Дидактический материал по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе (ГИА 2012)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№8 г. Петровска Саратовской области»
Дидактический материал по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе (ГИА 2012)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сторожева Татьяна Юрьевна
Г. Петровск
2011
Цель работы: методическая помощь при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года
Основные задачи:
Изучение примерного шаблона сочинений;
закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические явления в тексте;
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012
Структура сочинения-рассуждения может выглядеть примерно так.
Первый абзац – это вступление. Второй абзац – это аргумент на лексическое явление.
Третий – четвёртый абзацы можно использовать (по выбору) для подтверждения грамматического явления.
Пятый – заключение сочинения-рассуждения.
Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». И это действительно так. Попробуем разобраться в этом.
Словарь – это лексическое богатство языка. И русский язык в этом плане необычайно богат. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов и т.д. Так, например, в предложении___ (Задание выполняется на материале задания В1) используется слово_________________, которое имеет синонимы__________________. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, оно позволило ему более точно передать то, о чём он думает, именно это слово передаёт его ________________, т.е. мы видим «о чём думает» герой этого текста.
Лингвистический минимум для комментирования примеров:
Антонимы
- как выразительное средство создания контраста
Диалектизмы
- для реалистического изображения быта, т.е. создания "местного колорита";
- для речевой характеристики действующих лиц;
- в.качестве средства выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности
Метафора
- для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом
Неологизмы
- для создания оттенка необычности, новизны
Профессионализмы
- в широком понимании - показатель образованности в определенной сфере, в узком - уместность употребления как уровень культуры
Синонимы
две функции: идеографическая и стилистическая
- идеографические синонимы различаются оттенками значений; стилистические -сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда
Стилистически
окрашенные слова
выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические)
Термины
- несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы
Фразеологизмы
- для придания высказыванию выразительности;
- для создания образности
Эмоционально-окрашенные слова
- для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д.
А в предложении____ есть (обособленные обстоятельства, определения, однородные члены, вводные слова – лучше использовать примеры, которые приводятся в заданиях второй части, это облегчит и подготовку учащихся к написанию сочинения учащимися). Уберём его из текста, и предложение будет не таким понятным, мы уже не увидим, что происходит с героями (как герои относятся к происходящему). То есть, грамматика позволяет более полно передать, как думают люди, помогает сделать их мысли, написанные на бумаге или произнесённые, более понятными, доступными, яркими.
Лингвистический минимум для комментирования примеров:
Вводные слова
- выражают отношение говорящего к высказываемому;
- эмоциональная оценка сообщаемого;
- указание на экспрессивный характер высказывания;
- указание на последовательность изложения;
- указание на способ оформления мыслей;
- призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта и др.
Вопросительные предложения
- служат собственно вопросом, вопросом-размышлением;
- подчеркивают нужную мысль;
- выражают предположение;
- являются эмоциональным откликом на ситуацию
Восклицание
- выражение сильного чувства, волнения;
- выражение отношения автора (возмущение, ирония)
- выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)
Вставная конструкция
смысловая емкость, реализующая:
- дополнительное пояснение, уточнение;
- поправку, оговорку;
- попутное замечание; -добавочное сведение
Восклицание
- выражение сильного чувства, волнения;
- выражение отношения автора (возмущение, ирония)
- выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)
Вставная конструкция
смысловая емкость, реализующая:
- дополнительное пояснение, уточнение;
- поправку, оговорку;
- попутное замечание; -добавочное сведение
Деепричастие и деепричастные обороты
- для выражения краткости и динамичности
Инверсия
- для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Неполные предложения
- с целью экономии языковых средств
Обобщенно-личное предложение
- с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки
Однородные члены (конструкции)
- показ динамики действий;
- зарисовка общей картины как единого целого;
- создание гаммы красок, звуков и т.д.;
- создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;
- создание ритмического рисунка;
- создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии
Побудительное предложение
- для выражения волеизъявления говорящего
Прямая речь
- дословная передача чужого высказывания;
- средство характеристики говорящего;
- средство создания художественного образа
Риторический вопрос
- для привлечения внимания читателя
Ряды однородных членов
- для создания своеобразного ритмического рисунка текста
Цитирование
- в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности
Падеж, число, род, спряжение, лицо – это всё категории грамматики. Именно они позволяют соединить слова в предложения. Чем распространённее предложение, тем понятнее информация и мысли, которые хочет донести говорящий или пишущий до окружающих. Возьмём для эксперимента предложение_______ и поставим все слова в начальную форму:____________________. Вам понятно, о чём идёт речь? Думаю, нет, ведь это просто набор слов.
Как видим, и лексика, и грамматика позволяют нам более точно передать наши мысли, делая их в устной и письменной речи понятными и доступными окружающим.
Список использованной литературы
Контрольные измерительные материалы (КИМ) государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) 2012 года по русскому языку Сайт ФИПИ - http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методическое пособие. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ