Задачи функционально-планировочной организации на различных градостроительных уровнях 40 4 города 41
www.diplomrus.ru ®
Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ Ю
1.1. Социально-градостроительный аспект 10
1.1.1. Формирующая роль промышленных предприятий прибрежной зоны в крупнейших городах 11
1.1.2 Обеспечение развития социально-функциональных связей промышленных и селитебных территорий 14
1.2. Архитектурно-градостроительный аспект. Специфичность архитектурно-композиционного формирования промышленной застройки на прибрежных территориях 21
1.3. Урбоэкологический аспект 29
1.3.1. Обобщение экологических знаний в теории градостроительства 29 1.3.2 Экологическая направленность реконструкции промышленных территорий 32
1.4. Задачи функционально-планировочной организации на различных градостроительных уровнях 40
1.4.1. города 41
1.4.2. промышленной зоны (промрайона, промузла) 45
1.4.3. предприятия 54
1.5. Принципы архитектурно-планировочной реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейших городов 54 Выводы 60 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ 67 2.1. Ретроспективный анализ развития промышленных зон г. Волгограда. Становление. Развитие. Реконструкция 67
2.1.1. Становление, индустриальное развитие Царицына в периоде с конца
Х1Хв.по 1910-е гг. 68
2.1.2. Развитие и закрепление производственно-территориальной структуры Сталинграда в периоде с 1920-х гг. по 1941 г. 74
2.1.3. Генеральный план восстановления 1945 г. и место промышленной индустрии в каркасе города. Дальнейшее градостроительное развитие промышленных зон 77
2.1.4. Дальнейшее градостроительное развитие прибрежных промышленных территорий Волгограда. 1960-80-е гг. 82
2.2. Анализ тенденций формирования системы промышленных зон на прибрежных территориях г. Волгограда 84
2.3. Проекты и предложения реконструкции промышленных зон г. Волгограда
2.4. Градостроительные условия реконструкции (описание) прибрежных промышленных зон г. Волгограда 92
2.5. Методика градостроительного анализа 103 Выводы 107 ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ г. ВОЛГОГРАДА 111
3.1. Теория пространственной градостроительной модели 111
3.1.1. Функциональная модель 111
3.1.2. Архитектурно-композиционная модель 115
3.1.3. Экологическая модель 120
3.2. Концепция реконструкции прибрежных промышленных территорий г. Волгограда 122
3.3. Практические рекомендации реконструкции прибрежных промышленных территорий г. Волгограда 129 Выводы 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 148
Введение
4 ВВЕДЕНИЕ
Для большинства приречных городов Европейской части России характерны общие черты размещения промышленности в планировочной структуре города, обусловленные общностью социально-экономического развития и природного ландшафта. Анализ генеральных планов городов Поволжья выявил наличие значительных участков промышленной застройки на прибрежных территориях, своим протяженным фронтом закрывающих выходы к акватории селитебных районов. Так, общая протяженность берегового фронта, занятого промышленной застройкой, составляет в Астрахани - 31%, Саратове - 27%, Казани - 33%, Ижевске - 52%, Нижнем Новгороде - 51% общего берегового фронта города. Между тем для жизнедеятельности и развития городов приречные зоны в силу объективных причин являются особо ценными участками в широком градостроительном смысле - социально-экономическом, функционально-планировочном, рекреационном, ландшафтно-композиционном. Захват ценных территорий промышленной застройкой в целом был обусловлен издержками бурного индустриального развития городов Европейской части страны в периоде с конца XIX по начало XX вв., а также экстенсивной направленностью индустриализации в советский период. Поскольку очевидно, что многие промышленные производства в дореформенном виде воссозданию не подлежат, назрела необходимость массовой реорганизации, интенсификации использования и перепрофилирования производственных зон городов.
Выбор прибрежных промышленных территорий г. Волгограда в качестве объекта градостроительной реконструкции не случаен. Промышленные зоны города в общей протяженности занимают более 58 % берегового фронта (более 35 км), перекрывая протяженными полосами выходы с жилых районов к берегу р. Волги. Из-за особенностей линейно-полосовой планировочной структуры здесь наиболее остро стоят вопросы, связанные с размещением промышленности на ценных прибрежных территориях, - социальные, экологические, архитектурно-композиционные, транспортные и пр.
5
Необходимость разработки в настоящее время научно обоснованных направлений градостроительной реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейших городов определяется: сосредоточением градостроительных проблем, связанных с промышленной застройкой (в большинстве случаев депрессивного характера); пересмотром стратегий устойчивого развития крупнейших городов - от промышленной направленности к полифункциональной и, связанным с этим, поиском планировочных резервов и направлений перспективного развития; социально-экономическим значением перехода на новую стратегию (не «индустриализация», а «реконструкция» будут в будущем максимально инспирировать любые инновации).
Важнейшими направлениями градостроительной реконструкции является разрешение проблем, отчетливо проявляющихся в условиях Волгограда:
- экологических - в прибрежной зоне размещены предприятия, в том числе металлургической, машиностроительной, химической отраслей, имеющих в своем составе производства I и II кл. вредности по санитарной классификации;
- структурно-производственных - основу системы цепочки прибрежных промышленных предприятий составляют морально устаревшие крупнейшие предприятия комплексного типа; регрессивное состояние основной массы промышленной застройки обусловлено хозяйственно-экономическим упадком производственной сферы;
- функционально-планировочных - сложная и запутанная планировочная структура, чересполосица участков различного функционального назначения, низкая плотность промышленной застройки и интенсивность освоения, несоответствие сложившейся организации контактно-стыковых зон интенсивности протекающих в них социальных процессов;
- архитектурно-эстетических - низкий эстетический уровень промышленной застройки, формирующей фронт соприкосновения с селитебной зоной, а также панораму города со стороны р. Волги.
Целью настоящего исследования является определение научно обоснованных принципов градостроительной реконструкции промышленных
6
территорий, располагающихся на ценных прибрежных участках крупнейших городов в условиях изменения социально-экономической и производственно-технологической структуры.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
анализ формирования существующей градостроительной ситуации, современного состояния застройки предприятий как практических предпосылок реконструкции прибрежных промышленных территорий г. Волгограда;
формирование теоретической основы архитектурно-планировочной реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейшего промышленного города;
определение научно обоснованных принципов реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейших городов;
построение теоретической модели планировочной структуры прибрежных промышленных зон г. Волгограда;
разработка методических предложений по реконструкции и дальнейшему развитию архитектурно-планировочной структуры прибрежных промышленных зон г. Волгограда.
Объектом исследования является сложившаяся планировочная структура промышленных зон, а также дисперсно расположенные объекты промышленной застройки, находящиеся в прибрежной части г. Волгограда. Совокупность всех необходимых мероприятий их архитектурно-планировочной реконструкции является предметом исследования.
Границы исследования определяются изучением вопроса градостроительной реконструкции промышленных территорий в функциональном, архитектурно-планировочном и экологическом аспектах проектирования на примере г. Волгограда как крупнейшего города, где промышленность занимает обширные участки прибрежной территории.
Методической основой исследования является комплексный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования как элемента единой градостроительной структуры, что исключает возможность принятия
ограниченных и некомплексных решений, и включающий: изучение научных трудов и литературных источников, анализ архивных документов, ретроспективный морфологический анализ освоения территории, натурное обследование и фотофиксацию предприятий и промышленных объектов, анкетирование, графический анализ генеральных и ситуационных планов, построение теоретических моделей, экспериментальное проектирование.
Теоретическая концепция диссертационного исследования опирается на исследования, осуществленные в последние десятилетия и ранее:
в области градостроительства П. Аберкромби, Г. Форшоу (Англия), В. Н. Белоусова, Ю. П. Бочарова, В. В. Владимирова, А. Э. Гутнова, В. А. Лаврова, И. Г. Лежавы, К. Линча, В. Островского, Г. Б. Поповской, А. Л. Путинцева, Т. Ф. Саваренской, И. М. Смоляра, Г. И. Фильварова, 3. Н. Яргиной и др.;
в области промышленной архитектуры В. В. Блохина, Н. Н. Кима, В. И. Лукьянова, Е. С. Матвеева, О. II. Метляевой, А. В. Попова, В. А. Рыгалова, В. А. Самогорова, И. Ф. Стального, Л. Ф. Шубина и др.;
в области экологии градостроительства и промышленности В. В. Владимирова, Э. С. Косициной, В. В. Красильниковой, И. И. Мазура, О. И. Молдова-нова, Е. Б Морозовой, В. Ф. Сидоренко, С. Б. Чистяковой, и др.;
в области градостроительства г. Волгограда и Поволжского региона А. В. Антюфеева, В. И. Атопова, Д. Г. Донцова, А. Ф. Липявкина, А. Е. Пожарского, Г. А. Птичниковой, Н. Г. Юшковой, и др.;
Научная новизна заключается:
в развитии теоретических положений реконструкции промышленных территорий крупнейшего города с учетом типа реконструируемых зон - прибрежных промышленных территорий, препятствующих выходу селитебных районов к акватории;
в разработке теоретической модели и стратегии совершенствования и развития архитектурно-планировочной структуры прибрежных промышленных территорий г. Волгограда.
В рамках выявления практических предпосылок реконструкции впервые
8
разработана методика определения «рейтинга соответствия» градостроительной ситуации, актуальная для реконструкции данного типа промышленных территорий (исторически сложившихся в прибрежной зоне).
На защиту выносятся: принципы архитектурно-планировочной реконструкции, методика «рейтинга соответствия», теоретическая модель архитектурно-планировочной, функциональной, экологической организации зоны прибрежной промышленной застройки г. Волгограда
Практическая значимость исследования заключается в расширении теоретической базы архитектурно-планировочной реконструкции промышленных территорий прибрежной зоны крупнейшего города, возможности их использования при разработке генеральных планов городов, проектов реконструкции, промышленных зон узлов и площадок предприятий в увязке с прилегающими городскими территориями, а также при разработке ТЭО и генерального плана г. Волгограда.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения и результаты работы внедрены в программу курсового и дипломного проектирования ВолгГАСУ; а также внедрены в виде принципов градостроительной реконструкции прибрежных промышленных территорий в разработку нового генерального плана г. Волгограда (акт внедрения № 01 от 25.03.05),'а также в «Рекомендации по архитектурно-планировочной реконструкции промышленных территорий Тракторозаводского и Красноок-тябрьского районов г. Волгограда» (акт внедрения № 02 от 25.03.05). По теме диссертации опубликованы три статьи, а также сделаны доклады на трех научных конференциях ВолгГАСУ (2004, 2005) и совместной МНИЦ г. Пензы и Тольяттинского государственного университета (2004).
Объем и структура исследования
Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложение. Второй иллюстрированный том - содержит-таблицы с результатами анализа исследуемых территорий, графоаналитические материалы.
9
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель и задачи, а также новизна и значимость.
В первой главе «Теоретические предпосылки реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейших городов» выявляются теоретические предпосылки реконструкции в социально-функциональном, архитектурно-планировочном и экологическом аспектах как наиболее значимых для исторически сложившихся промышленных зон крупнейшего города. Рассмотрены и обобщены теоретические исследования в области функционально-планировочной организации промышленной застройки на разных градостроительных уровнях.
Во второй главе «Практические предпосылки реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейших городов» выявляется специфика формирования и развития прибрежной промышленной застройки г. Волгограда в местных региональных условиях, определяются основные факторы размещения на различных этапах градостроительного развития города, рассматриваются положения методики определения «рейтинга соответствия». Сформулированы практические предпосылки архитектурно-планировочной реконструкции, освещен опыт и проектные предложения реконструкции прибрежных промышленных зон Волгограда.
В третьей главе «Основы градостроительной реконструкции прибрежных промышленных территорий» формулируются принципы реконструкции, разрабатываются стратегия и теоретическая модель функциональной, архитектурно-планировочной и экологической организации территории; даются практические предложения совершенствования, упорядочения, реконструкции застройки прибрежных промышленных территорий г. Волгограда.
В заключении излагаются основные результаты исследования.
В приложении содержатся таблицы с основными результатами анализа, проведенного по методике «рейтинга соответствия», архивные материалы по теме исследования, статистические данные о структуре производственного комплекса г. Волгограда и основных источниках.
10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ
1.1. Социально-градостроительный аспект
Анализ теоретических исследований в области градостроительства, градостроительной экологии, территориальной организации промышленных комплексов, промышленной архитектуры выявляет ряд тенденций и закономерностей формирования архитектурно-планировочных структур городских промышленных территорий и промышленно-селитебных комплексов, что позволяет совершить теоретическую разработку градостроительной реконструкции промышленных территорий в четырех аспектах (как наиболее полно отвечающих специфическим градостроительным проблемам приречных городов): социально-градостроительном, архитектурно-градостроительном, урбоэкологиче-ском, функционально-планировочном.
Исследование градостроительных подходов к размещению промышленности в городах показало, что со времени создания первых научных концепций, определяющих организацию производственной деятельности в городах, - от «индустриального города» Т. Гарнье до многослойной ленточной схемы Н. Милютина - все поиски решения сводились задачам размежевания различных функциональных зон и обеспечения их функциональной связанности. При этом основные функции города по отношению жителю - труд и жилище противопоставлялись друг другу, что находило соответствующее выражение в виде строгого функционально-планировочного разделения города на промышленную и селитебную зоны. Градостроительная практика первой половины и середины XX в. доказала несостоятельность применения упрощенного подхода, учитывающего лишь две из множества сторон жизнедеятельности человека. Анализ научных разработок градостроительных концепций показал, что начиная с 1960 - 70-х гг. проводилась целенаправленный поиск возможных вариан-
11
тов сближения, функциональной интеграции промышленных и селитебных зон с целью создания единой среды, объединяющий все городские функции, востребованные городским жителем: работу, отдых, жилище, обслуживание, культуру и т. д.
1.1.1. Формирующая роль промышленных предприятий прибрежной зоны в крупнейших городах
При анализе развития городов промышленного профиля становится очевидным определяющее влияние промышленности на формирование планировочной структуры и направления роста города. В настоящее время исторически сформировавшиеся, сросшиеся с жилой тканью прибрежные производственные территории (вместе с транспортными коммуникациями) являются главнейшими структуроформирующими компонентами. В связи с этим возникает необходимость анализа роли промышленных территорий в системе города и агломерации, в том числе в процессе формирования, функционирования и развития во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями.
Наиболее полно позволяет раскрыть роль промышленных объектов в формировании градостроительной системы метод структурно-функционального анализа, заключающийся в системе исследования города как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. По разработанной д-ром ар-хит. А. Э. Гутновым теории все многообразие элементов, составляющих пространственную систему, целесообразно дифференцировать по степени изменяемости на три принципиально отличные группы - каркас, ткань и плазму -при этом следует отметить, что понятие "изменение" предполагает сохранение некоторых стабильных, относительно неизмененных элементов, которые обеспечивают известную преемственность в развитии целого. Для всего города в целом таким элементом является городской каркас, представляющий собой систему главных транспортных магистралей, коммуникационных узлов и связанных с ними сооружений городского значения. [12].
12
Таким образом, предложенная А. Э. Гутновым система исследования позволяет идентифицировать крупнейшие промышленные предприятия с их функциональным и социально-экономическим значением как наиболее устойчивые элементы градостроительной структуры, устойчивость которых обусловлена многими составляющими - положением в транспортно-коммуникацион-ном каркасе, интенсивностью освоения территории, архитектурно-композиционным решением.
Тенденции архитектурно-планировочного формирования промышленных территорий оказывают непосредственное воздействие на организацию планировочной структуры города в целом, особенно характерно это прослеживается в планировке исторически сложившихся смешанных производственно-селитебных районов.
Градоформирующая роль прибрежных промышленных территорий крупнейших городов (Волгоград и др.) предопределила характер типичных градостроительных недостатков, характерных для городов с развитой крупной промышленностью: влияние размещения промышленных территорий на направления территориального развития города; вытеснение селитебных функций с прибрежных территорий вследствие территориального разрастания «пятен» промышленной застройки; влияние территориального расширения производства на усложнение функционально-планировочной структуры прибрежных территорий, возникновение чересполосицы промышленных, селитебных и транспортных территорий; ухудшаются условия расселения по отношению к местам приложения труда. Кроме того, в процессе роста городов недостатки, допущенные при размещении производственных зон, усугубляются.
Свойства развития промышленных зон, сформулированные д-ром, архит. Е. С. Матвеевым, выявляют зависимость неуправляемого развития промышленных территорий и усложнения планировочной структуры [108]. Основные проблемы определяются:
сложностью и многообразием причин и элементов, влияющих на формирование планировочной структуры промышленного района: функциональных,
13
экономических, социальных, политических, эстетических и других, которые, как правило, находятся в противоречии друг с другом;
инерционностью и консерватизмом в развитии, проявляющимися в сложности трансформации планировочной структуры в процессе преобразования развивающихся и сложившихся промышленных районов города;
динамизмом преобразований, связанный с постоянным трудноуправляемым ускорением процесса изменения объектов, формирующих промышленную зону (реконструкция, расширение, новое строительство, техническое перевооружение);
расползанием осваиваемой территории в результате процесса неуправляемого отвода новых территорий для строительства.
Промышленные территории прибрежных районов имеют важнейшее, зачастую определяющее значение в формировании архитектурно-планировочной структуры. В связи с этим возможно выделение таких негативных характерных черт неуправляемого развития промышленной застройки:
линейной -ориентированностиь вдоль побережья и транспортных связей (данные особенности сформированы спецификой становления системы расселения);
расчлененности и повышенной территориальной емкости, обусловленных спецификой экстенсивного освоения и изначальной природно-пространственной структурой;
отсутствия архитектурно-планировочной взаимосвязи промышленной застройки с остальной городской застройкой.
Преодоление негативных последствий экстенсивного освоения прибрежных промышленных территорий является важнейшей задачей, определяющей в том числе архитектурно-композиционные особенности характера прибрежной панорамы города.
Промышленные предприятия, инженерные и транспортные коммуникации составляют наиболее устойчивую часть градостроительной системы промышленных городов, их структуроформирующая роль обусловливает направ-
14
ления развития функциональных подсистем - жилья, центров культурно-бытового обслуживания. Это необходимо учитывать в градостроительной практике реконструкции, так как оказывает влияние на характер долгосрочных прогнозов развития города, определяет границы зон реконструкции, обеспечивает закономерную реализацию принципа преемственности в развитии градостроительных структур.
1.1.2. Обеспечение развития социально-функциональных связей промышленных и селитебных территорий
Выделение исследования развития и перспектив социальных связей промышленности и селитьбы в отдельную главу определено основополагающим характером социальных процессов в архитектурно-планировочном формировании среды города и обусловлено: с одной стороны, недостаточностью и узким диапазоном разработки вопросов социально-территориальной организации городского пространства; с другой - актуализацией в современных экономических условиях социальных задач, связанных со снижением роли промышленной функции в жизнедеятельности города, структурной реорганизацией и перепрофилированием производства, а также связанных с этим изменениями в функциональном освоении территории города.
Архитектура и градостроительство, формируя среду жизнедеятельности общества, отражают в то же время все стороны социальных процессов и отношений, включающие экономические, политические, этические, собственно социальные (в узком смысле слова) и другие аспекты. С ростом масштабов градостроительных объектов прогрессивно повышается роль наиболее массовых социальных процессов, в наиболее чистом виде реализуются общие социальные закономерности. Так, для развития города и агломерации все большее значение обретают такие показатели, как структура производительных сил, данные демографической, профессиональной статистики, формы труда, состав градообразующей группы населения и т. д. В связи с этим общее направление прикладных исследований социально-функциональной структуры в данной работе ха-
15
растеризуют следующие особенности: ориентация на выявление закономерностей формирования оптимальной материально-пространственной среды жизнедеятельности (в аспекте взаимодействия мест приложения труда и общественных и жилых территорий); выявление принципов принятия архитектурно-градостроительных решений, соответствующих актуальным социальным процессам, определение социальной эффективности принимаемых решений.
В эпоху становления плановой экономики СССР города определяли как субъекты народнохозяйственного плана, главной идеей которого было развитие индустриального производства. Более того, формально города рассматривались как «город при...» (производстве, добыче и т. д.) [83]. Догмы государственной политики переносились в сферу градостроительного планирования - от уровня схем расселения до проектов детальной планировки. Город формировался по принципу «комбинат - жилой район», где функционально-планировочным ориентиром было промышленное предприятие, крупный производственный комбинат [81]. Сформированные в рамках замкнутых промышленно-селитебных образований предзаводские зоны были ориентированы на удовлетворение культурно-бытовых потребностей в основном трудящихся предприятий; имели социально и территориально ограниченный радиус действия, что со временем вело к функциональной деградации и переносу части общественных функций в общегородской центр. Территориальное расслоение комбинатов и перемещение конечных стадий производства в другие районы создало эффект масштабных преобразований: предприятия мельчали, а города росли. Попытки воссоздать планировочную структуру, формируя города по принципу «промузел - жилой микрорайон», не привели к желаемым результатам. Возникла интегральная форма - производственно-селитебный район, где нет прежней чистоты функционального разделения городских территорий, а единство обретает смысл лишь в рамках более общей функционально-планировочной схемы. Возникающие формы взаимодействия промышленности и селитьбы в какой-то степени являлись и попытками удовлетворения постоянно растущих социальных требо-
16
ваний - условий и характера труда, вариантности его выбора, качества культурно-бытового обслуживания.
В 1960 - 70-е гг. в советской градостроительной науке активно разрабатывалась идея промышленно-селитебного района, где предприятия III - V классов вредности, а также предприятия непромышленного профиля образуют с жилой зоной единую планировочную и социальную структуру, с пешеходными и транспортными связями между местами приложения труда и расселения трудящихся, общими объектами культурно-бытового обслуживания трудящихся и населения жилой зоны. Концепция "интегрированного городского района", разработанная д-ром архит. И. М. Смоляром, предполагает максимальное сближение промышленных предприятий с местами жительства трудящихся в структуре городского района, что способствует формированию единой производственной и социальной инфраструктуры жилого района и предприятия, а также обеспечивает для проживающих более свободный выбор мест приложения труда. В промышленно-селитебном районе сочетаются основные социальные функции: труд, жилье и обслуживание [39].
Укрупнение масштабов территориально-функциональной организации города потребовало поисков нового структурообразующего уровня формирования городского плана, а именно планировочного образования, максимально приближенного по своим градостроительным характеристикам к системным свойствам города как социально-экономической целостности. Д-р архит. Ю. П. Бочаров указывает, что в условиях большого города такой единицей становится планировочный район, в условиях крупнейшего - планировочная зона. Элементы, составляющие это образование, становятся его функционально специализированными частями; лишь их определенная совокупность образует полноценную среду жизнедеятельности населения. В основе пространственно-функциональной организации должна лежать совокупность мест приложения труда, обеспечивающая реализацию условия самодостаточности планировочного района - трудообеспеченность населения с учетом его отношения к характеру и содержанию труда [7].
17
Необходимость организации оптимальных функциональных связей между местами приложения труда, жилой территорией, центром и рекреацией относится к важнейшим функционально-планировочным предпосылкам реконструкции сложившихся промышленных образований. Степень оптимизации этих связей определяет функциональное освоение территории. Необходимое условие для достижения высокого качества освоения - комплексность формирования основных структурных частей города. Основным критерием связанности структурных частей являются затраты времени на передвижение между селитьбой и производством. Уменьшение затрат достигается сближением этих функций. В условиях крупного города это может быть достигнуто в результате рациональной концентрации мест приложения труда и населения в отдельных частях города. Растущий выбор мест приложения труда, возрастающая пространственная и социальная мобильность трудящегося населения требуют более гибких форм взаимного расположения мест труда и жительства. В силу значительных размеров современного индустриального города и различий в функционально-пространственной структуре мест приложения труда система трудовых связей в нем получает выраженный многоуровневый характер. Он обусловливается взаимодействием таких мотивирующих каждое индивидуальное решение о трудоустройстве факторов, как содержание и характер труда на предполагаемом месте работы и доступность мест работы от места жительства и объектов социально-культурного обслуживания. Ю. П. Бочаров выделяет три территориальных уровня трудовых связей отношения социально-профессиональных групп к сочетанию вышеуказанных факторов: общегородские, не локализующиеся в замкнутых контурах, условие их формирования - профессиональная заинтересованность групп и индивидуумов с узкой и уникальной специализацией; зональные, образующиеся на основе тяготения трудовых ресурсов со сравнительно высоким уровнем профессиональной специализации к промрайо-нам, узлам, административным учреждениям; локальные, характеризующиеся ограниченными ареалами распространения, в основе которых лежит занятость
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ