Комплексный анализ текста. Ф. А. Абрамов, «Пинега» 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Солонешенского района Алтайского края
Комплексный анализ текста. Ф. А. Абрамов. «Пинега»
Русский язык (15 лет, 9 класс)
подготовила учитель
русского языка и
литературы
Максимова Любовь Федоровна
с.Солонешное
2014
Цель: создать условия для обучения школьников правилам, технологии построения текста на примере классики путем комплексного анализа текста.
Вступительное слово учителя об авторе:
- Федор Александрович Абрамов (1920 -1983) - прекрасный русский писатель. Он родился и вырос на Севере - в Архангельской области, Пинежском районе. Пинега — любимая река его детства.
Потом Федор Александрович учился, защитил диссертацию (т. е. стал ученым), преподавал литературу в Ленинградском университете; писал и издавал книги, но о своем родном крае не забывал, часто навещал его, летом обычно там жил. И не случайно главные герои книг Абрамова - простые люди, крестьяне, жители северной деревни и — родная природа.
Вдумаемся в название одной из книг Федора Александровича: «Где лето с зимою встречаются» (М., 1987; книга демонстрируется). Нетрудно догадаться, о чем она. - Да, о природе. В этой книге, прекрасно иллюстрированной художником Николаем Александровичем Устиновым, - миниатюры о разных временах года. Одна из них - «Пинега». Помещена эта миниатюра в таком «окружении»: до нее - «Погожим летом», после нее - «Ржаное поле»; значит, Пинега в миниатюре - летняя.
- Какие три ступени при анализе текста мы знаем?
- первая — прочитал текст и не все в нем понял;
-вторая — прочитал текст и понял только то, что в нем есть;
- третья — прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.
Чтение миниатюры:
Пинега
Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил - ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.
Проводим комплексный анализ текста
- Поднимемся на третью ступень понимания прочитанного текста.
- Прочитав миниатюру, я представила такую картину. Лето. Солнечное, ласковое утро. Река. На берегу ее — писатель. Он смотрит на любимую Пинегу, улыбается. У него — прекрасное настроение.
Работа в группах. Ответьте на вопросы. Заполните таблицу.
Что вы можете сказать о заглавии?
Миниатюра имеет заглавие - «Пинега». Это - имя собственное. Пинега - река в Северо-Европейской части России, правый приток Северной Двины (протяженность ее - 779 км).
Назовите тему текста
В заглавии миниатюры отражена ее тема - Пинега (точнее, вид, картина реки в разную погоду и в разное время суток).
Сформулируйте основная мысль
Пинега для автора родная, любимая река; он ласково называет ее старушкой, часто к ней приходит, внимательно присматривается.
Как раскрывается тема и основная мысль миниатюры?
Тема и основная мысль раскрываются постепенно.
На какие части ее можно разделить?
Ее можно разделить на следующие структурные части:
1) Утром - не узнать старушку.
2) Вечером (накануне) - всё в серой тине.
3) Сегодня - берег блестит, сверкает.
4) Причина изменений - ливень.
Как связаны части миниатюры?
Части миниатюры связаны по смыслу и структурно
В чем смысловая часть?
Смысловая связь их в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль.
Докажите смысловую часть.
В доказательство смысловой связи частей текста можно провести диалог с автором (или с текстом).
Утром вышел к реке и ахнул. Почему? - не узнать старушку. Почему? - Вечером уходил - ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня? - А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Почему? - Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.
Как связаны предложения в тексте?
Предложения последовательно Первое предложение связано с заглавием при помощи слова река {Пинега и река - контекстуальные синонимы); второе предложение связано с первым при помощи антонимических наречий вечером - утром, третье предложение со вторым - при помощи противительного союза а. Антонимы, и противительный союз подчеркивают изменения, произошедшие на реке. Четвертое предложение отличается от предыдущего видовременной соотнесенностью глаголов-сказуемых (в третьем предложении глаголы-сказуемые несовершенного вида в форме настоящего времени, а в четвертом - совершенного вида в форме прошедшего времени); благодаря этим морфологическим различиям более четко выделяется конец текста. Вторая часть последнего предложения (и вот омылась, принарядилась Пинега) возвращает нас к заглавию миниатюры, и текст получает композиционную завершенность.
Определите стиль миниатюры. Докажите
Художественный. В ней нарисованы конкретные картины: Пинега вечером (накануне), и она же утром (сегодня); выражено авторское отношение к предмету описания - любовь к родной реке. Этим чувством «продиктовано» употребление в переносном значении ласкового слова старушка, а также синонимов блестит, сверкает, которые для усиления их смысла поставлены рядом, один за другим, и пояснены сравнительным оборотом как разноцветная мозаика.
Эмоциональную выразительность описанию придают и разговорные слова: ахнуть - глагол, образованный от междометия ах, выражающий удивление, восторг, и принарядилась. Этот глагол, как и существительное старушка, употреблен тоже в переносном значении (его прямое значение - «надеть на себя что-то нарядное, приукраситься чем-либо»).
Вывод
Признаки целого текста в миниатюре Ф. А. Абрамова «Пинега» - заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и структурная), композиционная завершенность, стилистическое единство.
Задание на дом на выбор:
Написать анализ текста Ф. А. Абрамова «Пинега»
Создать свою миниатюру.
Литература
Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ