Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из условий реализации ФГОС

Формагина О.Н.

учитель МКОУ «СОШ №13», с. Мариинск г.о. Ревда

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из условий реализации ФГОС

Образовательный процесс в России с 2011 года строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В основу ФГОС положена новая идеология. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального общего образования. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важными элементами формирования УУД являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред - наиболее естественный способ формирования УУД.

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания.

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

В этом учебном году почти все образовательные учреждения города получили учебно-лабораторное оборудование для 1-х классов. Какова же его эффективность? Интерактивный комплекс позволяет  демонстрировать ученикам: мультимедийные  презентации, содержащие изучаемый материал; иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы); текстовый материал; материал, оформленный в виде таблиц; видеоматериал; комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке: повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее сложных; экономия учебного времени, интенсификация обучения; усиление наглядности и «яркости» обучения; укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых; повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале; развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ; разнообразие форм итогового контроля; расширение видов деятельности на уроке; возможность представить материал, который без интерактивной доски практически предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео - иллюстративную информацию.

 Отличаясь высокой степенью интерактивности компьютерные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого данная среда даёт возможность обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания. На уроках отмечается комфортная обстановка, непринуждённо развивающая мышление, память, внимание, воображение. Время на задания затрачивается меньше. Применение компьютерных технологий в процессе обучения в начальной школе возможно на любом уроке.
Сфотографированную с помощью документ-камеры страницу тетради с печатной основой, страницу прописи, различные виды разлиновки можно использовать как шаблон или фон доски, что особенно актуально на уроках в 1 классе, когда закладываются основы ориентации на тетрадном листе, начинается усвоение правил единого графического режима. Показывая строку, клетку или другой объект, где нужно писать на доске, отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы.

В 1 классе дети учатся писать буквы и цифры, поэтому особенно важно, чтобы перед глазами был правильный образец, который можно было бы не только увидеть, но и «потрогать». Ученик обводит пальчиком большой каллиграфический образец буквы или цифры, изображённый на отсканированном листе Прописи и сразу видит совпало ли его написание с правильным. Данный вид работы позволяет одновременно задействовать и зрительный и кожно-мускульный анализаторы. Использование неподвижных и подвижных иллюстраций, звуковых эффектов, заданий на тактильные ощущения активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии нового материала. А раз возбуждено несколько центров головного мозга, то возрастает и уровень познавательного интереса. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

При обучении чтению на уроках обучения грамоте я активно использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

На уроках русского языка удобны для использования тренажёры «Фраза», «Я пишу грамотно», «Грамотное письмо» и другие, содержащие демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Дифференциация процесса обучения достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности. Так, сильным ученикам можно предложить более трудный дидактический материал, т.е. слова с несколькими орфограммами, сложным морфологическим составом, задания творческого характера. Для слабых учащихся включить дополнительный материал, который восполнял бы пробелы в знаниях, актуализировал бы их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения каждой конкретной темы. Часто использую в образовательном процессе презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Совместно с детьми составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам.

С целью оценки и контроля качества знаний разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ с использованием программы PRO Class позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. таким образом создаются условия для формирования более прочных, глубоких знаний по предмету, формируются стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является и то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ