Итоговый контроль по блоку № 2 (к учебнику И. В. Гусаровой) 10 класс

Итоговый контроль по блоку № 2 (10 класс)

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 1

  1. Теоретическая часть

- Какие языки входят в восточнославянскую группу?

- Назовите основные признаки текста.

- Что такое повествование?



  1. Практическая часть

1) Работа с текстом

(1) В то время как вся русская молодёжь читала, читает и знает наизусть стихи Некрасова, литературная критика последних лет большинством голосов отказывала ему не только в тех достоинствах, какие признавались за ним публикою, но и в десятой доле тех, которые та же критика находила в изобилии у Тютчева и Майкова. (2) Нечего и говорить, что главною причиною такой критической оценки было то, что Некрасов был не только поэт, но и издатель “Современника”. (3) Некрасов имеет полное право на звание мыслителя. (4) Мало того, это – мыслитель глубокий и честный. (5) В основе его лежит гуманное отношение к своей родине. (6) Я бы назвал Некрасова народным потом, если бы прозвание это не было замарано эстетиками, прилагавшими его ко всякой нечистоте. (7) Народным поэтом я назвал бы Некрасова потому, что герой его песен один – русский крестьянин. (8) Но он говорит о нём, конечно, как человек развитой. (9) Как говорил Добролюбов, он не “поёт” его, а думает о нём, о его бедах и горе, не ограничивается объективным изображением страдания, но мыслит о нём. (10) Мысли свои, глубокие и светлые, он передаёт в прекрасных свободных стихах. (11) В них без натяжки укладывается народная речь. (12) по предмету своему, по своему герою стихотворения Некрасова не имеют равных во всей русской литературе. (По В. Зайцеву)

1. Определите стиль и тип текста.

2. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения.

3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

4. Среди предложений 7 – 11 найдите предложение с однородными обособленными определениями. Укажите номер этого предложения.

5. Среди предложений 5–11 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

6. Из предложения 5 выпишите местоимения.

7. Укажите способ образования слова мыслитель

8. Укажите, какое средство используется для связи предложений 10 и 11. Напишите номер правильного ответа.

А) союз Б) лексический повтор В) антонимы Г) местоимение





2) Прописная или строчная?

(Г,г)ордиев узел, (Д,д)ревний (Е,е)гипет, (К,к) аменный век, (К,к) уликовская (Б,б)итва, по-(С,с)уворовски бесстрашен.

3) Спишите предложения, подчеркните сказуемое, определите его тип.

А) Сосед начал играть на скрипке.

Б) Я бы рассказал вам о многих его подвигах.

В) Роза – любимый цветок многих женщин.

Г) Моя сестра работала учителем в местной школе.

Д) Их подъезд был четвертым по счету.

4) Спишите, вставляя пропущенные буквы, выбирая правильный вариант окончания.

А) В столовой за одну смену сидел.. двести человек.

Б) Три человек с разных сторон подошл.. к остановке.

В) Полчаса проход..т незаметно.

Г) К утру Иван Петрович с Пелагеей Ивановной добрал..сь домой.

Д) На следующий день все четверо отправил..сь в долгий путь.

5. В каких из приведенных ниже предложений постановка тире не требуется?

А) Любовь не вздохи на скамейке и не страданья при луне.

Б) Искусство жить с перспективой.

В) Осень чудесное время!

Г) Брошка как бабочка.

Д) В этом городе знать три языка ненужная роскошь. (Чехов)

6. Определите тип односоставных предложений.

А) Идешь по лесной тропинке, дышишь морозным воздухом, наслаждаешься тишиной.

Б) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

В) Сумерки. По-зимнему холодный ветер.

Г) Сегодня по радио выступили с важным заявлением.

Д) Не поется мне, не плачется, не смеется, не неволится.



Итоговый контроль по блоку № 2 (10 класс)

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 2

  1. Теоретическая часть

- Какие языки входили в западнославянскую группу?

- Какие два основных периода выделяют в истории русского литературного языка?

- Что такое рассуждение?



  1. Практическая часть

1) Работа с текстом.

(1) Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. (2) Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а также своими художественными достоинствами. (3) Популярность романа, очевидно, объясняется тем, что Тургеневу удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50 – начала 60-х годов XIX века. (4) В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. (5) В ходе подготовки реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. (6) Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы. (7) Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к решительным действиям. (8) Либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. (9) Так на реформу смотрел и Тургенев. (10) Если в предыдущих своих романах он в качестве главных героев изображал близких ему по духу интеллигентов из дворян, то в “Отцах и детях” писатель резко противопоставил либералов-дворян Кирсановых демократу-разночинцу Базарову. (11) Именно Базаров является типичным представителем той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России. (По П. Пустовойту)

1. Определите стиль и тип текста.

2. Среди предложений 2-6 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

3. Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.

4. Напишите простым или сложным является предложение 2.

5. Среди предложений 5-10 найдите предложение с деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 6-11 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложения 4 выпишите местоимения.

2) Прописная или строчная?

((Г,г)рибоедовский дом-музей, (В,в)еликая (О,о)течественная (В,в)ойна, по-(Б,бунинсеи) поэтичен, (Ф,ф) илькина грамота.

3) Спишите предложения, подчеркните сказуемое, определите его тип.

А) Я бы рассмешил вас обязательно!

Б) Я не могу раскрыть основную мысль текста.

В) Он доводится мне дедом.

Г) Ирина стояла поникшая и опечаленная.

Д) Самый верный признак истины – это простота и ясность.

4) Спишите, вставляя пропущенные буквы, выбирая правильный вариант окончания.

А) Во рту у него блестел.. два ряда крупных зубов.

Б) Оба рабочих невесело рассмеял..сь.

В) Над лесом летел.. несколько журавлей.

Г) Семь домов уже построен…

Д) Курзин с Огурцовым вышл.. на крыльцо сельского клуба.

5. В каких из приведенных ниже предложений постановка тире требуется?

А) Чтение вот лучшее учение.

Б) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.

В) Сердце мое не камень.

Г) Он порча, он чума, он язва здешних мест (Грибоедов)

Д) Пятью пять двадцать пять.

6. Определите тип односоставных предложений.

А) Тихие московские дворики. Ряды тополиных деревьев.

Б) Во дворе громко кричали.

В) Города строят не языком, а рублем да топором.

Г) Научитесь говорить слово «нет».

Д) Его на месте нет.

Итоговый контроль по блоку № 2 (10 класс)

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 3

  1. Теоретическая часть



- Какие языки относятся к южнославянской группе?

- Назовите основные способы связи предложений в тексте.

- Что такое описание?



  1. Практическая часть

1) Работа с текстом

(1) Прямой противоположностью Ольге в романе “Обломов” выглядит квартирная хозяйка, а затем и жена Ильи Ильича Агафья Пшеницына, как будто без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье. (2) Подчёркнуто духовному облику Ильинской , в чертах которой отражалось “присутствие говорящей мысли”, богатство внутренней жизни, контрастен внешний портрет Пшеницыной с ее “полными, округлыми локтями”. (3) Просто, не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова. (4) Самоотверженная, проникнутая материнским началом любовь ее овеяна в романе глубоким авторским сочувствием. (5) В этой рядовой женщине пробудилась живая душа, открылся человеческий смысл и свет в ее почти автоматическом существовании. (6) Образ скромной чиновницы Агафьи Пшеницыной стал большим завоеванием Гончарова и русской прозы в целом, так как отвечал основному творческому принципу художника показать и в “простом” современнике “самого человека”. (По В. Недзвецкому)

1. Определите стиль и тип текста.

2. Из предложения 1 выпишите причастие.

3. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании овеяна сочувствием.

5. Укажите, к какой части речи принадлежит слово контрастен (предложение 2) .

А) краткое причастие Б) краткое прилагательное В) наречие Г) глагол

6. Выпишите из предложения 6 все слова с нулевым окончанием.

7. Среди предложений 2-6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

2) Прописная или строчная?

(М,м)итина идея, (А,а)вгиевы конюшни, по-(Ш,ш)олоховски мудрый, (О,о)рден (Б,б)оевого (К,к) расного (З,з)намени, (Г,г) осударственная (Д,д)ума.

3) Спишите предложения, подчеркните сказуемое, определите его тип.

А) Экскурсоводы будут проводить по три экскурсии в день.

Б) Я собралась было в деревню.

В) Перед дождем птицы перестали петь свои чудесные песни.

Г) Тени становились длиннее.

Д) Мой дед служил приказчиком у барина.

4) Спишите, вставляя пропущенные буквы, выбирая правильный вариант окончания.

А) Позднее оба острова был.. использован.. для других надобностей (А. Яшин)

Б) После обеда часть общества перешл.. в беседку, расположенную в тенистой стороне сада.

В) Прошл.. совсем немного лет.

Г) Театр-студия привлекал.. меня все больше.

Д) Дежурный учитель Вера Львовна остановил.. девочек-восьмиклассниц.

5. В каких из приведенных ниже предложений постановка тире не требуется?

А) Он парикмахер и повар в одном лице.

Б) Площадь квартиры сто квадратных метров.

В) Родину защищать долг каждого патриота.

Г) Пруд как зеркало.

Д) Учиться и жить есть одно и то же. (Пирогов)

6. Определите тип односоставных предложений.

А) Чужим трудом не построишь дом

Б) Для того чтобы заготовить дрова, приходилось рано вставать.

В) Беспредельно чистое, лазурное небо.

Г) Сейчас вас позовут к обеду.

Д) Выхожу ранним утром из дома, брожу по живописным окрестностям.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ