Посвящается году русского языка
Департамент образования и науки Костромской области
Отдел образования администрации городского округа г. Шарья
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 городского округа г. Шарья
Сетевая игра
Русский язык
Посвящается году русского языка
Составитель Мальцева Вера Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Шарья
2012-2013
ВНИМАНИЕ!!! Интеллектуальная игра по русскому языку.
Уважаемые участники игры! Предлагаем Вам ответить на вопросы интеллектуальной игры по русскому языку.
Конечно же, для этого потребуется немного вашего времени, но представьте себе, что вы еще раз совершите путешествие в мир великого русского языка. Ради этого стоит вспомнить или еще раз перелистать уже известные вам справочники, словари, учебники. А самое главное, вам предоставляется уникальная возможность проверить свои знания в нестандартных ситуациях.
Ответы, пожалуйста, впишите в предложенный бланк и отправьте по адресу…. Соблюдайте условия, указанные в информационном письме.
Советуем вам обратить внимание на дополнительные задания, которые оцениваются: первое - 15 баллами, второе - 10. Вас - 12 участников. Постарайтесь правильно распределить задания и время.
Победителей, приславших правильные ответы, ждут дипломы, участникам будут выданы сертификаты.
Победит сильнейшая команда! ДЕРЗАЙТЕ… Время пошло……….
Задачи, оцениваемые в 1 балл
1. У Маши был велосипед, а у её брата Пети не было. Однажды Петин сосед, возвращаясь домой, увидел, что тот катается на Машином велосипеде.
— Чей это велосипед? — спросил сосед.
— Теперь мой, — ответил Петя.
— Как так? — удивился сосед.
— Вот так.
— На время?
— Навсегда.
— Ты забрал его тайком?
— Нет.
— Силой?
— Нет, Маша сама отдала.
— Ты дал за него денег?
— Нет.
Тогда сосед догадался, что Петя велосипед
(А) одолжил; (Б) купил; (В) отнял; (Г) выменял; (Д) украл.
2. Есть такой вид спорта — пентатлон. Догадайтесь, как он называется по-русски:
(А) зимнее двоеборье; (Б) троеборье; (В) пятиборье; (Г) семиборье; (Д) десятиборье?
3. В каких предложениях слово солдат стоит во множественном числе?
1) Сегодня награждены 23 смелых солдата. 2) Солдат не видит. 3) Солдат не видно. 4) Четыре солдата стреляют.
4. Дан список глаголов:
(не)взлюбить, (не)волить, (не)годовать, (не)дождаться, (не)истовствовать, (не)доумевать, (не)здоровиться, (не)ладить, (не)сдобровать, (не)угодить.
В каких случаях не следует написать раздельно?
5. На первый взгляд кажется, что все эти сложные существительные со вторым компонентом –вед- образованы одинаково. Но на самом деле при образовании одного из них произошли некоторые дополнительные изменения. Найдите это слово.
(А) языковед; (Б) литературовед; (В) театровед; (Г) лермонтовед; (Д) пушкиновед.
6 Какую из этих фраз можно понять только одним способом?
(A) Ночь сменяет ясный день.
(Б) Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)
(B) Андрей вчера сдавал экзамен по математике
(Г) Как заинтересовали её картины моего друга!
(Д) Нина читала книгу матери.
7. У какого из следующих прилагательных краткая форма мужского рода образуется с отклонением от общего правила?
(А) достойный; (Б) спокойный; (В) стройный; (Г) случайный; (Д) буйный.
8. Догадайтесь, каким словом заканчивается придуманная журналистом и литератором И. Фоняковым фраза Тарту дорог как город...:
(А) встреч; (Б) побед; (В) разлук; (Г) удач; (Д) утрат.
9. Что обычно не ставят в вазу?
Задачи, оцениваемые в 2 балла
10. Сколько слов в этой шуточной заметке написано неправильно?
БЕСПРЕЦЕНДЕНТНЫИ ИНЦИНДЕНТ. В полицейском участке индентифицировали скомпроментировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. "Странная нынче конъюнктура — константировали в полиции. — Воспитатели — не наш контингент".
(А) 2; (Б)3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
11. В каком из этих словосочетаний прилагательное имеет нулевое окончание?
(А) отчий дом; (Б) беличий хвост; (В) колючий ёж; (Г) дремучий лес; (Д) певчий дрозд.
12. Какое из выделенных существительных стоит в форме винительного падежа?
(A) опасаться неприятностей;
(Б) набрать грибов;
(B) встретить друга;
(Г) меня интересует этот спектакль;
(Д) достичь хорошего результата.
13. В какой паре слова имеют ровно четыре общих звука?
(А) просить — спорить; (Б) дрозд — сорт; (В) дрова — ведро; (Г) столб — болт; (Д) бросать — бросит.
14. Выражение масло масляное — народная насмешка над плеоназмами, то есть употреблением лишних слов, ничего не добавляющих к смыслу высказывания. В какой из этих пяти фраз нет плеоназма?
(A) На заводе хромает трудовая дисциплина.
(Б) Наука — наш главный приоритет.
(B) Цены постоянно растут вверх.
(Г) Халатность инкриминируется ему в вину.
(Д) Да простят меня за избитую банальность.
15. Пушкинская строчка Дни поздней осени бранят обыкновенно — это:
(A) двусоставное предложение; (Б) определённо-личное предложение;
(B) неопределённо-личное предложение; (Г) безличное предложение; (Д) назывное предложение.
16. Какое из этих слов написано неправильно?
(А) абсцисса; (Б) искусство; (В) русификация; (Г) глоссарий; (Д) ренессанс.
17. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:
glausti — прижимать, neglausti — не прижимать, radytis — казаться, nesirodyti — не казаться, saugoti — беречь, nesisaugoti — не беречься.
Как будет по-литовски: не прижиматься, беречься?
(A) nesiglausti, saugotis; (Б) nesiglaustis, saugotisi; (В) nesiglausti, sisaugoti; (Г) neglaustis, sisaugotis; (Д) nesiglausi, saugotisi.
18. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?
(A) Дизель (немецкий инженер) — дизель (вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) — ампер (единица силы тока);
(B) Галифе (французский генерал) — галифе (брюки определённого покроя); (Г) Пастернак (русский поэт) — пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) — наган (револьвер особой системы).
19. Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм?
(А) махнуть рукой; (Б) нечист на руку, (В) вымыть руки; (Г) умывать руки; (Д) развязать кому-л. руки.
Задачи, оцениваемые в 3 балла
20. В каком из перечисленных четырёх падежей ни у одного русского существительного не может быть окончания -у?
(А) в родительном, (Б) в дательном, (В) в винительном, (Г) в предложном, (Д) в каждом из четырёх перечисленных падежей у существительного может встретиться окончание -у.
21. Даны удвоенные согласные: гг, дд, жж, мм, нн, рр, тт. Какие из этих удвоенных согласных встречаются только в словах иностранного происхождения?
22. Упасть навзничь — это как?
23. В каких предложениях из перечисленных представлено простое глагольное сказуемое:
1) Антон не обращал внимания на советы друзей.
2) Сестра вышла купить хлеба. 3) Он обвёл нас вокруг пальца.
4) Мы будем заниматься до обеда. 5) Олег было пошёл в школу.
24. Какие глаголы из перечисленных относятся ко 2 спряжению:
1) поесть, 2) отбежать, 3) завертеться, 4) выстоять.
25. В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания?
1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор.
2) Загадочным и таинственным казался этот пес и жившие в нём сильные и смелые люди.
3)А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица.
4) Однако она уехала и не сказала куда.
5) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвётся.
26. Может ли окончание оказаться перед корнем в слитно пишущемся слове?
(A) нет; (Б) да, но только в сложных существительных;
(B) да, но только в сложных прилагательных; (Г) да, но только в сложных числительных;
(Д) да, в сложных существительных, прилагательных и числительных.
27. Даны польские слова в принятой орфографии и в несколько упрощённой русской транскрипции и их русские соответствия:
rybak [рыбак] рыбак morzyta [можыла] морила rzeka [жэка] река czart [чарт] чёрт tarli [тарли] тёрли orzech [ожэх] орех
В каком из следующих польских слов буквосочетание rz читается иначе, чем в остальных? (A) rzepa; (Б) gorzeli; (В) burza; (Г) grzech; (Д) marzte.
30. Какие из приведённых сложноподчинённых предложений содержат придаточные предложения времени?
1) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Тынянов)
2) И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (Лермонтов)
3) Как только мы заходили за какую-нибудь вершину, шум моря замирал. (Арсеньев)
Творческое задание
Задание, оцениваемое в 20 баллов
Дайте сравнительный анализ этих стихотворений. При выполнении задания вы можете ориентироваться на цитату из Евангелия от Матфея и вопросы, приведенные ниже, или идти своим путем.
Б. Пастернак «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
... Все злей и свирепей дул ветер из степи …
...Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки, при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? - спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
И. Бродский «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, младенец родился в пещере, чтоб мир спасти: мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Цитата из Евангелия от Матфея:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему... Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».
(Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1—2, 9—12)
— Как определяется место и время действия в Евангелии и в стихотворениях Б. Пастернака и И. Бродского? Какое это имеет значение для понимания стихотворений?
— Как реализуется мотив рождественской звезды в евангельском тексте и в стихотворениях?
— Какие реалии используют Б. Пастернак и И. Бродский? Как в этом проявляются особенности художественного мышления поэтов?
— Чем различается ритмико-синтаксическая организация стихотворений?
— В чем, по-вашему, поэтический смысл каждого из стихотворений?
Дополнительные задания
ЗАДАЧИ, СОВМЕЩАЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.
Задание, оцениваемое в 15 баллов
Перед нами зашифрованный русский текст.
1 2 + 3 + 4 + 5, 6 + 4 + 6 7 + 8 + 9 + 4+10+11 2 + 4+12 + 4 + 13+14. 1 15 + 6+16 + 7+16 7+8 + 9+14 8 + 8. 6+10+16 7 + 8 + 9 + 4 + 8+10 2 + 4+12 + 4 + 13+17 15 + 6+16 + 7 + 8 + 8, 10+16+10 7 + 8 + 9+17+10 18 + 16+19+11+9 + 8 2+4+12+ + 4 + 13. 2 + 4 6 + 4 + 20+12 + 14 + 5 7 + 8 + 9 + 8 + 3 + 3+14 + 5 2 + 4 + 12 + 4+13+14 2 + 4 + 13+17+15+19+1+5+10 + 15+1 16+13 + 6+17.
Каждой букве соответствует одно число, причем разным буквам соответствуют разные числа (е и ё считаются одной буквой); зашифрованные буквы в пределах одного слова разделяются плюсами; знаки препинания в тексте сохраняются.
Задание. Расшифруйте этот текст.
Задание, оцениваемое в 10 баллов
Даны японские фразы с переводом на русский язык:
1. Анохито-ва хон-о ёндэ нику-о табэта. Он прочел книгу и съел мясо.
2. Сэйто-ва сюкудай-о манандэ хон-о ёндэ юсёку-о табэру. Ученик выучит уроки, прочтет книгу и съест ужин.
3. Сэйто-ва мидзу-о нондэ дзасси-о акэта. Ученик выпил воду и открыл журнал.
4. Анохито-ва то то мадо-о акэтэ симбун-о ему. Он откроет дверь и окно и прочтет газету.
5. Ину-ва хонэ-о каму. Собака сгрызет кость.
6. Анохито-ва хон то дзасси-о катаёсэтэ цую-о нонда. Он отложил книгу и журнал и выпил сок.
7. Мусуко-ва сюкудай-о катаёсэру. Сын отложит уроки.
Задание. Переведите на японский язык:
1. Ученик откроет журнал и газету.
2. Он съел ужин и выучил уроки.
Ответы на вопросы интеллектуальной игры
по русскому языку
№ вопроса
Содержание ответа
Кол-во баллов
Первый блок вопросов
1
Г (выменял)
2
В (пятиборье)
3
В третьем
4
Не дождаться, не ладить, не угодить
5
Г (лермонтовед)
6
В (Андрей вчера сдавал экзамен по математике)
7
А (достойный)
8
Утрат (это изящный перевертыш – палиндром)
9
Веник
Второй блок вопросов
10
Г (5 слов)
11
Б (беличий хвост)
12
В (встретить друга)
13
Б(дрозд – сорт)
14
А(на заводе хромает трудовая дисциплина)
15
В (непределенно-личное)
16…
Написаны все правильно
17
А
18
Г (переход имени нарицательного в имя собственное)
19
В (вымыть руки)
Третий блок вопросов
20
Д (в каждом из четырех перечисленных падежей может быть окончание –у.
21
Гг, мм, рр
22
На спину, вверх лицом
23
Во всех
24
Завертеться, выстоять
25
1-4 (кроме пятого)
26
Г (да, но только в сложных числительных)
27
Д
28
Третье
Дополнительные задания
1
Я знаю, как решать задачу. Я скоро решу её. Кто решает задачи скорее, тот решит больше задач. За каждую решенную задачу зачисляются очки.
2
Сэйто-ва дзасси то симбун-о акэру.
Анахито-ва юсёку-о табэтэ сюкудай-о мананда.
Творческое задание
Протокол
заседания членов жюри сетевой игры
по русскому языку,
состоявшейся в г. Шарья _____ февраля 2008 года.
Состав жюри:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слушали вопрос о распределении мест среди участников сетевой игры по русскому языку, состоявшейся в г. Шарья _____ февраля 2008 года.
Постановили распределить места следующим образом:
№
п\п
Школа
Кол-во набранных баллов
Место
Диплом
Учитель
1
Шк № 2
2
Шк № 3
3
Шк № 4
4
Шк № 6
5
Шк № 7
6
Шк № 21
_______________ 2013 года.
Члены жюри:
Протокол
сетевой игры по русскому языку,
состоявшейся в г. Шарья « _____» февраля 2013 года.
№
п\п
Школа
Кол-во баллов I блока вопросов
Творческое задание
Дополнительные задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Шк № 2
2
Шк № 3
3
Шк № 4
4
Шк № 6
5
Шк № 7
6
Шк № 21
№
п\п
Школа
Количество баллов
II - III блоки вопросов
Кол-во баллов
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
Шк № 2
2
Шк № 3
3
Шк № 4
4
Шк № 6
5
Шк № 7
6
Шк № 21
Члены жюри:
Бланк ответов на вопросы интеллектуальной игры
по русскому языку
№ вопроса
Содержание ответа
Кол-во баллов
Первый блок вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Второй блок вопросов
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Третий блок вопросов
20
21
22
23
24
25
226
27
28
29
30
Дополнительные задания
1
2
Творческое задание
Список используемой литературы
1. В.М. Алпатов «Лингвистические задачи». М., «Просвещение»2000г.
2. А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку». М., «Просвещение»1995 г.
3. Г.Г. Граник «Секреты русской орфографии». М., «Просвещение»2003г.
4. Материалы игры «Русский медвежонок» 2003, 2004 гг.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ