Формирование коммуникативных УУД учащихся на уроках русского языка

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования



Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Формирование коммуникативных УУД учащихся на уроках русского языка»



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 10 февраля по 14 февраля 2014 года

2 сессия: с 24февраля по 28 февраля 2014 год


Выполнила: Инкина Мария Геннадьевна учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Малый Толкай

м.р. Похвистневский

Самарской области


2014г.



I. Вводная часть

1. Актуальность ИР

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной и языковой компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование коммуникативной компетентности – одно из обязательных требований к формированию личностных результатов. Формирование языковой компетентности – обязательное требование к формированию предметных результатов. Поэтому задачами обучения русскому языку в школе является формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

В связи с этим новый компетентностно-ориентированный подход в обучении русскому языку требует и новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках русского языка. Такой подход позволит ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Нельзя не учитывать и социокультурных изменений в нашей стране.

Современное общество всё больше приобретает признаки информационного, и выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Возросший объём информации, стремительное развитие новых информационных технологий обусловило потребность общества в интеллектуально развитой личности, способной к самообразованию, владеющей научными знаниями и универсальными учебными действиями, способной ориентироваться в информационной среде, добывать знания и применять их для решения задач. Но происходящие сегодня социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Информатизация не всегда позитивно сказывается на формировании языковых компетенций учеников: часто грамотный литературный язык подменяется в речи детей инвективой лексикой, сленговыми речевыми формулами, язык искажается, деформируется. Поэтому существует проблема формирования грамотного литературного языка у учащихся. Кроме того, информатизация общества требует умений перерабатывать огромный объём информации, а несформированность языковых и коммуникативных компетенций тормозит этот процесс.

Актуальность темы итоговой работы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития, и рядом существующих противоречий:

- между социальным заказом общества, то есть требованиями новой информационной среды, и недостаточной компетентностью учащегося для реализации этого заказа;

- между требованиями ФГОС к результатам предметных, личностных и метапредметных знаний учащихся и отсутствием разработанности методик, обеспечивающих формирование заявленной во ФГОС коммуникативной и языковой компетентности.

В связи с этим возникает необходимость поиска таких средств и методов обучения, которые разрешили бы эти противоречия и позволили бы сформировать данные качества у школьника.

Сегодня невозможно представить себе жизнь без компьютеров, телевидения, сети Интернет и мобильных телефонов. Но тут не может возникнуть сомнений, что достижения науки в области информационных технологий оказывают влияние на современный язык. Дети, окунаясь в виртуальный мир, теряют культуру общения. Результатом активного SMS-общения становится неумение построить устное монологическое высказывание не только в официальной обстановке, но и в живом общении. Информационная среда зачастую негативно влияет на формирование коммуникативных коммуникативных компетенций учащихся.

Создаётся проблема: Как формировать у учащихся языковую и коммуникативную компетентность в условиях новой информационной среды?

Гипотеза: использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках русского языка будет способствовать формированию языковой и коммуникативной компетентности учащихся, повысит эффективность и качество языкового образования.

2. Цель: формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций на уроках русского языка через использование ЭРО.

Задачи ИР:

  • формировать у учащихся коммуникативные и языковые компетенции: осмысленного чтения, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владения устной и письменной речью.


3.Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, эффективное формирование у учащихся коммуникативных и языковых компетенций: осмысленного чтения, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владения устной и письменной речью.

II. Основная часть. Определение понятий языковая и коммуникационная компетенции.

Термин "языковая компетенция " был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. По его мнению, языковая компетенция связана с речевым опытом человека и включает: а) практическое владение родным языком; б) эмпирические обобщения наблюдений над языком, сделанные его носителем независимо от специальных знаний о языке.

Лингвистическая компетенция – "владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи". [Балыхина, Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. – М.:Из-во РУДН, 2006, с.41].

Исходя из выше сказанного, языковая компетенция понимается как потенциал лингвистических (языковедческих) знаний человека, совокупность правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации. Содержание языковой компетенции – это усвоение категорий и единиц языка и их функций, постижение закономерностей и правил функционирования языка (Л.В. Щерба, В.А. Звегинцев, И.А. Зимняя, Н. Хомский, Л.А. Якобовиц и другие).

Языковая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией, предполагающей знание языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. [Гац "Методический блокнот учителя русского языка"]

Коммуникативная компетенция – "способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах). Коммуникативная компетенция базируется на: лингвистической, языковой, речевой, социокультурной, социальной, стратегической (компенсаторной), дискурсивной, предметной, профессиональной компетенции" [Балыхина, Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. – М.:Из-во РУДН, 2006, с.41]..




2.Описание изменений в образовательном процессе.

Новые подходы в образовании определили и новые дидактические средства для решения образовательных задач. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средство решения насущных проблем современного образования – таких, как ликвидация дефицита знаний и приобретения умений, оперативность получения информации и организация самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей субъекта обучения. ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС). Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента(содержимое сайта) по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам учебного процесса. Каждому тематическому элементу соответствует три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • И-тип – модуль получения информации;

  • П-тип – модуль выполнения практических заданий;

  • К-тип – модуль контроля усвоения материала.

Учебные модули одинакового типа вариативны и могут отличаться глубиной изложения материала, методикой, обусловленной иным набором предыдущих знаний, характером учебной работы (эксперимент, текст, контрольное упражнение, тренажёр), наличием специальных возможностей (модули, разработанные для особых детей), способом достижения учебной цели. язык компетентность образование электронный

Среди преимуществ ЭОР НП выделяются следующие:

  1. Отсутствие содержательных и технических ограничений, полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга);

  2. возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося (благодаря наличию вариативов исполнения ЭУМ, в образовательной модульной системе можно выбрать их оптимальную комбинацию);

  3. неограниченный жизненный цикл системы, поскольку каждый учебный модуль автономен;

  4. возможность распространения на локальных носителях.

С помощью ЭОР НП реализуются 5 новых педагогических инструментов:

  1. интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР; обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

  2. моделинг визуализирует языковые явления и закономерности;

  3. мультимедийное представление материала даёт возможность расширения информационной поддержки урока: включение широкого спектра информации, визуализацию образов в посильном темпе для каждого учащегося;

  4. коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации;

  5. производительность достигается благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций.

Ресурсы ЭОР:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов НФПК

  • Федеральный банк ЭОР

  • Авторские ресурсы (личные)


Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего могут использоваться на уроке.

Чаще всего я использую презентации. Использование разных видов презентаций позволяет решать следующие задачи:

1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

2. Презентации- «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия.

3. Презентации - "Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его , отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

4. «Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка.

С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:

мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;

обучающая программа «Фаза»;

Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;

Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия ;

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык;

тренажёр «Русленг»( на портале ЦОР);

орфоэпический тренажёр.

Инновационный учебник «Русский язык, 5-7 класс» (авторы - О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, Л.А. Дунаева, К.М. Герасимова). Гипер-медиаконструктор»5-7кл»( на портале ЦОР)

«Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский).

ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС)


Контрольно-оценочный блок

  • Формы мониторинга учебных достижений учащихся: исследовательские работы учащихся.

  • различные виды диктантов (критерии оценки традиционные);

  • изложения разных видов (критерии оценки традиционные);

  • сочинения разных жанров и типов речи (критерии оценки традиционные);



Оценка коммуникативной грамотности учащихся.



1.Сочинения и изложения – основные формы проверки

1) умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом;

2) уровня речевой подготовки учащихся, т.е. умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) орфографических и пунктуационных умений и навыков.


2. Сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание, вторая – за языковую и за орфографическую и пунктуационную грамотность.



3. Ресурсный блок (условия)

  Формирование коммуникативных УУД учащихся на уроках русского языка через использование ЭОР будет успешным при следующих условиях:

1.Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими, руководящими работниками, уровень подготовки которых соответствует требованиям ФГОС, но для эффективного использования информационно-образовательной среды необходимо пройти курсы повышения квалификации по теме « ЭОР в образовательном процессе».

2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность реализации процесса формирования коммуникативной компетенций на уроках русского языка через использование ЭОР.

Совсем недавно в нашу школу поступило учебное оборудование для класса, который проходит обучение в рамках ФГОС. В комплект входит: Ноутбук учительский с предустановленными учебными программами.

  1. Интерактивная доска с проектором.

  2. Принтер

  3. Точка доступа Wi-Fi

  4. Шесть ученических ноутбуков с новейшей ОС Win 8

Новое оборудование поднимет уровень образования в нашей школе на ступень выше.

III. Заключение.

Выводы по ИР

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится метапредметным образовательным результатам выпускника. ЭОР на уроках русского языка помогают формировать коммуникативную компетенцию у обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Применение ЭОР на уроках русского языка

  • способствует повышению у детей интереса к изучаемому предмету;

  • облегчает формирование у школьников понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке;

  • способствует формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;

  • обеспечивает контроль знаний, качество усвоения материала.

Применение ЭОР на уроках русского языка даёт учителю возможность:

  • создания условий для самостоятельного выбора учащимися уровня сложности заданий, их самостоятельного анализа и последующей коррекции;

  • организации содержательной коммуникации каждого учащегося с другими учениками класса в форме письменной дискуссии, что влечёт за собой естественное развитие письменной речи;



Использованная литература


1.Академия Айти. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности. /http://eor.it.ru/eor/

2.Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. – М.:Из-во РУДН, 2006, с.41.

3. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. – ``Вопросы психологии'', 1988, #4.

4. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка.- М.:Дрофа, 2003.

5. Кузнецов А.А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 63 с.

6. Словарь методических терминов/http://www.gramota.ru/slovari/info/az/

Размещено на Allbest.ru

7.Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности: Вход в систему ДО



Приложение 1

Таблица 1. Содержание деятельности

Языковые компетенции

Виды учебной деятельности

Используемый тип ЭОР

Адрес ресурса (или авторский)

Планируемый результат

Аудирование, чтение, говорение, письмо

Речевая; познавательная (получение мировоззренческих, ориентировочных, оценочных знаний);

Демонстрационные (текстовые и звуковые); информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки; средства компьютерных коммуникаций

Графа заполняется в процессе реализации проекта.

Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения. Создание устных монологических и диалогических высказываний. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежность к функционально-смысловому типу. Информационная переработка текста. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения.

Формирование познавательной потребности, повышение мотивации у обучаемых; формирование аналитических способностей.

Научные знания о языке: базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка

Предметная деятельность (развитие способностей, умений и навыков в оперировании основными единицами и грамматическими категориями языка)

Демонстрационные; информационно-справочные; компьютерные тренажёры;

инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и т.д.)


Знания о языковой системе, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Формирование научного мышления, познавательной потребности, повышение мотивации у обучаемых; формирование аналитических и организационно-практических способностей, рефлексивных умений и навыков.

Анализ слова(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения многоаспектный анализ текста

Анализ языковых единиц - предметная деятельность (Развитие способностей, умений и навыков в оперировании реальными предметами); регулятивная д.

Информационно-справочные; компьютерные тренажёры, контролирующие программы


Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста.

Формирование аналитических и организационно-практических способностей, рефлексивных умений и навыков, аналитических способностей, умений самопроверки и самооценки.

Грамматические и речевые нормы литературного языка, нормы речевого этикета

Анализ языковых единиц - предметная деятельность;

познавательная деятельность (получение мировоззренческих, ориентировочных, оценочных знаний)

Инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, электронные таблицы и т.д.).

Информационно-справочные; компьютерные тренажёры, контролирующие программы; средства компьютерных телекоммуникаций;


Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма использования в речи грамматических средств, овладение нормами литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).

Формирование познавательной потребности, повышение мотивации у обучаемых; формирование аналитических способностей, умений самопроверки и самооценки.

Нормы орфографии и пунктуации

Предметная деятельность (развитие способностей, умений и навыков в оперировании реальными предметами.

Компьютерные тренажеры.

Информационно-справочные. Инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, электронные таблицы и т.д.)


Формирование орфографической и путктуационной зоркости. Формирование аналитических и организационно-практических способностей, рефлексивных умений и навыков, аналитических способностей, умений самопроверки и самооценки.

Организационно-практические, интеллектуальные, рефлексивные умения

Регулятивная деятельность

Контролирующие программы.


Развитие умений самопроверки и самооценки. Рефлексия собственной деятельности обучаемых.


Приложение 2



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деепричастие как часть речи

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Инкина Мария Геннадьевна

Место работы

ГБОУ ООШ с.Малый Толкай

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1 урок по теме «Деепричастие как часть речи»

Базовый учебник

Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс//М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др. – М., 2009


  1. Цель урока: ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия.

9. Задачи:

- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научить отличать деепричастие от остальных частей речи;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; видеть разницу между наречиями и деепричастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

Приложение к плану-конспекту урока


Деепричастие как часть речи

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

К-тип,

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html

2

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

К-тип,

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html

2

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224)

И-тип,

информационный

Таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/?interface=teacher&class=48&subject=8






Приложение 2



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Категория состояния как часть речи


ФИО (полностью)

Инкина Мария Геннадьевна

Место работы

ГБОУ ООШ с.Малый Толкай

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1. Категория состояния как часть речи

Базовый учебник

Л.А Тростенцова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011


  1. Цель урока: изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния

9. Задачи:

1)дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи;

2)формировать у учащихся коммуникативные и языковые компетенции

  1. Тип урока: изложение нового материала

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры учащихся, проектор, интерактивная доска

Структура и ход урока




ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Слова категории состояния


ЭУМ

П-типа

Интерактивная таблица иллюстрирует признаки слов категории состояния и их отличия от наречий.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f934b005-06d0-4055-9ca0-24e06c7f7c52/view/


2

Слова категории состояния

ЭУМ

И-типа

Мультимедиа урок. Поддерживает тему "Слова категории состояния". Новый материал.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5945db57-723c-4dcb-9600-7e9a84d6821b/view/


3

Слова категории состояния

ЭУМ

И-типа

Интерактивный рисунок №2. Состояние животного

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/55047b16-9015-4291-a06d-ba29fd5f9d75/view/


4

Слова категории состояния

ЭУМ

И-типа

Интерактивный рисунок №1. Состояние человека

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/db910c37-db94-4b87-9307-64b5f93cc1ed/view/


5

Слова категории состояния

ЭУМ

И-типа

Интерактивный рисунок №3. Состояние природы, окружающей среды

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0d2213b7-30aa-431a-9c22-a9d79447b3ad/view/


6.

Слова категории состояния

ЭУМ

К-типа

Тест «Слова категории состояния»

http://fcior.edu.ru/card/23639/pravopisanie--posle-shipyashih-v-narechiyah-i-slovah-kategorii-sostoyaniya.html



Использованные источники и литература:

1. Л.А Тростенцова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011

2. Цифровые образовательные ресурсы http://fcior.edu.ru , http://school-collection.edu.ru




Приложение 4

ЭОР для учителя русского языка и литературы


http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР




Справочные, научные материалы:

http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru/- Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы



Электронные библиотеки, архивы, пособия:



www.feb-web.ru/– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы

http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник


Издательский дом «Первое сентября»:

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»


Федеральный портал «Российское образование»:

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/- Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы



Методические материалы:

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

, «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)


www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm/Сайт «Uroki.net».

http://www.proshkolu.ru/

, http://www.openclass.ru/

http://www.russkyiaz.ru




Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/– Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

www.a4format.ru/– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://school.iot.ru/– Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/- Сообщество учителей-словесников

http://school-collection.edu.ru/



Олимпиады, конкурсы:

http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр


http://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»

http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова

http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»

www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады

http://www.desc.ru/show.html?id=614/

Интернет-карусель (on-line соревнования)

Дистанционное образование:

http://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)


ЕГЭ:

http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме

http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»



Интернет порталы

  1. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

  2. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

  4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

  5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

  6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс



ЭОР для учащихся:

Словари. ру. - http://slovari.ru/dictsearch


Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota


Справочная служба http://www.gramota.ru/


Русские поэты. Краткий портретный тест.

http://gramma.ru/LIT/?id=8.201


Экзамены. Нормативные документы - http://gramma.ru/EXM

/ и другие.

ЭОРы по русскому языку


1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»


http://www.gramota.ru


2 Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала


http://language.edu.ru


3 Культура письменной речи


http://www.gramma.ru


4 Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений


http://www.philolog.ru/dahl/


5 Имена.org - популярно об именах и фамилиях


http://www.imena.org



6 Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка


http://www.gimn13.tl.ru/rus/


7 Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО


http://ruslit.ioso.ru


8 Крылатые слова и выражения


http://slova.ndo.ru


9 Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)


http://www.mapryal.org


10 Мир слова русского


http://www.rusword.org


11 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система


http://www.ruscorpora.ru


12Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка


http://yamal.org/ook/


13 Основные правила грамматики русского языка


http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm


14 Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы


http://gramota.ru/book/ritorika/


15 Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»


http://www.ropryal.ru


16 Рукописные памятники Древней Руси


http://www.lrc-lib.ru


17 Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН


http://rusgram.narod.ru


18 Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник


http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/


19 Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты


http://character.webzone.ru


20 Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку


http://www.svetozar.ru


21 Свиток - История письменности на Руси


http://www.ivki.ru/svitok/


22 Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык


http://vedi.aesc.msu.ru


23 Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой


http://slovesnik-oka.narod.ru


24 Справочная служба русского языка


http://spravka.gramota.ru


25 Тесты по русскому языку


http://likbez.spb.ru


26 Центр развития русского языка


http://www.ruscenter.ru



27 Электронные пособия по русскому языку для школьников


http://learning-russian.gramota.ru


28. Аудиокниги

http://audio.1c.ru/




Адреса полезных сайтов:

http://school-collection.edu.ru

- Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.

http://www.shpl.ru

полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,

огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru)

,

http://gramota.ru

/ - часто обращаюсь к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей активно использую предлагаемые интерактивные диктанты,

набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),


http://www.it-n.r

u/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,

http://www.1september.ru

- сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,

http://www.openclass.ru

/ - сетевое образовательное сообщество учителей,

http://www.biblioclub.ru/audio_books.php

- университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),

http://prosv.ru

сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,

http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75

проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;

http://pedsovet.su/load/27-2-2 - «Pedsovet.su»

- педагогическое сообщество учителя информатики Екатерины Хорьковой. Он представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования. Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь как начинающим педагогам, так и опытным учителям. В основе сайта лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. Идея сайта: "Учитель, помоги учителю!" Составителями сайта Pedsovet.su являются талантливые учителя, которые взяли на себя ответственность помогать педагогам удаленно, через интернет. Все материалы этого сайта разработаны пользователями сайта или найдены в сети интернет как свободно распространяемые.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ