работа семейная политика: сущность и методы реализации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра педагогики и социальной работы









КУРСОВАЯ РАБОТА


Семейная политика: сущность и методы реализации


Выполнила студентка

3 курса 33 группы

ускоренной заочной формы обучения

Шахабутдинова О.М.


Научный руководитель:

Доцент кандидат доктор

Философских наук

Борисова О.Н.




Тверь 2005г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Глава 1. Основы семейной политики


1.1. Модели социальной политики

6

1.2. Основные направления социальной политики государства

9

1.3. Сущность государственной семейной политики

11

Глава 2. Деятельность государства в области семейной политики


2.1. Социально-экономическое положение семьи в современной России

13

2.2. Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ

22

2.3. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы государственной семейной политики

30

Заключение

39

Список используемой литературы

41


ВВЕДЕНИЕ

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаметальным институтом.

Семья – своеобразная система поддержки прав каждого её члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодёжи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамическими процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижения уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни.

Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем её реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерционализации образования, будет возрастать.

Сегодня в семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства – не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

Целью курсовой работы является выявление сущности семейной политики и определение методов её реализации. Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. подбор и анализ литературы по теме исследования;

  2. изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;

  3. изучение состояния семьи и её проблемы;

  4. выявление основных направлений деятельности государства по отношению к семье.

Объектом изучения работы является деятельность государства по отношению к семье.

Предметом является сущность и методы семейной политики.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы;

  • анализ нормативно-правовых документов;

  • обработка статистических данных.

Для исследования проблемы использован широкий спектр источников и литературы, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу1, прежде всего документы, в которых содержатся основные положения государственной социальной политики. Они нашли своё закрепление в законах, актах нормативно-правового характера. Законы в области государственной семейной политики публиковались в официальных изданиях – «Собрание законодательства Российской Федерации», сборниках постановлений Минсоцзащиты РФ, Министерств труда и социального развития РФ, «Правде», а также в ведомственных сборниках и других изданиях. Анализируя государственную семейную политику были использованы в качестве источников документы Президента РФ в форме указов и распоряжений, постановления и распоряжения Правительства РФ2, нормативные документы Администрации Краснодарского края. Изучение этих документов позволило уточнить результативность мер по смягчению социальной напряжённости в обществе.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Модели социальной политики

1.1. Отечественные модели социальной политики


Отечественные модели социальной политики возможно рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.

Идеологические концепты «общественного благосостояния» вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся.

Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечительство

Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и одинокие люди, не имевшие кровных родственников, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т.е. поддержание жизни подопечного.

Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование

В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно этим идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государьской службе».

Модель 3. Общественное призрение

Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи.

Модель 4. Общественно-территориальное распределение

Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких, как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В тоже время появляются и новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения.

Модель 5. Социальное обеспечение

Модель социального обеспечения — модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. Основу этой модели создает социалистическое перераспределение; на первых порах осуществляется классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении.

Модель 6. Переходный период

Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.

Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е гг. становится ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начали приобретать застойный характер, «социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе». В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защитив защиты3.


1.2. Основные направления социальной политики государства


Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы.

Можно конкретизировать ориентацию социальной политики государства по двум линиям:

1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной профилактики, социального надзора, социальной корреляции, социальной терапии, социальной адаптации, социальной реабилитации, социального обеспечения, социального страхования, социальной опеки, помощи, консультирования, экспертизы, попечительства, нововведения, посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды, безработные, участники ВОВ и приравненные к ним лица; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями; семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения и др.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественна. Они тесно связаны между собой как в теории, так и на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Речь идёт о таком содержании социальной политики, в которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет деятельность по социально-экономической поддержке социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одна из самых важных характеристик социальной политики – социальная справедливость. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой – сохраняющегося неравенства, что обуславливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее своё конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д. Это проявляется в частности в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей4.

Сегодня в России в период кризиса экономики к сожалению мало реализуется социальная политика, необходимо пристально обратить внимание на все последствия несоблюдения надлежащего уровня социальной политики. Необходима серьёзная реорганизация всех взглядов руководителей страны на социальную политику, а конкретно её реализацию.


1.3. Сущность государственной семейной политики


Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и системы целенаправленной деятельности, предусматривающей свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества.

В тоже время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией её основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной).

Государство обеспечивает целенаправленный учёт и реализацию институциональных прав и интересов семьи в различных областях общественной жизни, в деятельности органов власти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозирование развития страны.

Государство взаимодействует с семьёй на основе партнёрских отношений, обеспечивает баланс прав и ответственности государственных институтов и семьи, создаёт необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи. Этому будет способствовать формирование и развитие общественного семейного движения, лоббирующего интересы института семьи

Государство обеспечивает единство реализации цели и принципов семейной политики на федеральном, региональном, местном уровнях. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления дополняют и развивают меры семейной политики на основе установленных семье государственных гарантии функционирования, обеспечивают координацию действий негосударственных субъектов семейной политики.

В области управления вопросами семейной политики государство реализует принцип межведомственного подхода к ее проведению, создает систему федеральных и региональных органов власти, координирующих разработку и практическое осуществление государственной семейной политики.

Усиление государственной семейной политики сопровождается расширением и углублением воздействия государства на семью. Поэтому должны быть созданы механизмы, обеспечивающие правовые гарантии суверенитета семьи, баланс семейных и общественных интересов (развитие соответствующего законодательства, обеспечение информационного пространства, создание общественного движения семьи и др.).

Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов5.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Социально-экономическое положение семьи в современной России


Положение семьи и детей в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания.

Однако, важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов, происходящих в России бурных перемен, является возвращение человеку истинно человеческих ценностей. «Всё возвращается на круги своя» – этой библейской мудрости суждено было ещё раз подтвердиться в нашем отечестве.

Выходя на столбовую дорогу человеческой цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и начать с малого, т.е. с возрождения первоосновы человеческого общества – семьи.

Эту истину уже давно постиг весь цивилизованный мир. Понимают её простые люди в нашей измученной социальными экспериментами стране.

Происходящая в последние годы социально-экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение самочувствия и сохранение здоровья такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Организацией Объединённых Наций 1994 год был объявлен Международным годом семьи. Провозглашённые мировым сообществом цели Года семьи: повышение информированности органов власти и управления, партий, общественных движений и каждой семьи о проблемах семей и укрепление национальных и региональных механизмов разработки и реализации программ семейной политики полностью отвечают нуждам и потребностям российских семей.

Именно семья, её интересы должны встать в центр социальной политики. Такой подход является ключом к ослаблению негативных последствий реформирования общества. Семья может и должна из заложника реформ превратиться в их движущую силу.

Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо острейшие проблемы государства и общества рассматривать с позиции интересов российских семей: отцов и матерей, дедушек и бабушек, детей и подростков.

В докладе Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской федерации «О положении семей в Российской Федерации» рассматриваются демографические и социальные характеристики семей, их экономическое положение, а также состояние и перспективы развития государственной семейной политики.

Глубокого внимания и изучения, по мнению автора, заслуживают следующие наиболее важные вопросы:

  • идеология государственной семейной политики;

  • современное положение российских семей, их самые острые проблемы;

  • пути решения проблем российских семей.

Идеология семейной политики, представляя собой систему взглядов и идей, определяет не только критерии оценки происходящих в институте семьи перемен, но и пути осуществления семейной политики.

Национальный совет по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации разделяет идеологию и стратегию семейной политики, которые разработаны Организацией Объединённых Наций и закреплены в её резолюциях, посвящённых Году семьи, в других материалах, и оценивают концепцию ООН как адекватную общемировому консенсусу взглядов на семью.

Основные принципы семейной политики, провозглашённые ООН, заключаются в следующем:6 Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условий. Все семьи вправе рассчитывать на поддержку государства.

Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье.

Семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанностей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общественной жизни.

Все меры семейной политики должны укреплять самостоятельность и независимость семей, обеспечивая помощь семье в выполнении присущих ей функций, не подменяя их государственными структурами.

Мировым сообществом сформулированы также приоритетные для всех государств задачи семейной политики:

  1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье.

  2. Улучшение положения неполных семей с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи.

  3. Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, которые связаны с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, и вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции.

  4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождениями детей и их количества.

  5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Очевидно, что все эти задачи в равной степени актуальны для России и сформулированы в нашей концепции государственной семейной политики, которая в преддверии Года семьи была предложена всем регионам для руководства и дальнейшей разработки своих мер и мероприятий.

Следующий кардинальный вопрос – это современное положение российских семей.

Каковы же проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений?

  • увеличение числа малообеспеченных слоёв населения;

  • увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства;

  • ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

  • фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины;

  • рост количества неполных семей;

  • повышение коэффициента иждивенчества;

  • насилие в семье, социальное сиротство.

В структуре экономических проблем острейшая – резкое падение реальных доходов большинства семей России.7

Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов является заработная плата. При увеличении её (в денежном выражении) с 1990 по 1994гг. в 194 раза и выросших потребительских ценах в 297 раз уровень реальной заработной платы, т.е. её реальная покупательская способность, снизился в 1,9 раза.

Обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей.

Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми – наименее обеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей.

Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении.

Отрасли социальной сферы постоянно снижают объёмы предоставляемых семьям услуг, которые становятся всё менее доступными из-за их платности и роста цен.

Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьёзные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвлённая бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодёжь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.

Сегодня под лозунгом перехода к рынку продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего в результате уменьшения возможностей их финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей, часть из них, не справляясь с финансовыми трудностями, закрывается. Другие переформировываются, становятся элитарными. Теряется высоко-квалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишённые возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей.

Из-за роста родительской платы и сокращении числа мест из года в год всё меньше детей посещают дошкольные учреждения. Плата за пребывание в них выросла в начале 1994 г. в 518 раз по сравнению с 1990г.8 По этой же причине сокращается число детей, занимающихся в платных спортивных секциях и художественных студиях.

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства, медикаменты.

Всё больше семей не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовывать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек.

Неразрешимая проблема для большинства семей – улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семей, не имеющих собственного жилья.9

Крайне тревожное положение складывается в демографической обстановке. Экономическое и социальное неблагополучие проявляет себя в сокращении средней продолжительности жизни населения. Только за 1993 г. она снизилась на 3 года у мужчин (59 лет) и на 1,1 года у женщин (72,7 лет). Такое снижение продолжительности жизни сопоставимо только с военным временем и беспрециндентно для мирной жизни10.

Снижается рождаемость, ухудшается здоровье людей, растёт смертность, особенно от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств. В 1992 г. смертность населения России от неестественных причин превышала среднеевропейский уровень у мужчин в 4 раза, а у женщин – в 2 раза. Особенно велико превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств: в 20,5 раз у мужчин и в 12 раз у женщин.11

Высокая смертность от неестественных причин вызвана обострением социальной напряжённости, ростом преступности, межнациональными конфликтами, а также изношенностью производственных фондов, падением трудовой дисциплины, ухудшением качества питания, экологическими и технологическими катастрофами.

В результате преждевременной смертности в стране увеличивается число вдов, вдовцов и детей-сирот.

Если до 1991 г. младенческая смертность в России постепенно снижалась, то с 1993г. она стала расти и к концу года составила 20 умерших на 1000 родившихся детей.

С 1992 г. началась депопуляция населения России за счёт превышения числа умерших над числом родившихся. В 1995 году естественная убыль населения страны составила по официальным данным 785, 4 тыс. человек и по сравнению с 1992 годом увеличилась в 3,6 раза.12 Этот итог – результат, прежде всего негативных социально-экономических факторов.

Растёт число семей беженцев и вынужденных переселенцев, испытывающих тяжкие страдания13.

Обследования специалистов показывают, что отказ части семей от рождения детей из-за неблагоприятных экономических и психологических условий может при продолжении социально-экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки, выражающиеся, в частности, в резком снижении ценностей детей для родителей, что приведёт в дальнейшем к новому витку депопуляции – например, сокращению численности населения и трудовых ресурсов, а также к безнадзорности и запущенности детей.14

Ухудшается психологический климат в обществе, что напрямую связано с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. И семья, являясь частью общества, перестаёт быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. И как следствие, число неблагополучных семей увеличивается.

Но, несмотря на тяжесть острейших проблем, семья пока выстояла в экономических невзгодах и политических бурях.

По данным социологических обследований, проведённых весной 1993 г. Центром общечеловеческих ценностей совместно с журналом «Огонёк», на вопрос: «Что для вас важнее всего в жизни?» – почти 53% респондентов ответили: «Семья». И дело не только и не столько в том, что люди понимают, так сказать, философскую или социальную значимость этого института. По их мнению, семья – это спасение от одиночества, от того, что великий Пушкин называл «плодами сердечной пустоты», это домашний очаг, дарящий человеку мир, радость и покой, это наши дети, наши наследники, в которых мы вкладываем всю нашу душу, наконец, семья – это некая психологическая опора, без которой трудно обойтись в наше смутное время.

Интересно отношение российских семей к такому аспекту семейных отношений, как распределение семейных обязанностей между супругами, т.е. степень продвижения российских семей в направлении эгалитарных, равноправных отношений.

В последние годы наблюдается заметная эволюция тех норм, которые традиционно были связаны с качествами «идеального» мужа и «идеальной» жены. Специфика требований, предъявляемых ныне к супругу, определяется столкновением двух противоположных подходов: глубоким проникновением в сознание людей идей равноправия мужчин и женщин в семье и обществе, с одной стороны, и давлением традиционных стереотипов мужа-кормильца и жены – хранительницы домашнего очага – с другой15.

Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе – почти всеобъемлющая вовлечённость женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей.

В целом сегодняшние стереотипы мужа и жены непоследовательны и противоречивы, представляя собой конгломерат традиционных и эгалитарных взглядов. Можно предположить, что в системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению. Тем не менее сдвиги в направлении эгалитаризации требований, предъявляемых к каждому из супругов, налицо.

В психологическом состоянии российских семей превалируют, к сожалению, неуверенность в завтрашнем дне и слабая защищённость от насилия и преступного мира.

Таково состояние современного положения российских семей с точки зрения экономики, демографии и социологии. Что же необходимо сделать, чтобы от констатации проблем российских семей перейти к их решению?

Несомненно, без преодоления социально-экономического кризиса и дальнейшего подъёма экономики, стабилизации общественно-политической обстановки решение значительной части проблем семей невозможно.

В тоже время ослабление негативных последствий реформирования общества вполне возможно. Выход видится не в отказе от реформ, в в придании им социальной направленности.


2.2. Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ


Необходимо рассматривать интересы семьи как цель развития экономики и социальной сферы.

В экономике это означает: во-первых, преимущественное развитие отраслей, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей семей (аграрной сферы, лёгкой и пищевой промышленности, бытового обслуживания); во-вторых, обеспечение сохранения социальных гарантий в труде независимо от форм собственности (охраны труда, трудовых льгот для беременных женщин и матерей с детьми, работающих отцов и т.д.).

В социальной сфере важно сосредоточить внимание на семье, что обеспечит комплексный, всеобъемлющий подход в социальной политике.

При планировании изменений в социальной сфере, в том числе здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, политике занятости, аграрной, жилищной политике, все меры должны разрабатываться, оцениваться и реализовываться с точки зрения обеспечения их положительного влияния на семью.

Необходимо обеспечить квалифицированную экспертизу всех законопроектов с точки зрения их последствий для жизнедеятельности семьи.

Государство не должно навязывать семье образ жизни, число детей, занятость родителей. Семья автономна в принятии всех решений, её право – выбирать меры поддержки.

Перед государством все семьи равны: молодые и пожилые, полные и неполные – и имеют право на поддержку.

Государство должно принять на себя обязательства по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, военными конфликтами, природными и технологическими катастрофами.

Социальное рыночное государство должно осуществлять социальную защиту семьи дифференцированно, обеспечивая социально приемлемый уровень жизни для нетрудоспособных членов семьи: детей, инвалидов, пенсионеров, а также многодетных семей16.

Особого внимания требуют неполные семьи с одним кормильцем: одинокие матери, разведённые мужчины и женщины с детьми, вдовы и вдовцы с детьми, а также опекунские семьи.

В то же время в обществе необходимо создать условия для самообеспечения семей с трудоспособными членами на трудовой основе. Нужна новая политика доходов. Заработная плата и пенсионное обеспечение должны, в частности, обеспечивать все потребности семьи в условиях платности социальных услуг (здравоохранения, бытового обслуживания и т.п.).

Важно обеспечить условия для партнёрства государства, разделения ответственности за судьбу российских семей со всеми гражданскими институтами и всеми гражданами на основе сотрудничества.

Очень многое можно было бы сделать и делается для семей уже сейчас, даже в период социально-экономического кризиса.

Прежде всего, это – формирование национальных механизмов по разработке и реализации государственной семейной политики.

Созданы федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К числу основных звеньев этой системы управления можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направленности, занимающиеся вопросами образования, воспитания, охраны здоровья, отдыха, культуры, физической культуры, бытового обслуживания и обеспечивающие выполнение семьёй её репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важнейших функций.

К разработке государственной идеологии семейной политики широко привлекаются учёные и общественные организации, что, несомненно, обогащает содержание и практику управленческой деятельности на разных уровнях.

Движущей силой в реализации семейной политики являются субъекты федерации. В администрации и органах социальной защиты всех территорий Российской Федерации образованы отделы, комиссии или комитеты, которые занимаются разработкой и выполнением специальных программ семейной политики.

Помимо системы управленческих структур, занимающихся семьёй, в России сложилась крайне сложная иерархия органов, в орбите внимания которых вопросы молодёжной, гендерной, детской политики. Все они взаимосвязаны и часто по многим направлениям своей деятельности дублируют друг друга.

Совершенствование структур управления, а также механизмов финансирования правового, информационного обеспечения семейной политики- это большие и важные вопросы, требующие профессионального обсуждения и конструктивного решения в ближайшем будущем17.

И тем не менее формирование национальных механизмов управления семейной политикой – это не цель, а лишь инструмент, средство решения проблем семьи.

В настоящее время основным методом решения проблем семьи является разработка и реализация федеральных и региональных программ.

Согласно приоритетам семейной политики - проблема выживания, защиты и развития детей в соответствии с идеологией и основополагающими документами ООН является приоритетом №1, в России осуществляется федеральная программа «Дети России». В её состав входят подпрограммы «Детское питание», «Дети-сироты», «Дети–инвалиды», «Дети-Севера», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля». Выполнение этих программ находится под контролем Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации.

Уровень цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети.

Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем детства зависит будущее России.

А проблем этих в России немало. Ухудшилось качество питания детей, обострились проблемы обеспечения их одеждой, общедоступной медицинской помощью. Ежегодно растёт число детей-инвалидов и сирот, социально-экономическое положение которых является особенно тяжёлым. Постоянно увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растёт число внебрачных детей.

В последние годы значительно возросло число детей с врождёнными аномалиями развития и наследственными заболеваниями.

Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растёт число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

В то же время отсутствует четкая система выявления и учета детей с отклонениями в развитии, слабо развиты службы, обеспечивающие профилактику инвалидности с детства, нет комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства, необходимости их решения на основе Конвенции о правах ребёнка, подтверждение Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», положение детей вызывает обоснованную тревогу.

Опыт показывает, что решение проблем детства возможно лишь на программно-целевой основе.

В последние годы принят ряд государственных мер, направленных на обеспечение минимальных социальных гарантий детям, прежде всего в области улучшения питания, охраны здоровья, сохранения доступа к образованию, дошкольному и внешкольному воспитанию, предупреждения безнадзорности и преступности. Особое внимание обращено на детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, малолетних правонарушителей. Эти меры играют положительную роль, но, к сожалению, их позитивное воздействие нейтрализуется быстрыми темпами ухудшения качества жизни и дезорганизацией социальной инфраструктуры детства.

Важную роль в решении проблем семьи должны сыграть федеральные программы «Женщины России», «Здоровье», «Вакцинопрофилактика» и другие социальные программы.

Проведение Международного года семьи в России даёт возможность активизировать семейную политику на региональном и местном уровнях, как это неоднократно рекомендовалось в резолюциях ООН по Году семьи.

Почти во всех регионах России образованы комиссии и комитеты по проведению Года семьи, которые имеют конкретные планы законодательных, культурно-массовых и научных мероприятий.

В период тяжёлого экономического кризиса, который переживает сегодня наша страна, особое внимание уделяется программам, обращённым непосредственно к детям. Так, например, в Краснодарском крае разработан краевой проект «Возможности» – план действий по созданию условий для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе разработки проекта основные мероприятия были направлены на информационно-методическое обеспечение социальной поддержки семьи с детьми-инвалидами:

  • подготовлен пакет методических и справочных материалов;

  • осуществлено диагностическое изучение деятельности специалистов центров, отделений реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (гг.Крымск, Кропоткин, Новороссийск, Краснодар, р-ны Курганинский, Тбилисский);

  • регулярно проводились консультации для специалистов учреждений, обслуживающих данную категорию населения;

  • практиковалось проведение стажировок специалистов на базе учреждений других ведомств (образование, здравоохранение);

  • подготовлен информационный буклет «Возможности»;

  • ведётся отработка основных требований к объёму и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания на базе реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость разработки в крае данного проекта обусловлена ростом числа детей-инвалидов, наличием учреждений реабилитации различных ведомств, созданием государственной службы медико-социальной экспертизы в системе социальной защиты населения, утверждением индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Многие территории осуществляют широкий комплекс мероприятий по медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов, в том числе и на основе разработки специальных программ.

Реальность и эффективность принятых и разрабатываемых программ во многом определяется системой их финансирования. Надо учитывать: сложная экономическая ситуация в стране ограничивает возможности регионов в решении проблем детства, что вызывает необходимость поддержки основных, наиболее жизненно-важных мероприятий региональных программ из федеральных источников.

Всё большее внимание уделяется в регионах организации центров планирования семьи.

Новое направление семейной политики – социальное обслуживание семей, получившее развитие буквально в последние годы. Сегодня в России насчитывается около 500 учреждений социального обслуживания семей, открытых в основном в республиканских, краевых и областных центрах.

На многих территориях предпочтение отдаётся многопрофильным территориальным центрам социальной помощи семье и детям. В ряде мест открываются специальные приюты для детей и подростков, центры реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В этом новом деле много проблем, ошибок, нерешённых вопросов. Но оно чрезвычайно важно, так как помогает наладить помощь семьям на профессиональном уровне.

Кадровое обеспечение системы социального обслуживания семьи и детства является актуальнейшей задачей современной России. Масштабы и качество подготовки кадров социальных работников, практических психологов и других специалистов сегодня не удовлетворяет потребности формирующейся системы социального обслуживания. Многие социальные службы, оказывающие помощь населению, а также органы государственного управления в значительной степени не укомплектованы профессионалами. По расчётам существующая потребность в кадрах социальных работников системы социального обслуживания составляет примерно 150-200 тыс. человек, в том числе 30-50 тыс. специалистов высшей квалификации18.

В настоящее время специалисты по социальной работе готовятся в более чем 30 высших учебных заведениях Российской Федерации. Основным источником финансирования является федеральный бюджет, а в ряде регионов– местный, включая средства предприятий и организаций. Лишь в отдельных регионах подготовка специалистов данного профиля ведётся за счёт местного бюджета. Совершенно очевидно, что в случае прекращения централизованного финансирования, стационарная подготовка и переподготовка таких специалистов по социальной работе будет прекращена. Предварительные расчёты показали: на подготовку и переподготовку таких специалистов требуется 74 млн. руб. Отказ от финансирования будет стоить значительно дороже для всего общества и социальной защиты населения.

Существующее положение вызывает необходимость создания целостной системы многоуровневой фундаментальной подготовки социальных работников, социально-правовых основ статуса социального работника.

Семейная политика – это не только трудные будни, но и семейные праздники. В большой потребности семей в единении, тяге к общению можно было убедиться 15 мая 1994 г., когда в Москве и во многих регионах России впервые проводился по инициативе ООН Международный день семьи.

У российской семьи немало проблем, и у тех государственных структур и неправительственных организаций, которые стремятся помочь ей, немало забот. Помочь решению проблем может мобилизация всех россиян, всех общественных сил на решение задач по выживанию и развитию семьи в России.


2.3. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы государственной семейной политики


В 90-е гг. в деятельности государства по отношению к семье формируются определённые позитивные тенденции. В обществе осознаётся необходимость глобальных решений по укреплению семьи, осуществления радикальных мер семейной политики. Возросло внимание регионов к проблемам семьи, что нашло отражение в становлении территориальных органов власти, непосредственно занимающихся её проблемами, осуществлении целевых программ поддержки семьи, проведении анализа её положения, развитии социального обслуживания. В стране складывается определённый потенциал негосударственных субъектов семейной политики, включая различные общественные, религиозные, коммерческие организации, политические партии и движения. Начался процесс формирования общественных организаций, объединений, деятельность которых отражает интересы семьи. Действует, например, такие созданные в последние годы организации, как Российская ассоциация «Планирование семьи», Союз солдатских матерей, Союз многодетных матерей, Фонд помощи детям-инвалидам. Объективно возрастает роль науки в изучении жизнедеятельности семьи, выявлении общих закономерностей и особенностей её функционирования и развития. Научно-исследовательский институт семьи, созданный Правительством России в 1991 г., активно способствует интеграции проводимых фамилистических исследований на основе междисциплинарного подхода.

Было усилено внимание к проблемам семьи и семейной политики в процессе подготовки и проведения Международного года семьи (1994). Национальный совет совместно с министерствами и ведомствами, неправительственными организациями осуществил комплекс организационных, информационных, научных, других мероприятий, направленных на решение проблем семьи, укрепление семейных ценностей и семейного образа жизни, активизацию конкретной работы по поддержке семей в регионах.

Тенденция повышения ответственности государства за семью получила отражение в законодательстве страны. Так, Семейный кодекс РФ, принятый в 1995г., регулирует сферу брачно-семейных отношений и устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, определяет личные неимущественные и имущественные отношения членов семьи.

Принятые государством меры имели целью законодательно закрепить основные социальные гарантии для лиц с несовершеннолетними детьми, трудящихся с семейными обязанностями (пособия на детей, налоговые, пенсионные, другие льготы). В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные с их трудоустройством и увольнением, улучшении условий труда. Часть этих льгот была распространена на одиноких мужчин, воспитывающих детей. Обоим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, уменьшен налогооблагаемый совокупный доход на сумму в размере двух минимальных зарплат на каждого ребёнка. В соответствии с пенсионным законодательством женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до 8 лет, а также матери-инвалиды с детства получили право на пенсию по возрасту и по достижению 50 лет и при общем стаже не менее 15 лет.

Принципиальным сдвигом является рассмотрение семьи в некоторых государственных документах в качестве субъекта права. В частности, такой статус в 1995г. был придан семьям вынужденных переселенцев (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. №1278). В 1996 г. правовой статус получили семьи, переселяющиеся в сельскую местность, а также фермерские семьи (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. №135). Эта тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве. По Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (от 12.01.96 №9-ФЗ) размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека, причём компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум. Кроме того, в Законе Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ) «семейное образование признаётся одной из форм «системы образования». В статье 52 «Права и обязанности родителей» это положение вновь находит подтверждение: родители «имеют право дать ребёнку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье».

Вопросы государственной семейной политики нашли также отражение в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин. По этим направлениям социальной политики приняты пакеты нормативных документов, ряд предусмотренных в них мер адресованы семье и могут быть отнесены к компетенции семейной политики. В этой связи следует выделить такие документы, определяющие политику в отношении детей, как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.(Национальный план действия в интересах детей)», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 гг.», ряд указов Президента Российской Федерации по вопросам президентской федеральной целевой программы «Дети России», в частности, Указ Президента Российской Федерации «О продлении действия президентской программы «Дети России» от 19 февраля 1996 г. № 10.

Проблема двойной нагрузки работающей женщины-матери нашла отражение в Указе Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. №932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению её роли в обществе до 2000 года». Утверждённый правительством в соответствии с указом развёрнутый план действий предусматривает, в частности, решение социальных проблем женщин, связанных с совмещением профессиональных и семейных обязанностей.

В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.04.96 №36-ФЗ) нашла отражение специфика социально-экономического положения ряда категорий семей. В статье 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются: инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобождённые из мест лишения свободы; молодёжь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Вместе с тем в стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики, принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Правовой статус семьи, характеризующий его положение по отношению к государству, его институтам, до сих пор не определён. Законодательством регулируются в основном семейные права граждан. Это во многом определяет состояние государственной семейной политики. По оценке Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи, система семейной политики в нашей стране только формируется. Эксперты международной ТАС18, специально исследовавшие данную проблему, считают, что Россия пока не имеет выраженной семейной политики, но она уже в стадии разработки.

Становление идеологии государственной политики в отношении семьи представляет собой неоднозначный и противоречивый процесс, основными вехами которого стали Концепция семейной политики Комитета по делам семьи, семейной и демографической политике (1991), Концепция государственной семейной политики Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи (1993) и Основные направления государственной семейной политики (1996), утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996г. №712. В этих документах отражены идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, созданы условия для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи. Однако сложившиеся предпосылки не были эффективно использованы для формирования семейной политики как направления социальной политики, системы государственной деятельности, развития её методических, программных, организационно-управленческих основ.

Важным этапом в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики стал вышеназванный Указ Президента Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. №712). Подчеркнём преемственность принятого документа с Концепцией государственной семейной политики, одобренной Национальным советом по подготовке и проведению Международного года семьи. Основные направления государственной семейной политики отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Впервые на государственном уровне семейная политика получила государственное определение. Она рассматривается как составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на «обеспечение необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышение качества жизни семьи» (ст.8). Её функции системно не включены в деятельность органов государственной власти. Это во многом отражает распространённую в официальных кругах точку зрения о том, что проведение специальной семейной нецелесообразно, так как вся социальная политика ориентирована на семью. Сам термин «семейная политика» в государственных документах практически не используется. В текущей работе министерств и ведомств под семейной политикой, как правило, понимается совокупность общесоциальных мер, влияющих на жизнедеятельность семьи, женщин и детей. В результате предмет семейной политики расширяется настолько, что теряет свои границы и специфику самостоятельного направления деятельности, отождествялется с предметом социальной политики.

Семья не выступает самостоятельным объектом государственной политики и в принимаемых на различных уровнях власти программах. Многие министерства и ведомства не выполняют функции субъектов семейной политики, не проводят системной работы в этой области, не разрабатывают соответствующих программ, ограничиваясь лишь отдельными мероприятиями. Не создана единая система государственной экспертизы, обеспечивающей корректировку социальной политики и её отдельных направлений с учётом интересов института семьи. Целенаправленно не учитываются интересы семьи при решении многих проблем, возникших в переходный период (приватизация, налогообложение, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен опыт поддержки семьи, накопленный в прошлые годы. Отсутствует среднесрочная программа государственной семейной политики. Принимаемые в социальной практике меры, как правило, имеют краткосрочный характер, являются «скорой помощью» в основном социально уязвимым лицам, отстают от происходящих в жизни перемен, часто не выполняются из-за отсутствия необходимых средств, механизмов и технологий реализации, слабого контроля, недостатка профессионально подготовленных кадров. Отметим при этом, что политики в отношении детей и женщин формируются автономно и более развиты, чем семейная.

Семья крайне недостаточно участвует в процессах разработки и реализации государственной политики, е является полноправным субъектом осуществляемых в стране реформ. Этот вопрос не проработан концептуально, не сформированы государственные механизмы, обеспечивающие участие семьи в общественно-политической деятельности, развитие организаций и объединений, лоббирующих её «корпоративные» интересы. Имеющийся потенциал негосударственных организаций к реализации целей семейной политики системно не привлекается, отсутствует концепция их отношений с государственными институтами, должная координация усилий. Поэтому необходимо принять меры для активизации всех участников процесса разработки и реализации семейной политики.

В федеральном бюджете страны средства на финансирование семейной политики отдельной строкой не выделяются, финансируются лишь отдельные мероприятия в этой области (социальная защита, социальное обслуживание семей, пособия на детей). По заключению ряда министерств и ведомств (Минфина, Минобразования, Минздравмедпрома и др.), государственная семейная политика по сути решаемых ею проблем носит комплексный, межотраслевой характер и затрагивает широкий круг вопросов, лежащий в смежных областях социальной политики. Выделение в федеральном бюджете отдельной строкой ассигнований на её финансирование не предоставляется возможным, потому что расходы по осуществлению конкретных мероприятий предусматриваются в соответствующих статьях федерального бюджета, связанных с образованием, культурой, искусством, здравоохранением, социальной защитой. Приведённые аргументы не являются убедительными и свидетельствуют, по крайней мере, о методологических заблуждениях работников указанных ведомств. Так, неправомерно ими расширяется предмет семейной политики, в него включается вся совокупность проблем женщин и детей. Кроме того, молодёжная политика, на которую средства в бюджете выделяются отдельной строкой, также носит комплексный, межотраслевой характер. В настоящее время политика в отношении семьи в России деформирована. В условиях, когда значительная часть семей имеет доходы ниже прожиточного минимума, приоритетной целью политики стала социальная защита уязвимых категорий населения. На федеральном уровне усилия сосредоточены на материальной поддержке (прежде всего семейные пособия) и социальном обслуживании семей. Что касается многих других аспектов семейной политики, то они не развиты.

Таким образом, в целом государственные меры экономической поддержки семьи недостаточно эффективны и ограничиваются в основном денежными пособиями на детей. В то же время не проработана стратегия развития экономического потенциала и инициативы семей, обеспечения их экономической безопасности и гарантий социальной защиты, создания адекватной системы их поддержки в переходный период, ориентированный на взаимную (а не одностороннюю) адаптацию семьи и экономики. В кратком обзоре политики в отношении семьи и проведения Международного года семьи в Российской Федерации, предоставленном 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчёркивается необходимость повышения внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития своих членов, ухода за нетрудоспособными, их реабилитации и адаптации в обществе, противостояния ассоциальному поведению, алкоголизму членов семьи.

Очевидно, что сегодня на федеральном уровне нет ресурсов для дальнейшего наращивания льгот. Поэтому целесообразен переход к индивидуализации социальной поддержки семьи на уровне территории, а повышение эффективности такой поддержки может обеспечить комплексный подход к проблемам семьи для устранения прежде всего причин неблагополучия, а не только последствий. Необходимо смещение акцентов в структуре видов помощи, приоритет должен быть отдан активным формам поддержки (дополнительному обучению, переквалификации, трудоустройству, кредитованию на цели обеспечения самозанятости и др.)19.

Заключение


Семья как структурообразующая система общественной жизни воплощает в себе кардинальные изменения социально-экономических отношений переходного периода, преломляя их на микросоциальном уровне.

Основной итог данной работы, по мнению автора, сводится к тому, что государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активнодействующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только своё выживание, но и развитие.

Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и технологий её реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов её реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, сохраняющих остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования её отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

Список используемой литературы


1.Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М., 1987.

2.Антология социальной работы. –М. – Т.3.

3.Бодрова В.В. Репродуктивные ориентации населения России// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1997. -№3.

4.Борисов В.А., Синельникова А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. 1995. Вып.2. – М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 1995.

5.Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. – М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 1995.

6.Голов А.А. Постоянные страхи россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1995. - №2.

7.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. – М., 1995.

8.Дарможехин С.В. Основные направления государственной семейной политики. Национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период. Научный проект. – М., 1996.

9.Жилищные проблемы семей и расходы на жилищно-коммунальные услуги. – М.:НИИ семьи, 1997.

10.Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии в России. – Информационный бюлл. ЦДЭЧ ИНХП РАН. – 1997. - №18.

11.Зубова Л.Г. Личные доходы: сравнение данных официальной статистики и результатов социологического мониторинга. – Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1995. - №3.

12.Народонаселение: Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия,1994.

13.Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 164с.

14.Павленок П.Ф. Основы социальной работы: Учебник. – 2е изд., испр. и дополн. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.

15.Правда. – 1996. – апрель.

16.Сборник федеральных конституционных законов. – 1995. – Вып. 7-12.

17.Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992-1995. – Вып.1-10 и др.

18.Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 122с.

19.Семья в России. – М.: НИИ семьи, 1995. - №1.

20.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-432с.

21.Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособие. – М.: 2001.

1 См. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. – М., 1995; Голов А.А. Постоянные страхи россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1995. - - №2, Жилищные проблемы семей и расходы на жилищно-коммунальные услуги. – М.: НИИ семьи, 1997; Борисов В., Синельников А. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. 1995. Вып.2. – М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 1995; Бодрова В.В. Репродуктивные ориентации населения России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1997. - №3.

2 См.: Сборник федеральных конституционных законов. – 1995. – Вып. 7-12; Антология социальной работы. – М. – Т.3; Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992-1995. – Вып.1-10 и др.

3 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-432с.


4 Павленок П.Ф. Основы социальной работы: Учебник. – 2е изд., испр. и дополн. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.


5 Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособие. – М.: 2001.

6 См.: Дармодехин С.В. Основные направления государственной семейной политики. Национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период. Научный проект. – М., 1996.

7 См.: Зубова Л.Г. Личные доходы: сравнение данных официальной статистики и результатов социологического мониторинга.- Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1995. - №3.

8 См.: Голов А.А. Постоянные страхи россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1995. - №2.

9 См.: Жилищные проблемы семей и расходы на жилищно-коммунальные услуги. – М.: НИИ семьи, 1997.

10 См.: Борисов В., Синельников А. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. 1995. Вып.2. – М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 1995.

11

 См.: Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. – М., НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 1995.

12 См.: Правда. – 1996.- апрель.

13 Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии в России. – Информационный бюлл. ЦДЭЧ ИНХП РАН. – 1997. - №18.

14 Бодрова В.В. Репродуктивные ориентации населения России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1997. - №3.

15 См.: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М., 1987.

16 Голов А.А. Постоянные страхи россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. – 1995. - №2.

17 См.: Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. – М., 1995.

18 См.: Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 122.

19 Семья в России. – М., 1995.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ