«Роль Интернета в развитии современной литературы»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ












Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»





Аспирант

кафедры русской литературы

Шавель Алеся Александровна

Руководители:

профессор

Гончарова-Грабовская Светлана Яковлевна

Ст. преподаватель

Апанасевич Татьяна Антоновна







Минск – 2010 г.

Оглавление





Список обозначений к выпускной работе


Блог - (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») - веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

ИПС – информационно-поисковые системы.

Кэш-память - (англ. cache, от фр. cacher — прятать) — промежуточный буфер с быстрым доступом, содержащий информацию, которая с наибольшей вероятностью может быть запрошена быстродействующей памятью, например оперативной.

OCLC - (Online Computer Library Catalog) - объединенный каталог научно-технических публикаций

WWW - World Wide Web - распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.

UPDATE - оператор языка SQL, позволяющий обновить значения в заданных столбцах таблицы.

URL-адрес - (англ. URL — Uniform Resource Locator) - единый указатель ресурсов - единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса.

Реферат на тему «Роль Интернета в развитии современной литературы»

Введение

«Интернет – это не газета, не телевидение, поскольку и газеты, и телевидение кому-то принадлежат. Интернет не принадлежит никому, как алфавит. Интернет – это среда присутствия. И его перспективы связаны с понятием “сетевой автор”».

Кирилл Куталов


Потребность человека в самореализации остается в числе наиболее значимых во все времена. Для каждого человека отсутствие или ограничение возможностей самореализации оборачивается ощущением неполноценности, ущербности, даже бессмысленности существования.

В современном обществе существует новое пространство для самореализации – виртуальная реальность Интернета, предоставляющая человеку уникальные возможности самореализации, раскрытия его творческого потенциала. В интернете для человека создаются максимально комфортные условия проявления себя, своего личностного начала: дополнительные возможности коммуникации, анонимность, визуальная непредставленность, сокращение числа различных ограничений, а также возможность «поэкспериментировать» с собственной идентичность, «примерить» различные роли и т.д.

Интернет, являясь реалией экранной, визуальной культуры, вместе с тем привлекает внимание не только к картинке, но и к письменному тексту, посредством которого, чаще всего, и представлен в Интернете человек. Общение в Интернете тоже предстает в виде обмена текстовыми сообщениями в письменной форме, которые часто выглядят как спонтанно порождаемые в рамках электронной почты, чатов, коммуникаций в ходе игры и т.д.

Текстовое пространство Интернета и коммуникация людей в нем организованы в форме гипертекста. Показано, что концепция гипертекста обладает гуманистическим смыслом, поскольку гипертекст – новая текстуальная парадигма, информационно-коммуникативная конструкция, являющаяся способом коммуникации в обществе, в котором доминируют множественные потоки информации – является наиболее адекватным способом отражения многомерности человеческого мышления, представляет читателю свободу выбора, свободу конструирования своего фрагмента виртуальной реальности, делает из читателя соавтора. Организация пространства Интернета форме гипертекста в некоторой степени способствует преодолению фрагментарности современного мира и единению людей.

Кроме того, неоднократно говорилось о сходстве Интернета и библиотечного дела. Неслучайно во многих работах, описывающих общий подход к Интернету, его нередко просто называют «Всемирной библиотекой» (Романенко В.Н., Никитина Г.В., Неверов В.С., 2008). Более того, многие сетевые поисковые сервисы часто создаются лицами с библиотечным образованием или же с опытом библиотечной работы (Lane C.A., 2002). В этих внешних обстоятельствах проявляется глубокое сходство многих организационных сторон работы и библиотечного дела. Но реальная работа сети не сводится к простому обслуживанию пользователей затребованными ресурсами. По сравнению с библиотекой сеть характеризуется намного большими возможностями и, соответственно, имеет значительно больше различных технологий.

Исходя из всего вышеизложенного, легко заметить общие «болевые точки» Интернета и филологии, и особенно, художественной литературы. С одной стороны, так же, как и Интернет, литература является одним из способов творческой самореализации личности, с другой, сходство «глобальной сети» и библиотечного дела открывает возможности для совместного плодотворного развития обоих явлений. В течение многих веков литература «жила» в библиотеках, и если Интернет есть библиотека нового тысячелетия, то более чем логично предположить, что литература с готовностью будет «праздновать новоселье».

Однако изменение локализации литературных текстов отражает лишь поверхностное, «внешнее» влияние Интернета на литературу. Под влиянием специфических свойств «Всемирной библиотеки» (анонимности, доступности, вариативности и др.) неуклонно изменяется и сама литература. Сначала литературный текст просто публикуется в Сети, минуя традиционный печатный вариант. Затем авторы начинают писать произведения, предназначенные именно для размещения в Интернете. Следующий этап – произведение обретает специфическую форму организации (например, гипертекст) и наделяется интерактивностью. Все это говорит о том, что Интернет обладает практически магической силой: он может навеки изменить ход истории для всего литературного процесса.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальным является исследование форм влияния Интернета на литературу. Каковы эти формы? Как они меняют привычное представление о литературе? Действительно ли бурное развитие сетевых технологий грозит нам закрытием реальных библиотек и концом традиционного писательского дела?

Целью данного реферата является поиск ответов на все эти вопросы в рамках русла русской литературы (что коррелирует с темой будущей кандидатской работы). Таким образом, наша цель – исследование и анализ форм влияния Интернета на развитие современной русской литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Выявить степень исследованности поставленной проблемы; проследить пути интерпретации сосуществования Интернета и литературы учеными разных специальностей (филологами, философами, социологами и, конечно же, прикладными математиками);

  2. Проанализировать аналогии между библиотечным делом и сетевой работой, между бумажной и электронной формами произведения;

  3. Очертить круг свойств Интернета, соприкасающих его с гуманитарным знанием, а именно, с филологией;

  4. Исследовать феномен сетевой литературы («сетературы») как закономерное следствие сосуществования Интернета и филологии, а также как возможное будущее мировой литературы;

  5. Сделать выводы о влиянии Интернета на современную русскую литературу.

Таким образом, новизна реферата заключается в том, что впервые будет предпринята попытка целостного выявления теоретических и практических аспектов проблемы влияния Интернета на современную русскую литературу и обоснования статуса данной проблемы как актуальной. Кроме того, на основании теоретической и методологической подготовки к написанию работы была составлена концепция поэтапного влияния Интернета на литературу, с которой также можно ознакомиться в рамках данного реферата.

Глава 1. Обзор литературы


В обзоре литературы проанализируем степень исследованности вопроса, заявленного в названии реферата.

Впечатляющие и наиболее известные воздействия средств электроники на гуманитарную сферу связаны с возникновением глобальной информационной сети Интернет. Система этой сети расширяется не только вширь, захватывая все новые регионы и области человеческой деятельности. Ее развитие идет вглубь. Это проявляется и в появлении новых сервисов, интеграции уже разработанных средств, слиянии техники Интернета с техническими новшествами. Однако для ряда специалистов появление Интернета оказалось неожиданным. Многие до сих пор имеют о нем самое поверхностное представление. Тем не менее, само возникновение глобальной информационной сети можно было предвидеть. Действительно, служба точного времени с передачей сигналов по радио известна еще с 30-х годов прошлого века. Это было одним из первых шагов по созданию централизованных информационных систем.

На основе этих шагов в ряде случаев делались определенные предсказания. Справедливости ради надо сказать, что эти предсказания были расплывчатыми, и дальше общих рассуждений в этом направлении никто не продвигался. Были, однако, и прогнозы, которые имели совсем иную основу. Их авторы исходили из анализа общего состояния развития электронных средств коммуникации. Что интересно, авторами этих прогнозов были гуманитарии. Наиболее яркой личностью этого плана был американский профессор канадского происхождения Маршалл Маклуэн. Им было написано несколько книг, посвященных будущей эре масс-медиа. В настоящее время иногда говорят о наступившей ныне «эре Маклуэна». Следует сказать, что даже читатели, для которых английский язык является родным, отмечают, что язык книг Маклуэна очень сложен для понимания. Этот автор широко использовал в названиях своих книг броские заголовки, допускающие весьма широкое толкование. Такими названиями-манифестами можно считать «Медиа – это послание» или «Глобальная деревня». (Речь идет о влиянии системы средств информации, в частности телевидения, на распространение новостей). Нетрудно заметить, что первое название является трансформацией известного выражения Ф.Бэкона «Знание – сила».

Говоря о осмыслении виртуализации, информатизации, коммуникации и знакового характера потребления современного общества, необходимых для понимания особенностей самореализации личности современного человека, нельзя не вспомнить работы Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймисона, Н.В. Гоноцкой, Д.В. Иванова, Ю.А. Ляшенко, Й. Масуды, Д.Н. Микадзе, М.Б. Ракитных, Э. Тоффлера, Л.А. Тягуновой и др.

Самореализация посредством интернета – явление, появившеся не так давно, но и ему уже посвящены отдельные исследования. Областью самореализации называет Интернет культуролог М.А. Климанова, рассматривающая его в качестве одного из наиболее распространенных хобби современного человека, сквозь призму компьютерных игр рассматривает самореализацию человека психолог М.С. Иванов и т.д. В их работах самореализация рассматривается как мнимая, выполняющая компенсаторные функции. Самореализацию в Интернете иногда связывают с общением (И.Г. Сощенко, А.Ю. Фимин) и самотворчеством (О.В. Павловская), но говорят об этом попутно, в связи с другими темами, не углубляясь в подробности.

При осмыслении виртуальной реальности важны работы В.В. Бычкова, А.А. Калмыкова, М. Кастельса, И.Р. Купер, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Н.Б. Маньковской, Н.А. Носова, Н.В. Рейнгардт, Е.Е. Таратуты, Ш. Теркл и др.

Общим моментом гуманитарных исследований Интернета выступает, прежде всего, признание его и продуцируемой им виртуальной реальности в качестве принципиально новых возможностей коммуникации личности, осуществления гиперкоммуникации.

А потому неудивительно, что за последние десять – пятнадцать лет по данной проблеме был защищен ряд любопытных кандидатских и докторских диссертаций. Приведем лишь самые необходимые в данном контексте примеры.

Водянова Н.В. проанализировала Интернет с точки зрения философской антропологии и выявила все его свойства как комфортной среды самореализации личности [2].

Аладышкина А.С. иследовала современные интернет-сообщества как страты нового поколения, предложив в итоге, основанную на сетевых моделях, новую концепцию социально-стратификационного деления общества [1].

Исследовательница из Санкт-Петербурга Зыкова Е.В. проследила организацию гипертекста в Интернете на материале англоязычных сайтов [6]. Отметим, что на сегодняшний день русскоязычные сайты также готовы к подобному анализу.

Гагарина Л.Н. из Бишкека, защитив работу о роли Интернета в процессе глобализации, писала в том числе и о культурном феномене данного явления [3].

Кроме того, в рамках реферата нельзя не отметить роль монографий и сборников статей В.Н. Романенко и Г.В. Никитиной [7,8]. Не оставим в стороне и тот факт, что в самом Интернете опубликованы десятки статей на данную тему.

Как мы видим, ученые из разных стран интересуются тем влиянием, которое Интернет оказывает на жизнь человека в сегодняшнем мире. И правомерно говорить о довольно глубокой изученности в науке такой темы как «Влияния Интернета». Однако не существует какого-либо целостного анализа такого аспекта этого влияния, которое касается литературы. Во введении уже было отмечено, что предпосылки для подобного влияния существуют весьма основательные, так что и всестороннее исследование данного вопроса также должно в скором времени появиться.

Пока же его нет, предложим попытку описания и анализа сразу нескольких форм влияния Интернета на современную литературу.

Глава 2 Близость Интернета и гуманитарного знания


Методика данного исследования целиком и полностью предопределена теми свойствами Интернета, которые обусловливают его близость с гуманитарным знанием. А потому целесообразно перечислить эти свойства и привести некоторые примеры, углубляющие их понимание.

Отличительные свойства Интернета и их особенности описаны неоднократно. В то же время полная систематизация этих свойств пока еще никем не производилась. В общем, это понятно. Интернет – динамично развивающаяся система, и к настоящему времени реализованы далеко не все его возможности. Время же детального анализа, как это было, например, с печатными изданиями, наступит только тогда, когда возникнут иные, принципиально новые возможности работы с информацией. Позволим себе только кратко отметить те особенности работы с информацией в сети, которые, во-первых, достаточно очевидны, и, во-вторых, интересны именно с точки зрения гуманитарного знания.

Итак, основной особенностью информации, получаемой через Интернет, является то, что в отличие от печатной продукции, реально распространяется только URL-адрес, по которому находится требуемая информация. Иными словами, основой работы пользователя с информацией является каталожная работа. То же самое происходит с печатной продукцией при работе в обычной библиотеке, работе с реферативным журналом и т.д. Однако, при работе с печатными изданиями, материал тиражируется заранее. Возможность знакомства с печатной информацией определяется наличием свободных копий и возможностью их доставки пользователю. При невозможности такой доставки пользователь иногда сам едет в хранилище или же заказывает копию нужного ему текста. Все это не быстрый и не всегда удобный процесс. Если пользователь приобретает свободный экземпляр тиражной копии, то перед ним сразу же встает вопрос об ее хранении.

Есть и другие особенности работы с информацией на бумажных или магнитных носителях. Они всем хорошо известны. При работе же в сети после того, как пользователь отыскал нужный ему адрес, информация пересылается на кэш-память его компьютера практически мгновенно. Естественно, что при этом информация кратковременно копируется на ее электронном переносчике. Этот процесс настолько кратковременный, что чаще всего при обсуждении проблем распространения информации в сети им просто пренебрегают. Особых трудностей, за исключением терминологических, при таком подходе не возникает.

Информация в кэш-памяти компьютера находится только временно. Считать ли ее тиражированием, вопрос вкуса. В то же время любой пользователь при желании может закрепить полученную им информацию. Ее можно перенести на винчестер, на CD-диск или на обычную дискету. Можно материал и распечатать. Эти процессы обычно рассматриваются уже как традиционное размножение информации. На самом же, деле считать или не считать распечатанную с компьютера копию предварительно отсканированной книги созданием полноценной копии оригинала, вопрос дискуссионный.

Интернет позволяет определить число обращений к тому или иному сетевому ресурсу. На этой основе можно сделать ряд интересных выводов, в прежние времена исследователям недоступных. Так, в 2004 году по числу обращений к словарю Вебстера удалось установить, какие новые термины пользуются наибольшим интересом. Отметим еще, что на первом месте оказались термины, связанные с информатикой. [7, 18]

Имеются и другие особенности сетевой информации. Объем каждого отдельного ресурса, в принципе, не ограничен, в отличие, скажем, от журнальной статьи. В хранимый ресурс можно постоянно вносить изменения. Конечно, иногда это является недостатком. Большим достоинством интернета является оперативность ввода новой информации. Так, многие новостные сайты обновляются по несколько раз в день. В то же время во многих случаях ресурсы в сети представляются так, что возможно только их линейное чтение. Естественно, способы постраничного представления информации в Интернете существуют. Тем не менее, в силу ряда организационно-технических причин их использование в ряде случаев ограничено. Интернет, однако, дает значительно больше новых возможностей для работы с информацией, чем уже было сказано. Одной из его главных особенностей, принципиальных для гуманитарного знания, является создание так называемых корпоративных систем, прежде всего, каталогов. Электронные каталоги большинства серьезных библиотек общедоступны. Именно они часто объединяются в региональные, отраслевые и другие системы. Известен также и объединенный каталог научно-технических публикаций – OCLC (Online Computer Library Catalog). Имеются и другие схожие проекты. Эти возможности всемирной паутины позволяют существенно изменить методику ряда научных исследований.

При работе в сети резко возрастает роль посредника (mediator), помогающего пользователю найти нужную информацию. С позиций оказания помощи любой библиотекарь в обычной библиотеке хотя бы частично выполняет функцию посредника. Он не только помогает отыскать книгу на полке или в фонде. Работник библиотеки часто помогает в библиографическом поиске. В массовых публичных библиотеках работники иногда просто подсказывают читателю названия книг, которые, по их мнению, могут заинтересовать данного читателя.

Поиск же информации в сети идет по различным ключевым словам. Эти слова задаются или модераторами поисковой системы или же появляются в результате работы автора ресурса или вебмастера соответствующего сервера. Это зачастую приводит к некоторой утрате гибкости при поиске, хотя она перекрывается возможностью очень широкого поиска.

Отличительной чертой Интернета, называемой в ряде случаев его «демократичностью», является практически свободная возможность размещать в сети любой материал. Будут ли его читать – это вопрос второго плана. Естественно, что при этом сеть засоряется случайными произведениями, графоманскими творениями, заброшенными и неоконченными проектами. В то же время в сеть помещаются и те материалы, которые могут найти своего читателя только по прошествии большого времени. Иногда это может спасти от гибели ценные соображения. Интересно отметить, что идея публиковать все что только создается людьми, принадлежит известному российскому писателю-фантасту В.С. Шефнеру. Она изложена в его повести «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина» [7, 22].

2.1. Специфические типы Интернет-ресурсов


Электронные сети породили специфические типы ресурсов – это электронные журналы и электронные библиотеки. Электронный журнал не имеет копий на обычных носителях. Он может иметь традиционные выпуски, но может и непрерывно дополняться поступающими в редакцию новыми статьями. В этом случае часто говорят об электронных изданиях, оставляя за электронным журналом периодичность и прочие атриуты традиционной бумажной формы. Статьи в лучших изданиях такого рода реферируются и редактируются, также как и в журналах на традиционных носителях. Электронные библиотеки хранят сканированные варианты обычных изданий. Первая такая библиотека начала создаваться в 1971 году професором Иллинойского университета Майклом Хартом. Это широко известный «Проект Гутенберг». Создателями этой библиотеки была провозглашена идея перевести в электронную форму всю классическую литературу.

Вслед за «Проектом Гутенберг» было создано большое количество электронных библиотек. Это были как чисто научные, так и беллетристические и смешаные по подбору литературы собрания, наиболее известной из которых (в России) является весьма объемная библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru). Полезно отметить также электронную библиотек священника Якова Кротова (http://www.krotov.org).

Из политематических электронных библиотек также целесообразно отметить и следующие полнотекстовые электронные ресурсы:

  • http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ - Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ). Представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых печатных изданий и электронных документов из фондов РГБ и других источников. Электронная библиотека состоит из четырех коллекций, включает 400 тыс. документов и постоянно пополняется.

  • http://wdl.org/ru// - Мировая цифровая библиотека. Международный проект, реализуемый при поддержке ЮНЕСКО. В число объектов, представленных на сайте Мировой цифровой библиотеки, входят рукописи, карты, редкие книги, музыкальные партитуры, фильмы, снимки, фотографии и архитектурные чертежи. Библиотека содержит документы на 40 языках мира.

  • http://lib.walla.ru/ - Публичная Электронная Библиотека. Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знания: гуманитарным и естественнонаучным.

  • http://www.iqlib.ru/ - Электронная библиотека Iqlib. Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания.

  • http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека. На сайте представлена большая коллекция русской и зарубежной классической художественной литературы, учебные издания по гуманитарным дисциплинам: история, право, социология, философия и др.

  • http://studentam.net/ - Электронная библиотека учебников. Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным наукам.

  • http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер - гуманитарные науки. Коллекция книг по социальным и гуманитарным и наукам: истории, культурологии, философии, политологии, литературоведению, языкознанию, журналистике, психологии, педагогике, праву, экономике и т.д.

Успех электронных библиотек позволяет говорить о перспективности перевода всей уже имеющейся в мире печатной информации в электроную форму, хранящуюся в сети и опирающуюся на единый электронный корпоративный каталог.

Наряду с электронными библиотеками появилось большое количество различных справочных изданий, энциклопедий и т.д.


2.2. Википедия и «вики-процессы» как пример нового типа гуманитарной работы


В начале 2000-х годов в сети также появился быстро развивающийся чисто сетевой проект, который является настоящим примером нового типа творческой работы по созданию информационных ресурсов. Речь идет о сетевой он-лайновой энциклопедии, названной ее авторами Википедия (Рисунок 1).



Рис. -Страничка Википедии

Этот термин состоит из двух слов – хорошо знакомого любому человеку слова Энциклопедия и технологии Вики. Последний термин происходит от гавайского вики-вики, что означает «быстро». Проект был начат 15 января 2001 года Джими Уэйлсом и Лэрри Сэнгером. Первоначально проект создавался как некое дополнение к проекту Nupedia (Нупедия). Идея Нупедии состояла в создании чисто интернетовской общедоступной (свободной – free) энциклопедии. Эта энциклопедия, как это обычно принято, создавалась специалистами (экспертами). В отличие от этого Википедия и остальные Википроекты создаются всеми желающими. Иными словами, любой человек имеет право написать статью на любую тему, в которой он сведущ, и разместить эту статью на страницах Википедии. В то же время любой желающий может внести правки в эту статью. В сомнительных случаях проводится дискуссия. Получающийся в результате текст является результатом коллективного творчества. Именно по этой причине все статьи в Википедии анонимны и никто не имеет авторских прав на них. В Википедии запрещается распространять чужие материалы, защищенные автоскими правами. Безусловно, в Википедии имеются некоторые административные фигуры. Однако, их роль в написании текста статей не существенна.

Википедия создается более чем на сотне языков; русскоязычный ее раздел существует с декабря 2002 года.

Разумеется, Википедия и сопряженные с нею вики-проекты возможны только при использовании электронных сетей. Они являются первым убедительным примером принципиально новых возможностей литературной и научной работы, которые реализуются в электронных сетях. В то же время нетрудно заметить, что в идее коллективного творчества имеются некоторые корни, которые восходят к докомпьютерным временам. Самым типичным примером такого творчества являлись шахматные матчи читателей газет (например, «Комсомольской правды») с известными гроссмейстерами. В этих матчах ходы читателей определялись по большинству голосов, присланных участниками матча в редакцию.

Строго говоря, и народное творчество (былины, мифы, песни и т.д.) при желании можно рассматривать как результат некого аналога вики-процесса. В компьютерной практике есть язык программирования – Linux, который также является результатом совместного творчества. По существу, этот язык совершенствуется в результате вики-процесса. Это является его несомненным достоинством. Отличие совершенствования этого языка от процесса создания Википедии состоит в том, что по условиям практической работы в совершенствовании языка программирования реально могут принимать участие только профессионалы достаточно высокого уровня, хотя в принципе к участию в процессе допускаются все желающие. Для правки же статей Википедии низкая квалификация потенциальных авторов не является препятствием. В то же время считается, что, несмотря на легкость участия в процессе правки, именно коллективное творчество способствует созданию статей достаточно высокого уровня. Опыт показывает, что это утверждение имеет под собой серьезное основание.

О серьезном авторитете материалов Википедии говорить пока еще рано, однако отметим, что вики-процессы и электронная литература являются тем полем, где влияние электронной техники на словесность и книгоиздание проявились наиболее активно. Тем не менее, нельзя считать, что процесс этого влияния завершен. Скорее можно говорить о том, что мы находимся в начале длинного, тернистого пути, конец которого мы только интуитивно чувствуем.


2.3. Идея интерактивной художественной литературы


Очень интересно также и то обстоятельство, что в последнее время многие авторы художественной литературы, не имеющие проблем с печатанием своих произведений, помещают их только в сети, избегая обычных способов размножения. Поскольку в электроных сетях появилось большое количество специальных изданий, которые легко могут быть частично или полностью изменены, а иногда и просто отсутствуют в традиционном виде, в постепенное обращение стал входить специальный термин для обозначения таких произведений – сетература (о данном явлении более подробно будет сказано в Главе 4). В таких произведениях читатель, выбирая варианты, сам является как бы соавтором произведения. По существу, это является развитием схемы компьютерной игры.

Ряд писателей, например, Сергей Лукьяненко, помещают в сети свои произведения по частям. Главы вывешиваются в сети по мере их написания. (См. http://netcompulenta.ru/51941). Надо сказать, что на самом деле такой подход является возрождением старого способа издания художественных произведений. Для простоты мы напомним, что романы и повести многих французских классиков, в частности Г.Мопоссана, печатались в выпусках ежедневных газет. Они дописывались авторами в процессе печатания произведения.

Идея интерактивной художественной литературы, таким образом, достаточно очевидна и лежит на поверхности.


Среди промежуточных выводов отметим следующее: у Интернета есть ряд специфических свойств (оперативность ввода новой информации, демократичность, доступность, полифункциональность и др.), которые продуцируют активное появление электронных каталогов, справочников, библиотек, научно-литературных порталов, способствующих мобильному получению и отправлению информации, а также обмену ею. Кроме того, существуют еще и так называемые «вики-процессы», позволяющие информацию видоизменять и варьировать.

Все это очень важно для гуманитарного знания, и именно исходя из свойств Интернета, мы попробуем проанализировать аналогию между библиотечным делом и сетевой работой (внешнее влияние на литературу) и феномен сетературы (влияние внутреннее).

Глава 3. Влияние Интернета на литературу


3.1. Аналогии между библиотеками и Интернетом (внешнее влияние)


Как уже подчеркивалось неоднократно, между Интернетом и реальной библиотекой есть несомненное, внутреннее, организационное сходство. В чем же именно оно проявляется, и какие существуют базовые различия?

И библиотека, и Интернет главным образом доставляют своему пользователю заранее накопленную, или говоря научным языком, кумулированную информацию. Однако пользователь сети может получать информацию и непосредственно с места событий или же в момент ее создания. Для библиотеки такое явление – редкое исключение.

Основным видом работы в сети следует считать предоставление пользователю заранее созданной информации, которая хранится в так называемых базах данных. Существуют две особенности, которые отличают сеть от обычной библиотеки. В традиционной библиотеке посетитель запрашивает определенную книгу или дает некую информацию о том, что он хочет получить. С помощью библиотекаря или же самостоятельно, как в случае открытого доступа, он получает книгу на руки. Это позволяет бегло просмотреть ее, чтобы уточнить содержание, оценить изложение.

В сети же пользователь получает только информацию о том, где находится разыскиваемый ресурс, то есть адрес. К адресу обычно, но не всегда, присоединяются несколько слов, которые в той или иной степени позволяют судить о содержании ресурса и его соответствии запросу. Это соответствие отражается традиционным библиотечным термином релевантность.

Для того чтобы по-настоящему понять то, о чем идет речь в ресурсе, надо с помощью этого адреса перенести содержание ресурса в цифровой форме на свой компьютер и только затем уже знакомиться с ним. Если пользователь захочет «перелистать» несколько ресурсов, то в простейшем случае он должен быстро прочитать ту краткую информацию, которая сопровождает каждый адрес при выводе списка URL-адресов. Быстрота такого просмотра и быстродействие ИПС – подводят нас ко второй особенности сети.

Она связана с тем, что практически при любом поиске пользователь имеет возможность получить в свое распоряжение для дальнейшей работы огромное количество URL-адресов – в некоторых случаях тысячи. Просмотреть все сведения об их содержании невозможно. Иными словами, пользователь сети знакомится с содержанием доступных и потенциально интересных ему материалов не так, как посетитель библиотеки.

Сетевая работа увеличивает количество материалов, вовлеченных в работу по поиску нужных текстов. Это приводит к хорошо известному, но не всегда осознаваемому факту: при работе в Интернете адреса, информационно-поисковые образы текстов и сами тексты рассматриваются практически независимо друг от друга. Появление сетевых технологий позволило даже в представлениях обычного пользователя разделить эти три понятия и изучать их в качестве независимых. Такой подход вносит изменения в анализ библиотечной и библиографической работы, внося в первую очередь определенные коррективы в методы подготовки будущих специалистов.

В Интернете благодаря реальному разделению элементов информации возникает возможность быстрого ознакомления со множеством информационно-поисковых образов источников. Быстрота поиска не предусматривает его глубины. Скольжение по поверхности вырабатывает идентичный подход к информации, и накопление большого, часто избыточного, количества сведений никак не сопряжено с их пониманием. [8, 104]

Таким образом, подведем итоги: в связи с работой в Интернете изменяется сам характер восприятия информации и методов работы с ней, эти изменения переносятся в настоящий момент на работу с книгами и другими печатными источниками информации. И этот факт заслуживает того, чтобы быть отмеченным специально.

Можно подчеркнуть, что человеческое сознание постепенно перестраивается на новые способы восприятия информации. И гибкое сознание филолога-автора в этом плане уже способно не только на обработку какой-либо готовой информации, но и на продуцирование собственной, творческой информации, предназначенной для Интернета. Что в полной мере и выражается в феномене сетературы.


3.2. Феномен «сетевой литературы» (внутреннее влияние)

3.2.2. Понятие сетературы

Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.

Таким образом, отметим, что Сетература имеет, как общее слово для всех литературных произведений в Сети, широкое и узкое значение.

В широком смысле этого слова, термин «Сетература» означает каждое помещенное в Интернет литературное произведение. В таком случае, нельзя говорить о Сетературе, как об особом жанре.

И напротив, в узком смысле этого слова, под термином «Сетература» понимаются те произведения, которые возникли в Интернете, благодаря его специфическим и характерным возможностям. Именно поэтому эти произведения невозможно переместить на традиционный носитель литературы, т.е. на бумагу, потому что при этом и особенный характер, и образ произведения сильно разрушаются, и произведение вообще обесценивается.

Кроме того, важно понимать, что Сетература является средством самовыражения, исходя из уникального характера Интернета.

Произведение, опубликованное на бумаге (будь то в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно и самодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то эти отклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернет предоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникации по поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге отклик читателя может быть получен моментально.

В блогах общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счете первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порожденных этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определенного текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора» (ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все ее участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестает существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта.

Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр). В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признается только внутри нее самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобожденных от составляющих особенность этой среды наслоений.

Все последующие характеристики и примеры касаются Сетературы в узком смысле.

Интернет создает целый ряд новых (или может быть лучше: свежих) возможностей для создания поэзии, романов, рассказов, очерков и т.п. Все эти новые или, в некоторых случаях, заново изобретенные виды литературной деятельности основаны на первичных причинах, которые представляют собой различие между книгой, как литературным средством, с одной стороны, и Интернет, с другой.

  • Первым важным фактором влияния WWW на культуру является конец монополии печатного станка.

Имеется в виду, что распространение текстов, в связи с развитием Интернета, больше не связано с изданиями и с их выбором, определенным социальными и экономическими факторами. Это одновременно означает, что Интернет дает возможность опубликовать что и когда угодно без обязанности считаться с материальными аспектами "традиционной" публикации.

  • Второй определяющий фактор с далеко идущими последствиями - это смерть расстояния и времени. Этот факт имеет целый ряд последствий, которые, на наш взгляд, еще более значительны, чем конец монополии печатного станка. Эти последствия являются новейшим динамичным и активным подходом к литературе. Прежде всего, Интернет - всегда и везде доступен, и поэтому понятие "расстояние" теряет в Сети свое значение, а понятие "время" уменьшается до секунд, которые нужны компьютеру, чтобы переработать посланные через Сеть сведения. Более конкретно, это значит, что когда кто-то опубликует в Интернете какую-то поэму, весь мир сразу имеет возможность прочесть и обсудить ее. Автор может, с помощью Интернета, мгновенно получать множество отзывов и комментариев на опубликованное им произведение. Более того, Интернет включает в себя еще и возможность Feedback'а и глобальность, которая дает автору возможность получать без препятствий суждение о его работе даже с другого конца земного шара.

Вероятно, эта глобальность, которая является последствием "смерти расстояния и времени", обладает большими перспективами и станет еще важнее в будущем.

К тому же, это дает возможность говорить о новом значении понятия "мировая литература". Во-первых, в силу непосредственного и немедленного контакта между "интернетчиками" в любой точке планеты. Во-вторых, из-за некоторых дисциплин Сетературы, которые являются динамичной формой взаимодействия и многоавторного творения с особой системой правил и с свободной генерацией новых направлений. Все вышесказанное дает возможность говорить об Интернете как о глобальном и круглосуточном литературном салоне.

Последней новинкой Интернета, прежде всего касающейся автора (а не его произведения), является «транспарентность автора произведения».

Смысл такой, что автор может сохранять полную анонимность и что он для этой цели может пользоваться разными мистифицирующими способами. Здесь речь идет о более фундаментальной анонимности, чем та, которая получается при использовании псевдонима.

"Автор как личность" как будто создает себе существующий только в Интернете образ со своей жизнью и со своими чертами характера, который может совсем не совпадать с реальной личностью автора.

Характер этого "второго, живущего только в Сети, автора" неизбежно влияет на произведения.

В этом смысле можно говорить о виртуализации авторства.

Ясно, что здесь нарушены границы литературного мира, и мы попадаем в более широкую философскую дискуссию, основанную на постмодернизме.


3.2.2. Формы существования сетературы


В Интернете существуют разные литературные формы, находящиеся в пределах Сетературы в узком смысле этого слова. Некоторые из этих форм литературы представляются как игры; другие являются более серьезными, и они имеют в большинстве случаев более технический характер. Фактически они определяются в трех основных формах сетевой литературы: гипертекст, коллективное творчество или многоавторность и, наконец, автоматическая обработка текста.


Гипертекст - это возможность связывать гиперссылками электронные тексты. Практически, это значит, что в тексте можно "маркировать" (отличать) какое-нибудь слово или какую-нибудь фразу. Если кто-то щелкает мышкой на эту маркировку, то тогда появляется текст, рисунок или звуковой отрывок (фрагмент), связанный с ней через ссылку. Таким образом получается текст с не-линейной структурой данных.

Существует два основных вида гипертекста:

А) «Елка с игрушками»: в принципе похож на подстрочные сноски в "традиционном" тексте, но перемещенные в Интернет вышеописанным образом.

Б) «Сад расходящихся тропок»: Гипер-книга предлагает читателям какой-то выбор глав. Читатель может просмотреть эти главы разными способами, и при этом создается впечатление чтения нескольких отдельных произведений. Этот метод уже гораздо старше, чем сам Интернет. Известные примеры «hypertext fiction» можно найти в творчестве таких писателей, как Борхес, Кортасар, Набоков и Павич. Не случайно каждый из них более или менее связан с постмодернизмом.

Современных экспериментов в Сети существует немного, особенно на русском языке. Стоит упомянуть следующие опыты: рассказ в гипертексте «Свалка» Юлии Морозовой и два опыта Георгия Жердева (которые также можно отнести к Мультимедийной Литературе).

Очевидно то, что гипертекст, как особенно сетевой жанр, оказывается технически довольно недоступным, и, может быть, поэтому используется до сих пор только в редких экспериментах. Все-таки гипертекст предоставляет широкий спектр возможностей, потому что ссылки не всегда связаны с текстом, но их также можно связать с изображением, звуком и фильмом, как это уже было описано выше.


Коллективное творчество также называется интерактивной литературой.

А) Гестбук (Гостевая книга или guestbook). Понятие «Гестбук» означает, что все желающие могут высказывать свое мнение по поводу какой-нибудь публикации.

Жаль, что это довольно быстро превращается в обыкновенную брань по отношению к инакомыслящим и, сверх того, это может быть бесконечно. Несмотря на это, Дмитрий Кузьмин видит в гестбуках в Интернете возможное завершение «настоящего» эпистолярного романа.

Б) Буриме, Сад расходящихся хокку и Ренга.

Это немного другой вид коллективного творчества или многоавторности - это так называемый «Буриме» (по-французски: les bouts riment - концы рифмуются). Эта стихотворная игра (рифмованная игра) возникла в 17-ом веке во дворце Луи XIV. Буриме постепенно распространялся по всему миру и до шестидесятых годов нашего века остался популярной игрой в России. В Интернете Буриме снова оживил компьютерный специалист и программист Дмитрий Манин, который создал программу, дающую возможность снова "играть" в Буриме в новой версии, приспособленной к компьютеру. Буриме при этом стало Сетевой игрой, в которой компьютер, как машина, является частью процесса создания.

Принцип игры в Буриме таков: игрок получает "пару рифм", которая составляет конец стиха. Эта "пара рифм" выбирается Манинской компьютерной программой из особенного словаря. А начало к заданному концу стиха дополняется игроком в как можно лучшей форме. И в итоге, невозможно узнать, кто действительный автор созданной поэмы. Сверх этого, игроку надо позаботиться о том, чтобы его Буриме отвечало заданной рифме. Если его Буриме получается "плохим", программа его исключает. "Хорошее" Буриме принимается в состав данных этого сайта.

Существуют и другие коллективные игры, - например, «Сад расходящихся хокку» и «Ренга».

Ренга – (по оригинальному названию Хокку) - это образ поэзии со ссылками, который очень подходит к пределам Интернета, и который особенно хорошо годится для многоавторности.

Кто-то начинает с трехстишием, и два других игрока отдельно добавляют их собственное двухстишие. Таким образом, уже существуют две танки, к которым другие участники в игре могут добавить свои дополнительные стихи. Наконец получается большое количество разных стихов со строфами, общими только до определенной степени. Пример такого русского Ренга-сайта - вышеупомянутый «Сад расходящихся Хокку» (см. Рисунок 2). Графически ренга выглядит, как родословное дерево, в котором читатель, при помощи ссылок, может искать свой любимый вариант. Или, если он захочет, он сможет и добавить туда свой стих. В связи с этим говорится о рождении "активного читателя" или "читателя-игрока", как эволюции, параллельной развитию литературы в WWW.

Во всех этих видах коллективного творчества заметно, что им почти без исключения наклеивается ярлык "игра". Это подчеркивание игры, а не литературы, вызывает вопросы. И прежде всего: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается именно этот игровой подход?


Существует также и такой вид сетевого творчества, который получил название «автоматической обработки текста». Под «автоматической обработкой текста» понимаются такие же вышеописанные игры и образы, характеризующиеся большой динамикой, при которых понятие "читатель-игрок" является немаловажным.


Иследователи полагают, что множество литературных конкурсов, журналов и изданий в Интернете также принадлежат к динамическому аспекту Сетературы, потому что они умеют обеспечивать постоянный «Update» их информации, в противоположность «традиционным» двойникам, с их ограниченным количеством изданий.

Кроме этого, и здесь «читатель-игрок» занимает важное место как критик или/и участник в литературных конкурсах.

Вот несколько примеров таких сайтов. Во-первых, «Тенета» (http://teneta.rinet.ru/) (см. Рисунок 3), где, между прочим, обсуждается Сетература, как профессиональным, так и сетевым жюри. Представление кандидатов делается назначенными для этого людьми, которые сразу и упоминают, на каком сайте они нашли выбираемые ими произведения.

Другой тип конкурса, это «Арт-ЛИТО» (http://www.lito.spb.ru/) (см. Рисунок 4), который, однако не воспринимает Сетературу в узком смысле этого слова, но исключительно литературу, которая без проблем переносится на бумагу; они так делают, имея в виду «традиционную» публикацию творчества лауреатов. И здесь писательское жюри и голосование посетителей сайта определяют, кто «выиграет».



Рис. - «Сад расходящихся хокку»


Рис. . -«Тенета»


Рис. . - «Арт-ЛИТО»

Вокруг Интернета и возникновения Сетературы в России несколько лет назад уже завязалась яркая дискуссия. Речь идет о ценности Сетературы, как литературного движения, и о влиянии ее на "традиционную литературу".

Главный вопрос здесь такой: игра или литература? И как это уже выше было упомянуто: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается игровой элемент? Разве это не исключит возможный литературный характер?

Интернет имеет важное влияние на современную культуру и, вероятно, приведет к постоянным изменениям в общении между людьми. В России Интернет очень быстро развивается и Сетература оказывается частью этого развития. Также, благодаря Интернету, Россия (снова) может свободно "встретиться" с Западом и с Востоком, что уже имеет выражение в Сетературе с ее японскими влияниями.

С другой стороны, нельзя не отметить, что пока только небольшое количество занимается Сетературой. И поэтому еще не ясно, является ли Сетература новым литературным движением.

Однако тот факт, что обновление, к примеру, на сайте «Тенета» происходит несколько раз в день, свидетельствует о популярности сетературы и постепенном возрастании ее авторитета.


3.2.3. Блогосфера как способ существования сетературы


Кроме того, необходимо помнить и о том, то сетература в основном развивается в русле блогосферы, а блогосфера в силу ее особенностей позволяет наиболее ярко продемонстрировать специфику самореализации человека в Интернете. К числу таких особенностей относятся:


  1. В блогосфере стирается граница между дающими и принимающими информацию, предоставляется возможность каждому желающему быть одновременно писателем, комментатором или читателем. Превращение зрителя и читателя в соавторов приводит к важному для самореализации человека эффекту сотворчества.

  2. Публичность блога, который может читать и комментировать каждый. В связи с этим чужой опыт оказывается в свободном доступе. Всеобщая открытость и доступность записей в Интернете (в блогах, на форумах) делает возможным знакомство с рефлексией над жизненным опытом других людей, с вопросами, волнующими их, происходит получение информации о ешении сходных проблем. Благодаря этому осуществляется самореализация в аналитической деятельности.

  3. В блогах, как и вообще в Интернете, представление о партнере по общению является ограниченным, что обусловливает своеобразие процессов межличностного восприятия, опирающегося на «достраивание» партнера по общению, то есть на собственную фантазию. Благодаря отсутствию визуального облика реального человека появляется возможность скрыть видимые недостатки и представить себя в выгодном свете.

  4. В Интернете происходит как бы двойное самотрансцендирование: во-первых, в иную реальность – виртуальную, во-вторых, - в мир человеческих отношений в этой реальности. И нередко в мир таких отношений оказывается вовлечен уже не столько реальный человек, сколько его on-line образ. Поэтому проблемы коммуникации и самореализации начинают выглядеть иначе ввиду возможности непосредственных контактов между виртуально трансформированными субъектами.

  5. Блоги и форумы можно назвать средствами единения, поскольку, приобщаясь к проблемам других, человек начинает понимать, что одинаковые проблемы могут волновать многих, и в решении своих проблем он не одинок.

В дробном и фрагментарном современном мире возникает потребность в сохранении целостности. Примеры стремления к целостности можно обнаружить в Интернете, где человек посредством общения пытается стать собой, собрать себя из множества фрагментов. Так самотрансценденция в Интернете служит задачам обретения себя и формирования внутренней гармонии, достижения самотождественности.

Феномен сетературы, хоть и является на сегодня спорным явлением, несомненно, представляет собой один из возможных путей обновления русской (и не только) литературы.


Глава 4. Концепция поэтапного влияния Интернета на литературу


На сегодняшний день справедливо будет отметить, что Интернет оказывает значительное влияние на все сферы знания. Глава «Обзор литературы» показала, что по тематике, связанной с Интернетом, защищаются как докторские, так и кандидатские диссертации по философии, филологии, социологии, культурологии, философии. Не будет преувеличением следующее утверждение: «Глобальная сеть» объединяет гуманитариев, дает им некую общую сферу для поиска материалов и самореализации.

Однако именно художественная литература и литературоведение (как компоненты филологии) могут на сегодняшний день быть проанализированы как сферы, испытывающие на себе максимальное воздействие Интернета.

Для меня, как для исследователя новейшей русской литературы, данный факт имеет первоочередное значение, а потому, после подробного изучения темы выпускной работы по предмету «Информационные технологии» и анализа множества печатных и интернет-публикаций, посвященных вопросу множественных влияний «глобальной сети», была сгенерирована концепция поэтапного влияния Интернета на художественную литературу. Данная концепция имеет гипотетический характер и прогностическую функцию. Приведем ее в виде списка конкретных этапов:

Название этапа

Примерные временные рамки

Влияние на литературу

Характеристика

1.Интернет как конкурент реальной библиотеки

1990-е – 2000-е гг. (пик – конец 1990-х гг)

Внешнее

Литература использует Интернет как «глобальную библиотеку». Путем сканирования в цифровой вид переводятся огромные количества печатных публикаций. Пользуясь демократичностью, мобильностью и феноменальными скоростными качествами Интернета, литература выбирает его как свою сферу обитания. Этот процесс протекает настолько быстро и мощно, что формируется (на сегодняшний день уже сформировано) целое «антибиблиотечное» поколение читателей.

2.Время итернет-публикаций


2000-е гг

Внешнее и внутреннее

Некоторые современные авторы перестают издавать тпечатные книги, предпочитая публиковаться в Интернете. В рамках блогосферы и персональных сайтов проза, поэзия и драматургия выглядят по-прежнему традиционно (в виде сплошного текста), но уже не имеют «бумажного прототипа». Если раньше книга всегда была первична, а помещение ее в Интернет вторично то сегодня зачастую первичен Интернет.

3.Эпоха «сетературы»

Вторая половина 2000-х – …

Внутреннее

Под влиянием Интернета литература претерпевает глобальные изменения. Текст преобразуется в гипертекст и обретает вариативность. Литературное произведение становится интерактивным. И хотя лишь небольшой процент драматургов занимается сетературой на данный момент, скорость возрастания ее популярности не заставляет сомневаться в том, что за сетературой – будущее.

4.Эпоха синтеза «сетаратуры» и литературы

Прогноз на будущее

?

Сетература – это кардинальное изменение литературы, однако вряд ли она заставит литературу окончательно уйти в прошлое. Скорее всего нас ожидает сосуществование и взаимовлияние двух данных явлений.



Примечания к Таблице.

  1. Этап «Время интернет-публикаций». В качестве подтверждения тезиса о популярности интернет-публикаций в 2000-е годы приводится список лишь немногих русских драматургов, пьесы которых изначально публиковались на их персональных сайтах. Лишь у некоторых авторов из приведеного списка (Коляда, Гришковец, Богаев, Курейчик) впоследствии вышли книги традиционного формата, вторичные по отношению к публикациям на сайте.


Ольга Мухина

http://www.theatre.ru/muhina

Николай Коляда

http://kolyada.ur.ru/

Евгений Гришковец

http://www.odnovremenno.ru/

Иван Вырыпаев

http://www.vyrypaev.ru/

Василий Сигарев

http://www.sigarev.narod.ru/

Алексей Слаповский

http://www.slapovsky.ru/

Елена Исаева

http://www.isaeva.ru/

Олег Богаев

http://bogaev.narod.ru/

Андрей Курейчик

http://kureichik.belarustoday.info/

Семен Злотников

http://www.zlotnikov.info/

Родион Белецкий

http://www.dramatist.ru/

Евгений Унгард

http://www.ungard.sitecity.ru/index.phtml

Михаил Волохов

http://www.volokhov-m.narod.ru/

Валентин Красногоров

http://www.vmeste.org.il/

Наталья Шапошникова

http://www.proza.ru/author.html?gonezkaya

Гульнара Ахметзянова

http://gulnara.boom.ru/

Анна Богачева

http://abogacheva.narod.ru/

Михаил Резанов

http://www.mik-rezanov.narod.ru/index.html

Виктор Ляпин

http://lia-victor.narod.ru/


  1. Этап «Эпоха «сетературы». На приведенном ниже скриншоте с одного из сайтов сетевых публикаций, мы можем увидеть, насколько серьезным качественным изменениям подвергается литературный текст в Интернете. Перед нами список сетературных пьес. Помимо гиперссылки на сами тексты здесь же присутствуют также следующие возможности: проголосовать за вариант продолжения пьесы, ознакомиться со всеми вариантами; под некоторыми текстами можно создать свой вариант. Таким образом сетературные тексты не окончены и интерактивны.


Рис. -Сайт «Тенета.ru». Раздел «Пьесы, сценарии»


Таким образом, можно сформулировать следующий тезис: если раньше информационные технологии только помогали филологу в исследованиях, то сегодня синтетические явления Интернета и литературы (а именно, «сетература») уже сами являются предметом для исследования. Возможно, наше время перевернет многовековую традицию литературы и войдет в историю как переходный период от бумажной формы литературы к цифровой и виртуальной. А возможно, сетература станет лишь временным и преходящим феноменом.

Однако ответ на данный вопрос сможит дать лишь последующее поколение исследователей.

Заключение.


Интернет, как и все новое, воспринимается настороженно. К числу «минусов» Интернета могут быть отнесены подавление аналитической деятельности, формирование человека в качестве бездумного потребителя информации, бесцельно «убивающего время», явление интернет-зависимости, в том числе и от Интернет-общения, заменяющего часто реальное человеческое общение.

Однако при этом нельзя отрицать тот факт, что Интернет сильно меняет нашу жизнь, а главное, меняет ту «культурную ленту», которую мы передадим своим потомкам.

На сегодняшний день русская и зарубежная литература тесно сотрудничают с виртуальностью. Проведенный нами анализ помог выявить, что

  1. Работающий по принципу «всемирной библиотеки» Интернет может служить как «вместилищем» для литературы, формой ее существования (в этом случае мы говорим об электронных библиотеках, справочниках и т.д.), так и внутренним условием ее развития («вики-процессы», сетература);

  2. Сами отличительные свойства Интернета указывают на него как на будущее для литературы, причем эта гипотеза подтверждается уже сегодня: благодаря Интернету появляются новые, сетевые авторы, а хорошо известные писатели предпочитают публиковать новые произведения в блогах, тем самым приближая свое творчество к читателю;

  3. Такая же форма интернет-существования, как блогосфера, расширяет возможности потенциального автора не только в вопросе публикаций, но также при о общении его с критиками и читателями.

В качестве значимых для литературы характеристик Интернета также могут быть отмечены следующие: освобождение автора как собеседника, поскольку появляется обратная связь, уже мало зависимая от времени и пространства; максимально широкая доступность автора и читателя друг другу; принципиально новые возможности для творчества (интерактивность, интертекстуальность, создание персонажей и манипуляции с ними в ролевых интернет-играх и т.д.), профессиональной деятельности (например, виртуальные офисы), установления контактов, обеспечивающих человеку ощущение полноценности, значимости, единения, причастности и т.п. Интернет обеспечивает человеческое существование «дополнительными социальными пространствами» (М.Фасслер), в которых личность может реализовать качества, невостребованные в реальной жизни. В Интернете человек обретает «инобытие»: может предстать в ином облике, быть кем-то другим, жить другой жизнью. Именно эти возможности, предоставляемые человеку Интернетом, актуализируют проблему персональной идентичности, обращают к осмыслению новых условий проявления самотождественности.

Интернет, являясь этапом эволюции не только цивилизации, но и культуры, оказывается новым способом жить в культуре.


Список литературы к реферату.


  1. Аладышкина А.С. Современное интернет-сообщество: социально-стратификационный анализ : автореф. дис. … канд. социологич. наук / А. С. Аладышкина. Нижний Новгород, 2006.

  2. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве Интернета: философско-антропологический аспект : автореф. дис. … канд. филос. наук. / Н. В. Водянова. Челябинск, 2009.

  3. Гагарина Л. Н. Роль Интернета в процессе глобализации : автореф. дис. … канд. полит. наук. / Л. Н. Гагарина. Бишкек, 2003.

  4. Гаффин А. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet / А. Гаффин. М., 1996.

  5. Громова М. И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века : учеб. пособие / М. И. Громова. М., 2007.

  6. Зыкова Е. В. Организация гипертекста в сети Интернет (на материале англоязычных сайтов) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Зыкова. СПб., 2006.

  7. Романенко В. Н., Никитина Г. В. Влияние информатики на гуманитарные области знания : Попытка предварительного анализа / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. СПб., 2006.

  8. Романенко В. Н., Никитина Г. В. Об образовании, книгах и Интернете: Несколько очерков на свободные темы, связанные с информатикой / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. СПб., 2009.

  9. Словарь литературоведческих терминов. http://slovar.lib.ru/dictionary/seteratura.htm.

  10. Схелтйенс В. Сетература: новое литературное движение? / В. Схелтйенс. http://www.netslova.ru/teoriya/werner.html.

  11. Тучков В. Сетература / В. Тучков. http://eressea.hmurr.ru/digest/arh-0164.shtml.

Предметный указатель к реферату.



«hypertext fiction», 27

«автоматическая обработка текста», 29

«Буриме», 28

«Проект Гутенберг», 14

«Ренга», 28

«рождение соавтора», 24

«Сад расходящихся хокку», 28

«смерть автора», 24

CD-диск, 12

Linux, 18

mediator, 13

URL-адрес, 11

базах данных, 20

блогосфера, 32, 39

Википедия, 17

вики-процессы, 18, 19, 39

виртуализации авторства, 26

гипертекст, 5

гипертекст, 26

каталожная работа, 11

коллективное творчество, 27

релевантность, 20

сетература, 19, 22, 39

электронные библиотеки, 14

электронные журналы, 14




Список иллюстраций





Интернет-ресурсы в предметной области исследования.


http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html - сайт содержит обширный список полнотекстовых электронных библиотек. Предлагаются ссылки на сайты, содержащие версии разнообразных печатных изданий: учебников, монографий, научно-популярной и художественной литературы. Представляет особый интерес для учащихся, студентов и преподавателей.

http://www.theatre-studio.ru/library/ - на сайте можно найти большую коллекцию текстов пьес российских и зарубежных авторов - около 3 500 произведений. Поиск ведется по фамилии автора и по заглавию пьесы.

http://www.dramaturgiya.narod.ru/ - коллекция текстов пьес (свыше 2000) на персональном сайте вологодского актера.

http://slovar.lib.ru/dict.htm - сайт содержит несколько тысяч словарных статей литературоведческой тематики, включая толкования новейших понятий, на сегодняшний день еще не дошедших до бумажных носителей.

http://www.philology.ru - сайт-библиотека, на котором публикуются тексты работ, имеющих печатные аналоги. Это материалы по различным аспектам языкознания и литературоведения, хрестоматийные тексты, произведения классиков.

http://www.netslova.ru/ - сайт проекта «Лаборатория сетевой словесности», содержащий хронологию сетевых публикаций, их рейтинги и статистику, а также авторские книги отзывов, общий форум и сами публикации проекта. Сайт будет полезен каждому, кто интересуется тенденцией интернетизации современной литературы.

http://www.newdrama.org/ - сайт проекта «Домик драматургов», на котором можно найти электронные версии всех сборников пьес представителей данного Санкт-Петербургского проекта.

http://www.lomonosov-msu.ru/ - международный научный портал Московского государственного университета, на котором можно следить за многими интересными событиями научного мира СНГ (конференции, форумы и т.д.), а также знакомиться со статьями и тезисами статей молодых ученых России и других стран.

http://www.feb-web.ru/ - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Возможен поиск по сайту.

http://www.lib.ru/PXESY/ - страничка Библиотеки Максима Машкова, содержащая избранные зарубежные и российские пьесы ХХ века. Кроме обширной коллекции самих текстов имеются также ссылки на сайты различных обществ драматургов, фестивалей и проектов современной драматургии.

http://www.pereplet.ru/ - сайт литературного Интернет-журнала «Русский переплет», на котором с 1999 года ведется летопись русскоязычной сетевой литературы, в том числе и драматургии.

http://www.dramaturgu.ru/ - сайт, посвященный литературно-теоретическим аспектам современной драматургии. Помимо чисто терминологических вопросов, здесь также можно найти информацию, касающуюся театрально-сценической практики.

http://www.kuchaknig.ru/catalog.php?razdel=88 - библиотека, содержащая максимально полную на сегодняшний день коллекцию пьес и киносценариев.

http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=1 - литературный портал для писателей, на котором можно опубликовать собственное литературное произведение, а также ознакомиться с рецензиями на электронные книги других авторов. Интерактивная система позволяет посетителям сайта держать руку на пульсе современного литературного процесса.


Действующий личный сайт в WWW


http://sabina-bsu.narod.ru/


Граф научных интересов

аспирантки Шавель А. А. Филологический факультет

Специальность «Русская филология»


Смежные специальности


10.01.01 – Белоруская літаратура

  1. Нацыянальная спецыфіка беларускай літаратуры.

  2. Заканамернасці і тэндэнцыі гісторыка-літаратурнага працэсу розных перыядаў. Праблема традыцый і наватарства ў беларускай літаратуры.

  3. Творчыя метады і індывідуальныя мастацкія стылі, іх функцыянаванне ў гісторыі беларускай літаратуры.

  4. Сістэма вобразаў і паэтыка канкрэтных мастацкіх твораў.



10.01.08 – Тэорыя літаратуры. Тэкстологія

  1. Параўнальнае вывучэнне літаратур: тыпалогія, сувязі.

  2. Тэарэтычная і гістарычная паэтыка.

  3. Распрацоўка тэорыі літаратурна-мастацкага стылю.




Основная специальность


10.01.02 – русская литература

  1. Закономерности и тенденции развития литературного процесса.

  2. Межлитературные типологические связи.

  3. Конвергенция литератур и национальная специфика русской литературы.

  4. Поэтика художественных произведений.

  5. Интертекстуальность художественного творчества.

  6. Традиции и новаторство в литературе.

  7. Место русской литературы в мировом литературном процессе.














Сопутствующие специальности


09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры

  1. Методика и практика компаративных философских исследований сущностных граней культурной деятельности.

  2. Анализ основных направлений культурологических знаний, отражающих постижение сущности культуры.


17.00.01 – Театральное искусство

  1. История театра.

  2. Теория театрального искусства.


17.00.09 – Тэорыя і гісторыя мастацтва

  1. Віды мастацтва, заканамернасці іх развіцця ва ўзаемасувязях, узаемаўплывах і сінтэзе.

  2. Сучаснае мастацтва і гіпотэзы яго перспектыўнага развіцця.

  3. Праблемы формаўтварэння эвалюцыі жанраў.



Презентация кандидатской диссертации


Ссылка на презентацию кандидатской диссертации.

Список литературы к выпускной работе.


  1. Гилен Р. Моя первая книга о Microsoft Office PowerPoint / Р.Гилен. М., 2005.

  2. Для тех, кто делает сайты / http://htmlbook.ru/.

  3. Дьяконов В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студента. Самоучитель / В. Дьяконов, Ю.Новиков, В.Рычков. СПб., 2001.

  4. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики / А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский. М., 1968.

  5. Романенко В.Н. Рассказы о книгах и библиотеках / В.Н. Романенко. СПб., 2003.

  6. Романенко В.Н., Никитина Г.В., Неверов В.С. Работа в Интернете: от бытового до профессионального поиска: Практическое пособие с примерами и упражнениями / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина, В.С. Неверов. СПб., 2008.

  7. Соколов Б. Переоценка базовых ценностей / Б.Соколов. http://www/grani.ru/warf/m133183.html.

  8. Хабрейкен Д. Microsoft Office 2003: Word, Excel, PowerPoint, Publisher, Outlook. Все в одном / Д. Хабрейкен. Вильямс, 2006.

  9. Хольцшлаг М. Языки HTML и CSS : официальный учебный курс / М. Хольцшлаг. М., 2007.

  10. Lane C.A. Naked in Cyberspace : How to find personal information online / C.A. Lane. Melford, 2002.





Приложение. Презентация кандидатской диссертации













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ