Всероссийская олимпиада школьников "Русский язык" 6 класс

Всероссийская олимпиада школьников

Русский язык

6 класс

1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии


Расставьте ударение в словах:

Алфавит, положил, красивее, документ, поняла, включим, торты, хвоя, звонит.




Ответ:

Алфави /т, положи /л, краси /вее, докуме /нт, поняла /, включи/м, то/рты, хво/я, звони/т.




2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики)


Что общего у слов капор, капюшон, капуста? Как знание этимологии слова поможет в написании второго и третьего из них?


Ответ: Латинское слово кап означало голова.



3 вопрос. Фразеология

Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.


Ответ:

Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки



4 вопрос. Культура речи


Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.? Ученики дали противоположные ответы: - Неверно. Ведь предлог о употребляется и в виде об, если существительное начинается с гласного. – Верно. Как учащиеся мотивировали второй ответ? Кто прав? Почему?


Ответ: слова ёлка, яблоня, юбилей начинаются согласным звуком, следовательно, предложенный вариант правилен.


5 вопрос. Морфология


Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?


Ответ: Глаголы совершенного вида предполагают результат (точнее – предельность) совершения действия, а подобное значение не соотносится с настоящим временем.



6 вопрос. Стилистика


Какие смысловые, стилистические оттенки вносит, на ваш взгляд, следующая правка:


Ранний вариант: Я б шофёром пошёл.


Окончательная редакция:

Я б в шофёры пошёл,

пусть меня научат.


Ответ: Предложенная конструкция усиливает направленность действия.


7 вопрос. Диалектология


Подобрать к словам северного говора синонимы южного говора:


Брезговать

Волк

Сосед

Тропинка

Чулан

Ухват

Петух

Баять

Векша


Ответ: Гребовать

Бирюк

Шабер

Стёжка

Клеть

Рогач

Кочет

Гутарить

Белка


8 вопрос. Синтаксис


Представьте себе, что существует такой язык, в котором приставки, суффиксы и окончания русские, синтаксис тоже русский, а корни вам неизвестны. Дадим этому несуществующему языку условное название «глокий». Сумеете ли вы разбирать предложения на «глоком» языке? Попробуйте найти подлежащее и сказуемое в следующих примерах:


  1. Молясный болодильник перемехал кувицу. 2. По малее провекнули перетяющиеся бредолаги. 3. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу.


Ответ: 1. Болодильник перемехал. 2. Провекнули бредолаги. 3. Веленщик умащил.


9 вопрос. Морфемика


Почему названия многих городов на Чёрном море оканчиваются на –поль? Назовите эти города.


Ответ: Мелитополь, Симферополь, Никополь, Тернополь, Севастополь, Кастрополь, Созополь. В Крыму было много греческих колоний, а слово поль по-гречески – город.


10 вопрос. Перевод древнерусского текста


Переведите древнерусскую притчу на современный русский язык.

О осле и о коне

Человек некто имея осла. Идущи же и в путь, рече осел к коню: "Возми от моего бремени, аще хощеши имети мя цела". Конь же не послушаше. Осел же пад на пути, скончайся. Господин же сего взем бремя все на коня возложив и самого осла кожу. Слезя конь вопияше: "Ох мне, безчастному, и что мне случись бедному, не хотях бо малые тяготы прияти, се ныне все бремя несу и кожу".

Толк. Притча являет, яко же в малых трудех друг другу пособствует, обоя спасутся в житии.




Ответ: Осел и конь

У одного человека были в хозяйстве осел и конь. Собрался человек в путь. Осел и говорит коню: "Мне тяжело, я не выдержу. Возьми часть моей поклажи!" Но конь не согласился помочь приятелю.

И Осел действительно упал на пути и умер. Господин переложил его поклажу на коня, да сверх того еще и шкуру осла прибавил. Заплакал конь, запричитал: "Горе мне, несчастному! Вот как вышло: не захотел я малую тяжесть на себя принять - теперь приходится не только всю кладь нести, но и ослиную шкуру".

Толкование (мораль). Притча учит: тот, кто помогает другу в малом, получит спасение для обоих.

Или: поможешь другу - спасешь душу.

Или: если помогаешь другу в малом, то получаешь выигрыш в большом.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ