Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым. Определенно-личные предложения" 8 Класс

Поклакова А. Е.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ«Гимназия №1» г.Ядрин


Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского



Тема урока:

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым. Определенно-личные предложения

Цель урока: дать понятие об определенно-личном предложении.

Задачи:

  • сформировать умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

  • сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;

  • развивать навыки работы в группе, паре.

Тип урока: изучение и закрепление новой темы.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: презентация PowerPoint, дидактический материал, учебник, справочная литература

Ход урока

I этап. Актуализация новой темы:

Слайд 1 «Среди предложений 1 – 6 найдите простое определенно-личное предложение»:

(1) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (2) Выхожу из рубки на крыло мостика. (3) Ветер, дождь сразу стали громкими. (4) Меня просто сдувало с палубы. (5) Я поднес к глазам бинокль. (6) На далеком маяке зажгли предупредительный сигнал…
(По В. Конецкому)

- Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

(Учащиеся обозначают проблему, формулируют цели и задачи к уроку)

Для выполнения этого задания мы должны изучить тему «Определенно-личные предложения» и научиться находить их в тексте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Односоставные предложения»: познакомимся с определенно-личными предложениями, их особенностями и научимся употреблять их в речи.

II этап. Повторение ранее изученного материала «Понятие об односоставных предложениях»:

слайд 2 «Понятие об односоставных предложениях»

1. Односоставные предложения - это такие предложения, в которых только один главный член (подлежащее или сказуемое).

Слайд 3 « Запишите номера односоставных предложений»:

1. Сядь у моря – жди погоды.

2. Какая холодная осень.

3. А ручей так и рвется.

4. От звезды, будто искра, заронилась дума

Тайно в сердце грустное моё.

5. Что за вечер!

6. Ночь. Не слышно шума городского.

7. Будто воды, наши годы станут прибывать.

8. Отчего ж не ждать?

9. Из-за дремлющих сосен пожар восстает.

10. Зима. Совсем холодно.

III этап. Объяснение нового материала «Определенно-личные предложения»

1. Работа с учебником: выполнение упражнения 204 на стр.105 (устно).

2. Просмотр видеоурока
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/odnosostavnye-redlozheniya/opredelennolichnye-predlozheniya

3. Рассмотрите схему «Виды односоставных предложений» (слайд № 3), обозначьте место определенно-личного предложения среди других односоставных предложений











4. Работа в группах:

  1. Выписать из текстов глаголы – сказуемые, определить их формы.

  2. Обсудить в группе, составить общий вывод, схему. Подготовить выступающего от группы.

1) Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
(А.С. Пушкин)

2) Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.

3) Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)

4) … Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С. Пушкин)

Выступление представителей от групп, обсуждение.

5. Сравните два предложения:

Я люблю тебя, моя Россия!
Люблю тебя, моя Россия!

  • Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения?

  • Почему вид таких односоставных предложений получил название «определенно-личные»?

  • При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении?

Историческая справка

1. Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица».

2. Выполнение упражнения 208 об ученом-языковеде Алексее Александровиче Шахматове (устно): Расскажите о научной деятельности А.А.Шахматова;

3. Словарная работа КОЛОССАЛЬНЫЙ – очень большой, огромный (Сергей Иванович Ожегов «Словарь русского языка»)

5. Пользуясь схемой (слайд № 15), дайте определение определенно-личного предложения


.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV этап. Закрепление нового материала

- Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные

1 вариант

  1. Пойду по широкому полю.

  2. В журнале пишут много интересного.

  3. Всегда старайтесь выполнить работу в срок.

  4. По дороге я встретил многих знакомых.

  5. Слышишь эти непонятные звуки?

  6. Можно взять эти советы за правило.

2 вариант

  1. Библиотеку закрывают ровно в семь.

  2. Когда вы приедете в наш город?

  3. Осторожно поднимаю ветку и наблюдаю за зверьком.

  4. Непременно составьте план сочинения.

  5. Красотой ее нельзя не восхищаться.

  6. Обязательно приведи пример из текста.

- выполнение упражнения 207.

V этап. Подведение итогов урока

1. Вернемся к заданию, с которого мы начали урок. Сможете ли вы сейчас выполнить это задание? (Учащиеся выполняют задание).

2. Рефлексия: Ребята, пользуясь схемой, подведите для себя итог урока

узнал_______________

Сегодня на уроке я


научился_____________

Домашнее задание: §20, упр. 209; подобрать примеры из художественной литературы на тему: «Использование определённо-личных предложений в разговорной речи»


Литература к уроку:

  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Е.А.Влодавская «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс», М.: Экзамен, 2008.

  3. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс,-М.: ВАКО, 2007.-176с.- (В помощь школьному учителю).


Интернет-ресурсы:


1. Видеоурок http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/odnosostavnye-redlozheniya/opredelennolichnye-predlozheniya


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ