано более двухсот тысяч изделий.
Периоду Генрика Вигстрема, последнего старшего мастера Фаберже (1903-1917 гг.), недостает яркости и изобретательности его предшественника. Исчезает буйство линий и красок стиля модерн, дизайн Фаберже становятся суше и классичнее. И, хотя качество остается великолепным, уже само использование в нынешних работах Фаберже заранее заготовленных деталей накладывает на них отпечаток промышленной эры. Новинки - это характерно для фирмы - регулярно появляются каждый год. Некоторые изделия Фаберже получают ярко выраженный геометрический дизайн и как бы возвещают приближение нового нарождающегося стиля Art Deco.
Изготовление искусственных пасхальных яиц составило к началу XX века целую отрасль декоративно-прикладного искусства. К этому времени подарочное пасхальное яйцо, все более приобретая черты светского "сувенира Пасхи", становится отнюдь не "простосердечным приношением", а дорогим, изысканным подарком.
Современную славу этого рода памятникам создали несколько десятков экземпляров пасхальных яиц из драгоценных металлов ювелирной фирмы Карла Фаберже. Они занимают высшую ступень антикварной иерархии.
Глава фирмы Карл Фаберже, получивший широкое и фундаментальное образование в Европе, имел редкий дар организатора, был главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов. Блестящая плеяда мастеров фирмы - Михаил Перхин, Эрик Колин, Генрих Вигстрем, Виктор Аарне, Василий Зуев, Август Холмстрем получила всемирное признание, изготовляя различные изделия, часы, табакерки, портсигары, ювелирные украшения, подарки-сувениры, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы для хрустальных ваз, рамки для фотографий, миниатюрные скульптурные фигурки людей, животных, цветы из различных поделочных камней в прозрачных вазочках из горного хрусталя, подсвечники, бинокли, миниатюрные игрушки и многое другое в таком же роде.
Мастера-эмальеры фирмы Фаберже достигли недосягаемого совершенства в применении широкого диапазона различных цветов и оттенков эмали. Многообразие узоров резного гильошированного фона, выписанного то в виде муаровых текучих линий, то в виде вертикальных или горизонтальных полос, мелких снежинок или чешуек, создавало особую игру света и совершенно новый декоративный эффект, прославивший фирму.
Насколько мы знаем, фирмой было изготовлено более 50 пасхальных яиц для императорской фамилии. Большинство специалистов сходятся на цифре 54, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них. К сожалению, только 10 хранятся в России. Все они включены в постоянную экспозицию коллекции Государственной Оружейной палаты Музеев Кремля.
2.2. Особенности стиля модерн в произведениях мастерской Фаберже
Стиль «модерн» в русском ювелирном искусстве выразился в обостренном интересе к очертаниям предметов, которым придавалось сходство с разнообразными растительными формами; для декора этих форм использовался также «растительный» орнамент.
Кроме особого интереса к разработке формы и декора в их органическом единстве, стиль «модерн» привнес в русское золотое и серебряное дело свой круг сюжетов – в изделиях и скульптуре из драгоценных металлов этого времени появляются русалки, аллегорические изображения чувств, стихий и проч.
Основные центры русского ювелирного искусства в XIX - начале XX века – Москва и Петербург, хотя оно продолжает развиваться и в других центрах, славившихся своими изделиями еще в XV-XVII вв. Искусство черни в XIX веке наиболее активно развивалось в Великом Устюге и в Москве, а в Петербурге широкого развития оно не получило. В начале XIX века эмальерное искусство, столь популярное в XVIII веке, пребывает в состоянии некоторого застоя, однако, начинает совершенствоваться со второй половины столетия. Скань и зернь у московских и петербургских мастеров XIX века играют важную роль в декоре изделий «русского» стиля и стиля «модерн».
Стиль «модерн» был принят не всеми петербургскими ювелирами – среди изделий из золота и серебра встречаются отдельные предметы в этом стиле, главным образом, статуэтки или предметы с изысканным силуэтом. Во второй половине XIX - начале XX века всемирную известность русским ювелирным изделиям принесло петербургское отделение фирмы Фаберже.
Предки Фаберже в XVII веке переселились из Франции в Эстонию, а в начале XIX века Густав Фаберже переехал в Петербург, где в 1842 году открыл ювелирную мастерскую. Его старший сын Петр Карл получил художественное образование за границей, и, вернувшись в Петербург, возглавил мастерскую отца, которая к этому времени превратилась в большое предприятие. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин, Август Холмин работали на фирму Фаберже.
Мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Фирма также славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения. [5, с. 21]
Стиль Фаберже, как считают специалисты, состоит не в следовании каким-либо канонам, а в глубоком понимании свойств материала, его одухотворении, раскрытии возможностей ювелирного искусства, приёмы которого накапливались веками. Вот почему Фаберже в каждом новом изделии старался превзойти предыдущее по изобретательности, остроумию замысла, качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то вносились изменения таким образом, чтобы каждое изделие оставалось оригинальным. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма.
В течение непродолжительного периода, около пяти лет, Фаберже способствовал развитию стиля Art Nouveau в России. Яйцо «Ландыши» 1898 года [Приложение 1] было первым в ряду работ фирмы в данном стиле, а яйцо «Клевер» [Приложение 4, 5], созданное в Санкт-Петербурге для императорской семьи в 1902 году (находится в Оружейной палате Кремля, Москва), стало последним произведением Фаберже в стиле модерн с известной датой изготовления. Российским эквивалентом французского Art Nouveau и немецкого Jugendstil был стиль модерн, который пропагандировался объединением «Мир искусства». Застрельщиком в объединении «Мир искусства» выступил Сергей Дягилев (1872-1929). В 1885 году меценат Савва Мамонтов основал частную оперу в Москве. Он же создал условия для работы группы художников в подмосковном имении Абрамцево. В состав этой группы входили Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов, а также молодые живописцы Константин Коровин, Валентин Серов и Михаил Врубель. Они занялись разработкой нового направления в искусстве, которое разительно отличалось от распространенного в то время течения, созданного передвижниками. Энергичный Дягилев вместе с петербургскими деятелями искусства Львом Бакстом, Александром Бенуа и Евгением Лансере при финансовой поддержке Саввы Мамонтова и княгини Марии Тенишевой начал издавать журнал «Мир искусства». Он выходил на протяжении 6 лет, с 1899 по 1904 год. Первая выставка работ участников объединения «Мир искусства» прошла в 1898 году. В начале следующего года состоялась вторая новаторская выставка в музее барона Штиглица с участием зарубежных художников: Беклина, Болдини, Дега, Либерманна, Моне и Ренуара, а также искусных мастеров Лалика, Тиффани и Галле. Временные границы интереса Фаберже к стилю модерн в точности совпадают с периодом выпуска журнала «Мир искусства».
Яйцо «Ландыши» было выставлено на Всемирной выставке 1900 года, в момент наивысшего расцвета Art Nouveau в Париже. Выставочный стенд Рене Лалика, оформленный в виде витрины из бронзы, по форме напоминавшей летучую мышь, произвел фурор среди его многочисленных поклонников. За свои изделия Лалик получил наивысшую награду Grand Prix и Орден Почетного Легиона. То же самое жюри, что превозносило до небес произведения Лалика, на удивление равнодушно отнеслось к работам Фаберже, представленным на выставке. Растительный орнамент яйца был охарактеризован как выполненный с «тонким вкусом», но подвержен критике, так как «цветы слишком плотно прилегали к яйцу». Один из критиков полагал, что было бы лучше, «если бы подставка опиралась на три, а не на четыре ножки, если бы ее листья не заканчивались банальными изгибами, и если бы веточки ландышей, прилегающие к яйцу, не были бы симметричными». Он также подверг критике еще один шедевр Фаберже, «Корзинку с ландышами» (Фонд Матильды Грей Геддингс, Музей изобразительных искусств, Новый Орлеан), описав ее следующим образом: «Произведение лишено артистического или декоративного чувства. Перед нами фотография с натуры, без привнесения художником собственного стиля». [23, с. 109]
Яйцо «Ландыши» - подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на пасху 1898 года; мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург.
Гильошированная поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь, три миниатюрных портрета, оправленных алмазами – Николая II и детей Николая и Александры, великих княжон Ольги и Татьяны. Каждый портрет подписан миниатюристом Иоханнесом Цейнграфом. На рифленом золотом обороте миниатюр выгравирована дата 5.IV.1898,там же помещены клейма: русские инициалы мастера- исполнителя, «Фаберже» русскими буквами и пробирное клеймо 56 (стандарт 14-каратного золота).
В счете, выставленном Фаберже, данное яйцо описано следующим образом:
«Апрель 10. Розовое покрытое эмалью яйцо с тремя портретами, зеленые покрытые эмалью листья, ландыши из жемчуга с алмазами огранки «роза». Санкт-Петербург, Май 7, 1898. 6 700 р.» [3, с. 249]
Яйцо «Ландыши» украшено любимыми цветами молодой императрицы и ее любимыми драгоценными камнями – жемчугом и бриллиантами. В качестве сюрприза в нем хранятся миниатюрные портреты трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.). К тому же, Фаберже выполнил это пасхальное яйцо в стиле модерн – излюбленном стиле императрицы. Без сомнения, из всех изделий российского ювелирных дел мастера она предпочитала именно это.
Интерес императрицы Александры Федоровны к стилю модерн хорошо известен. Ее брат, великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский, основал колонию художников на Mathildenhцhe в городе Дармштадт, где они занимались созданием «совместных произведений искусства» – оформляли интерьеры, проектировали для них мебель и изделия из фарфора и керамики. Вдохновленная художественной атмосферой этого общества, императрица начала коллекционировать произведения из стекла Галле и Тиффани, а также изделия из керамики Рестранда и Дултона, многие из которых были вмонтированы в оправу Юлием Раппопортом, серебряных дел мастером фирмы Фаберже. Эти вещицы стояли на карнизах и каминных полках в Палисандровой гостиной Александровского дворца вместе с сентиментальными безделушками викторианской эпохи .
Описываемое яйцо хранилось в личных покоях императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, на верхней полке углового застекленного шкафчика. Яйцо и его механизм были подробно описаны Н. Дементьевым, главным смотрителем императорского Зимнего дворца, в 1909 году («сбоку яйца находится кнопка с жемчужиной, при нажатии на которую корона поднимается и открываются три миниатюрных медальона, обрамленных алмазами огранки «роза»).
Яйцо «Ландыши» хорошо различимо на фотографии пирамидальной витрины с выставки 1902 года в особняке барона фон Дервиза, где оно экспонировалось вместе с другими пасхальными яйцами из коллекции императрицы Александры Федоровны. Яйцо упомянуто в описании выставки, хотя его и перепутали со стоявшей рядом «Корзинкой с ландышами»: «В коллекции императрицы Александры Федоровны имелось яйцо, украшенное букетом ландышей, окруженным мхом: цветки ландышей были выполнены из жемчугов, листья – из нефрита, а мох тонкой работы – из золота».
Яйцо «Ландыши» – одно из девяти пасхальных яиц, проданных через «Антиквариат» Эмануилу Сноумэну из фирмы «Вартски» в 1927 году. В 1934 году оно было продано вместе с «Коронационным» яйцом Чарльзу Парсону, затем его снова выкупила фирма «Вартски». Позже эта фирма продала его господину Херсту, но затем снова его приобрела. В 1979 году Кеннет Сноумэн из фирмы «Вартски» продал яйцо «Ландыши» вместе с «Коронационным» пасхальным яйцом Малькольму Форбсу за общую сумму в 2 160 000 долларов.
Яйцо «Лавровое дерево» [Приложение 2,3] - подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года.
Яйцо исполнено в форме подстриженного дерева с плотной кроной нефритовых листьев с цветами и фруктами из драгоценных камней, с лепестками белой эмали: алмазов цвета шампанского, аметистов, бледных рубинов и цитринов. В листве спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, приведение в действие которого поднимает круглую крышку на верхушке дерева, после чего изнутри появляется певчая птица, которая машет крыльями, поворачивает голову и поет, открывая клюв. Резьба по золотому стволу имитирует кору. Дерево «растет» из золотой почвы, насыпанной в квадратную кадку из белого кварца, декорированную золотой трельяжной решеткой с головками цветов на скрещениях и накладной гирляндой лавра прозрачной зеленой эмали с ягодами из рубинов-кабошонов, из которых центральный окружен алмазами. Каждая ножка кадки также украшена рубинами с алмазами, помещенными в золотые розетки, по углам кадка завершена жемчужинами. Двухступенный постамент и стоящие по углам ребристые тумбы выполнены из нефрита; тумбы с золотыми цоколями, накладной орнаментацией и навершиями, увенчанными жемчужинами в чашечке из листьев прозрачной зеленой эмали. Та же эмаль применена к листве на цепях между тумбами, звенья которой акцентированы жемчужинами. На нижней окантовке кадки надпись по-русски и дата: «Фаберже, 1911».
В документах 1935 года яйцо числилось как «Лавровое дерево», с 1947 оно ошибочно называлось «Апельсиновым деревом». Описываемое яйцо было преподнесено императором Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, 12 апреля 1911 года. Недавно оно вновь было верно названо «Лавровым деревом» на основе подлинного счета Фаберже:
«9 апреля. 1 большое яйцо в форме выполненного из золота лаврового дерева с 325 листьями из нефрита, 110 маленькими белыми цветами из опалесцирующей эмали, 25 бриллиантами, 20 рубинами, 53 жемчужинами, 219 алмазами огранки «роза» и 1 крупным бриллиантом огранки «роза». Внутри дерева находится заводная певчая птица. [Стоит] в квадратной кадке из белого мексиканского оникса на постаменте из нефрита. По углам постамента стоят 4 тумбы из нефрита, между которыми свисают гирлянды из зеленых, покрытых эмалью листьев с жемчужинами. Санкт-Петербург, 13 июня 1911 года». 12 800 руб. [2, с. 223]
Кроме того, под именем «Лавровое дерево» оно было включено в список предметов, принадлежавших вдовствующей императрице Марии Федоровне и переправляемых из Аничкова дворца в Оружейную палату Кремля («лавровое дерево из нефрита на постаменте, оправленное в золото, инкрустированное драгоценными камнями различных цветов, с певчей птицей»), а также в перечень ценностей, переданных в Совнарком в 1922 году («1 дерево из нефрита с певчей птицей, с украшениями из золота, алмазами огранки «роза», топазами, жемчугом и рубинами»).
Прототипом для яйца «Лавровое дерево» послужило дерево с певчей птичкой, выполненное в XVIII веке во многих экземплярах, о чем существует немало свидетельств. Аналогичное дерево с заводной певчей птичкой было продано на аукционе «Сотбиc», проходившем в Mentmore Tower 18 мая 1977 г., лот 49 (справа). Очевидно, что деревья с певчими птичками были известны уже в XVI веке. Эта игрушка приводилась в движение сжатым воздухом, птицы хлопали крыльями и открывали клювы, а их пение имитировалось звуками флейты.
Интересно заметить, что можно провести параллель между изделиями Фаберже и современной ювелиру архитектурой: купол Венского Выставочного зала Сецессион, построенный Джозефом Ольбрихом в 1897-98 годах, также украшен растительным орнаментом. Связь произведений Фаберже с Венским Сецессионом и с Wiener Werkstaette, основанным в 1903 году, еще предстоит проанализировать. Бесспорно, что лаконичные геометрические формы Джозефа Хоффмана оказали воздействие на поздние работы российского мастера.
Яйцо «Лавровое дерево» было конфисковано Временным правительством в 1917 году и передано из Аничкова дворца в московский Кремль. Это одно из девяти императорских пасхальных яиц, которые были проданы через «Антиквариат» владельцу фирмы «Вартски» примерно в 1927 году. С тех пор оно переходило из рук в руки пяти разных владельцев и, наконец, было продано госпожей Милдред Каплан Малькольму Форбсу в 1965 году за 35 тысяч долларов.
Яйцо «Клевер», 1902. [Приложение 4,5] Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин. Клейма: мастера - "М.П."; петербургского окружного пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "56" и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова "ЯЛ". Материалы: Золото, платина, алмазы, ограненные розой, рубины. Размеры: высота с подставкой - 37/8 дюйма (9,8 см) Техника исполнения: скань, оконная эмаль, чеканка.Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No МР-654/1-2.
Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зеленой прозрачной оконной эмалью, часть - мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы. [2, с. 84]
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г. Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.
Символом вечной любви и преданности издавна считался цветок анютины глазки. Яйцо с этим названием из гладкого темно-зеленого нефрита оплетают тонкие вьющиеся стебельки с цветами и бутонами анютиных глазок из бриллиантов, рубинов и яркой эмали. Сюрприз яйца - роскошная рамка сердцевидной формы. На белом фоне бриллиантовый вензель императрицы Марии Федоровны и одиннадцать крошечных портретов представителей семьи Романовых, закрытых красными эмалевыми крышечками с инициалами изображенных, Специальная кнопка открывает все миниатюры.
Ажурные листочки клевера из мелких бриллиантов и тончайшей "оконной" эмали, напоминающей витражное стекло, покрывают яйцо "Клевер" - одно из самых хрупких и грациозных. Между листьями клевера вьется узкая темно-красная лента из рубинов, оттеняющая и подчеркивающая нежную зелень. Листья льнут друг к другу, часто соприкасаются, иногда находят один на другой, и контуры их составляют узор, полный изящества и воздушной легкости.
«Яйцо-сюрприз» Москва. 1908–1917 гг. Фирма Карла Фаберже. Мастер Фёдор Афанасьев? Серебро, резьба, золочение. 6,3 х 4,2. Клейма: ФА., Фаберже, Московского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике, обращённая вправо с шифром «дельта», 84. Пост. Из Центрального музея МВД СССР, 1988. [Приложение 6]
Выделяется оригинальностью серебряное разъёмное яйцо с сюрпризом, изготовленное в московской мастерской. Внутрь яйца помещены две отвинчивающиеся ножки-подставки. Если собрать детали, получаются две рюмки. Яйцо украшено резным орнаментом. Рисунок лаконичен, выполнен тонкими графичными линиями, подчинёнными форме. Изображены диск с вензелем, стилизованные ветви и травы. На ветвях три плода граната с эллипсовидными трещинами, в которых видны зерна. Гранат — эмблема жизни, «треснувший гранат» — символ совершенства. В декоре зашифрован легкий намек на какие-то поэтические переживания. Вся орнаментация несет черты нового стиля модерн. [5, с. 209]
Первое яйцо (пасхальный сюрприз) фирма Фаберже выполнила для имп. Александра III, последнее — в 1913 году для имп. Николая II. Всего фирма изготовила более 50 пасхальных яиц, хотя точная цифра неизвестна. К сожалению, в России находятся только десять. Именно эти изделия, считающиеся вершиной творчества К. Фаберже, принесли ему всемирную славу. Конечно, экспонат Смоленского музея нельзя поставить в один ряд с уникальными пасхальными сюрпризами императорской фамилии, это всего лишь скромное подарочное изделие, сделанное с отменным вкусом.
Воплощая идею Карла и Агафона Фаберже, которые мечтали ввести в повседневный обиход изделия ювелиров и золотых дел мастеров, самые крупные мастерские Фаберже начали производство большого количества разнообразнейших бытовых изделий: рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, часов, письменных приборов, портсигаров. И это еще далеко не весь перечень декоративных и вполне функциональных предметов. Сделанные из золота и серебра, а иногда даже из дерева или поделочного камня, добываемого в России, эти предметы были украшены скромно, но с той элегантностью стиля, которая всегда ассоциировалась с изделиями Фаберже.
Из всех “полезных предметов” несомненно самыми популярными были портсигары. В то время курение было очень распространено среди всех слоев населения, начиная с императора. Николай II был заядлым курильщиком, и, как только ему исполнилось двадцать лет, он начал получать портсигары Фаберже в подарок на рождество и день рождения от отца, матери, а, позднее, и от жены.
Николай II сам подарил сотни портсигаров, украшенных императорским орлом или его монограммой, своим дядям - великим князьям, кузенам, родственникам за границей, дипломатам, русским чиновникам и различным людям, которые оказали услуги лично ему или послужили стране. Белый эмалевый портсигар с золотой монограммой, подаренный великому князю Николаю Николаевичу, кузену императора и командующему армией в 1914-1915 годах, является характерным образцом таких подарков и примером “простой” изысканности стиля Фаберже. Другим примером удивительной утонченной элегантности изделий Фаберже служит золотой полированный портсигар, украшенный монограммой великого князя Николая Николаевича под короной.
Большинство портсигаров украшены цветными прозрачными эмалями. Глубина сияния цвета на гильошированной поверхности металла доставляет особое чувственное удовольствие как курильщикам, так и некурящим.
Два серебряных портсигара в стиле модерн [Приложение 7], украшенные русскими мотивами, представляют особый интерес. На обоих изображена сцена из русской жизни, написанная матовой эмалью в технике, изобретенной Федором Рюкертом около 1908 года. Один из них - редкий пример работы независимого московского мастера Ф. Рюкерта, чьи вещи из эмали в неорусском стиле часто продавались фирмой Фаберже. Прорезная композиция, изображающая нападение медведя на боярина в лесу, выполненная чеканкой в стиле “самородка”, позволяет видеть фон с русским зимним пейзажем, написанный эмалью. Другой портсигар является редким примером изделия в неорусском стиле. Он выполнен в Санкт-Петербурге мастером В. Реймером и украшен рельефом на русские мотивы и эмалевой миниатюрой, иллюстрирующей сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.[5, с.308]
Портсигары, выполненные фирмой Фаберже, представляют большой диапазон стилей от неоклассического и рококо до стиля модерн. Интересно также разнообразие используемых материалов, от золота и серебра с эмалью до дерева и меди. С технической точки зрения портсигары выполнены превосходно - с бесшумными невидимыми пружинами и легко открывающимися замками. Благодаря разнообразным декоративным и техническим приемам, таким как использование цветного золота, богатой колористической гаммы прозрачных эмалей, драгоценных камней и декора эти портсигары являются примером великолепного мастерства ювелиров дома Фаберже.
Серебряная кружка. (Около 1900 года.) [Приложение 8]Автор: Карл Густав Фаберже. Школа: Россия, Москва.Материал: Серебро, 84°. Техника: Литье, ковка, чеканка, гравировка. Высота: 21 см. Вес: 530 гр.
Серебряная кружка цилиндрической формы, на плоской круглой подставке, с крышкой и ручкой, изготовлена из серебра 84 пробы в технике литья, ковки и чеканки. Крышка с навершием соединена с массивной изогнутой ручкой подвижным шарниром. На тулове гравировано изображение букета полевых цветов. На донышке снизу, на ручке вверху и на крышке внутри есть клейма: 1.«Женская голова в кокошнике, обращенная влево, в овальном щитке с цифрой «84» и инициалами «И.Л» - управляющего Московским окружным пробирным управлением Ивана Сергеевича Лебедкина, назначен в 1899 г. «84» – проба серебра в золотниках, что соответствует 875 пробе в современном выражении. (Постникова-Лосева, 1995, с. 259, № 3878). 2.«К.Ф» - клеймо знаменитого ювелира и главы одноименной фирмы Карла Густава Фаберже, поставщика царского двора (Постникова-Лосева, 1995, с.219, №2604).
Данная серебряная кружка выполнена в стиле модерн. Она изготовлена в традиционных формах, но отличается красотой вытянутых пропорций, гибкой изысканностью силуэта, высококачественным металлом и особой тщательностью выполнения: скрупулезной отделкой элементов, искусным монтажом изделия в целом. Особенно характерна в целом матовая фактура поверхности кружки, и только на гравированном резцом рисунке букета цветов – полированная, что придает декору особую элегантность. Произведение представляет значительную музейно-художественную и коллекционную ценность. [23, с. 280]
Графин "Бордо" [Приложение 9], который спроектировал Карл Фаберже в 1896-ом году, свидетельствует о влиянии стиля модерн. Серебряная ручка представляет собой голову мужчины с развивающимися волосами и бородой, которая плавно переходит в листья. Стеклянный сосуд вырезан листьями и цветами. [2, с. 275]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После классицизма в искусстве с 30-х годов XIX века начинается поиск нового стиля. Мастера переосмысливают европейское художественное наследие всех предшествовавших эпох. Наряду с этим, наблюдается повышенный интерес к древнерусским формам и мотивам, увлечение натуралистическими растительными формами. Всемирная выставка 1889 года (Париж) продемонстрировала черты нового стиля, увенчавшего творческие искания II половины XIX века. Он получил название "модерн". Текучие пластические формы, струящиеся, плавные линии рисунка, вторящие увядающим ирисам и водяным лилиям, позволяют безошибочно опознать произведения модерна. Из-за широкого распространения цветочных мотивов модерн в прикладном искусстве, часто именуют "флоральным", или "цветущим".
Стиль Дома Фаберже основывался на продуманной ассимиляции ранних исторических стилей, обогащённых русским чувством, лёгкостью, элегантностью и уникальной виртуозностью исполнения.
Стиль модерн соединял искусство с природой. Художники и архитекторы проектировали перетекающие линии. Они дали линиям движение с органическими мотивами. Доминирующее влияние линии показано на примере лестницы дома Степана Рябушкинского, который спроектирован Федором Шектелем в 1902-ом году в Москве.
Стиль Фаберже, как считают специалисты, состоит не в следовании каким-либо канонам, а в глубоком понимании свойств материала, его одухотворении, раскрытии возможностей ювелирного искусства, приёмы которого накапливались веками. Вот почему Фаберже в каждом новом изделии старался превзойти предыдущее по изобретательности, остроумию замысла, качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то вносились изменения таким образом, чтобы каждое изделие оставалось оригинальным. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма.
Дом Фаберже называли «культурной губкой», настолько многообразно он ассимилировал культуру различных стран и эпох. Это был петербургский парафраз «стиле» всех Людовиков, Готики, Ампира, Рококо с оттенками Ар Hypo, веяний арабского Востока, Индии, Китая, Японии, Персии. При этом романтика «исторических стилей» сочеталась мастерами фирмы с элементами Модерна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
Буф Дж. Фаберже. М., 1998.
В. Скурлов, Г. Смородинова. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.
Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. // Вопросы искусствознания. 2-3/94, М., 1994
Габсбург фон Г. Фаберже. Сокровища Российской Империи. Культурно-исторический фонд "Связь времен", СЛОВО/SLOVO, М., 2004.
Гилодо А.А. Русское серебро XIX – начала XX века. М., 1994.
Гурова Л. К вопросу о стиле Ар Нуво в живописи конца XIX века. «Труды государственного Эрмитажа», Л., 1976
Драгоценности и серебро для царей, королев и др. «В.А. Болин»- 200 лет. Сост. М. Риббинг, В. Скурлов, Т. Мунтян, Л. Завадская. СПб., М., Стокгольм, 1996.
Золотая кладовая Русского музея. СПб., 1998.
История фирмы Фаберже. Посвящается 150-летию со дня основания фирмы. СПб., 1993.
Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство второй половины XIX – XX века. М., 1994.
Кириченко Е. И. Еще о модерне. // «Декоративное искусство СССР» № 10 М., 1978
Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. М., 1986.
Миллер Дж. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005
Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г. Изделия из драгоценных металлов. Русское декоративное искусство. XIX – начало XX века. Под ред. А.И. Леонова. Т.3. М., 1984.
Русские ювелирные украшения XVIII – начала XX века. М., 1988.
Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. из собрания Государственного исторического музея. Сост. Г. Медведева, Н. Платонова, М.М. Постникова-Лосева. М., 1994.
Русское золото XVI – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1987.
Русское серебро XVI – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984.
Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.
Фаберже и петербургские ювелиры. Сост. В.В. Скурлов и др. СПб., 1997.
Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004
Приложение 1
Яйцо «Ландыши.»
Приложение 2
Яйцо Лавровое дерево. 1911
Приложение 3
Яйцо «Лавровое дерево». Фрагменты.
Приложение 4
Яйцо Клевер.
Приложение 5
Яйцо Клевер. Фрагмент.
Приложение 6
«Яйцо – сюрприз»
Приложение 7
Портсигары Фаберже.
Приложение 8
Серебряная кружка. (Около 1900 года.)
Приложение 9
Графин «Бордо»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ