Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по рассказу В.Астафьева «Герань на снегу» 10 класс
Автор: Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Целинного района Алтайского края
Методическая база урока
Интегрированный урок русского языка и литературы
Тема урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С) (По рассказу В.Астафьева «Герань на снегу»).
Тип урока: развитие речи
Класс: 10 класс
Автор программы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Цели урока:
Образовательные:
Вырабатывать у учащихся навыки анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, авторскую позицию, выражать собственное мнение, аргументировать примерами из жизни и художественной литературы.
Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка: метафоре, сравнении, эпитете, метонимии, алогизме.
Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
Развивающие:
Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать умения грамотно излагать свои мысли.
Развивать умение использовать изобразительные средства языка в своей речи.
Воспитательные:
Вызвать интерес к творчеству В.П.Астафьева.
Способствовать осмыслению своего назначения.
Воспитывать ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе. Ключевые слова урока: аргументация, позиция автора, проблема текста.
Методы работы: частично-поисковый, исследовательский.
Приёмы: аналитическая беседа, анализ текста, работа со словарем, использование ИКТ, написание синквейна, рефлексия.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В.П.Астафьева «Герань на снегу», «Словарь терминов», «План написания сочинения-рассуждения», «Высказывания известных философов, писателей», «Стихотворения Р.Рождественского «Человеку мало надо», Э.Асадова «О смысле жизни»).
Опережающее задание: прочитать рассказ В.П.Астафьева «Герань на снегу», написать синквейны о героях рассказа.
Этапы занятия:
. Организационный момент.
. Целеполагание.
.Реализация основных этапов урока.
Словарная работа.
Формулировка проблемы текста.
Комментарий текста.
Определение авторской позиции.
Аргументация.
V. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание
V. Организация рефлексии и обратной связи
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Сообщение учащимся кратких сведений из жизни и творчества автора рассказа – Виктора Астафьева. (Слайды 2-4)
Произведения, вышедшие из-под пера В.П. Астафьева, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Большинство произведений писателя носит автобиографический характер и посвящено двум темам: жизни деревни и небольших городов (писатель выходец из крестьянской семьи) и Великой Отечественной войне (Астафьев не только принимал в ней участие, но и получил тяжёлое ранение). Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив», «Последний поклон», «Царь-рыба», роман «Прокляты и убиты».
В 1961 году В.П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые поднимал В.П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.
«…Человек во все времена остается человеком, и потребность его в задушевной беседе никогда и никуда не исчезала и, надеюсь, не исчезнет», - так говорил В.П. Астафьев.
II.Постановка целей и задач урока. Целеполагание.
Учитель: Вы прочли рассказ-миниатюру «Герань на снегу».
Скажите, какие вопросы вы бы задали однокласснику, самому себе, взрослому собеседнику?
Почему у героя нет имени?
Почему тоскливо мужику?
Почему он выбрасывает чугунок с геранькой за окно?
Почему автор показывает путь гераньки в никуда?
Почему мужик не выбрасывает за окно чугунок с помидором?
Случайно ли у вас возникли эти вопросы?
- Автор хочет побудить нас к размышлению.
Учитель: Какова цель нашего урока?
- Постичь идею произведения, рассмотрев текст на разных уровнях, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.
Учитель: Какие задачи нам необходимо решить на уроке?
- Выявить проблему, которая волнует автора, авторскую позицию; определить, с помощью каких изобразительных средств писатель выражает свою позицию; вспомнить план написания сочинения-рассуждения.
III. Реализация основных этапов урока.
Работа с текстом.
Словарно-лексическая работа. (Слайды 5-6)
Ученик заранее получил индивидуальное задание объяснить значение слов «барак», «жалица», «яр».
Барак – здание лёгкой постройки, предназначенное для временного жилья.
Чугунок - сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи.
Жалица (обл., употребляется в некоторых сибирских говорах1) – крапива.
Яр (обл.) 1. Крутой берег, обрыв. 2.Глубокий заросший овраг.
Беседа с учащимися.
Учитель: О чём данный текст?
- О гераньке и о мужике.
а) Афиширование домашнего задания. (Слайд 7)
Синквейны
ГЕРАНЬКА МУЖИК
Хрупкая, упрямая Пьяный, буйный.
Росла, цеплялась, светилась Пил, бил, рушил.
Тянулась к жизни всеми силами. Не замечал красоты вокруг себя
Борец. Уродство.
Геранька - Мужик -
жизнь, красота, беззащитность, жестокость, агрессия, равнодушие,
мужество, настойчивость, свет… грубость, бессмысленность, ярость,
злоба…
Геранька - символ стойкости, жизнелюбия, стремления жить.
Мужик потерял опору в жизни, цель. Он не ценит красоту, намеренно её разрушает.
Учитель: Что бы вы сказали о героях рассказа?
- Эти два образа противопоставлены, автор использует прием антитезы.
Учитель: Рассказ имеет философский характер (не случайно, что у мужика нет имени). Описанный в произведении частный случай - это проявление общей идеи.
Как бы вы сейчас ответили на вопрос, о чём это произведение?
- О жизни, ее испытаниях и сложностях.
б) Учитель: Вспомните план написания сочинения-рассуждения.
Черновик для работы над сочинением-рассуждением
Проблема текста
Комментарий
Авторская позиция
Аргументы
Примеры
1)
2)
в) Учитель: Сформулируйте проблему данного произведения.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования, н-р: проблема сохранения окружающей среды, проблема взаимосвязи человека и природы, проблема гуманизма. Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.
- Проблема семейных отношений
- Проблема экологии
- Проблема смысла жизни
- Проблема добра и зла
- Проблема духовности и бездуховности
Учитель: Чтобы определить проблему, которая находится в центре внимания автора, обратимся к началу рассказа и к концу.
О ком пишет В. Астафьев?
- О мужике – значит, проблема связана с человеком.
Учитель: Какие вопросы волнуют писателя?
- Как прожить свою жизнь? Чему посвятить её? В чём смысл жизни?
- В.П. Астафьев поднимает очень важную проблему – проблему смысла жизни (проблему назначения человека).
Учитель: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы должны точно знать, как автор на него отвечает.
Учитель: К какому стилю речи относится данный текст?
- К художественному.
Учитель: Исходя из этого, о чём мы можем судить?
- В публицистическом тексте автор открыто отстаивает свою точку зрения, даёт прямые оценки явлениям и событиям, в художественном – автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям и их действиям: читатель сам должен это сделать; автор передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а мы должны их понять, дешифровать (подтекстовая информация).
Учитель: В чём проявляется авторская позиция?
- Какими автор изображает своих героев и их поступки.
- Каждое слово, знак препинания – это ключ к пониманию идеи произведения, авторской позиции.
- Авторская позиция проявляется:
в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении;
в соотношении персонажей;
в языковом оформлении текста.
Астафьев использует разнообразные приемы для создания образа, для выражения авторского мнения.
Комментарий текста.
Работа в группах и фронтальная работа с классом.
1 группа. (Слайды 8-10)
1. Выпишите глаголы из предложенного отрывка и объясните, с какой целью использует их автор? Какую атмосферу они передают?
В бараке бушевал пьяный мужик. Жена пыталась его утихомирить. Он ударил жену, и она улетела в коридор. Ребятишки еще раньше разбежались. Стал пьяный мужик искать, чего бы разбить. Но в комнате уже все было разбито и порушено.
2. В 1 абзаце используется только одно прилагательное. Будет ли данное определение являться эпитетом? Почему?
- Астафьев задает мрачное настроение.
- Создается атмосфера разрушения, зла. «Все было разбито и порушено».
- Разбиты и порушены, в первую очередь, семейные ценности. Мужик не муж.
Работа со словарем.
Мужик
Крестьянин (в противопоставлении горожанину) (устар.).
То же, что мужчина (прост.).
То же, что муж (в 1 значении) (прост.).
Невоспитанный, грубый человек (устар.).
В румынском языке за словом «мужик» закреплено резко отрицательное значение (при том единственное): личность, не обременённая воспитанностью, манерами; плохо воспитанный человек.
Муж
Мужчина по отношению к женщине, с которой состоит в браке.
Мужчина в зрелом возрасте (устар.), а также деятель на каком-либо общественном, научном поприще (высок.).
«Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» (А. С. Пушкин).
- Муж – мужчина, умудрённый опытом.
- Жена не создает уют. «В дырявом чугунке росла геранька. Забывали поливать ее, и потому нижние листья гераньки скоро чернели, свертывались и опадали».
- «Ребятишки … разбежались». Но семья – это единение!
- В этой семье нет теплоты в отношениях, понимания, любви друг к другу и окружающему миру.
- В семье царит равнодушие и жестокость по вине мужика.
- У мужика есть семья, ради которой он должен жить, стремиться к чему-то хорошему. У него есть дети, которые нуждаются в родительском внимании. Мужик же пьянствует.
- Он подаёт дурной пример своим детям. Когда они вырастут, кем они станут?
По народным представлениям муж обязан содержать жену, жена - быть ему помощницей во всех начинаниях. Супруга, уличенного в мотовстве и пьянстве, могли отстранить от главенства в семье и передать право распоряжаться собственностью жене или старшему сыну2.
По законам православия - на муже полная и всесторонняя забота о доме. “Он должен, – пишет свят. Феофан Затворник, – иметь неусыпное попечение о доме, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми, за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится…». Глава входит и во все внешние отношения. Семья за ним — как за каменной стеной. Общество спрашивает за дела семьи именно с него.
Жене надлежало быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой. Истоки мира в семье – во взаимной привязанности и живом участии, содействии и доверии.
Рождение и воспитание детей – основа семьи. Родители передают свои знания и опыт, культуру, нравственные ценности. Глава семьи отвечает за нравственность домочадцев. В глазах общества именно он должен был приструнить или "поучить" своих детей или жену в случае нарушения общественных норм3.
- В первом абзаце нет прилагательных, кроме слова «пьяный», автор намеренно исключает их. Прилагательные усиливают образность, выполняют эмоционально-оценивающие функции в тексте. Но в мире, который существует, нет красоты. Лаконичные конструкции с глаголами, казалось бы, только констатируют факт, но нам понятно авторское отношение к происходящему.
Работа с классом.
Учитель: Но все ли так однозначно в жизни мужика?
- Тоскливо мужику.
Тоска. 1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука.
Учитель: Почему тоскливо мужику? Был ли у мужика прежде дом?
В бараке бушевал пьяный мужик.
Барак - временное жильё.
Обратимся к слайду 6: «В СССР с началом индустриальной эпохи, бараки появились в фабричных поселках. В СССР бараки были одним из основных типов жилья рабочих до начала массового жилищного строительства в 1960-х. Особенно много бараков было в новых индустриальных городах СССР, где строились крупные заводы, на Севере и в Сибири».
Дом - своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
- Видимо, мужик покинул свой дом и приехал на новостройку.
- Герань - душистый хранитель семейного благополучия.
- Герань - символ дома.
- Когда-то она, наверное, росла на окне их родного дома, в котором жило ни одно поколение.
- Не случайно употребляет В.Астафьев диалектные слова «жалица», «яр». Он подчёркивает оставшуюся в прошлом связь героя с сельской жизнью, с деревней.
Учитель: Не оттого ли тоскливо мужику, что он лишён корней?
И тут увидел он гераньку на окне. …И мужик подумал, что лучше, покойней под снегом гераньке, и теплее, и бараком её не душит. Значит, самого мужика бараком душит.
Учитель: Какой приём использует автор, говоря «покойней под снегом гераньке, и теплее», и с какой целью?
- Автор использует алогизм, подчеркивая тем самым нарушение восприятия бытия, искажения нормальной картины мира.
Мужика душит барак, но при этом он сам отгораживается от мира, который его окружает за пределами барака: «Днём мужик окно фанеркой заделывал…». Мужик выбросил за окно гераньку, но не выбрасывал чугунок с помидором.
- Человек жесток и груб, глух к красоте, он потерял себя, в его больном мире всё искажено.
2 группа. (Слайды 11-12)
1.Использует ли автор слово «герань» в самом произведении? Выпишите существительные, при помощи которых автор рисует гераньку? В чём особенность строения этих слов? В чем их символичность?
Стебелёк, корешок, листики, росточек.
Автор использует уменьшительно-ласкательные формы. Использование уменьшительно-ласкательного суффикса подсказывает, что писатель относится к цветку с любовью и добротой.
Астафьев показывает хрупкость и беззащитность гераньки, чтобы подчеркнуть в то же время силу цветка, который вопреки всему стремится жить.
2.Какое прилагательное является ключевым словом в изображении гераньки? Почему?
Эпитет «живая» является ключевым словом. Геранька символизирует жизнь, которая противостоит разрушению.
3.Какие изобразительные средства использует автор в абзаце «Днем мужик окно фанеркой заделывал и увидел гераньку. Она тускло светилась под снегом. Каплей крови показалась она мужику, и он перестал работать, тяжело замер возле окна»?
Она [геранька] тускло светилась - метафора
Каплей крови показалась она мужику - сравнение, выраженное творительным падежом существительного.
Работа с классом.
Почему сильнее человека оказалась геранька?
Она боролась, стремилась жить.
3 группа. (Слайды 13-15)
1. В повествовании о жизни гераньки найдите слова-антонимы. Выпишите их. Как называется приём противопоставления в художественном произведении? Объясните, с какой целью использует его автор?
2.Какой путь проходит геранька? В чём его символичность?
Чернели, свёртывались и опадали – отросла, расцвела; примерзали – оттаивали; светилась – погасла; пустил росточек – лишился сил; шевельнулась – унялась.
Автор описывает трудную жизнь цветка. Чего только не пришлось испытать ему! Но геранька не падает духом – живёт, преодолевая трудности, цепляется за жизнь. Она, как настоящий борец, стойко переносит все испытания, какие уготовила ей судьба.
3.Отчего погибает геранька?
Геранька погибает от бездушия людей.
Работа с классом.
Учитель: Началось строительство (строительство – созидание!) и пришёл экскаватор. «Машина вывалила землю под яр, к реке..».
Какое изобразительное средство и с какой целью использует автор в данных предложениях?
- Автор использует метонимию, чтобы показать, что люди губят красоту в угоду цивилизации, они бездушны.
- Чтобы подчеркнуть бездушие людей, их равнодушие к тому, что они причиняют боль природе, Астафьев использует неопределённо-личное предложение «..да на неё всё валили и валили…».
- Повтор глагола «валили» и употребление усилительной частицы «всё» показывает бесконечность производимого действия, которое неизбежно приведёт к гибели гераньки.
- «…Машина вывалила землю под яр, к реке ... вместе со шепьем, хламом и закопанной травою». Не только гераньке, но и реке грозит гибель.
Учитель: Почему автор выводит действие за порог барака?
- В семье отражаются болезни общества.
группа. (Слайды 16-17)
1.Объясните, в чем смысл кольцевой композиции? «Стал пьяный мужик искать, чего бы разбить…. Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и всё время искал – чего бы разбить и выбросить».
В чём символичность этих фраз?
- Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Автор подчёркивает, что жизнь мужика – это замкнутый круг, в ней ничего не меняется, потому что он сам ничего не хочет изменить.
- В жизни мужика безысходность, что выражают слова «по-прежнему пил», «всё время искал…».
2. С какой целью В.П. Астафьев использует авторский знак препинания в последнем предложении рассказа «Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и всё время искал – чего бы разбить и выбросить»?
- Используя тире вопреки правилам пунктуации в сложноподчинённом предложении после главной части перед подчинительным союзом, автор создаёт паузу и тем самым выделяет придаточную часть, подчёркивая особую значимость этих слов. У читателя напрасно появляется надежда, что мужик задумался о том, как он поступает, и ищет что-то важное в жизни, желая понять своё предназначение, - жизнь мужика проходит по-прежнему.
Вывод: 4) Какова же позиция автора по отношению к данной проблеме?
- Автор считает, что человек должен быть сильным, он должен достойно прожить свою жизнь, преодолевать трудности.
Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни: «…Каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни “через себя»…
IV. Подведение итогов урока.
Каков для вас итог урока? Смогли ли мы достичь цели урока? Нашли ли мы ответы на поставленные перед собой вопросы?
V. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по тексту В.Астафьева (не менее 150 слов).
С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?
Структура сочинения
I. Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)
актуальность, злободневность проблемы.
II. Комментарий (не должно быть пересказа)
III. Позиция автора
IV. Собственное мнение два аргумента
V. Выводы вернись к началу
Какие художественные произведения поднимают сходные проблемы?
Драма М. Горького «На дне», сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок», роман И.А. Гончаров «Обломов»…
Выразите своё мнение по данной проблеме?
Тот, кто прочитает данный рассказ, не останется равнодушным к поставленной проблеме. Читатель непременно задумается о своём назначении, о том, что жизнь надо прожить достойно человека.
VI. Организация рефлексии и обратной связи.
Продолжите данное высказывание или обратитесь к высказываниям известных людей. (Слайд 18)
Назначение человека в …
Смысл жизни человека в…..
Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
Александр Иванович Герцен, знаменитый русский публицист
Жизнь, которая строится на любви ко всему миру,- это полноценная и богатая жизнь, растущая в красоте и силе.
Эмерсон Ральф, американский философ, поэт
Стихотворения о смысле жизни Р. Рождественского «Человеку мало надо», Э.Асадова «О смысле жизни».
Литература
Астафьев В.П. Затеси. – М.:Эксмо, 2008.
1Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
2 http://semyi.net/modules/myarticles/article_storyid_59.html 3http://jarusskiy.ru/russkie_semja.html
Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Части А,В и С (модели сочинений). – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
Приложение №1
Виктор Петрович Астафьев
Герань на снегу
В бараке бушевал пьяный мужик. Жена пыталась его утихомирить. Он ударил жену, и она улетела в коридор. Ребятишки еще раньше разбежались. Стал пьяный мужик искать, чего бы разбить. Но в комнате уже все было разбито и порушено.
Тоскливо мужику.
И тут увидел он гераньку на окне.
В дырявом чугунке росла геранька. Забывали поливать ее, и потому нижние листья гераньки скоро чернели, свертывались и опадали. Но набралась сил геранька и отросла — расцвела. Один цветок и был у нее только да с пяток листьев, которые ночью примерзали к окну, а как печку затопляли, они оттаивали.
Мужик бухнул чугунком в стекло. Упала геранька под окно. Земля из чугунка вывалилась в снег. Мужик после этого успокоился и заснул.
Всю ночь светилась геранька под окном, еще живая. Наутро снег пошел, припорошил ее.
Днем мужик окно фанеркой заделывал и увидел гераньку. Она тускло светилась под снегом. Каплей крови показалась она мужику, и он перестал работать, тяжело замер возле окна.
А гераньку все заносило и заносило снегом. Так она тихонько и погасла, и мужик подумал, что лучше, покойней под снегом гераньке, и теплее, и бараком ее не душит.
Скоро пришла весна. Снег под окнами барака смыло ручьями, и водою подхватило стебелек гераньки с мокрым черным цветком и унесло в овражек. Корешок гераньки оказался живой, и этим корешком поймалась геранька за землю и снова расти начала. Но как вышли два листика и заметной сделалась геранька — ее отыскала в овраге коза и съела.
В земле еще оставался корещок гераньки, и, набравшись сил, он снова пустил росточек. Тут началось строительство и пришел экскаватор. Он зацепил ковшом гераньку вместе с жалицей и бросил в машину, машина вывалила землю под яр, к реке.
Геранька шевельнулась и в рыхлой земле, попробовала расти на новом месте, да на нее все валили и валили сверху землю, и она расти больше не смогла, унялась, и корень ее лишился сил под тяжестью и начал гнить внутри земли, вместе со шепьем, хламом и закопанной травою.
Дырявый чугунок хозяйка подняла и посадила в него помидор. Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и все время искал — чего бы разбить и выбросить.
Приложение № 2
Душа человека заключается в его делах.
Ибсен Генрик
Величайшее испытание мужества человека — потерпеть поражение и не пасть духом.
Ингерсолл Роберт Грин , американский юрист и публицист
Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов.
Шамфор Себастьен Никола Рок, французский писатель
Кто жил так, что его память свято сохраняется в душах людей, которых он любил, тот, я думаю, сделал свое дело для продолжения своего существования и после смерти.
Эберс Георг – немецкий писатель
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Даль Владимир Иванович, русский писатель, лексикограф, этнограф
Любовь - ответ на проблему человеческого существования.
Эрих Фромм
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
Эрих Фромм
Цель человеческой жизни заключается в том, чтобы служить людям, участвовать в их жизни и быть готовым помогать им.
Альберт Швейцер
Приложение № 3
* * *
Человеку надо мало
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила…
Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И —
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, —
немного.
Это, в общем-то, - пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал. Роберт Рождественский
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
— В чем смысл твоей жизни? — Меня спросили. —
Где видишь ты счастье свое, скажи?
— В сраженьях, — ответил я, — против гнили
И в схватках, — добавил я, — против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.
И в том я свое назначенье вижу,
Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
Сражаясь с цинизма колючим льдом,
С предательством, наглостью, черным злом,
Со всем, что до ярости ненавижу!
Еще я хочу, чтоб моя строка
Могла б, отверзая тупые уши,
Стругать, как рубанком, сухие души
До жизни, до крохотного ростка!
Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
И в том моя вера и жизнь моя.
И, в грохоте времени быстротечного,
Добавлю открыто и не тая,
Что счастлив еще в этом мире я
От женской любви и тепла сердечного...
Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ.
И, счастлив от мысли, что нужен людям,
Плевал на бураны и шел вперед.
От горя — к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался в бой.
Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу!
Асадов Эдуард

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ