Формирование коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Новопоселеновская СОШ» Паршиковой Светланы Алексеевны.
Одной из самых актуальных проблем сегодня является повышение качества обучения школьников. Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. Поэтому в преподавании русского языка считаю главным создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
Необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.
Формы, методы и приемы работы должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
-отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
-обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
-учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
- понимать тему сообщения, логику развития мысли,
-извлекать нужную информацию (полно или частично),
-проникнуть в смысл высказывания,
-вести диалог и строить монологическое высказывание,
-осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания,
-собирать и систематизировать материал,
-составлять план, пользоваться различными типами речи,
-строить высказывание в определенном стиле,
-отбирать языковые средства,
-совершенствовать высказывание.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.
Задачи учителя при анализе текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом говорю на уроках с учащимися, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом.
С этой целью даю следующие задания:
−постановка вопросов к тексту;
−составление плана;
−чтение с пометами. Дается целевая установка: походу
чтения делать пометы в тексте: знаю, новое, есть вопросы.
−составление синквейна по тексту;
−построение таблицы на основе текста;
−передача содержания текста в форме опорного
конспекта;
−подробный пересказ текста;
−компрессия текста (сжатый пересказ)
−письменный ответ на вопрос;
−пересказ текста от одного из действующих лиц
В отличие от процесса стихийного чтения, это приемы осознанного и целенаправленного чтения.
Большое внимание на уроках русского языка уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений в тексте, наблюдение над функционированием языковых средств языка.
Подобная работа не только развивает творческие способности уч-ся, но и успешно готовит их к написанию ГИА и ЕГЭ.
Пристальное внимание уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности - языковому анализу, размышления на лингвистические темы.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх
На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
- Поработай над своей устной и письменной научной речью.
-Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером.
- Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои.
- Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их.
На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»
На уроки материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.
На уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.
Список литературы
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
МБОУ «Новопоселеновская СОШ»
Формирование
коммуникативных навыков
на уроках русского языка и
литературы
Подготовила учитель
русского языка
и литературы
Паршикова С.А
2014 г.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ