Построение модели и формирование грамматического понятия на уроках русского языка

Построение модели и формирование грамматического понятия на уроках русского языка.

Выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 521 Красногвардейского района Санкт- Петербурга Пронина Марианна Владимировна

Модель- это своеобразный ребус высокой степени обобщенности и связи грамматических категорий. Эти схемы-опоры становятся на уроках постоянными помощниками ученикам, основой уверенности в своих способностях преодолеть трудности, импульсом к активности, потребностью к освоению знаний.

Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые правила детям не нужно вспоминать , тратя драгоценное время урока, они читают их на моделях. Читают сегодня, завтра , а через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с алгоритмом модели.

Моделирование позволяет вести работу в классе, основываясь на очень большую степень самостоятельного поиска знаний учащихся.

Первые уроки связанные с моделированием. По сути являются уроками постановки учебной задачи. В результате выполнения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области.

Усвоение школьниками грамматических понятий русского языка выражается в овладении и правильном оперировании ими в конкретных случаях мыслительной и практической деятельности. Усвоение абстрактных понятий. Успешно достигается путем хорошего описания основного содержания этих грамматических понятий в процессе умственного дифференцирования, путем выявления соотношений их словесно-понятийной и практически-действительной мыслительной деятельности.

Этапы построения модели:

1.Организация наблюдения единичных предметов или явлений(слов).

Новое грамматическое понятие следует предлагать детям в тесной связи с понятиями уже известными им.Эта работа направляет мысли учащихся по сопоставлению с уже известными.

Например, определить род прилагательного:

трава теплое

морс резиновый

мяч зеленая

-соедини стрелочками

-почему так сделал?

2.Обобщение наблюдений.

С целью обогащения наблюдений учащихся организуется наблюдение возможно большего количества разнообразных слов, относящихся к изучаемому понятию.

Наблюдая большое количество разнообразных новых слов, учащиеся легче смогут обнаружить , как общие существующие признаки и свойства, связи и отношения, так и второстепенные индивидуальные признаки.

ж.р. ср.р.

зеленая трава доброе сердце

м.р. м.р.

зеленый огурец добрый человек

ср.р. ж.р.

зеленое поле добрая душа

ПИпоР

(имя прилагательное изменяется по родам)

3.Выделение общих и существенных признаков изучаемого грамматического понятия.

Этот мыслительный процесс происходит при помощи абстрагирования и анализа отдельных признаков слов, грамматических категорий, отношений между ними, сравнения сводных признаков и связей, и , наконец, синтезирование и обобщение их.

4.Уточнение.

На основе сравнения, знания учащихся об изучаемом, становятся более четкими, а, следовательно, и понятия о нем становятся ясными, определенными.

5.Определение понятий и построение модели.

Определение- это указание общих существенных черт, образующих содержание понятий. В определении и в модели указывается:

а) к какой группе, роду, закону, процессу принадлежит определенное грамматическое понятие и

б)каковы его отличительные признаки.

Например: блок-схема

П-ЧрОпп?какойСс Ипо Ч (ед.,мн.)

какая П(6 п.)

какое

какие

Т.е. имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Согласуется с существительным, изменяется по числам и падежам.

6.Упражнения и практическая проверка.

Отрабатываются, конкретизируются полученные знания. Эти уроки постоянно направлены и на развитие речи, и тренировочные задания вида: подбери, составь нужную модель, озвучь схему. Докажи, приведи пример и т.д.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ