Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым. Определенно-личные предложения" 8 Класс
Поклакова А. Е.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ«Гимназия №1» г.Ядрин
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
Тема урока:
Односоставные предложения с главным членом - сказуемым. Определенно-личные предложения
Цель урока: дать понятие об определенно-личном предложении.
Задачи:
сформировать умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;
развивать навыки работы в группе, паре.
Тип урока: изучение и закрепление новой темы.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: презентация PowerPoint, дидактический материал, учебник, справочная литература
Ход урока
I этап. Актуализация новой темы:
Слайд 1 «Среди предложений 1 – 6 найдите простое определенно-личное предложение»:
(1) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (2) Выхожу из рубки на крыло мостика. (3) Ветер, дождь сразу стали громкими. (4) Меня просто сдувало с палубы. (5) Я поднес к глазам бинокль. (6) На далеком маяке зажгли предупредительный сигнал…
(По В. Конецкому)
- Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?
(Учащиеся обозначают проблему, формулируют цели и задачи к уроку)
Для выполнения этого задания мы должны изучить тему «Определенно-личные предложения» и научиться находить их в тексте. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Односоставные предложения»: познакомимся с определенно-личными предложениями, их особенностями и научимся употреблять их в речи.
II этап. Повторение ранее изученного материала «Понятие об односоставных предложениях»:
слайд 2 «Понятие об односоставных предложениях»
1. Односоставные предложения - это такие предложения, в которых только один главный член (подлежащее или сказуемое).
Слайд 3 « Запишите номера односоставных предложений»:
1. Сядь у моря – жди погоды.
2. Какая холодная осень.
3. А ручей так и рвется.
4. От звезды, будто искра, заронилась дума
Тайно в сердце грустное моё.
5. Что за вечер!
6. Ночь. Не слышно шума городского.
7. Будто воды, наши годы станут прибывать.
8. Отчего ж не ждать?
9. Из-за дремлющих сосен пожар восстает.
10. Зима. Совсем холодно.
III этап. Объяснение нового материала «Определенно-личные предложения»
1. Работа с учебником: выполнение упражнения 204 на стр.105 (устно).
2. Просмотр видеоурока
http://interneturok.ru/ru/school/russian/8-klass/odnosostavnye-redlozheniya/opredelennolichnye-predlozheniya
3. Рассмотрите схему «Виды односоставных предложений» (слайд № 3), обозначьте место определенно-личного предложения среди других односоставных предложений
4. Работа в группах:
Выписать из текстов глаголы – сказуемые, определить их формы.
Обсудить в группе, составить общий вывод, схему. Подготовить выступающего от группы.
1) Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
(А.С. Пушкин)
2) Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.
3) Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)
4) … Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С. Пушкин)
Выступление представителей от групп, обсуждение.
5. Сравните два предложения:
Я люблю тебя, моя Россия!
Люблю тебя, моя Россия!
Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения?
Почему вид таких односоставных предложений получил название «определенно-личные»?
При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении?
Историческая справка
1. Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица».
2. Выполнение упражнения 208 об ученом-языковеде Алексее Александровиче Шахматове (устно): Расскажите о научной деятельности А.А.Шахматова;
3. Словарная работа КОЛОССАЛЬНЫЙ – очень большой, огромный (Сергей Иванович Ожегов «Словарь русского языка»)
5. Пользуясь схемой (слайд № 15), дайте определение определенно-личного предложения
.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV этап. Закрепление нового материала
- Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные
1 вариант
Пойду по широкому полю.
В журнале пишут много интересного.
Всегда старайтесь выполнить работу в срок.
По дороге я встретил многих знакомых.
Слышишь эти непонятные звуки?
Можно взять эти советы за правило.
2 вариант
Библиотеку закрывают ровно в семь.
Когда вы приедете в наш город?
Осторожно поднимаю ветку и наблюдаю за зверьком.
Непременно составьте план сочинения.
Красотой ее нельзя не восхищаться.
Обязательно приведи пример из текста.
- выполнение упражнения 207.
V этап. Подведение итогов урока
1. Вернемся к заданию, с которого мы начали урок. Сможете ли вы сейчас выполнить это задание? (Учащиеся выполняют задание).
2. Рефлексия: Ребята, пользуясь схемой, подведите для себя итог урока
узнал_______________
Сегодня на уроке я
научился_____________
Домашнее задание: §20, упр. 209; подобрать примеры из художественной литературы на тему: «Использование определённо-личных предложений в разговорной речи»
Литература к уроку:
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Е.А.Влодавская «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс», М.: Экзамен, 2008.
Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс,-М.: ВАКО, 2007.-176с.- (В помощь школьному учителю).
Интернет-ресурсы:

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ