Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к ГИА в урочной и внеурочной деятельности










Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к ГИА в урочной и внеурочной деятельности





Работа учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала

муниципального района Шенталинский

Самарской области

Орловой Валентины Германовны








СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

  1. Ведение………………………………………………………………….. 2

  2. Актуальность……………………………………………………………3

  3. Классификация средств ИКТ по области методического назначения..5

  4. Теоретическая значимость использования информационных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку……….………5

  5. Практическая значимость использования информационных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку…………………………..…6

  6. Предполагаемый результат……………………………………..……….6


II. Основная часть

  1. Теоретическая часть. Понятие информационных и коммуникационных технологий………………………………………………………..………….6

  2. Практическая часть. Использование Интернет- ресурсов при подготовке к ГИА на уроках, во внеурочной и в самообразовательной деятельности учащихся………………………………………………..……………………11


III. Заключение. Результаты применения информационно-коммуникативных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку………………………15


IV.Список использованных ресурсов……………………………………….…16










I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Введение.

В настоящее время одним из приоритетов развития России является образование, причем качественное образование. В образовательных стандартах четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Цель использования информационно-коммуникативных технологий при подготовке к ГИА в урочной и внеурочной деятельности- повышение эффективности и качества процесса обучения и успешная сдача ГИА по русскому языку.

Задачи:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

  • повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

  • усиление мотивации к обучению;

  • активизация процесса обучения.


2. Актуальность.

Входной мониторинг по русскому языку в 9-х «а» и «в» классах проведенный 20.11.213 г., выявил определенные недостатки. Задания входного мониторинга, предложенные ученикам, соответствовали образовательному стандарту.

В работу включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

-лингвистическую компетенцию- умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений,

-языковую компетенцию- практическое владение русским языком, грамматическим строем, соблюдение языковых норм

-коммуникативную компетенцию - владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Выполняли работу 38 учащихся, что составляет 88% , сдающих ГИА. Работа выявила пробелы в их знаниях.





задания

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Количество ошибок


%

А1

Понимание содержания исходного текста

17

43

А2

Осмысление контекстуального значения ключевых слов

16

42

А3

Опознавание изученных средств выразительности в тексте

26

69

А4

Определение фонетических особенностей слова

14

36

А5

Правописание гласных в корне

25

66

А6

Правописание приставок

25

44

А7

Правописание суффиксов

21

42

В1

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

26

68

В2

Словосочетание

18

44

В3

Определение грамматической основы предложения.

20

52

В4

Обособленные члены предложения

27

70

В5

Знаки препинания при вводных конструкциях.

25

65

В6

Определение количества грамматических основ в предложении.

26

69

В7

Определение типов сложного предложения

32

84

В8

Сложноподчиненные предложения

29

76

В9

Сложные предложения с разными видами связи между частями

29

76



Выполнили работу на оценку

«5» - 1

«4» - 15

«3» - 10

«2» - 12

С работой над сжатым изложением справились 30 % учащихся.

С работой над сочинением на лингвистическую тему справились 12% учащихся.

3. Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

  • демонстрационные программы;

  • обучающие программы;

  • программные средства тестирования и контроля уровня знаний;

  • программные средства для моделирования;

  • тренажеры;

  • информационно-справочные системы;

  • автоматизированные обучающие системы;

  • экспертные обучающие системы;

  • интеллектуальные обучающие .

4. Теоретическая значимость использования информационных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных консультаций, учебных занятий в реальном режиме времени.

5. Практическая значимость использования информационных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку.

  • помогает повысить общий и предметный уровень обученности;

  • повышает продуктивность самоподготовки учащихся;

  • усиливает мотивацию к обучению;

  • активизирует процесс обучения.

6. Предполагаемый результат- успешная сдача Государственной итоговой аттестации.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть. Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

1.1. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

1.2. А что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

1.3. Что такое ЭОР нового поколения?

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

1.4. Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.

1.5. Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Источник: http://mou106.chel-edu.ru/ 

Ресурсы: 

Официальный сайи Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru 

Федеральный портал "Российское образование": http://www.edu.ru 

Инфрмационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http://window.edu/ru 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior/edu/ru

Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

Универсальный тестирующий комплекс: http://www.megatestpro.ru

 

Словари и энциклопедии:

Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании: http://www.edu_all.ru 
Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы:
http://periodika.websib.ru 
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн:
 http://www.edic.ru 
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия:
 http://www.wikiznanie.ru 
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия:
 http://ru.wikipedia.org 
Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий":
 http://www.megabook.ru 
МультиЛекс Online: электронные словари онлайн:
 http://online.multilex.ru 
Нобелевские лауреаты: биографические статьи:
 http://www.n_t.org/nl/ 
Педагогический энциклопедический словарь:
 http://dictionary.fio.ru 
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники:
 http://www.rubricon.com 
Русские словари. Служба русского языка:
 http://www.slovari.ru 
Словари издательства "Русский язык": англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий:
 
http://www.rambler.ru/dict/ 
Словари русского языка на портале "Грамота.ру":
 http://slovari.gramota.ru 
Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру":
 http://www.glossary.ru 
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:
 http://vidahl.agava.ru 
Энциклопедия "Кругосвет":
 http://www.krugosvet.ru 
Энциклопедия "Природа науки. 200 законов мироздания":
 http://www.elementy.ru/trefil/

 

Информационная поддержка Единого государственного экзамена 
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена: http://ege.edu.ru 
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме:
http://www.ege.ru 



2. Практическая часть. Использование Интернет- ресурсов при подготовке к ГИА на уроках, во внеурочной и в самообразовательной деятельности учащихся.



2.1. Работа над частью 1 (С1)- сжатое изложение.

1) Сайт «По уши в ГИА» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html:

2) Сайт ФИПИ «Банк заданий» http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=



2.2 . Работа над частью 3 (С2).

1) Сайт «По уши в ГИА» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html:

 новое

2.3 . Работа над частью 2 (А, В).

1) ЕОР (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8;

2)«По уши в ГИА»- Коллекция таблиц-http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/08/blog-post_13.html



Коллекция таблиц для подготовки к ГИА по русскому языку

В данной статье размещены ссылки на таблицы по разным темам, имеющим отношение к ГИА по русскому языку, которые могут быть использованы как учениками для самоподготовки, так и учителями в качестве раздаточного материала.

Орфография
Корни с чередующимися гласными
Употребление дефиса
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и существительных
Правописание Н и НН в суффиксах причастий, отгл. прил. и наречий
Правописание слов с корнем ПОЛ-, гласных И-Ы после Ц
Правописание НЕ с различными частями речи
Частицы

Синтаксис
Обособленные члены предложения
Вводные слова и словосочетания
Выделение вводных слов запятыми
Вводные слова и словосочетания в алфавитном порядке
Типы придаточных
Знаки препинания в БСП
Основные группы односоставных предложений

Текст
Стили речи

Фонетика
Звуки речи. Фонетический разбор слова

-Коллекция презентаций -http://uchimcauchitca.blogspot.ru/search/label/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B



3) Сайт ФИПИ «Банк заданий» http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=

4) «По уши в ГИА», http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/06/20-2013.html

20 вариантов КИМов ГИА 2013

5) Онлайн тесты http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/RussianLanguage-9class-41/Default.aspx

III. Заключение. Результаты применения информационно-коммуникативных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку

Информационно-коммуникативные технологии я применяю в учебном процессе с 2009 года. В 2011 году мои ученики по результатам Государственной итоговой аттестации получили следующие результаты:

Было допущено до аттестации-7 человек.

Сдало:

на «5»-6 учеников,

на «4»-1 ученик.

Считаю, что применение данной технологии- гарант успеха в преподавании русского языка.







 

IV. Список использованных ресурсов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения , http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82



  1. «Информационные технологии в образовании», http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm



  1. Онлайн тесты, http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/RussianLanguage-9class-41/Default.aspx

  2. «По уши в ГИА». Коллекция таблиц, http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/08/blog-post_13.html

  3. Сайт ФИПИ «Банк заданий», http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=

  4. Электронные образовательные ресурсы для учащихся, http://zlatschool90.edusite.ru/p79aa1.html



17


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ