Дидактический материал по русскому языку для 5 класса




КГУ «Береговая средняя школа

отдела образования Тарановского района»









Дидактический материал по русскому языку для 5 класса







Учитель: Шварцкоп В.Ю.



























с. Береговое

2013 г.





Содержание:

  • Пояснительная записка

  • Дидактический материал по разделу Синтаксис:

    • 1.Простые и сложные предложения.

    • 2. Однородные члены предложения.

  • Дидактический материал по разделу Морфология:

    • 1.Виды глагола

    • 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

    • 3. Спряжение глаголов

    • 4. Повторение темы «Глагол»

    • 5. Правописание безударных окончаний имен прилагательных

    • 6. Имя прилагательное

  • Дидактический материал по разделу Словообразование:

    • 1.Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – касс

    • 2.Правописание приставок на З и С

  • Дидактический материал по разделу Текст. Типы речи.

  • Тесты

  • Итоговая контрольная работа за курс 5 класса




























Пояснительная записка.



Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребёнка.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.

Представленный дидактический материал способствует овладению учащимися данными компетенциями, позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроках и самостоятельное открытие знаний.

Через представленный дидактический материал осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшего овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
























Синтаксис

Простые и сложные предложения.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется предложение, в котором две или более грамматических основ? ( сложное)

  2. Как одним словом называется подлежащее и сказуемое? ( основа)

  3. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (сказуемое)

  4. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)

  5. Как называется предложение с одной грамматической основой? (простое)

  6. Назовите раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений? (синтаксис)

КРОССВОРД

http://festival.1september.ru/articles/588663/img1.gif



Однородные члены предложения. Знаки препинания при них


Понятие об однородных членах предложения.

Сказка

Ветер как-то утром
На прогулку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл ветвями,
пожурил мальчишек
И помчался дальше
Все быстрей и выше



Стихотворение о теме урока

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.

Знаки препинания при однородных членах.

(Плакаты)

Плакат 1





Творческая работа. Работа с телеграммами. Плакат 2




















Морфология


Виды глагола.


Запишите глаголы в два столбика. В первый - те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй - те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?

что сделать? | что делать?

1) Свистеть - свистнуть, крикнуть - кричать, махнуть - махать, стучать - стукнуть.

2) Писать - написать, жечь - сжечь, нести - унести.


Спишите, указывая вид глаголов.

Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

И.С.Тургенев

Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью приставок.

нес. в. сов. в.

Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.

Манить - …

планируешь - …

расту - …

лепечет - …

стрекочу - …

рокочу - …


Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах?

завер-я-ть - завер-и-ть

одол-ева-ть - …

увлажн-я-ть - …

Толк-а-ть- …

угощ-а-ть - (ст//щ)

укрощ-а-ть - (т//щ)


Работа с текстом «Ветер и птичка».

Прочитайте текст. В чем состоит ошибка? Помогите сверстнику начать сочинение. Спишите исправленное начало текста.

Дополнительное задание. Выполните синтаксический разбор первого (отредактированного) предложения.


Пришла весна и дарит земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согревает все живое. Он летел по небу и запел весенние песни.

Вдруг он увидел маленькую птичку. Она потеряла сознание и падала вниз. Он подхватил ее, немного подержал в воздухе и тихонечко положил на землю.

Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе.

- Что случилось? - спросил ветер у птички.

- Зима была очень холодная, я не могла найти корм. Я несколько дней ничего не ела, - объяснила птичка.

Потом они долго разговаривали и подружились и больше не расставались.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение.

Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Игра «Переводчики»
- Подобрать к фразеологизму близкий по смыслу глагол (как он называется?) и показать карточкой спряжение и гласную в окончании. (Вопрос по очереди задается каждой команде, при ответе можно советоваться в команде. В случае затруднения отвечает команда противника. За каждый правильный ответ команда получает жетон.)

Фразеологизм «Перевод»

Вставляет палки в колеса -Мешает
Выбьется из сил -Устанет
Обведет вокруг пальца- Обманет
Не пропустит мимо ушей -Услышит
Зарубит себе на носу- Запомнит
Сложит голову- Погибнет
Гладит по головке- Хвалит
Ломает голову -Думает
Губы надует -Обидится
Бьет баклуши -Бездельничает

Самостоятельная работа

Запиши пословицы в тетрадь. Вставь окончание, определи спряжение глаголов. Взаимопроверка.
Труд не кнут, а человека подгоняя_т.
Трудом Родину слав_м, трудом ее украша_м.
И споем, и спляш_м, только поле вспаш_м.
Упуст_шь время – потеря_шь урожай.
Без заботы и репу не выраст_шь.
Рабочие руки не зна_т скуки.
Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.


Отгадай загадку. Исправь допущенные ошибки. Вспомни глаголы-исключения.

Сам не видет и не слышит, ходит, бродет, рыщет, ищет.
Кто навстречу попадется – обнимаит и дерется.

Проверь себя!
Вставь пропущенные буквы в окончания, обозначь спряжение глаголов.

Как поп себе работницу нанимал.

Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».


Спряжение глаголов

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов.

Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Они стоят под ударением)


Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания.

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

  1. Сберегу, терплю, открою, увлеку(терплю – 2-е спр.)

  2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м (слышим – 2-е спр.))

  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)


Исправьте ошибки.

В первом спряжении

Пишат, поют,

Пашат поля и железо куют,

А во втором никогда не грустют,

Мчатся в музеи, учиться хочут.

Мир строИт, а война разрушаЕт.

Труд кормИт, а лень портИт.

Смелый побеждаЕт, а трус погибаЕт.


Повторение темы «Глагол»


Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.

Уж та…т снег б…гут руч…и

В окно пове…ло в…сною.

Засвищ…т скоро солов…и

И лес оденет…ся л…ствою.


Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы?

  • Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)

  • Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время)

  • Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)

ДОПОЛНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ.

  • СЛОВО НЕ(?) ВОРОБЕЙ …

  • НЕ(?) БУДЕТ ХЛЕБА – …

  • НЕ(?) СМАЖЕШЬ КОЛЕСА – …

  • НЕ(?) ПОСЕЕШЬ – …

  • ЛЕНТЯЮ ВСЕ НЕ(?)МОЖЕТСЯ ДА…


Расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы, объясните орфограмму.

1).Мы сразу поняли что дети дома не ноч..вали и скорее всего заблудились на болоте.

2). Собака почувств..вала сильный голод и пошла для себя искать заячий след.

3). Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать.

5). По ночам ещё подмораж..вает а на прогретых полянах расцветают подснежники которые предвещают скорую весну.

Запишите данные глаголы в инфинитиве

Ложись, приляжет, лёг бы, беги, разбегусь, разбегайтесь, вырастут, выращу, вырастай, выращивала, будут.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

Уже совсем_______. Небо ________звёздами. Вдруг лес ________ и___________. Я ____и___________, как из-за деревьев медленно _____________голубая луна. Ночь ____________прямо на глазах.


Уже совсем стемнело. Небо покрылось звёздами. Вдруг лес начинает светлеть и серебриться. Я оглядываюсь и вижу, как из-за деревьев медленно поднимается голубая луна. Ночь светлеет прямо на глазах.


Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

1 вариант

2 вариант

На осенн… ветру

Больш… пятном

Широк… поясом

Серебрист… ковром

К морск… берегу

В дальн… поездку

У дальн… озера

Возле извилист… берега

Измените по падежам словосочетания, выделите окончания.

1 вариант

2 вариант

Веселый денек

Большой мир

Выбери из слов для справок имена прилагательные, измени их и вставь вместо точек в текст. Выдели окончания. Определи падеж.

По … небу едва неслись … и … облака. Они были похожи на … … снег.

Облачка быстро таяли на … небе. Наступила жара.

Слова для справок: ясный, высокий, редкий, весенний, запоздалый, синий.


Имя прилагательное

Роль имени прилагательного в речи

I. Вспомните героев известной сказки “ Аленький цветочек”.

Жил-был богатый купец. Много у него было дорогого товару, хорошего, камней заморских, драгоценных, золотых и серебряных монет.
Были у того купца три
красивые дочери. Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше всех.

Какие признаки камней названы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? (Что она обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется.)

II. Отгадайте о какой птице идет речь. Слова какой части речи помогли вам узнать птицу?

по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицей.

Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову).

Запишите прилагательные, которые обозначают: 1) цвет, 2) отношение автора к предмету описания.

III. С какой целью использованы имена прилагательные в этом отрывке из рассказа А.П. Чехова “Мальчики”?

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста как Володя, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Был он очень некрасивый. По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если б на нем не было гимназической куртки. (По А.П. Чехову).

В какой последовательности дается описание мальчика? К какому стилю речи относится данное описание?

Творческая работа

Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте.

(После выполнения работы необходимо сравнить записанные определения с авторскими).

  1. (Вечерние) сумерки. (Крупный) (мокрый) снег лениво кружится около фонарей и (тонким) (мягким) пластом ложится на (мокрые) крыши, спины, плечи, шапки. (По А.П. Чехову).

  1. Вот на (небольшом) листке осины путешествует (желтобрюхий) шмель. (быстрое) течение ручья несёт (мохнатого) путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьём свою (серебристую) паутинку охотник – паук. (Соколов – Микитов).

  1. Весна.

Пригрело (весеннее) солнце. На (лесной) полянке начал таять снег.
С пригорка по ложбинке побежал (
весёлый) ручеёк, наполнив до краёв (большую,глубокую) лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели (
зимние) квартиры в (старом) пне.
Выполз из трухи (
длиннохвостый) тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушки тоже от (зимнего) сна очнулись.
Ожил под (
тёплым весенним) солнцем и (огромный лесной) дом – муравейник.
Вместо (
зимних) квартир теперь на полянке появились (новые) – (весенние). (По Г.А. Скребицкому).

  1. Зима, лютуя, дошла до перевала. Летят (светлые) пушинки с (низкого) неба. Метёт метелица. Погода не спорит с (народными) приметами: “ вьюги да метели под февраль полетели”. Обычно первая декада февраля – самая (метельная) пора, (смутное) время (сильных) буранов…

В оковах льда, в (пышных) снегах почивает “спящая красавица” - природа. Не тронутые (холодным) огнём (яркого), но (бессильного) солнца, покоятся на ветвях снежные нависи. Всё осыпано инеем. (Шелковистая) вата снегов нежно румянеет в (косом) свете (лучистого) заката. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх (лилового) свинца сугробов. (Густо – кобальтовая) синь неба. (Сизо – зелёная) хвоя елей и сосен. (По Д. Зуеву).

Озаглавьте текст.



Синтаксическая роль прилагательного в предложении

I. Составьте предложение по схемам:

http://festival.1september.ru/articles/595371/img1.gif

II. Заполните таблицу примерами.

Роль прилагательных в предложении.
Члены предложения    Примеры
I. Определение
II. Сказуемое:
полное прилагательное
краткое прилагательное

III. Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий:

  1. Возьмите приставку от слова, являющегося определением в предложенииШёл бесконечный дождь.

  2. Добавьте подлежащее из предложения Страх овладел им.

  3. Добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. (Бесстрашные).

С каким фонетическим явлением вы встретились?

С полученным словом составьте предложение, запишите его, сделайте синтаксический разбор. (Например:Бесстрашные альпинисты покоряют неприступные горные вершины).

Контрольный диктант

Великолепен вид зимнего леса! Все полянки и тропинки покрыты мягким снегом. В нём синеют глубокие следы. Здесь пробежал заяц. Морозный воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят яркие солнечные лучи и обсыпают их холодным блеском.

Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость синего неба. Потянул ветер, и громадная туча заволокла горизонт. Она словно рассыпалась белым пухом и наполнила лес движением пушистых снежинок и поразительной тишиной. Снежные хлопья падают и падают на землю.

В короткие зимние дни быстро темнеет в лесу. Пора возвращаться домой. У тёплой печки с наслаждением вспоминаешь эту удивительную картину. (99 слов).


Карточка № 1.

  1. Подберите к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное. Согласуйте полученные пары и составьте с ними предложения.

Дружный, дружеский, дружественный ( привет, отношения, работа); серебряный, серебристый ( голос, иней); старый, старинный ( человек, рукопись).

Подчеркните словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

  1. Составьте и запишите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.


Карточка №2.


  1. Просклоняйте словосочетания глубокое озеро, трудная фамилия. Обозначьте графически окончания прилагательных.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Рыба со страшной силой хлестнулахвостом и снова прошла под лодкой.


Карточка № 3.


  1. Просклоняйте словосочетания весенняя пора, горячий чай. Обозначьте графически окончания прилагательных.

  2. Подчеркните прилагательные как члены предложения:

  1. Вода в горных речках холодная.

  2. Шоссейная дорога проходит по низкой местности.



Карточка № 4.


1.Допишите окончания прилагательных, определите их падеж.

До ближайш… станции, к молод… дубу, под зелён… крышей, от ласков… лучей, к син… туче, дальн… дорогой, зимн… утро, весен… днём.

  1. Разберите по составу: ( на) лесной ( тропинке), голосистую ( весну), удивительным ( зрелищем).



Карточка № 5.


  1. Составьте и запишите два предложения, в которых прилагательные выступают в роли сказуемого.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: У дороги девочка увидела зелёную развесистую берёзу.

  3. разберите по составу слово развесистая.


Объяснительные диктанты.

I. Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

( По И. Корнееву).

Разберите по составу слова ослепительным, удивительной. От каких слов образованы эти слова? с помощью какого суффикса?


II. Зимние краски.


Над глубокими снежными снегами синее огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором.

( По И.Бунину)/

Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Найдите прилагательные с орфограммой в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук.


III. Весна. Берёзы распускают свои клейкие листья. Воздух чистый и лёгкий. Пахнет еловой смолой. На пригорках появляются бледные стебельки подснежников. В прудах и озерах видны крупные жёлтые цветы. Весеннее солнце сильно печёт, но в тени ещё холодно.

( По В. Чарушину).


Укажите прилагательные, строение которых соответствует схемам:

1) 2)


Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.


Словарно – орфографические диктанты.

  1. Поразительной тишиной, об удивительной картине, далёким горизонтом, багряными листьями, фиолетовой краской, внезапное появление, восхитительную музыку, с очаровательной девочкой, ближайшей дорогой, с обаятельным человеком, лиловыми листьями, аккуратный ребёнок, багрового заката.



Подчеркните прилагательные с суффиксом – тельн-.

Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:


Разберите 1 - 2 словосочетания. Укажите 3 – 4 слова с орфограммой в корне.


  1. Запишите словосочетания, объясните графически написание окончаний.


На свежем воздухе, к старшему брату, в большом дремучем лесу, по горячему следу, у могучего дуба, в колючем кустарнике, в чужом доме, хорошим товарищем.

Найдите прилагательное, употреблённое в переносном значении.


  1. Запишите словосочетания, графически обозначьте окончания прилагательных.


В дремучем лесу, в морозную зимнюю ночь, из высокого здания, аккуратная ученица, без свежего воздуха, по колючему кустарнику, на хорошем месте, лилового цветка, по горячему следу, с давним другом, фиолетовой краской, над синим морским простором, заботливая сестра, под могучим развесистым дубом.

Подберите синоним к прилагательному свежий( воздух).

Разберите по составу слова: зимнюю, заботливая, развесистым.














Словообразование

Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – касс

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.

  • Сл…жить вещи.

  • Отл…жить празднование.

  • Возл…гать надежды.

  • Предл…жить блины.

  • Безотл…гательное дело.

  • К…снуться чуда.

  • Радостное предпол…жение.

  • К…саться рукой.

  • Точки соприк…сновения.

  • Не к…саются влаги.

  • Расположить у костра.

Выборочный диктант

  • 1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

  • 2 вариант -с буквой О в корне слова.

  • 1. Солнце к…снулось края степи.

  • 2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

  • 3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

  • 4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Закрепить знания, полученные на уроке, поможет песенка на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

Мы сегодня правила учили,

Лаг- и лож- мы тоже изучали,

Что в корнях нам - кос- и- кас- писать,

Закрепляли в речи и письме

Суффикс находили, по нему решили,

Буковки вставляли,

Букву нам какую там вставлять.

Четко проверяли

Если суффикс – а -,

И тетрадь записывали все.

То в корне тоже.

Если суффикс –а-,

Если нет ее, то -о –пиши,

То в корне тоже,

Все запомнить сможем

Если нет его, то –о- пиши.

И себе поможем,

Все запомнить сможем

Все запомнят это я и ты.

И себе поможем,


Все запомнят это я и ты.

Игра “Составь слово ”

  • Предутренний - приставка

  • Поговорить – приставка

  • Слагаемое – корень

  • Решать - суффикс

  • Писал - суффикс прошедшего времени глагола

  • Собирала – окончание

Получилось слово : предполагала


Четвёртое лишнее

Сложение , положение, отложить , ложный

Растение , росток , отрасль, ростральные колонны


Спишите предложения , вставьте пропущенные буквы , объясните правописание слов

  • Без удобрений не будет р…стений.

  • Душу и сердце в работу вл…жи , каждой минутой труда дорожи.

  • Трудно и дереву одинокому р…сти.

  • Изл…жите содержание параграфа учебника

  • Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

  • Рис р…стёт на болотистых местах

  • Берег моря покрыт водор…слями.

  • Эти места удивляют богатой р…стительностью.



Правописание приставок на З и С


Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)


Самостоятельная работа.

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылинра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.


Физкультминутка.

Чтение пословиц.

Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

  1. Безмерная хвала чести вредит.

  2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.

  3. С совестью не разминуться.

  4. Беспечальному сон сладок.

  5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

  6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  7. Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.

  8. Друга разжалобить – самому заплакать.

  9. Не изведан – друг, а изведан – два.

  10. Раздружится друг – хуже недруга.


Тест.

  1. Выберите приставку: Несколько дней стреляли бе…прерывно.

А) Бес- Б) Без –

  1. Выберите приставку: Наутро решили ра..бить крепость.

А) Рас- Б) Раз –

  1. Выберите приставку: Только стена оказалась во…становлена, даже будто новее стала.

А) Воз- Б) Вос –

  1. Если за приставками бе…-, во…-, ра…-, ни…-, чере…-, и…- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А) пишется буква з. Б) пишется буква с.

  1. Выберите пропущенную букву.

  1. во…сиять

  2. чистить

  3. гинуть

А) пишется буква з. Б) пишется буква с.

  1. Перед согласными ч, щ, ц в приставках бе…-, во…-, ра…-, ни…-, чере…-, и…- всегда пишется:

А) буква с. Б) буква з.































Текст. Типы речи.


Рассуждение

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.


2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.


3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.


Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.



Практическая отработка:

По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные

элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)

Мы с моей подругой Машей очень любим читать.

Друзья всегда помогают друг другу.

Собака – друг человека

Полученные тексты заслушиваются, корректируются.


Игра-соревнование “Лучший редактор”.

Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре, содержании и языковом оформлении текста. Особый интерес создается установкой: “Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”.

Дружный ли наш класс?

1.Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?

2. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать.

Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся.

Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин.

В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения.

А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором.

Значит, наш класс недружный.

3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?










Тесты


Тест «Синтаксис»

  1. Что изучает синтаксис?

А. Звуки речи

Б. Правила написания слов

В. Словосочетания и предложения

  1. Что изучает пунктуация?

А. Правила написания слов

Б. Систему знаков препинания и правила их постановки

В. Словосочетания

3. Знаки препинания в конце предложения называются…

А. знаками разделения

Б. знаками завершения

В. Знаками выделения

  1. Два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, это:

А. словосочетание

Б. предложение

В. просто слова

  1. Слово в словосочетании, от которого задается вопрос, называется…

А. главным

Б. зависимым

  1. Слово в словосочетании, к которому задается вопрос, называется…

А. главным

Б. зависимым

  1. Грамматическая основа предложения - это…

А. главные члены предложения

Б. второстепенные члены предложения

В. словосочетания

  1. К группе предложений по цели высказывания относятся:

А. повествовательные, побудительные и вопросительные предложения

Б. восклицательные и невосклицательные предложения

В. распространенные и нераспространенные предложения

9. К группе предложений по интонационной (эмоциональной) окраске относятся:

А. повествовательные, побудительные и вопросительные предложения

Б. восклицательные и невосклицательные предложения

В. распространенные и нераспространенные предложения

10. К группе предложений по наличию второстепенных членов относятся:

А. повествовательные, побудительные и вопросительные предложения

Б. восклицательные и невосклицательные предложения

В. распространенные и нераспространенные предложения

11 Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние т и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? , называется…

А. дополнение

Б. подлежащее

В. сказуемое

12. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ (КАКОЙ) ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?, называется…

А. дополнение

Б. подлежащее

В. сказуемое

  1. Какой знак препинания ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в И. п. ?

А. запятая

Б. тире

В. двоеточие

  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется…

А. обстоятельство

Б. определение

В. дополнение

  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? И обозначает признак предмета, называется…

А. обстоятельство

Б. определение

В. дополнение

  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И обозначают место, время, способ действия, называется…

А. обстоятельство

Б. определение

В. дополнение

  1. Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?

А. главные члены предложения

Б. второстепенные члены предложения

В. однородные члены предложения

  1. Если однородные члены предложения не соединены союзами или соединены союзами а, но, то между ними…

А. запятая ставится

Б. запятая не ставится

В. ставится двоеточие

  1. Если однородные члены предложения соединены союзом и, то между ними…

А. запятая ставится

Б. запятая не ставится

В. ставится двоеточие

20. Если при однородных членах предложения есть обобщающее слово, то какой знак ставится после него перед однородными членами предложения?

А. запятая

Б. двоеточие

В. тире

21. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью, называется…

А. вводное слово

Б. обращение

В. имя

  1. Какими знаками препинания на письме выделяется обращение?

А. запятыми

Б. двоеточием

В. тире

23. Знаки препинания в предложениях с однородными членами - это…

А. знаки завершения

Б. знаки разделения

В. знаки выделения

24. Знаки препинания при обращении - это…

А. знаки завершения

Б. знаки разделения

В. знаки выделения

25. Если предложение содержит одну грамматическую основу, то такое предложение называется…

А. простым

Б. сложным

В. с однородными членами предложения

26. Если предложение содержит две или несколько грамматических основ, то такое предложение называется…

А. простым

Б. сложным

В. с однородными членами предложения

27. Между простыми предложениями в составе сложного ставится…

А. запятая

Б. тире

В. двоеточие

28. Знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного - это…

А. знаки завершения

Б. знаки разделения

В. знаки выделения

29. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются…

А. обращением

Б. прямой речью

В. диалогом

30. Чем сопровождается прямая речь?

А. словами автора

Б. репликой

В. интонацией

31. Чем выделяется на письме прямая речь?

А. тире

Б. двоеточием

В. кавычками

32. Если слова автора стоят перед прямой речью, какой знак ставится после слов автора?

А. тире

Б. двоеточие

В. запятая

33. Если слова автора стоят после прямой речи, какой знак ставится перед словами автора?

А. тире

Б. двоеточие

В. запятая

34. Разговор двух или нескольких лиц - это…

А. прямая речь

Б. диалог

В. монолог

35. Слова каждого лица при диалоге - это…

А. реплика

Б. слова автора

В. прямая речь

36. Какой знак ставится перед каждой репликой в диалоге?

А. двоеточие

Б. тире

В. кавычки

Ответы к тесту

1-в 13-б 25-а

2-б 14-в 26-б

3-б 15-б 27-а

4-а 16-а 28-б

5-а 17-в 29-б

6-б 18-а 30-а

7-а 19-б 31-в

8-а 20-б 32-б

9-б 21-б 33-а

10-в 22-а 34-б

11-б 23-б 35-а

12-в 24-в 36-б



Тест «Фонетика»


1.Что изучает фонетика?

А. Члены предложения

Б. Звуки речи

В. Части речи

2.Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

3.Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

4.Какие согласные не имеют парных звуков по твердости – мягкости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р и звук й

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

5.Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости – глухости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р, звук й и глухие согласные х, ц, ч, щ .

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

6.Что изучает графика?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

7.Что изучает каллиграфия?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

8.Что такое алфавит?

А. Расположение букв в определенном, обязательном для всех порядке

Б. Набор букв

9.В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости …

А. Пишется

Б. Не пишется

10. Мягкость звука л перед согласным всегда обозначается

А. Твердым знаком

Б. Мягким знаком

11. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

А. После согласных звуков

Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

12. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков при условии, если они стоят:

А. После согласных звуков

Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

13. Что изучает орфоэпия?

А. Правила написания слов

Б. Правила произношения звуков и ударения в словах


Ответы к тесту


1 – б 8 - а

2 – б 9 - б

3 – а 10 - б

4 – б 11 - б

5 – а 12 - а

6 – а 13 - б

7 – б





























Тест «Лексика»

  1. Наука, которая изучает словарный состав русского языка, называется…

А. Фонетика

Б. Лексикология

В. Синтаксис

  1. Словарный состав русского языка называется…

А. Звуками

Б. Лексикой

В. Словами

  1. То, что обозначает слово, - это его…

А. лексическое значение

Б. грамматическое значение

В. термин

  1. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…

А. многозначным

Б. однозначным

  1. Слово, имеющее несколько лексических значений, называется…

А. . многозначным

Б. однозначным

  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, - это…

А. антонимы

Б. омонимы

В. синонимы

  1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, - это…

А. . антонимы

Б. омонимы

В. синонимы

  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением - это…

А. . антонимы

Б. омонимы

В. синонимы

Ответы к тесту

  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. Б

  5. А

  6. Б

  7. В

  8. А


Тест «Морфемика»


  1. Наука о языке, которая изучает состав слова, называется…

А. Фонетика

Б. Морфемика

В. Лексикология

  1. Часть слова называется…

А. Морфема

Б. Звук

В. Слово

  1. Значимая часть слова, которая образует формы слова, - это…

А. Суффикс

Б. Окончание

В. Приставка

  1. Часть изменяемого слова без окончания - это…

А. Суффикс

Б. Основа

В. Приставка

  1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, - это…

А. Суффикс

Б. Корень

В. Приставка

  1. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов, - это…

А. Суффикс

Б. Корень

В. Приставка

  1. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов, - это…

А. Суффикс

Б. Корень

В. Приставка

  1. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова называется…

А. Беглые гласные

Б. Чередование звуков

  1. Буква З на конце приставок пишется только перед…

А. Звонкими согласными

Б. Глухими согласными

  1. Буква С на конце приставок пишется перед…

А. Звонкими согласными

Б. Глухими согласными

  1. Буква О в корнях -ЛАГ- - -ЛОЖ- пишется перед буквой …

А. Г Б. Ж



  1. Буква А в корнях -ЛАГ- - -ЛОЖ- пишется перед буквой …

А. Г

Б. Ж

  1. Буква А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- пишется перед…

А. СТ и Щ

Б. С

  1. Буква О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- пишется перед…

А. СТ и Щ

Б. С

  1. В корне после шипящих под ударением пишется…

А. О

Б. Ё

  1. Укажите варианты слов-исключений, в которых после шипящих под ударением пишется буква О.

А. Ж…лудь

Б. Крыж…вник

В. Ш…лк

Г. Ш…мпол

Д. Ш…рох

Е. Пч…лы

Ж. Ш…в

З. Капюш…н

  1. В окончаниях и суффиксов слов после буквы Ц пишется…

А. Ы

Б. И

  1. В корнях слов и в словах на -ЦИЯ пишется…

А. Ы

Б. И

  1. Укажите варианты слов-исключений, в которых после Ц в корнях слов пишется буква Ы.

А. Ц…плёнок

Б. Ц…нга

В. Ц…ган

Г. Ц…кнуть

Д. Акац…я

Е. На ц…почках

Ж. Ц…ц









Ответы к тесту


  1. Б

  2. А.

  3. Б

  4. Б

  5. Б

  6. А

  7. В

  8. Б

  9. А

  10. Б

  11. Б

  12. А

  13. А

  14. Б

  15. Б

  16. Б, Г, Д, Ж, З

  17. А

  18. Б

  19. А, В, Г, Е, Ж























Тест «Морфология. Имя существительное»


  1. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи, называется…

  1. Фонетика

  2. Морфология

  3. Синтаксис

  1. Укажите варианты частей речи, которые относятся к самостоятельным частям речи.

  1. Имя существительное

  2. Предлог

  3. Имя прилагательное

  4. Союз

  5. Имя числительное

  6. Частица

  7. Местоимение

  8. Междометие

  9. Глагол

  10. Наречие

  1. Укажите варианты частей речи, которые относятся к служебным частям речи.

  1. Имя существительное

  2. Предлог

  3. Имя прилагательное

  4. Союз

  5. Имя числительное

  6. Частица

  7. Местоимение

  8. Междометие

  9. Глагол

  10. наречие

  1. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?, называется…

  1. Имя числительное

  2. Имя прилагательное

  3. Имя существительное

  1. Как изменяются имена существительные?

  1. По родам, числам, падежам

  2. По лицам, числам

  3. По временам, спряжениям

  1. Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?. называются…

  1. Неодушевленными

  2. Одушевленными

  1. Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?, называются…

  1. Неодушевленными

  2. Одушевленными

  1. Имена существительные, обозначающие названия единичных предметов, называются…

  1. Собственными

  2. Нарицательными

  1. Имена существительные, обозначающие названия однородных предметов, называются…

  1. Собственными

  2. Нарицательными

  1. Все имена собственные пишутся:

  1. С маленькой буквы

  2. С большой буквы

  1. Слова грабли, плоскогубцы, жмурки, дрожжи, чернила имеют форму:

  1. Только единственного числа

  2. Только множественного числа

  3. И единственного, и множественного чисел

  1. Слова молодежь, железо, молоко, темнота, белизна, оттепель имеют форму:

  1. Только единственного числа

  2. Только множественного числа

  3. И единственного, и множественного чисел

  1. Слова книга, автомобиль, правило, задача имеют форму:

  1. Только единственного числа

  2. Только множественного числа

  3. И единственного, и множественного чисел

  1. После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква…

  1. Е

  2. О

  1. После шипящих и Ц в окончаниях существительных без ударения пишется буква…

  1. Е

  2. О

  1. Имеют нулевое окончание имена существительные в следующих рядах:

  1. Пара ЧЕГО? (ботинки, сапоги, чулки)

  2. Много ЧЕГО? (места, яблоки, макароны)

  3. Песни КОГО? (грузины, осетины, армяне, болгары, цыгане)

  4. Килограмм ЧЕГО? (апельсины, мандарины, помидоры, томаты)

  5. Группа КОГО? (офицеры, инженеры, тренеры, шоферы)

  6. Много ЧЕГО? (носки)

  1. Имеют окончание -ОВ имена существительные в следующих рядах:

  1. Пара ЧЕГО? (ботинки, сапоги, чулки)

  2. Много ЧЕГО? (места, яблоки, макароны)

  3. Песни КОГО? (грузины, осетины, армяне, болгары, цыгане)

  4. Килограмм ЧЕГО? (апельсины, мандарины, помидоры, томаты)

  5. Группа КОГО? (офицеры, инженеры, тренеры, шоферы)

  6. Много ЧЕГО? (носки)

  1. К существительным 1 склонения относятся существительные:

  1. Женского рода с Ь на конце

  2. Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на и

  3. Женского и мужского рода с окончанием на и

  1. К существительным 2 склонения относятся существительные:

  1. Женского рода с Ь на конце

  2. Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на и -Е

  3. Женского и мужского рода с окончанием на и

  1. К существительным 3 склонения относятся существительные:

  1. Женского рода с Ь на конце

  2. Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием на и

  3. Женского и мужского рода с окончанием на -А и

  1. Расположите падежи имен существительных по порядку:

  1. Родительный

  2. Предложный

  3. Именительный

  4. Творительный

  5. Дательный

  6. Винительный

  1. В падежных окончаниях имен существительных пишется буква Е

  1. У существительных 1 склонения в Д.п. и П. п (кроме существительных на -ИЯ) и у существительных 2 склонения в П.п. (кроме существительных на -ИЙ, -ИЕ)

  2. У существительных 1 склонения в Р.п. и у существительных 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.

  3. У существительных женского рода на -ИЯ в Р.п, Д.п. и П.п. единственного числа; у существительных мужского рода на -ИЙ в П.п. единственного числа и у существительных среднего рода на -ИЕ в П.п. единственного числа

  1. В падежных окончаниях имен существительных пишется буква И

  1. У существительных 1 склонения в Д.п. и П. п (кроме существительных на -ИЯ) и у существительных 2 склонения в П.п. (кроме существительных на -ИЙ, -ИЕ)

  2. У существительных 1 склонения в Р.п. и у существительных 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.


  1. У существительных женского рода на -ИЯ в Р.п, Д.п. и П.п. единственного числа; у существительных мужского рода на -ИЙ в П.п. единственного числа и у существительных среднего рода на -ИЕ в П.п. единственного числа


  1. В падежных окончаниях имен существительных пишется буква ИИ

  1. У существительных 1 склонения в Д.п. и П. п (кроме существительных на -ИЯ) и у существительных 2 склонения в П.п. (кроме существительных на -ИЙ, -ИЕ)

  2. У существительных 1 склонения в Р.п. и у существительных 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.

  3. У существительных женского рода на -ИЯ в Р.п, Д.п. и П.п. единственного числа; у существительных мужского рода на -ИЙ в П.п. единственного числа и у существительных среднего рода на -ИЕ в П.п. единственного числа


Ответы к тесту

113

2-А, В, Д, Ж, И, К 14-Б

3-Б, Г, Е 15

416-А, Б, В

517-Г, Д, Е

618

719

8-А 20

9 21-В, А, Д, Е, Г, Б

1022

1123

12 24










Тест

«Морфология. Имя прилагательное»

  1. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?, называется…

  1. Имя существительное

  2. Имя прилагательное

  3. Глагол

  1. Имена прилагательные изменяются…

  1. По родам, числам, падежам

  2. По родам и числам

  3. По числам и падежам

  1. Как определить род, число и падеж у прилагательного?

  1. По вопросу

  2. По окончанию

  3. По существительному, к которому оно относится

  1. Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже?

  1. ЫМ, -ИМ

  2. ОМ, -ЕМ

  3. УЮ, -ЮЮ

  4. ОЙ, -ЕЙ

  1. Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже?

  1. ЫМ, -ИМ

  2. ОМ, -ЕМ

  3. УЮ, -ЮЮ

  4. ОЙ, -ЕЙ

  1. Какие окончания имеют прилагательные женского рода в винительном падеже?

  1. ЫМ, -ИМ

  2. ОМ, -ЕМ

  3. УЮ, -ЮЮ

  4. ОЙ, -ЕЙ

  1. Какие окончания имеют прилагательные женского рода в родительном, дательном. творительном и предложном падежах?

  1. ЫМ, -ИМ

  2. ОМ, -ЕМ

  3. УЮ, -ЮЮ

  4. ОЙ, -ЕЙ

  1. В окончаниях имен прилагательных под ударением пишется…

  1. О

  2. Е

  1. В окончаниях имен прилагательных в безударном положении пишется…

  1. О Б. Е


  1. Краткие имена прилагательные изменяются…

  1. По родам, числам и падежам

  2. По числам и родам

  3. По числам и падежам

  1. Краткие имена прилагательные в мужском роде имеют окончание…

  1. Ы

  2. А

  3. О

  4. Нулевое окончание

  1. Краткие имена прилагательные в женском роде имеют окончание…

  1. Ы

  2. А

  3. О

  4. Нулевое окончание

  1. Краткие имена прилагательные в среднем роде имеют окончание…

  1. Ы

  2. А

  3. О

  4. Нулевое окончание

  1. Краткие имена прилагательные во множественном числе имеют окончание...

  1. Ы

  2. А

  3. О

  4. Нулевое окончание

  1. У кратких прилагательных с основой на шипящую Ь на конце…

  1. Пишется

  2. Не пишется

  1. Какими членами предложения являются полные прилагательные?

  1. Сказуемыми

  2. Определениями

  1. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

  1. Сказуемыми

  2. Определениями

Ответы к тесту

1-б 10-б

2-а 11-г

3-в 12-б

4-а 13-в

5-б 14-а

6-в 15-б

7-г 16-б

8-а 17-а

9-б

Тест «Глагол»


  1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, называется…

  1. Наречие

  2. Глагол

  3. Местоимение

  1. Глаголы изменяются по:

  1. Родам, числам и падежам

  2. Родам и числам

  3. Временам, лицам, числам и родам

  1. НЕ с глаголами пишется:

  1. Слитно

  2. Раздельно

  1. Глаголы, которые не употребляются без НЕ, пишутся:

  1. Слитно

  2. Раздельно

  1. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

  1. Что делают? Что сделают?

  2. Что делать? Что сделать?

  1. В глаголах неопределенной формы после буквы Ч мягкий знак…

  1. Пишется

  2. Не пишется

  1. В глаголах 3 лица, отвечающих на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?, мягкий знак перед -СЯ…

  1. Не пишется

  2. Пишется

  1. В глаголах неопределенной формы, отвечающих на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, мягкий знак перед -СЯ…

  1. Не пишется

  2. Пишется

  1. Глаголы, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?, относятся к глаголам…

  1. Совершенного вида

  2. Несовершенного вида

  1. Глаголы, отвечающие на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЮ?, относятся к глаголам…

  1. Совершенного вида

  2. Несовершенного вида

  1. Если в корнях с чередованием Е-И в глаголах за корнем стоит суффикс -А-, то в корне пишется…

  1. Буква Е

  2. Буква И

  1. Глаголы в прошедшем времени изменяются…

  1. По числам и родам

  2. Только по родам

  1. Форму настоящего времени имеют только глаголы…

  1. Несовершенного вида

  2. Совершенного вида

  1. Будущее простое время образуется от глаголов…

  1. Совершенного вида

  2. Несовершенного вида

  1. Будущее сложное время образуется от глаголов…

  1. Совершенного вида

  2. Несовершенного вида

  1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

  1. Временем

  2. Спряжением

  1. Все глаголы на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) относятся…

  1. К 1 спряжению

  2. Ко 2 спряжению

  1. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся…

  1. К 1 спряжению

  2. Ко 2 спряжению

  1. Во 2 лице единственного числа после буквы Ш мягкий знак…

  1. Пишется

  2. Не пишется

  1. Запишите 7 глаголов на -ЕТЬ, которые относятся ко 2 спряжению.

  2. Запишите 4 глагола на -АТЬ, которые относятся ко 2 спряжению.



Ответы к тесту


1 – Б 11 - Б

2 – В 12 - А

3 – Б 13 - Б

4 – А 14 - А

5 – Б 15 - Б

6 – А 16 - Б

7 – А 17 - Б

8 – Б 18 - А

9 – Б 19 – А

10 - А 20 – терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

21 – держать, слышать, дышать, гнать.





Итоговый тест

по русскому языку

за курс 5 класса


  1. Как называется наука, изучающая правила написания слов?

  1. Орфография

  2. Пунктуация

  1. Как называется наука, изучающая расстановку знаков препинания?

  1. Орфография

  2. Пунктуация

  1. Раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, называется…

  1. Морфология

  2. Морфемика

  3. Лексикология

  4. Фонетика

  5. Синтаксис

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется…

  1. Морфология

  2. Морфемика

  3. Лексикология

  4. Фонетика

  5. Синтаксис

  1. Раздел науки о языке, изучающий слово и его лексическое значение, называется…

  1. Морфология

  2. Морфемика

  3. Лексикология

  4. Фонетика

  5. Синтаксис

  1. Раздел науки о языке, изучающий состав слова, называется…

  1. Морфология

  2. Морфемика

  3. Лексикология

  4. Фонетика

  5. Синтаксис

  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи, называется…

  1. Морфология

  2. Морфемика

  3. Лексикология

  4. Фонетика

  5. Синтаксис

  1. К главным членам предложения относятся:

  1. Подлежащее и сказуемое

  2. Дополнение, определение и обстоятельство

  1. К второстепенным членам предложения относятся:

  1. Подлежащее и сказуемое

  2. Дополнение, определение и обстоятельство

  1. Слова одной и той же части речи , относящиеся к одному и тому же слову и отвечающие на один и тот же вопрос, называются…

  1. Обращением

  2. Однородными членами предложения

  1. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, это - …

  1. Обращение

  2. Однородные члены предложения

  1. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются…

  1. Прямой речью

  2. Диалогом

  1. Разговор двух или нескольких лиц называется…

  1. Прямой речью

  2. Диалогом

  1. Какие звуки речи называются гласными?

  1. Звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия в виде языка, зубов и губ

  2. Звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая на своем пути препятствий

  1. Какие звуки называются согласными?

А. Звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия в виде языка, зубов и губ

Б. Звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая на своем пути препятствий

  1. Раздел науки о языке, изучающий начертания букв, их виды, называется…

  1. Графика

  2. Каллиграфия

  3. Орфоэпия

  1. Раздел науки о языке, изучающий соблюдение принятых начертаний букв, называется…

  1. Графика

  2. Каллиграфия

  3. Орфоэпия

  1. Раздел науки о языке, изучающий правила произношения звуков и ударения в словах, называется…

  1. Графика

  2. Каллиграфия

  3. Орфоэпия

  1. Словарный состав русского языка называется…

  1. Лексикой

  2. Лексическим значением

  1. То, что слово обозначает, называется…

  1. Лексикой

  2. Лексическим значением

  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются…

  1. Антонимы

  2. Синонимы

  3. Омонимы

  1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются…

  1. Антонимы

  2. Синонимы

  3. Омонимы

  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

  1. Антонимы

  2. Синонимы

  3. Омонимы

  1. Значимая часть слова, которая образует формы слова, - это…

  1. Окончание

  2. Приставка

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. Основа

  1. Часть слова без окончания - это…

  1. Окончание

  2. Приставка

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. Основа

  1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, - это…

  1. Окончание

  2. Приставка

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. Основа

  1. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов, - это…

  1. Окончание

  2. Приставка

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. Основа

  1. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов, - это…

  1. Окончание

  2. Приставка

  3. Корень

  4. Суффикс

  5. Основа

  1. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?, называется…

  1. Глаголом

  2. Именем прилагательным

  3. Именем существительным

  1. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?, называется…

  1. Глаголом

  2. Именем прилагательным

  3. Именем существительным

  1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, называется…

  1. Глаголом

  2. Именем прилагательным

  3. Именем существительным



Ответы к тесту

1 –а 11 -а 21 - в

2 –б 12 -а 22 - б

3 –д 13 - б 23 - а

4 –г 14 -б 24 - а

5 –в 15 -а 25 - д

6 –б 16 -а 26 - в

7 –а 17 -б 27 - г

8 –а 18 -в 28 - б

9 –б 19 -а 29 - в

10 -б 20 -б 30 -б

31 – а









Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса.

Вариант 1

1.Укажите существительное с окончанием  .

а ) расположился на сидень...

б ) не знал об этом событи...

в ) путешествовал по Инди...

г ) сидел на лошад...

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква  е (ё) .

         а ) щ...ки , плеч...м , испеч...м

         б ) яркой свеч...й , ш...л , крыш...й

         в ) ж...лтый , саж...й , под душ...м

         г ) товарищ...м , гараж...м , силач...м

3. Пишется  -тся

        а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит...ся целый день !

        б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат...ся с силой !

        в ) Но курам никогда до облака не добрат...ся !

        г ) Как взмолит...ся золотая рыбка !

4. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

        а ) маленький                                         в ) небольшой

        б ) миниатюрный                                   г ) младший

5. Пишется  е .

        а ) Печка неж...т , а дорожка уч...т .

        б ) День хвал...тся вечером .

        в ) Солнце встан...т , так и утро настан...т .

        г ) День на день не приход...тся .

6. В каком примере  «не» пишется слитно ?

        а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя .

        б ) В прошлом году (не) было сильных морозов .

        в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома .

        г ) Дедушке (не) нравится моё пение .

7. В каком ряду все существительные пишутся с мягким знаком ?

        а ) гореч... , кирпич... , беспеч...ность

        б ) пять дач... ,ноч... , глуш...

        в ) вещ... ,доч... , палач...

        г ) два руч...я , полноч... , озимая рож...

8. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется

ударением ?

         а ) разд...вать , увл...кать , гл...тать

        б ) м...лина . отл...чаться , взр...ст

         в ) р...бина , к...лина , к...нфета

         г ) изл...жение , выр...с , обл...гчить

9. Укажите неверное утверждение .

Над седой равниной моря ветер тучи собирает .

        а ) это предложение повествовательное

        б ) это предложение простое

        в ) главные члены - тучи собирает

        г ) это предложение распространённое

10. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой .

        а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко .

        б ) Показалась ранняя зорька , и журавли опять отправились в дальний путь .

        в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть .

        г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит

11. Найдите слово , в котором все согласные звуки глухие .

        а ) песня                                    в ) жук

        б ) шубка                                   г ) помощь

12. Укажите , в каком порядке следует расставить предложения , чтобы получился текст .

        А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею , будто нёс на голове стакан .

        Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду .

        В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с какой-то шишкой на переносье .

        Г. Собственно головы у него , казалось , не было .

        а ) А , Г , Б , В                           в ) В , Г , Б , А

        б ) Г , В , А , Б                           г ) А , Г , В , Б

13. У какого слова лексическое значение определено неверно ?

        а ) зодчество - строительное искусство , архитектура

        б ) жюри - группа специалистов , присуждающих премии на конкурсе

        в) изморось - иней на ветках деревьев

        г )изумрудный - ярко-зелёный

14. Пишется -ишь:

а)  Правду, как солнце, рукой не закро..шь.

б) Будешь двигаться- через хребет перевал..шь, будешь

     сидеть- в яму скат..шься.

в)  Без труда не вын..шь и рыбку из пруда.

г)  Получишь от дерева плоды, если стан..шь ухаживать за его

     корнями.

15. (1)Мы это так понимаем, что всё болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.

( По М. М. Пришвину )

1. Определите тип текста

       а ) рассуждение

       б ) описание

       в ) повествование

2. В предложении (4) найди слово , состоящее из приставки , корня , окончания , выпиши его .

3. Из предложения (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

4. Озаглавьте текст .















Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса.

Вариант 2



1. Укажите существительное с окончанием е.

а) заботиться о здоровь...

б) ошибка в упражнени..

и) рассказывал об авари..

г) был в Сибир..

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м

б) ш..фёр, приш..л, ткач..м

в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м

г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад

3. Какая форма множественного числа образована неправильно?

а)шофёры              в) окны

б)торты                 г) мастера

4. Пишется -тся:

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся.

б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся.

г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а)бежать                в) мчаться

б)катиться              г) нестись

6. Пишется -ишь:

а)  Правду, как солнце, рукой не закро..шь.

б) Будешь двигаться- через хребет перевал..шь, будешь

     сидеть- в яму скат..шься.

в)  Без труда не вын..шь и рыбку из пруда.

г)  Получишь от дерева плоды, если стан..шь ухаживать заего

     корнями.

7. В каком примере не пишется слитно?

а)  Бабушке сегодня (не)здоровится.

б)  Наш кот (не)станет есть соленую рыбу.

в)  (Не)бойтесь холода, закаляйтесь!

г)  Никто (не)мог предположить, что к вечеру похолодает

8. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а)  нож.., мяч.., помощ..

б)  мыш.., ран..ше, у руч..я

в)  ноч.., печ..ка, руж..ё

г)  мелоч.., много дач.., печ..

9.  Найдите ошибку в рассуждении:

а) ранн..ю порою - е, потому что прилагательное стоит в

    форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)

б) в поздн..ю пору - ю, потому что прилагательное стоит в

    форме ж. р., вин. (окончание -юю)

в) свеж..й зеленью - и, потому что сочетания букв жи-ши

    пишутся всегда через  -и

г) молоко слишком горяч.. - о, потому что в окончаниях

    прилагательных после шипящих под ударением пишется  -о

10.В каком ряду во всех словах безударный гласный

 корня проверяется ударением?

а) создается, п..ловик, приближение,

б) изменение, появиться, предлагать

в) соединить, см..тана, увлечение

г) к..нец, т..л..фон, зац..пить

11.Найдите неверное утверждение.
     Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

а)это предложение повествовательное

б)это предложение простое

в) главные члены - белка поёт

г) это предложение распространённое

12.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

  б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет,

  в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки,

      с воротника.

  г) Не кричи так жалобно, кукушка!

13.  Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

  а)полет                в) южный

  б)ехать                г) подъём

14.   Укажите, в каком порядке следует расставить

       предложения, чтобы получился текст.

A. У меня прямо начиналось головокружение, когда я

     видел на улице мороженщика со своей тележкой.

 Б. Но тогда это было что-то особенное.

 B. Конечно, я его люблю и сейчас.

 Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В            в) Г, Б, А, В

б)А, Г, Б, В            г) Г, В, Б, А

15. (1)Мы это так понимаем, что всё болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.

( По М. М. Пришвину )

1. Определите тип текста

       а ) рассуждение

       б ) описание

       в ) повествование

2. В предложении (4) найди слово , состоящее из приставки , корня , окончания , выпиши его .

3. Из предложения (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами .


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ