Построение модели и формирование грамматического понятия на уроках русского языка
Построение модели и формирование грамматического понятия на уроках русского языка.
Выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 521 Красногвардейского района Санкт- Петербурга Пронина Марианна Владимировна
Модель- это своеобразный ребус высокой степени обобщенности и связи грамматических категорий. Эти схемы-опоры становятся на уроках постоянными помощниками ученикам, основой уверенности в своих способностях преодолеть трудности, импульсом к активности, потребностью к освоению знаний.
Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые правила детям не нужно вспоминать , тратя драгоценное время урока, они читают их на моделях. Читают сегодня, завтра , а через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с алгоритмом модели.
Моделирование позволяет вести работу в классе, основываясь на очень большую степень самостоятельного поиска знаний учащихся.
Первые уроки связанные с моделированием. По сути являются уроками постановки учебной задачи. В результате выполнения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области.
Усвоение школьниками грамматических понятий русского языка выражается в овладении и правильном оперировании ими в конкретных случаях мыслительной и практической деятельности. Усвоение абстрактных понятий. Успешно достигается путем хорошего описания основного содержания этих грамматических понятий в процессе умственного дифференцирования, путем выявления соотношений их словесно-понятийной и практически-действительной мыслительной деятельности.
Этапы построения модели:
1.Организация наблюдения единичных предметов или явлений(слов).
Новое грамматическое понятие следует предлагать детям в тесной связи с понятиями уже известными им.Эта работа направляет мысли учащихся по сопоставлению с уже известными.
Например, определить род прилагательного:
трава теплое
морс резиновый
мяч зеленая
-соедини стрелочками
-почему так сделал?
2.Обобщение наблюдений.
С целью обогащения наблюдений учащихся организуется наблюдение возможно большего количества разнообразных слов, относящихся к изучаемому понятию.
Наблюдая большое количество разнообразных новых слов, учащиеся легче смогут обнаружить , как общие существующие признаки и свойства, связи и отношения, так и второстепенные индивидуальные признаки.
ж.р. ср.р.
зеленая трава доброе сердце
м.р. м.р.
зеленый огурец добрый человек
ср.р. ж.р.
зеленое поле добрая душа
ПИпоР
(имя прилагательное изменяется по родам)
3.Выделение общих и существенных признаков изучаемого грамматического понятия.
Этот мыслительный процесс происходит при помощи абстрагирования и анализа отдельных признаков слов, грамматических категорий, отношений между ними, сравнения сводных признаков и связей, и , наконец, синтезирование и обобщение их.
4.Уточнение.
На основе сравнения, знания учащихся об изучаемом, становятся более четкими, а, следовательно, и понятия о нем становятся ясными, определенными.
5.Определение понятий и построение модели.
Определение- это указание общих существенных черт, образующих содержание понятий. В определении и в модели указывается:
а) к какой группе, роду, закону, процессу принадлежит определенное грамматическое понятие и
б)каковы его отличительные признаки.
Например: блок-схема
П-ЧрОпп?какойСс Ипо Ч (ед.,мн.)
какая П(6 п.)
какое
какие
Т.е. имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Согласуется с существительным, изменяется по числам и падежам.
6.Упражнения и практическая проверка.
Отрабатываются, конкретизируются полученные знания. Эти уроки постоянно направлены и на развитие речи, и тренировочные задания вида: подбери, составь нужную модель, озвучь схему. Докажи, приведи пример и т.д.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ