Элективный курс по русскому языку в 11 классе "Сочинение как жанр и вид задания повышенной трудности"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Алексинская средняя общеобразовательная школа"
Волховского муниципального района
Ленинградской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к прохождению приказом директора
МО учителей гуманитарного цикла МОБУ«Алексинская СОШ»
МОБУ«Алексинская СОШ» № ______ «______»________2012г.
«______»_________2012г.
Руководитель МО: Директор школы:
______________/В.Е.Глазова / _________________/Л.А.Суворова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Сочинение – рассуждение
как жанр и вид задания повышенной трудности»
11 класс
Автор программы:
Глазова Валентина Евгеньевна
учитель высшей категории
2012 год
Пояснительная записка
1.Статус документа
Программа данного элективного курса разработана с учётом индивидуальной степени обученности учащихся 11 класса, а также с учётом подготовки их к единому государственному экзамену.
Количество часов в году -68, при 35 учебных неделях – 70 часов.
Количество часов в неделю -2
2.Структура документа
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение – рассуждение как жанр и вид заданий повышенной трудности» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; технологию организации учебного процесса; формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения элективного курса; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
3.Общая характеристика учебного предмета .Цели обучения
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Новизна программы заключается в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности» будет полезна любому выпускнику 11 класса.
Цели образовательной области и учебного курса:
теоретические:
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения;
-информационно-коммуникационные технологии
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста сочинения-рассуждения
Программа базируется на межпредметных связях литературы с историей, а также киноискусством.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок , урок с применением ИКТ.
Методы и приёмы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, уроки-практикумы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, уроки-практикумы;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
4.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся должны обладать следующими компетенциями:
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
5.Требования к уровню подготовки
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
промежуточный контроль – анализ текста и рецензия на предложенный текст;
итоговый контроль – сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Архарова. Д.И, Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.-М.,2009
2. Егорова Н.В.. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.
3.Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену- М.,ЭСКМО,2007
4.Егораева Г.Т. Русский язык.ЕГЭ.часть 3(С)-М.,2009
5.Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.
6.Электронное пособие. Справочник школьника. Русский язык 5-11 класс
7.Электронное пособие. Экспресс- подготовка к экзамену. 9-11 класс. Русский язык.
8.Сайт «Образовательный портал для студентов и школьников»
9.Портал ФИПИ
10.ЦОРы – Цифровые образовательные ресурсы
7.Учебно-тематический план
№
тема
К-во часов
Из них к\р / п\р
1
Текст и его строение
4
0/2
2
Функциональные стили и типы речи
4
1
3
Жанры сочинений публицистического стиля
10
0/3
4
Особенности сочинения -рассуждения
14
4/4
5
Средства художественной изобразительности
6
0/3
6
Виды ошибок и способы их устранения
18
2/4
7
Репетиционное сочинение
6
2/2
8
Итоговый урок
2
9
Резервные уроки
2
итого
70
9/5
8. Содержание курса
Текст и его строение Текст как речевое произведение. Типы речи. Стили речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Закрепление навыков определения основной мысли текста, его идейного содержания, темы.
Функциональные стили и типы речи Практическое занятие по определению стилей и типов речи. Стилистические, синтаксические и морфологические признаки публицистического стиля. Практическое занятие по определению стилей текста и типов речи в нём.
Жанры сочинений публицистического стиля Композиция и изобразительно-выразительные средства текста публицистического стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста художественного стиля. Особенности написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка.
Особенности сочинения -рассуждения Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. Варианты вступительной части. Схема основной части сочинения-рассуждения. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Варианты заключительной части. Способы формирования тезиса: постановка риторических вопросов, краткая формулировка раскрываемой проблемы; формулировка проблемы, исходя из жизненного опыта, согласно проблеме данного текста.
Средства художественной изобразительности Нахождение стилистических фигур и тропов в текстах, определение их функции.
Виды ошибок и способы их устранения Ошибки в содержании сочинения-рассуждения: фактические, логические, речевые, грамматические. Способы устранения ошибок в содержании. Понимание и интерпретация содержания исходного текста. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Анализ формы исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по поводу прочитанного и подбор аргументов.
Календарно - тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
«Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»
2012 -2013 учебный год
№
Тема занятия
К-во час
Тип занятия
Требования к уровню подготовки
Вид
контроля
дата
план
факт
1-2
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Последовательное расположение частей текста.
2
беседа
Знать основные признаки текста, средства связи предложений в тексте. Уметь составлять тексты на заданную тему
Опред.
средств
связи предл.
2-4
Признаки текста, тема, проблема, идея
2
практикум
Самост.
работа
5-6
Функциональные стили и типы речи
2
практикум
Знать признаки основных функциональных стилей и типов речи. Уметь составлять текст заданного стиля и типа речи
Самост.
работа
7-8
Комплексный анализ текста
2
практикум
Уметь производить комплексный анализ текста
ЕГЭ, вариант 1
9-10
Особенности публицистического стиля. Понятие о смешанном стиле
2
лекция
Знать особенности публицистического стиля, уметь составлять тексты публицистического стиля
Практ раб.
11
12
13
14
Жанры сочинений публицистического стиля: рецензия, эссе
4
беседа
лекция
Знать особенностей жанров публицистического стиля. Уметь составлять тексты в стиле рецензии, эссе
Опред.
жанра
15
16
17
18
Особенности написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка
4
практикум
Знать отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка, уметь составлять тексты в жанре эссе
Самост.
работа
19-20
Практическая работа
2
практикум
Самост.
работа
21
22
Особенности сочинения -рассуждения.: тезис, рассуждение, вывод.
2
лекция
Знать построение текста типа сочинение – рассуждение, уметь составлять тесты
ЕГЭ,
вариант 2
23-24
Способы формулировки тезиса
2
практикум
Знать способы формулировки тезиса, уметь формулировать тезис разными способами
Провер.
работа
25-26
Способы выражения своего мнения
2
практикум
Знать способы выражения своего мнения
Провер.
работа
27-28
Способы завершения сочинения
2
практикум
Знать способы завершения сочинения, уметь завершать сочинение
Провер.
работа
29
30
Комплексный анализ текста
2
практикум
Уметь производить комплексный анализ текста
Самост.
работа
31
32
Логическое осмысление текста
2
практикум
Знать понятие логической ошибки способы ее избежания
ЕГЭ,
А27,29
33
34
Комплексный анализ текста
2
практикум
Уметь производить комплексный анализ текста
Самост
.работа
35
36
Средства худ. изобразительности: тропы
2
лекция
Знать средства худ. выразительности, уметь применять их в своих работах
Опред.
тропов
37
38
Средства худ. изобразительности: стилистические фигуры
2
лекция
Опред.
стилист.
фигур
39-40
Определение тропов и стилистических фигур
2
практикум
Самост.
работа
41
42
Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения
2
практикум
Знать понятие фактических ошибок, способы их устранения
Самост.
работа
43
44
Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.
2
беседа
Знать понятие логических ошибок, способы их устранения
Коллективн.
работа
45
46
Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения
2
беседа
Знать понятие грамматических ошибок, способы их устранения
Коллективн.
работа
47
48
Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения
2
беседа
Знать понятие речевых ошибок, способы их устранения
Коллективн.
работа
49
50
Что такое «этическая ошибка»
2
беседа
Знать понятие этических ошибок, способы их устранения
Коллективн.
работа
51
52
Знакомство с критериями выполнения части «С»
2
беседа
Знать критерии выполнения части «С», уметь строить свое сочинения в соответствии с критериями
Коллективн.
работа
53
54
Понимание и интерпретация содержания исходного текста
2
практикум
Уметь понимать и интерпретировать содержания исходного текста
Самост.
работа
55
56
57
58
Написание сочинение по заданному тексту
4
практикум
Уметь применять полученные знания на практике
Самост
.работа
59
60
Рецензирование работы
2
беседа
Уметь рецензировать свою работу
Работа над ошибками
61
62
63
64
Репетиционное сочинение
4
Итоговый контроль
Уметь составлять работу в соответствии с критериями выполнения части «С»
Творческая работа
65
66
Анализ творческих работ
2
беседа
Уметь рецензировать свою работу
Работа над ошибками
67-68
Итоговый урок
2
беседа
69-70
Резервные уроки
2
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ