Изменение глаголов по числам 3 класс

Учебный предмет,класс,УМК: русский язык,3 класс, «Клас-

сическая начальная школа»

Тема: Изменение глаголов по числам

Цель урока: формировать представление о лексическом и грамма-тическом значении глагола, расширять знания о фразеологизмах.

Задачи: 1.Развивать личностные УУД через развитие познава-тельных интересов,учебных мотивов,формирование адекватной позитивной самооценки.

2. Развивать регулятивные УУД- учить воспринимать и сохранять учебную задачу,планировать свои действия в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осущест-влять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя , развивать умение оценивать правильность выполненного задания,выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Формировать познавательные УУД : общеучебные: через умение добывать нужную информацию и умение исполь-зовать знаково-символические средства; логические: через выпол-нение логических операций анализа и синтеза, классификации и обобщения, через умение выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Развивать коммуникативные УУД через умение выслушивать мнение других, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться контролировать действия партнера.

Ожидаемый учебный результат: знать и правильно употреблять термины и понятия по теме, уметь определять число глагола, уметь изменять глаголы по числам.

Педагогические технологии: технологии развивающего обуче-ния, технологии личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: -для учителя: мультимедийный проектор, наглядность на электроном носителе; -для учащихся: учебник и рабочая тетрадь, знаково-символические средства.



Основные этапы и виды деятельности

  1. МОТИВАЦИЯ

  2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (через

создание условий для определения темы,формулирования целей и учебных задач урока).

3.Включение нового знания и способа действия в активное использование в сочетании с ранее изученным ,освоенным.

(посредством выполнения самостоятельной работы и творческих заданий)./Физкультминутка.

  1. Подведение итогов.

  2. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

  3. Домашнее задание.





























1.Мотивация.

2.Введение в тему урока.

-И первое,что я вам предлагаю-это закончить известные вам отрывки из стихотворений верными словами:

1) Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам … летит

2)Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и … гласят

-Объясните значение слова г л а с я т

./говорят громко, в полный голос/

3)Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити … золотит

4)Полюбуйся,весна наступает, Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает, И ручьи и по оврагам… шумят

-Посмотрите внимательно на данные слова и скажите, что их объединяет?

1)-Эти слова объединяет то, что они являются глаголами.

-Докажите.

-Отвечают на вопросы что делает? что делают? И обозначают действие предмета.

2)Имеют одинаковое строение (состоят из корня и окончания). 3)Имеют безударную гласную в корне.

-На какие группы можно разбить эти глаголы?

золотит шумят летит гласят -Докажите.

(Глаголы золотит,шумит стоят в единственном числе, потому что обозначают действие одного предмета,а глаголы шумят, гласят стоят во множественном числе, потому что обозначают действие нескольких предметов)

-На какие еще вопросы могут отвечать глаголы в единственном числе?

Что делаю? Что сделаю? Что буду делать? Что делаешь? Что сделаешь? Что будешь делать ? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало?

- А какие вопросы можно задать к глаголам,стоящим во множес-твенном числе? Что делаем? Что сделаем? Что будем делать? Что делаете? Что сделаете? Что будете делать? Что делают? Что сделают? Что будут делать? Что делали? Что сделали?

-Итак, исходя из сказанного,как можно сформулировать тему урока?

-Я считаю,что тему урока можно сформулировать так:

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ.

!Учитель фиксирует тему на доске!

-Какие цели поставим перед собой?

-Будем тренироваться изменять глаголы по числам. -Будем тренироваться определять число глаголов. -Будем развивать орфографическую зоркость -Молодцы, хорошо сформулировали цели. Принимаемся за работу.

3. Включение нового знания и способа действия в активное использование в сочетании с ранее изученным.

А) С Л О В А Р Н А Я Р А Б О Т А

На доске: Вет.р, в.р.б.и, мес.ц, б.реза, дев.чки.

-Мы-знакомые слова, всех нас знает каждый. Мы содержим гласные трижды или дважды, Иногда всего одну, только не вначале. А сегодня…ну и ну… Все они сбежали.

-Какие буквы пропущены?

-Что общего у этих слов? -Это словарные слова. –Это имена существительные.

-Какие различия выделим? -Существительные ветер, месяц, береза-неодушевленные, а существительные воробьи, девочки-одушевленные. ( –Существительные воробьи,девочки стоят во множественном числе, а существительные ветер, береза, месяц стоят в един-ственном числе. –Существительные воробьи , береза, девочки имеют 3 слога, а существительные месяц, ветер-2 слога).

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах:

-Составьте простые нераспространенные предложения ,подобрав к этим словарным словам подходящие по смыслу глаголы. Укажите число глаголов. 2) Воробьи скачут, клюют, чирикают, щебечут. 4) Береза растет, стоит, будет зеленеть. 3) Месяц светит, сияет, сверкает, блестит, …длится. 1) Ветер дует, свистит, воет, воет, гудит. 5) Девочки шьют, поют, играют, убирают….

-А сейчас поменялись тетрадями, проверили работу друг друга. Если с чем-либо не согласны, поставили карандашом ?.

-Проверяем работу. -Какие предложения составили со словом … ветер? Назовите число глаголов- ед. ч., потому что… месяц?Назовите число глаголов-ед.ч., потому что…

воробьи?Назовите число глагола- мн.ч., потому что…и т.д.

-Молодцы, а сейчас давайте составим простое распространенное предложение со словом девочки. Девочки нашего класса хорошо поют .

.Девочки играют во дворе в интересную игру.

Я предлагаю записать предложение …… в тетрадях и разобрать его по членам.

-Пишу с красной строки с большой буквы :Девочки играют (во-это предлог,предлоги со словами пишутся раздельно) дворе (безударная гласная буква о, проверочное слово двор) в (это предлог, предлоги со словами пишутся раздельно ) интересную(выделим сочетание сн без т, проверочное слово интересен) игру(ставлю точку).

-По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации невосклицательное, распространенное, простое.

В предложении говорится о……Кто?(Девочки)-это подлежащее, выраженное существительным в И.п.,подчеркиваю одной чертой. Девочки что делают?(играют)-это сказуемое,выраженное глаголом, подчеркиваю двумя чертами. Девочки играют-это главные члены предложения.



Задаю вопрос от подлежащего…..

Б) Ф И З М И Н У Т К А

-Молодцы. А сейчас пора отдохнуть. Встали.

Восстановим дыхание…

-Садимся. Какие глаголы из этой физкультминутки вы услышали? Назовите число.

В)-Давайте еще раз уточним, как изменяются глаголы. Глаголы изменяются по числам. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, глаголы во множественном числе обозначают действие нескольких предметов.

-А сейчас открыли учебники на с.80 , упр.550.

-Прочитайте текст. –Измените число выделенных имен существительных.(лоси, дере-вья,волки). –Прочитайте текст, изменив лишь число имен существительных. -Нравится вам такой текст? А что нужно сделать, чтобы текст звучал красиво? (Нужно еще изменить число имен прилагательных и глаголов). –Запишите новый вариант текста.

-Проверяем работу. Прочитайте, пожалуйста, новый текст. –Так для чего нужно уметь изменять глаголы по числам? (Чтобы грамотно и красиво писать и говорить).

Г) -Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить такое упражне-ние: у вас на листочках даны задания, они содержат 3 уровня. Вы можете выбрать себе любой уровень.

-……, читай задание 1-го уровня. –Всем понятно задание? -…., читай задание 2-го уровня. –Всем ясно задание? –И,наконец, задание 3-го уровня. - Всем понятно задание?

-Тогда за работу. Желаю успеха .

-Проверяем работу. Кто выбрал 1-ый уровень? Какие глаголы записали в 1 столбик? Почему? Какие глаголы записали во 2-ой столбик? Почему?

-Молодцы. Кто выбрал 2-ой уровень. Читаем полученные предло-жения. Почему выбрали этот глагол?(стоит в единственном числе, потому что обозначает действие одного предмета-черемухи).

-Проверяем работу выбравших 3 уровень. Какие глаголы в единственном числе образовали? А во множ-ом числе ?

Ед.ч. Мн.ч

Дружу дружим подружусь подружимся буду дружить будем дружить дружишь дружите подружишься подружитесь будешь дружить будете дружить дружит дружат подружится подружатся будет дружить будут дружить дружил дружили подружился подружились дружила подружилась дружило подружилось

-Молодцы, а сейчас читаем по цепочке следующие словосочетания

валюсь с ног (устал) -Как называются такие словосочетания? клевал носом ( спал ) (ф р а з е о л о г и з м а м и) зарубила на носу (запомнила) -Замените каждый фразеологизм 1 глаголом закрыл рот на замок ( замолчал ) души не чает (любит ) из кожи вон лезут ( стараются ) обведут вокруг пальца ( обманут )

4. Итоговая рефлексия

-Урок подходит к концу. Озвучьте еще раз тему урока. – Какие цели ставили перед собой? –Достигли мы поставленных целей? –Как изменяются глаголы? -От чего зависит число глагола? ( от числа имени существительного ) –Оцените свою работу на уроке на шкале в тетрадях. –Какое задание понравилось больше всего? –А что вызвало затруднение ? – С каким чувством , с каким настроением вы покидаете урок? Что значит с хорошим?

5.Домашнее задание (на выбор )

-Из

- Подобрать 7 таких фразеологизмов, чтобы их можно было заменить 1-им глаголом, записать в тетрадь.

-Словарь

6. Выставление отметок























Тема: Изменение глагола по числам



1 уровень

Запишите глаголы в 2 столбика в соответствии с темой урока.

Вырубим , гл…дели, звенит, тр…щат, поднимала, пылало, скучаю, шумите.



2 уровень

Спишите текст ,выбрав верный глагол. Укажите число глаголов.

В мае в л…су ( цв..тет, цв..тут ) черемуха. Б…р…га ручьев ( ж…лтеет, ж…лтеют ) от з..л..тых лютиков.Со…нце и теплый воздух ( греет, греют ) землю.



3 уровень

От корня -друж- образуйте глаголы ,отвечающие на разные вопросы и запишите их в 2 столбика в соответствии с темой урока.

ВНИМАНИЕ: безударную гласную в окончаниях глаголов пишите карандашом!











Вопросы, на которые отвечают глаголы

Единственное число

что делаю? что сделаю? что буду делать? что делаешь? что сделаешь? что будешь делать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало?

Множественное число

что делаем? что сделаем? что будем делать? что делаете? что сделаете? что будете делать? что делают? что сделают? что будут делать? что делали? что сделали?







Вопросы, на которые отвечают глаголы

Единственное число

что делаю? что сделаю? что буду делать? что делаешь? что

сделаешь? что будешь делать? что делает? что сделает? что будет

делать? что делал? что сделал? что делала? что сделала? что

делало? что сделало?

Множественное число

что делаем? что сделаем? что будем делать? что делаете? что

сделаете? что будете делать? что делают? что сделают? что будут

делать? что делали? что сделали?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ